В начале презентации приводятся приемы развивающего обучения: привлекательная цель, выдвижение гипотезы, "лови ошибку", практичность теории, самостоятельная работа и игровые моменты. Затем дается разработка урока по теме: Построение графика квадратичной функции" (9кл.) с использованием технологии развивающего обучения.
Данная презентация составлена по материалам журналов Математика в школе и интернет ресурсов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
активное включение самого ученика в учебно-познавательную поисковую деятельность;
организация совместной деятельности;
переход от сообщения знаний и их запоминания к частичному или полному самостоятельному поиску.
Принципы развивающего обучения.
Создание ситуации успеха для каждого ребенка,
Самостоятельный поиск учащимися решений и ответов,
Дифференцированный подход,
Использование вспомогательных элементов в обучении (карточки- консультанты и т.д.),
Разноуровневость заданий и требований, заключающаяся в самостоятельном выборе учеником задания на ту оценку, которую он желает получить.
Формы работы:
коллективная;
групповая;
парная;
индивидуальная
Методы, приемы и средства обучения
Средстваметодыприемы
Устный
Таблицы, учебники,
карточки для устной работы
Фронтальный опрос, устные контрольные работы
Словесно
графический
Чертёжные, измеритель-ные и вычислительные инструменты.
Построение графиков, их чтение. Построение фигур и работа с ними.
Работа с карточками, по образцам, по алгоритму, работа с моделями, творческие работы
Таблицы, схемы, рисунки, модели фигур, учебники, справочная литература .
Наглядный
Описания,
инструкции, учебники, проекты.
Практические и лабораторные работы, создание проектов .
Практический
Приемы развивающего обучения:
привлекательная цель;
выдвижение гипотезы;
«лови» ошибку;
практичность теории;
самостоятельная работа;
игровые моменты.
Привлекательная цель
активное и заинтересованное участие каждого учащегося. Это может быть постановка перед учащимися маленьких проблем, например, «Чтобы это означало?», «Как вы думаете, а это верно?».
Задания с элементами игры и занимательности
«Попробуйте расшифровать древние записи, в которых от пропавших цифр остались только точки. Учтите, чем древнее рукопись, тем сложнее ее раскодировать».
«Посетив морские глубины, вы узнаете много нового о жизни обитателей этих глубин».
«В нашей стране водится много бобров… (немного о жизни бобров). Найдите длину бобра (в дм). А поможет вам в этом удивительный квадрат…»
Проблемные ситуации
Найти корни уравнения х² = 10 разными способами. (8 кл)
(Учащиеся пока не могут найти корни способом разложения на множители, а только применяя графический способ решения, обнаруживают, что корня два и они являются противоположными числами и значения их приближенные. Перед учащимися опять ставится вопрос: «Можно ли определить значения корней более точно ?». А учащиеся выдвигают гипотезу , что для решения этой задачи необходимо ввести операцию, обратную возведению в квадрат.)
Проблемные вопросы
Примеры:
Сколько вам необходимо знать точек, чтобы построить график функции у = ах². (Учащиеся уже имеют опыт построения графика функции у = х² и смогут ответить.)
Предлагаю решить уравнение х² = 9 разными способами: разложением на множители и графически. (8 кл.)
Прием - выдвижение гипотез
Пример1:
По теме: «Функция у = а/х » (8кл)предлагаю в начале рассмотреть ряд практических задач, строю диалог с учащимися. Затем от рассмотрения частных значений коэффициента переходим к общему. Учащимся предлагаю сосредоточить свой взгляд, внимание на формулу у= а/х и записать вопрос, который напрашивается, и выдвинуть гипотезу к вашему вопросу. Учащиеся ставят следующие вопросы: «Какие значения может принимать х ?» и выдвигают гипотезу : « х принимает любые значения, кроме 0».
Пример 2. Как вы думаете, как будет располагаться график функции у= (х + m)² на координатной плоскости? (9кл.) (Учащиеся выдвигают гипотезы по положению графика и ,построив уже заданные графики, сравнивают их с графиком функции у = х², а затем устанавливают, что данные графики получены переносом параллельно оси абсцисс влево или вправо.)
Этап - исследование гипотезы
Пример1. Построить график функции
у= а/х с составлением таблицы значений х и у.(8кл.)
Пример1. Построить график функции
у= (х + m)² с составлением таблицы значений х и у.(9кл.)
Прием «практичность теории»
Пример1:
При прохождении темы: «Функция
у=ах ²+bx+c». Проблемный вопрос: « А как вы, ребята, думаете, почему квадратичной функции нужно уделить особое внимание?».
Пример2. Показ на практике графика функции ( у= а/х ) обратной пропорциональной зависимости –гиперболы. (Учащиеся знакомятся с тем, что многие кометы движутся по орбитам, близким к гиперболам, данной кривой широко пользуются в астрологии и в строительном деле. Для показа применения рассмотренной темы предлагаю учащимся подготовить рефераты, сообщения, информационную справку)
Цели : обучающие – формирование знаний о графике квадратичной функции и умений их построения;
развивающие – развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
воспитательные - воспитание ответственного отношения к учебному труду.
Структура урока: 1. Актуализация опорных знаний и умений. 2. Мотивация. 3. Формулировка темы и цели. 4. Самостоятельное изучение нового материала. 5. Определение уровня обученности. 6. Проверка и обсуждение полученных результатов. 7. Постановка домашнего задания.
Содержательная часть:Задание : Построить график функции y = x ² - 4 x + 7. План изучения нового с помощью учебника. 1. Построить график функции y = x ² а) Заполните таблицу б) Отметьте точки на координатной плоскости. в) Проведите через них плавную линию.
x
-3
у
-2
-1
0
1
2
3
2. Постройте график функцииy=(x-2) ² в той же системе координат. а)Заполните таблицу б) Отметьте точки на координатной плоскости. в)Проведите через них плавную линию. г) Запишите, как получен график функции y=(x-2) ² из графика y = x ² .
x
-3
у
-2
-1
0
1
2
3
3. Постройте график функцииy=(x-2) ²+3 в той же системе координат. а)Заполните таблицу б) Отметьте точки на координатной плоскости. в)Проведите через них плавную линию. г)Запишите, как получен график функции y=(x-2) ²+3 из графика y=(x-2) ² . г) Запишите, как получен график функции y = x ² - 4 x + 7 ( y=(x-2) ²+3) из графика y = x ² и чем является ось симметрии параболы .
х
-3
у
-2
-1
0
1
2
3
Обобщение нового материала Напишите, как связаны графики функций y = a ( x - m )²+ n и y = ax ² Выпишите: а) формулы для нахождения координат вершины параболы y = ax ² + bx + c б) что является осью симметрии параболы y = ax ² + bx + c в) от чего и как зависит направление ветвей параболы.
Обучающая самостоятельная работа1 вариант1. Построить график функции y =( x -2) ² . Запишите координаты вершины и направление ветвей параболы. 2.Найдите координаты вершины параболы и определите направление ветвей. а) y = x ² -4 x -5; б) y =- x ² +4 x +3
2 вариант 1 . Построить график функции y =( x -3)² . Запишите координаты вершины и направление ветвей параболы. 2. Найдите координаты вершины параболы и определите направление ветвей. а) y =- x ² -2 x +3; б) y = x ²+ 6 x +5.
Проверка и обсуждение полученных результатов.
Обсуждают в ходе беседы свои выводы по построению графиков квадратичных функций.
Выполняют самопроверку обучающей самостоятельной работы.
Подводят итог своей работы. Оценивают её по достижению поставленной темы.
Постановка домашнего задания.
разноуровневое домашнее задание.
Современный учитель на современном уроке:
Применяет различные методы обучения
Создает положительную мотивацию к учению
Создает ситуацию успеха для каждого ученика
Использует на уроке разноуровневые задания
Учит школьников самостоятельно работать и добывать знания
Управляет деятельностью учеников
Обобщает и систематизирует знания учащихся
Вывод:
Каждый урок направлен на обучение, воспитание, развитие ученика
На уроке ученик должен быть активен, с горящими глазами
На уроке всё должно быть для ученика доступно и полезно
Учитель находит подход к каждому ученику, добивается, чтобы все ученики были заняты на уроке, и цели урока достигаются для всех учащихся в меру их возможностей и способностей