kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа ученицы исследовательский проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение истории возникновения часто используемых  формул и способов их доказательства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа ученицы исследовательский проект»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ» ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АЛГЕБРА И ФОРМУЛ СОКРАЩЁННОГО УМНОЖЕНИЯ   Секция МАТЕМАТИКА Работу выполнила: Епифанцева Марина, ученица 7И класса Руководитель: Морозова Татьяна Владимировна, учитель математики высшей квалификационной категории БЕРДСК – 2019

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АЛГЕБРА

И

ФОРМУЛ СОКРАЩЁННОГО УМНОЖЕНИЯ

  Секция МАТЕМАТИКА

Работу выполнила:

Епифанцева Марина, ученица 7И класса

Руководитель: Морозова Татьяна Владимировна,

учитель математики

высшей квалификационной категории

БЕРДСК – 2019

Цель: Изучение истории возникновения некоторых часто используемых математических формул. Доказательство формул сокращённого умножения геометрическим способом.  Задачи:

Цель:

Изучение истории возникновения некоторых часто используемых математических формул. Доказательство формул сокращённого умножения геометрическим способом.

Задачи:

  • Познакомится с предметом геометрической алгебры.
  • Проанализировать научную литературу и интернет-источники по данному вопросу.
  • Сравнить алгебраические и геометрические доказательства формул сокращенного умножения.
  • Систематизировать и обобщить полученные знания.
  • Создать презентацию и бумажную модель для вывода формулы сумма кубов .
Краткая историческая справка  Греки времён Евклида решали алгебраические уравнения геометрически, представляя их корни в виде отрезков.  Это направление в развитие математики получило название  геометрической алгебры.

Краткая историческая справка

Греки времён Евклида решали алгебраические уравнения геометрически, представляя их корни в виде отрезков.

Это направление в развитие математики получило название  геометрической алгебры.

Геометрическая алгебра.  Основные положения.

Геометрическая алгебра.  Основные положения.

  • Алгебраические переменные, как и произвольные числа, представляются отрезкам. 
  • Сумма чисел или алгебраических переменных представлялась в виде отрезка, составленного из слагаемых отрезков.
  • Произведение двух чисел или переменных представлялось в виде прямоугольника со сторонами равными отрезкам-множителям.
Геометрическая алгебра.  Основные положения.

Геометрическая алгебра.  Основные положения.

  • Вычитание происходило путём отсечения от большего отрезка части, равной меньшему отрезку.
  • Деление осуществлялось с помощью понижения размерности сторон для площадей прямоугольников;
  • В задачах, приводящих к кубическому уравнению, встречалась третья неизвестная величина - “глубина”, а произведение трех неизвестных именовалось “объемом”.
Доказательство Евклида или геометрическое доказательство формулы суммы квадратов.  ( а + b ) 2 = а 2 + 2а b + b 2   Шаг 1. Рассмотрим квадрат со стороной а + b .  S = (а + b ) 2  Шаг 2.  Разделим стороны квадрата на отрезки a и b . Шаг 3.  В результате образовалось четыре прямоугольника. Площадь каждого из них:  S 1 = a 2 , S 2 = ab , S 3 = ab , S 4 = b 2 Шаг 4.  Площадь большого квадрата будет равна сумме площадей этих четырех фигур:  S = ab + b 2 + a 2 +  ab , но S = (а + b ) 2  Вывод:  Так как равны левые части уравнения , то равны и правые: ( а + b ) 2 = а 2 + 2а b + b 2 .  Что и требовалось доказать.

Доказательство Евклида или геометрическое доказательство формулы суммы квадратов. ( а + b ) 2 = а 2 + 2а b + b 2

Шаг 1.

Рассмотрим квадрат со стороной а + b .

S = (а + b ) 2

Шаг 2.

Разделим стороны квадрата на отрезки a и b .

Шаг 3.

В результате образовалось четыре прямоугольника. Площадь каждого из них:

S 1 = a 2 , S 2 = ab , S 3 = ab , S 4 = b 2

Шаг 4.

Площадь большого квадрата будет равна сумме площадей этих четырех фигур:

S = ab + b 2 + a 2 + ab , но S = (а + b ) 2

Вывод:

Так как равны левые части уравнения , то равны и правые: ( а + b ) 2 = а 2 + 2а b + b 2 .

Что и требовалось доказать.

Геометрическое доказательство формулы разности  квадратов  ( а - b )  ( а + b )= а 2 - b 2  Шаг 1.  Рассмотрим квадрат со стороной а . Площадь квадрата S = а 2  Шаг 2.  Отложим на стороне квадрата отрезок b , так чтобы получился квадрат со стороной b .  Его площадь S = b 2 .  Шаг 3.  Продолжим стороны квадрата со сторонами b , до пересечения со сторонами исходного квадрата. В результате образовалось три прямоугольника.  S 1 = b 2 , S 2 = а ( а - b ) , S 3 = b ( а - b ) Шаг  4 .  Тогда : S – S 1 = S 2 + S 3 , т . е .  а 2 - b 2 = ( а - b )  ( а + b )=a( а - b) + b( а - b) Вывод: ( а - b )  ( а + b )= а 2 - b 2 .  Что и требовалось доказать.  

Геометрическое доказательство формулы разности квадратов ( а - b ) ( а + b )= а 2 - b 2

Шаг 1.

Рассмотрим квадрат со стороной а . Площадь квадрата S = а 2

Шаг 2.

Отложим на стороне квадрата отрезок b , так чтобы получился квадрат со стороной b .

Его площадь S = b 2 .

Шаг 3.

Продолжим стороны квадрата со сторонами b , до пересечения со сторонами исходного квадрата. В результате образовалось три прямоугольника.

S 1 = b 2 , S 2 = а ( а - b ) , S 3 = b ( а - b )

Шаг 4 .

Тогда : S – S 1 = S 2 + S 3 , т . е .

а 2 - b 2 = ( а - b ) ( а + b )=a( а - b) + b( а - b)

Вывод: ( а - b ) ( а + b )= а 2 - b 2 .

Что и требовалось доказать.

 

Геометрическое доказательство формулы  квадрат разности   ( а - b ) 2 = а 2 - 2а b + b 2    Шаг 1.  Рассмотрим квадрат со стороной а  и площадью S = а 2 . Шаг 2.  Отложим на стороне квадрата отрезок b , так чтобы получился квадрат со стороной ( а - b ). Его площадь будет S = ( а - b ) 2 .  Шаг 3.  Продолжим стороны этих квадратов до пересечения со сторонами исходного квадрата. Найдём площадь каждого из образовавшихся прямоугольников :  S 1 = ( а - b ) 2 , S 2 = b ( а - b ) , S 3 = b ( а - b ) ,   S 4 = b 2 Шаг 4.  S = S 1 + S 2 +  S 3 +  S 4 .  Площадь квадрата S 1 =  S – ( S 2 +  S 3 +  S 4 ).  Вывод:  S 1 = а 2 - b ( а - b ) - b ( а - b ) - b 2 = а 2 - 2а b + b 2 . Что и требовалось доказать.  

Геометрическое доказательство формулы квадрат разности ( а - b ) 2 = а 2 - 2а b + b 2

Шаг 1.

Рассмотрим квадрат со стороной а

и площадью S = а 2 .

Шаг 2.

Отложим на стороне квадрата отрезок b , так чтобы получился квадрат со стороной ( а - b ). Его площадь будет S = ( а - b ) 2 .

Шаг 3.

Продолжим стороны этих квадратов до пересечения со сторонами исходного квадрата. Найдём площадь каждого из образовавшихся прямоугольников :

S 1 = ( а - b ) 2 , S 2 = b ( а - b ) , S 3 = b ( а - b ) ,

S 4 = b 2

Шаг 4.

S = S 1 + S 2 + S 3 + S 4 .

Площадь квадрата S 1 = S – ( S 2 + S 3 + S 4 ).

Вывод:

S 1 = а 2 - b ( а - b ) - b ( а - b ) - b 2 = а 2 - 2а b + b 2 . Что и требовалось доказать.

 

Геометрическое доказательство формулы  (a+b) 3 =a 3 + 3 a 2 b+ 3a b 2 + b 3   ( a+b) 3  = a 3  + b ( a + b )( a + b ) + a (а+ b ) b + аа b  = = a 3  + b ( a 2 +2а b + b 2 )+  +aab+abb+aab= = a 3 + a 2 b+  2а b 2 + b 3 + a 2 b+ а b 2 + a 2 b= = a 3 + 3a 2 b+  3 а b 2 + b 3 . V = V 1 + V 2 + V 3 + V 4

Геометрическое доказательство формулы (a+b) 3 =a 3 + 3 a 2 b+ 3a b 2 + b 3

( a+b) 3 = a 3 + b ( a + b )( a + b ) + a (а+ b ) b + аа b =

= a 3 + b ( a 2 +2а b + b 2 )+ +aab+abb+aab=

= a 3 + a 2 b+ 2а b 2 + b 3 + a 2 b+ а b 2 + a 2 b=

= a 3 + 3a 2 b+ 3 а b 2 + b 3 .

V = V 1 + V 2 + V 3 + V 4

Геометрическое доказательство формулы сумма кубов.   а 3 + b 3 = ( а + b )  ( а 2 - а b + b 2 )   Шаг 1. Надо взять куб с длиной ребра а и куб с длиной ребра b . Объём полученного многогранника V = V 1+  V 2 = а 3 + b 3 Шаг 2 . Рассмотрим прямоугольный параллелепипед у которого одно ребро (а + b ), а два другие равны а. Объём прямоугольного параллелепипеда  V 3 = ( а + b ) а 2 Шаг 3. Прямоугольный параллелепипед с рёбрами а, b и а состоит куба объём которого V 2 =  b 3 , Прямоугольного параллелепипеда объём которого V 4 = ( а - b ) b 2 и прямоугольного параллелепипеда объём которого V 5 = ( а - b ) а b  . Тогда: V 1 + V 2 = V 3 - ( V 4 + V 5 ) или а 3 + b 3 = ( а + b ) а 2 - ( а - b ) b 2 -( а - b ) а b =  а 2 ( а + b ) - b ( а - b ) ( а + b ) = ( а + b )  ( а 2 - а b + b 2 ).  Получили: а 3 + b 3 = ( а + b )  ( а 2 - а b + b 2 ). Что и требовалось доказать.

Геометрическое доказательство формулы сумма кубов. а 3 + b 3 = ( а + b ) ( а 2 - а b + b 2 )

Шаг 1. Надо взять куб с длиной ребра а и куб с длиной ребра b . Объём полученного многогранника V = V 1+ V 2 = а 3 + b 3

Шаг 2 . Рассмотрим прямоугольный параллелепипед у которого одно ребро (а + b ), а два другие равны а. Объём прямоугольного параллелепипеда

V 3 = ( а + b ) а 2

Шаг 3. Прямоугольный параллелепипед с рёбрами а, b и а состоит куба объём которого V 2 = b 3 , Прямоугольного параллелепипеда объём которого

V 4 = ( а - b ) b 2 и прямоугольного параллелепипеда объём которого

V 5 = ( а - b ) а b .

Тогда: V 1 + V 2 = V 3 - ( V 4 + V 5 ) или а 3 + b 3 = ( а + b ) а 2 - ( а - b ) b 2 -( а - b ) а b = а 2 ( а + b ) - b ( а - b ) ( а + b ) = ( а + b ) ( а 2 - а b + b 2 ).

Получили: а 3 + b 3 = ( а + b ) ( а 2 - а b + b 2 ). Что и требовалось доказать.

Выводы

Выводы

  • С помощью таких геометрических объектов, как отрезок, прямоугольник и параллелограмм, т.е. с помощью геометрической алгебры мне удалось доказать формулы сокращенного умножения .
  • Геометрический способ доказательства формул сокращённого умножения нагляднее алгебраического и достаточно простой.
Список используемых источников информации

Список используемых источников информации

  • Справочник по элементарной математике. Выгодский М. Я. ,Москва, 2006
  • http :// n - t . ru / N – T . ru Электронная библиотека. Наука и техника. Родословная формулы Р. САФАРОВ (Институт истории АН Таджикистана)
  • http://mf.mgpu.ru/Materials/Geom_alg . Геометрическая алгебра.
  • https://mathvox.ru/algebra/formuli-sokraschennogo-umnojeniya . Геометрическое доказательство формул сокращённого умножения.
  • http://www.kvadromir.com/geom_alg.html . История математики. Геометрическая алгебра.
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Работа ученицы исследовательский проект

Автор: Морозова Татьяна Владимировна

Дата: 15.03.2020

Номер свидетельства: 542841

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Презентация исследовательского проекта "Была ли альтернатива Ливонской войне?" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-issliedovatiel-skogho-proiekta-byla-li-al-tiernativa-livonskoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "191310"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427292039"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Краеведческая работа как средство формирования  проектно – исследовательских умений учащихся "
    ["seo_title"] => string(107) "kraieviedchieskaia-rabota-kak-sriedstvo-formirovaniia-proiektno-issliedovatiel-skikh-umienii-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "113386"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1410083291"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Исследовательский проект: «Победа ковалась не только на фронте,  победа ковалась в тылу» "
    ["seo_title"] => string(88) "issliedovatiel-skii-proiekt-pobieda-kovalas-nie-tol-ko-na-frontie-pobieda-kovalas-v-tylu"
    ["file_id"] => string(6) "210322"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431424026"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) ""Народные приметы о погоде" исследовательский проект"
    ["seo_title"] => string(57) "narodnyie_primiety_o_poghodie_issliedovatiel_skii_proiekt"
    ["file_id"] => string(6) "373600"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482767422"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Исследовательский проект "Влияние социальных сетей на психику подростка" "
    ["seo_title"] => string(80) "issliedovatiel-skii-proiekt-vliianiie-sotsial-nykh-sietiei-na-psikhiku-podrostka"
    ["file_id"] => string(6) "110963"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406834783"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства