Цель данной презентации состоит в расширении знаний о решении квадратных уравнений.В работе рассматриваются 13 способов решения одного квадратного уравнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Различные способы решения квадратных уравнений»
Различные способы решения
квадратных уравнений
У.У.Сойер:"Человеку изучающему алгебру, часто полезно решить одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решать три-четыре различные задачи. Решая одну задачу различными способами, можно путем сравнения выяснить, какой из них короче, эффективнее. Так вырабатывается опыт".
Способы
решения
квадратного
уравнения
Х2+4x-5=0
1СПОСОБ. Разложение левой части уравнения на множители.
Решим уравнение х 2 + 4x – 5 = 0.
Разложим левую часть на множители:
x 2 -x+5 х – 5 = 0 ;
( х 2 – х ) + ( 5 х – 5) = 0;
х ( х – 1 ) + 5( х – 1 ) = 0;
( х – 1 )( х +5 ) = 0
Тогда х 1 = 1 и х 2 = - 5
Ответ: 1; -5
2СПОСОБ. Метод выделения полного квадрата.
Решим уравнение х 2 + 4х – 5= 0.
х 2 +4x=5;
х 2 + 2 2х=5;
х 2 + 2 2 х +4=5+4;
( х + 2 ) 2=9.
Следовательно,
х + 2= 3 или х +2= - 3
х 1 = 1 х 2 = -5
Ответ: 1; -5
3СПОСОБ.Решение квадратных уравнений по формуле.
1)Уравнение ах 2 + bх + с = 0, а ≠ 0, имеет корни
Решим уравнение х 2 + 4х – 5= 0, а ≠ 0.
x 1 =-4+ 16-4 1(-5)= -4+ 36 = -4+6 =1
2 1 2 2
x 1 = -4- 16-4•1(-5)= -4- 36 = -4-6 = -5
2 1 2 2
Ответ: 1; -5
0;k=2. Ответ: 1; -5" width="640"
2)Уравнение ax 2 +2kx+c=0, a=0 имеет корни
x 1,2 =
Решим уравнение x 2 +4x-5=0,a0;k=2.
Ответ: 1; -5
4СПОСОБ.Решение уравнений с использованием теоремы Виета.
х2 + px + q = 0.
Его корни удовлетворяют теореме Виета, которая при
а =1 имеет вид
x 1 x 2 = q,
x 1 + x 2 = - p.
Применим этот способ к нашему уравнению
x 2 +4x-5=0.
x 1 +x 2 =-4, x 1 =1,
x 1 •x 2 =-5; x 2 =-5.
Ответ: 1; -5
5СПОСОБ.Решение уравнений способом «переброски».
ах2+ bх + с = 0,гдеа ≠ 0.
Умножая обе его части на а, получаем уравнение
а2х2+ аbх + ас = 0.
Пустьах = у, откудах = у/а; тогда приходим к уравнению
у2+ by + ас = 0,
равносильно данному. Его корниу1иу2найдем с помощью теоремы Виета.
7СПОСОБ:Графическое решение квадратного уравнения.
Если в уравнении х 2 + рх + q = 0 перенести второй и третий члены в правую часть, то получим
х 2 = – рх – q.
Построим
графики зависимостей
у = х 2 и у = – рх – q.
(рис.1)
1)Если прямая и парабола пересекаются в двух точках, то уравнение имеет два решения.
2) Если прямая и парабола пересекаются в одной точке, то уравнение имеет одно решение.
3)Если прямая и парабола не пересекаются, то уравнение не имеет решений.
3)
1)
2)
Решим графически уравнение х 2 + 4х – 5= 0.
x 2 =-4x+5
Построим y=x 2 и y=-4x+5
Прямая и парабола пересекаются в двух точках абсциссами х 1 = 1, х 2 = -5
Ответ: 1; -5
8СПОСОБ.Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки.
1)Построим точки S ( -b/2a ; (а+с) /2a )(центр окружности) и А (0 ; 1).
2)Проведем окружность с радиусом SA;
3)Абсциссы точек пересечения этой окружности с осью ОХ является корнями исходного квадратного уравнения.
Решим уравнение х 2 + 4х – 5= 0.
1. Определим координаты точки центра окружности по формулам:
S ( - b/2a ;(а+с )/2a )
х = - b/2a = -4/2 = -2
у = (а+с) /2a =(1+(-5)):2 = - 2
S ( - 2 ; - 2) и А ( 0 ; 1 ).
2. Проведем окружность с R = SA , где А ( 0 ; 1 ).
R=
3. Абсцисса точек пересечения этой окружности с осью ОХ х 1 = 1, х 2 = - 5
Ответ: 1; -5
9СПОСОБ:Решение квадратных уравнений с помощью номограммы.
Номограмма даёт значения положительных корней уравнения z 2 +pz+q=0
Если это уравнение имеет корни разных знаков , то , найдя по номограмме положительный корень, отрицательный находят ,вычитая положительный из -p .В случае ,когда оба корня отрицательны, берут
z=-t и находят по номограмме два положительных корня t 1 и t 2 уравнения t 2 -pt+q=0,а затем z 1 =-t 1 , z 2 =-t 2 .Если коэффициенты p и q выходят за пределы шкал, выполняют подстановку z=kt и решают посредством номограммы уравнение
Уравнение, где k берется с таким расчётом, чтобы имели место неравенства:
Для решения нашего уравнения
х 2 + 4х –5 = 0
номограмма дает корень
х 1 = 1
Найдем x 2
x 2 =-p-1=-4-1=-5.
Ответ: 1; -5
10СПОСОБ.Геометрический способ решения квадратных уравнений.
Решим уравнение х 2 + 4х= 5.
Sпрям = 1 х
Sкв = 1 1= 1
S ABCD = х 2 + 4 Sпрям + 4 Sкв
S ABCD = х 2 + 4 1х + 4 1= х 2 + 4х + 4
заменяя х 2 + 4х числом 5, получим, что S = 5+ 4 =9.
Имеем (x+2) 2 =9
АВ = 3
х = 3 – 1 –1= 1.
Ответ: 1; -5
C
D
1
х
х
1
1
Х 2
х
х
1
A
B
11 СПОСОБ. Для нахождения корней приведённого квадратного уравнения х 2 + px + q = 0 полезно воспользоваться формулой
Применим этот способ к нашему уравнению
х 2 + 4х= 5.
Ответ: 1; -5
12СПОСОБ.ФормулаГерона для решения квадратных уравнений
ax 2 + bx = c
Применим этот способ к нашему уравнению x 2 +4x-5=0. x 2 +4x=5 x 1 =1,x 2 =-5 Ответ: 1;-5
13СПОСОБ.Альтернативный метод решения квадратных уравнений.
(А.В.Борисов, канд.техн.наук, Л.Н.Королевич)
Рассмотрим новый метод решения квадрат-
ных уравнений, который применим к приведенным квадратным
уравнениям
Обозначения
a tr, b tr – длины катетов прямоугольного тре-
угольника (далее просто катеты);
c tr – длина гипотенузы прямоугольного тре-
угольника (далее просто гипотенуза);
αtr, βtr – острые углы против катетов a tr и b tr
соответственно;
φtr – один из острых углов прямоугольного
треугольника (atr или btr );
m tr – длина медианы, опущенной на гипоте-
нузу (далее просто медиана);
h tr – длина высоты, опущенной на гипотенузу
(далее просто высота);
θtr – угол между медианой и высотой;
𝝌 tr – угол между медианой и гипотенузой.
Для этого необходимо:
1. определить величину угла θ (соответст-
вует углу φ tr ), как
2. определить величину угла φ (соответст-
вует углу φ tr ), как
или как
3. определить первый корень:
4. определить второй корень:
или
Применим этот способ к нашему уравнению
x 2 +4x-5=0.
Промежуточные величины определяются по формулам
Тогда
=
Ответ: 1; -5
Но как мы видим этот способ нельзя назвать самым удачным.
заключение
Великий Д.Пойа говорил: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их». Мне хочется продолжить, если хотите научиться решать уравнения, то решайте их и не просто решайте, а решайте с вдохновением самым удачным и подходящим способом. Ведь Г.Лейбниц заметил: «Первое условие, которое надлежит выполнять в математике, - это быть точным, второе - быть ясным и, насколько можно, простым». Ваше решение должно приносить Вам удовлетворение!
Литература
Материалы сайта http://www.nbuv.gov.ua/portal/natural/EiS/2010_1/12_Korolevich.pdf
Математическая энциклопедия: Гл. ред. И.М. Виноградов-М., «Советская Энциклопедия»,1979.
Справочник по математике.-3-е изд., перераб./ Гусев В.А., Мордкович А.Г.-М.: Просвещение,1995.
Газета «Математика» №24 июнь 1995 г.
Журнал «Квант» №2 1996 г.
В.В. Ткачук «Математика абитуриенту» 2001 г.
«Энциклопедия элементарной математики» Книга вторая. Алгебра, 1951 г.