В соответствии с новыми ФГОС изменяются направления в работе учителя, на первое место выступают деятельностный подход в обучении; • необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять; • знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ как средство формирования метапредметных и личностных результатов БухаринаГ.В. МАОУ СОШ №5г.Челябинска
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». А. Дистервег
Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти: - 10% от того, что они читают; - 26% от того, что они слышат; - 30% от того, что они видят; - 50% от того, что они видят и слышат; - 70% от того, что они обсуждают с другими; - 80% от того, что основано на личном опыте; - 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают; - 95% от того, чему они обучаются сами.
−
В соответствии с новыми ФГОС изменяются направления в работе учителя, на первое место выступают • деятельностный подход в обучении; • необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять; • знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.
С этой позицииметод проектовявляется одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования.
Для чего нужен метод проектов? • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. • Принимать самостоятельные аргументированные решения. • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
Особое место проектные задачи должны занять на переходе из начальной школы в основную школу, т. е. в5-6 классах, как необходимое условие плавного перехода к проектным формам учебной деятельности в подростковой школе. Основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в начальной школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.
Проектная задача– это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального “продукта”. Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата, выступает как инструмент уровня сформированности умения учиться, взаимодействия в группе, умения работать с разными источниками информации
Этапы проектной задачи :
1. Описание проблемной ситуации, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача.
2. Формулировка детьми задачи по результатам разбора проблемной ситуации.
5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности : - рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки); - целеполагать (ставить и удерживать цели); - планировать (составлять план своей деятельности); - моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное); - проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; - вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт»
Инструмент
диагностики и
оценки предметных
метапредметных и
личностных результатов
Средство
формирования
у учащихся
умений проектной
деятельности
Проектная деятельность позволяет:
детям:
- получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения;
- попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
- приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
- приобрести навыки разновозрастного общения.
учителю:
- отслеживать динамику сформированности метапредметных и личностных результатов у обучающихся;
- использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
- органически сочетать “обучение” и “воспитание”, одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
- вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в классе, в группе;
- повышать открытость образования через приобщение родительской общественности к работе в позиции “экспертов наблюдателей”;
Проектная задача
для обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Проектную задачу можно считать надежным и эффективным инструментом формирования УУД школьников.
Появление проектных задач в образовательном процессе в условиях новых образовательных стандартов позволяет школе выйти на новый образовательный уровень.
Темы из курса «Математика-5» (независимо от авторов учебника) 1 Натуральные числа Когда возникли, первые обозначения, разряды, классы. Числа в пословицах и поговорках Магия чисел. г.Челябинск в числах 2 Отрезок. Длина отрезка Измерения (что меряют, чем меряют). Мера длины в разных странах, сравнение с мерой длины в России 3 Площади и объемы Единицы измерения площадей, когда возникла метрическая система мер 4 Обыкновенные дроби Почему возникла необходимость введения 5 Десятичные дроби История возникновения, кто впервые ввел 6 Микрокалькулятор Когда возникли первые вычислительные устройства 7 Проценты Где, когда, зачем ввели, какова необходимость
Примерыпроектных работ по теме
«МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС»
Архитектурные гармонии
в математике
Математические методы
в криминалистике
Математика вокруг нас
Математика в моей
будущей профессии
" вкусная математика " –
про мамины салаты и
количестве ингредиентов в них.
Математика о вреде курения
Задача №3
Подсчитано, что одна сигарета сокращает жизнь на 0,1 часа. Подросток выкуривает в день 0,5 пачки сигарет. Сколько часов жизни отнимут у него сигареты за два года курящей жизни?
Задача №1
При выкуривании 20 сигарет ( 1 пачки) с общей массой 20 грамм образуется 0,18 грамм никотина. Сколько никотина содержится в одной сигарете ?
Задача №2
Подсчитано, что смертная доза никотина составляет 0,001 грамма на 1 кг массы тела. Сколько выкуренных сигарет могут оказаться смертельными для подростка имеющего массу 45 килограмм?
Задача №4 Сколько денег тратит курильщик в год на сигареты, если за сутки он выкуривает 0,5 пачки сигарет, а пачка сигарет стоит 30,5 рубля? ( в одной пачке 20 сигарет)