« Антрацитовская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 19»
Луганской Народной Республики
Открытый урок по математике
«Произведение целых чисел»
6 класс
Подготовила:
Учитель математики
Морозова Марина Александровна
2019г.
Тема урока: «Произведение целых чисел»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Задачи урока:
-изучить правила умножения целых чисел, формировать умение умножать целые числа, создать условия контроля усвоения знаний и умений, приобретённых учащимися по данной теме.
Цели урока:
Образовательные:
-организация совместной деятельности, нацеленной на предметный результат;
-формировать навыки применения правил умножения целых чисел;
-содействовать созданию условий для самостоятельной работы учащихся.
Воспитательные:
- создать условия для воспитания коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;
- воспитывать ответственность за результат своей деятельности, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе;
- развивать умение работать самостоятельно и в парах.
Учебные действия:
• Личностные УУД:
- осмысление и мотивация обучения;
- оценивание усваиваемого содержания;
- самооценка собственной учебной деятельности.
• Регулятивные УУД:
- самостоятельное определение целей своего обучения;
- самостоятельное планирование пути достижения целей;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
- внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения с эталоном;
- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
• Коммуникативные УУД:
- планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение работать в паре;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
•Познавательные УУД:
- осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
- построение логической цепи рассуждений.
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная, самостоятельная.
Оборудование: Доска, карточки с заданиями, карточки с таблицами.
Структура урока:
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний. Устная работа.
Формулировка темы урока. Изучение нового материала.
Первичное осмысление и закрепление знаний.
Физкультминутка.
Закрепление полученных знаний
Домашнее задание.
Итоги урока. Рефлексия.
Ход урока
Ι. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Проверти все ли у вас готово к уроку: тетради и ручки, учебники, линейки и карандаши, черновики.
Древнегреческий философ Сократ сказал:
«Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим»
Согласны ли вы с этим высказыванием?
Давайте же проявим любознательность и узнаем еще больше о числах.
Проверка домашнего задания:
Учитель:
- Какое домашнее задание вы выполняли на сегодня?
- Подымите руку кто не справился с домашним заданием № 293
- Подымите руку кто не справился с домашним заданием № 300
- кто может объяснить?
Молодцы что справились но без понятий мы с вами не можем общаться на математическом языке.
II. Актуализация знаний обучающихся. Устная работа
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Напомните, пожалуйста, какую тему мы с вами изучили? ( Ответ детей) Правильно, это тема "Сложение и вычитание целых чисел". При сложении и вычитании на что мы обращаем внимание?
Учащиеся:
1) Определяем знаки слагаемых.
2) Определяем знак суммы.
3) Определяем модуль
Учитель: Давайте повторим правила.
1.Вопросы для повторения
а) Сумма двух целых чисел с одинаковыми знаками?
Учащиеся: Чтобы сложить два числа с одинаковыми знаками мы слаживаем модули и перед суммой ставим знак слагаемых.
б) Сумма двух целых чисел с разными знаками?
Учащиеся: Чтобы сложить два числа с разными знаками мы вычитаем с большего модуля меньшее и перед суммой ставим знак слагаемого с большим модулем.
в) Чему равен модуль положительного числа?
Учащиеся: Модуль положительного числаравен этому же числу
г)Чему равен модуль отрицательного числа?
Учащиеся: Модуль положительного числаравен противоположному числу
д) Правило разности целых чисел?
Учащиеся: Разность двух чисел равен сумме уменьшаемого и противоположного вычитаемое
2. Выполните действия:
Учитель: А теперь мы с вами устно подсчитаем примеры.
1)-5+8; 2)-9-16; 3)5·(-6); 4)-5·(-6);
Учащиеся выражают непонимание в последних примерах, они не могут выполнить умножение в последних трех случаях.
Учитель: С какой проблемой мы столкнулись? Что мы не умеем делать?:
Учащиеся: Мы не знаем, как умножить положительное число на отрицательное, отрицательное число на отрицательное.
III. Формулировка темы урока. Изучение нового материала.
Цель: выявить причины затруднения, мотивировать учащихся на определение цели и темы урока.
Учитель: Значит, что мы должны научиться делать? Какая цель нашего урока?
Учащиеся: Мы должны научиться умножать целые числа.
Учитель: Какую тему мы будем изучать на уроке?
Учащиеся формулируют тему урока
Учитель: Запишите тему урока в тетради. Цель урока - научиться умножать положительные и отрицательные числа.
Вспомните смысл умножения. Что означает 5 * 6?
Учащиеся: Число 5 повторить слагаемыми шесть раз.
5 · 6 = 5 + . . . . . . . . + 5 = 30
6 раз
Учитель: Попробуйте применить этот способ в случае 3:
Учащиеся работают в парах и проверяют свое решение по слайду
-5·6= -5+(-5)+(-5)+(-5)+(-5)+(-5) = -30
Учитель: А как выполнить задание 4? Как можно представить это произведение?
Учащиеся работают самостоятельно, затем проводится взаимопроверка
Учитель: Сделайте вывод, почему получился знак «минус» в результате? Как выполнить умножение?
Учащиеся: Умножали два числа с разными знаками, значит, в ответе должно получиться отрицательное число.
Перемножить модули и поставить знак « - »
Учитель: А как теперь умножить(-5)*(-6)?
Историческую справку дает заранее подготовленный ученик.
Еще в XVIII веке великий русский ученый, математик и механик Леонард Эйлер объяснил правило умножения отрицательных чисел таким образом.
Ясно, что (-5)*3=(-15). Поэтому произведение (-5)*(-3) не может быть равно
(-15). Однако оно должно быть связано как-то с числом 15. Остается одна возможность (-5)*(-3)=15.
Учитель: Давайте попробуем ответить на вопрос: как умножить два отрицательных числа?
Учащиеся: надо умножить модули и поставить знак « +» перед произведением
Работа с книгой.
Учитель: А теперь работа в паре. Вы сейчас читаете правило на ст. и проговариваете друг другу.
Дети читают правила и проговаривают их друг другу
Учитель: Что получится, если:
( + ) · ( + ) =( )
( - ) · ( - ) = ( )
( + ) · ( - ) = ( )
( - ) · ( + ) = ( )
Учащиеся заполняют пропуски и выполняют самопроверку.
Учитель: А теперь запишем алгоритм умножения целых чисел:
1).Выяснить, какие знаки имеют множители;
2).Определить знак произведения;
3).Найти произведение модулей множителей
А теперь решите такие примеры:
5*(-1); -36*(-1). Сделайте вывод.
0*(-6); 0*(-3); 0*(-106); -7*0
Учащиеся делают выводы: а*0=0, а*(-1) = -а.
IV. Первичное осмысление и закрепление знаний.
Цель: включить новый способ действий в систему знаний.
Для контроля над освоением критерия выбора знака произведения дается проверочная работа.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
1. Определите знак выражения.
Вариант 1 Вариант 2
-12·25 -13·84
48·(-10) 448·36
-161·(-3) 315· (-8)
483·138 101·(-54)
-513·(-17) -514·(-19)
V.Физминутка
Вы, ребята, все устали
Много думали, считали
Отдохнуть уже пора!
Физминутка тут – «УРА»
(-8)*(-2)= Если получается знак «+» - руки вверх
4*(-6)=
(-7)*4=
(+8)*(-3)= Если получается знак « -» - руки вперед
(-1)*65=
0*12=
16*0=
VI. Закрепление полученных знаний.
Цель: зафиксировать во внешней речи усвоение нового способа действий комментированием и проговариванием выведенного правила.
Каждый ученик получает карточку с таблицей
Учитель: Надо записать результаты умножения расположить в порядке возрастания
а
0
-10
-15
-21
-8
16
-27
в
23
-9
5
3
-1
-1
1
а·в
0
90
-75
-63
8
-16
-27
Д
Ы
М
О
Ц
О
Л
Работа проводится в парах. Получается слово «молодцы»
VII. Домашнее задание.
П.2.7 Выучить правила. №303,305,310(а,б,в).
На выбор: разноуровневый тест на карточках.
Учащиеся задают вопросы по домашнему заданию, выбирают задания.
VIII. Итоги урока. Рефлексия.
Цель: организовать осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценку результатов деятельности; зафиксировать достижение поставленной цели .
Учитель:
Какая была цель урока?
В чем была проблема?
Нашли мы решение проблемы?
Продолжите:
«Плюс» на «плюс» дают…
«Минус» на «минус» дают…
«Плюс» на «минус» дают…
«Минус» на «плюс» дают…
А теперь вспомним слова великого древнегреческого ученого Сократа.
Узнали мы новое о числах? Согласны ли вы с тем, что, проявив любознательность, можно многое узнать?
Подходит эпиграф к нашему уроку? Почему?
Всем спасибо за урок. Урок закончен.
Дети выбирают смайлики в соответствии с настроением.