kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение уравнений в целых числах

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Алгебраические уравнения или системы алгебраических уравнений с целыми коэффициентами, имеющими число неизвестных, превосходящее число уравнений, и у которых разыскиваются целые или рациональные решения получили название диофантовых уравнений.

    Проблема решения уравнений в целых числах решена до конца только для уравнений с одним неизвестным, для уравнений первой степени и для уравнений второй степени с двумя неизвестными. Для уравнений выше второй степени с двумя или более неизвестными трудной является даже задача доказательства существования целочисленных решений. Более того, доказано, что не существует единого алгоритма, позволяющего за конечное число шагов решать в целых числах произвольные диофантовы уравнения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Решение уравнений в целых числах »

Задачи с целочисленными неизвестными Павловская Нина Михайловна, учитель математики МБОУ «СОШ № 92 г. Кемерово

Задачи с целочисленными неизвестными

Павловская Нина Михайловна,

учитель математики МБОУ «СОШ № 92

г. Кемерово

Алгебраические уравнения или системы алгебраических уравнений с целыми коэффициентами, имеющими число неизвестных, превосходящее число уравнений, и у которых разыскиваются целые или рациональные решения получили название  диофантовых уравнений .  Проблема решения уравнений в целых числах решена до конца только для уравнений с одним неизвестным, для уравнений первой степени и для уравнений второй степени с двумя неизвестными. Для уравнений выше второй степени с двумя или более неизвестными трудной является даже задача доказательства существования целочисленных решений. Более того, доказано, что не существует единого алгоритма, позволяющего за конечное число шагов решать в целых числах произвольные диофантовы уравнения.

Алгебраические уравнения или системы алгебраических уравнений с целыми коэффициентами, имеющими число неизвестных, превосходящее число уравнений, и у которых разыскиваются целые или рациональные решения получили название диофантовых уравнений .

Проблема решения уравнений в целых числах решена до конца только для уравнений с одним неизвестным, для уравнений первой степени и для уравнений второй степени с двумя неизвестными. Для уравнений выше второй степени с двумя или более неизвестными трудной является даже задача доказательства существования целочисленных решений. Более того, доказано, что не существует единого алгоритма, позволяющего за конечное число шагов решать в целых числах произвольные диофантовы уравнения.

Простейшими диофантовыми уравнениями являются уравнения вида  ax + by = c , a ≠ 0; b ≠ 0 Если с = 0 , то решение очевидно х = 0, у = 0. Если с ≠ 0 , и решение (х 0 ; у 0 ) , то целое число ax 0 + by 0 делится на d = (a ; b) , поэтому с так же должно делиться на общий делитель a и b . Например: 3х + 6у = 5 не имеет целых решений, так как (3; 6) = 3, а с = 5 не делится на 3 без остатка.  Если уравнение ax + by = c имеет решение (х 0 ; у 0 ) , и (a ; b) = 1 , то все решения уравнения задаются формулами х = х 0 + bn; y = у 0 – an, где nлюбое целое решение.
  • Простейшими диофантовыми уравнениями являются уравнения вида

ax + by = c , a ≠ 0; b ≠ 0

Если с = 0 , то решение очевидно х = 0, у = 0.

Если с ≠ 0 , и решение 0 ; у 0 ) , то целое число

ax 0 + by 0 делится на d = (a ; b) , поэтому с так же должно делиться на общий делитель a и b .

Например: 3х + 6у = 5 не имеет целых решений, так как (3; 6) = 3, а с = 5 не делится на 3 без остатка.

  • Если уравнение ax + by = c имеет решение 0 ; у 0 ) , и (a ; b) = 1 , то все решения уравнения задаются формулами х = х 0 + bn; y = у 0 – an, где nлюбое целое решение.

Например: 3х + 5у = 13, (3; 5) = 1, значит уравнение имеет бесконечно много решений, х 0 =1; у 0 =2

6

16

11

х

1

у

?

2

?

?

?

?

?

-4

-1

-7

Большая (великая) теорема Ферма гласит: уравнение вида не имеет решений в натуральных числах. Эта теорема была сформулирована итальянским математиком Пьером Ферма более 300 лет назад, а доказана лишь в 1993 году.

Большая (великая) теорема Ферма гласит: уравнение вида не имеет решений в натуральных числах.

Эта теорема была сформулирована итальянским математиком Пьером Ферма более 300 лет назад, а доказана лишь в 1993 году.

Метод разложения на множители . 1) Решить в целых числах уравнение  x + y = xy. Решение.  Запишем уравнение в виде  (x - 1)(y - 1) = 1. Произведение двух целых чисел может равняться 1 только в том случае, когда оба они равны 1. Т. е. исходное уравнение равносильно совокупности      с решениями (0,0) и (2,2).

Метод разложения на множители .

1) Решить в целых числах уравнение

x + y = xy.

Решение. Запишем уравнение в виде

(x - 1)(y - 1) = 1.

Произведение двух целых чисел может равняться 1 только в том случае, когда оба они равны 1. Т. е. исходное уравнение равносильно совокупности

с решениями (0,0) и (2,2).

2. Решите в целых числах уравнение:  3х² + 4ху – 7у²= 13. Решение: 3х² - 3ху + 7ху – 7у²= 13,  3х(х – у) +7у(х – у) = 13,  (х – у)(3х + 7у) = 13.  Так как 13 имеет целые делители ±1 и ±13, 1. х – у = 1, 7х – 7у = 7, х = 2,  3х + 7у= 13; 3х + 7у = 13; откуда у = 1 2. х – у = 13, 7х – 7у = 91, х = 9,2,  3х + 7у= 1; 3х + 7у =1; откуда у=- 3,8. 3 . х – у = -1, 7х – 7у = -7, х = -2,  3х + 7у= -13; 3х + 7у = -13; откуда у = -1. 4. х – у = -13, 7х – 7у = -91, х = -9,2,  3х + 7у= -1; 3х +7у= -1; откуда у =3,8. Следовательно уравнение имеет два решения в целых числах: (2;1) и (-2;-1)

2. Решите в целых числах уравнение:

3х² + 4ху – 7у²= 13.

Решение: 3х² - 3ху + 7ху – 7у²= 13,

3х(х – у) +7у(х – у) = 13,

(х – у)(3х + 7у) = 13.

Так как 13 имеет целые делители ±1 и ±13,

1. х – у = 1, 7х – 7у = 7, х = 2,

3х + 7у= 13; 3х + 7у = 13; откуда у = 1

2. х – у = 13, 7х – 7у = 91, х = 9,2,

3х + 7у= 1; 3х + 7у =1; откуда у=- 3,8.

3 . х – у = -1, 7х – 7у = -7, х = -2,

3х + 7у= -13; 3х + 7у = -13; откуда у = -1.

4. х – у = -13, 7х – 7у = -91, х = -9,2,

3х + 7у= -1; 3х +7у= -1; откуда у =3,8.

Следовательно уравнение имеет два решения в целых числах: (2;1) и (-2;-1)

3 . Решите в целых числах уравнение:  9х² + 4х – ху +3у = 88. Решение: 9х² + 4х – 88 = ху – 3у,  9х² + 4х – 88 = у(х – 3)       так как 5 имеет целые делители ± 1и ± 5, то  х у - 2 2 12 4 44 8 72 104

3 . Решите в целых числах уравнение:

9х² + 4х – ху +3у = 88.

Решение: 9х² + 4х – 88 = ху – 3у,

9х² + 4х – 88 = у(х – 3)

так как 5 имеет целые делители ± 1и ± 5, то

х

у

- 2

2

12

4

44

8

72

104


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Решение уравнений в целых числах

Автор: Павловская Нина Михайловна

Дата: 27.08.2015

Номер свидетельства: 227231

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока математики в 6 классе по теме « Решение уравнений» "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-6-klassie-po-tiemie-rieshieniie-uravnienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "196747"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428094513"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Открытый урок по математике во 2 классе по теме "Решение уравнений вида 57-х=7" "
    ["seo_title"] => string(88) "otkrytyi-urok-po-matiematikie-vo-2-klassie-po-tiemie-rieshieniie-uravnienii-vida-57-kh-7"
    ["file_id"] => string(6) "142728"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418352615"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока математики по теме " Уравнение. Решение уравнений""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-uravnieniie-rieshieniie-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "264331"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449683424"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока математики на тему "Решение уравнений" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-rieshieniie-uravnienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "220038"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434475147"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока математики на тему: "Решение уравнений" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-rieshieniie-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "105486"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402856282"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства