Плахотник Л.Ю. ,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 9 г. Сочи
Взаимосвязь действий сложения и вычитания
( 1 класс, УМК «Планета Знаний»)
Цель: формирование представлений о взаимосвязи действий сложения и вычитания.
Задачи:
Обучающие:
- создать условия для формирования представлений о взаимосвязи действий сложения и вычитания;
- закреплять знания о составе чисел 2 - 7, о геометрических фигурах;
- познакомить детей с информацией об обитателях морей и океанов.
Развивающие:
- развивать навыки устного счета, память, мышление, воображение, умение концентрировать и переключать внимание;
- расширять кругозор, развивать познавательную активность учащихся средствами предмета, повышать интерес к математике и окружающему миру.
Воспитывающие:
- воспитывать уважительное отношение к окружающему миру, друг к другу;
- воспитывать умение работать в команде, коммуникативную культуру.
Оборудование. Для учителя: компьютер, проектор, интерактивная доска (экран), колонки. Для учащихся: конверты с набором геометрических фигур, учебник «Математика, 1 класс» под ред. М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой, рабочая тетрадь № 1 к учебнику.
Комментарий для учителя. При запуске презентации не отключать макросы. Для этого нужно открыть презентацию, войти во вкладку Сервис - Макрос - Безопасность - устанавливаете флажок "Средний уровень" - ОК, закрыть презентацию, сохранив изменения и открыть презентацию повторно. После полного завершения работы с презентацией не сохранять изменения.
Ход урока
Орг. момент
Учитель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие, во время которого вы сможете открыть один важный математический секрет. Но путешествовать мы будем не по суше, а опустимся под воду. Закройте глаза или отвернитесь, кому как удобнее, и мы перенесемся с вами на берег океана.
Слайд 2. При переходе к этому слайду автоматически начинает звучать шум моря. Шум сам затихает через несколько секунд. Этот слайд стоит фоном во время беседы учителя и детей.
Учитель: Путешествие наше будет сказочным, и помогать нам будет сказочный герой. Угадайте, кто это может быть.
Дети называют сказочных персонажей, с которыми можно путешествовать под водой.
Устный счет
Учитель: Вы назвали много сказочных персонажей, с которыми можно путешествовать под водой. А кто же на самом деле? Для того, чтобы узнать его имя, я предлагаю вам поиграть на пляже. Вам нужно собрать ракушки с ответом 7. Если вы правильно найдете все ракушки – вы узнаете точно имя нашего «экскурсовода».
Слайд 3.Цель: повторить состав числа 7. При смене слайда появляются ракушки с заданиями. Дети должны выбрать ракушки с ответом 7. При выборе правильного примера на экране появятся буквы имени героя, при неправильном – ракушка закачается. После выбора всех примеров появится имя «Немо», при щелчке по имени появится изображение рыбки Немо.
Комментарий для учителя. Детям необходимо найти примеры с ответом 7. При выборе правильного примера на экране появятся буквы имени героя, при неправильном – ракушка закачается. После выбора всех примеров появится имя «Немо», при щелчке по имени появится изображение рыбки Немо.
Учитель: К нам приплыл Немо, он зовет нас в подводное царство. Ныряем?
Комментарий для учителя. Учитель может предложить детям «нырнуть» стоя. Например, зажав нос и как бы задержав дыхание, присесть под парту. Таким образом, не только появляется еще один игровой момент, но и динамическая минутка.
Учитель: Вот мы и под водой. Но как мы можем путешествовать на глубине? Давайте превратимся в рыбок? Для этого надо быстро собрать из геометрических фигур изображение рыбки.
Дети в парах складывают изображение рыбок. Учитель контролирует выполнение работы.
Учитель: Какие фигуры вы использовали для своих рыбок? Назовите их. А какие фигуры вы видите на экране? Разделите их на группы.
Треугольники, прямоугольники, круги. Можно также разделить на группы по цвету.
Слайд 4. Геометрический материал. Задание интерактивное. Фигуры можно свободно передвигать. Для перетаскивания фигур необходимо первым щелчком выделить нужную фигуру и, перетащив ее, щелкнуть по тому месту, куда ее надо поставить.
Учитель предлагает детям сложить рыбок и на интерактивной доске.
Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»
Учитель: Ну вот, мы сложили рыбок, а теперь будем превращаться в них.
Дети изображают движение волн. На счет три застывают в виде какого-нибудь морского обитателя.
Учитель: Вот вы и готовы к подводному путешествию. Опускаемся на дно. Кто здесь? Нас с Немо встречает морская звезда. Как вы думаете, почему у нее такое название?
Учитель: Морские звезды относятся к иглокожим – у них на поверхности тела выступы похожие на шипы. Конечности морских звезд называют лучами или руками. Интересно, что если звезда потеряет луч, то она сможет вырастить его снова, а если от звезды хищник оторвет большой кусок, то из него вырастит еще одна, новая, морская звезда.
Игра «Лопни пузырек»
Учитель: Со дна моря поднимаются пузырьки. Морская звезда редко может увидеть наш мир и очень хочет почувствовать ароматы надводного мира. В пузырьках есть земной воздух, и если лопнуть правильный пузырек, то звезда почувствует аромат свежего морского ветерка на суше, а если ошибетесь – на свободу вырвется болотный газ. Звезда будет задавать вам задания, а вы должны быстро, пока поднимаются пузырьки, найти значение выражения и лопнуть нужный пузырек. Ваша задача решать быстро и правильно. Постарайтесь не ошибаться, чтобы звездочке было приятно играть с вами.
Слайды 5-9.
Комментарий для учителя. Игра запускается щелчком по морской звезде. После решения одного примера надо щелкнуть по выноске с заданием для перехода к следующему заданию. Переход к слайду 10 – также по выноске с примером.
Учитель: Вы молодцы! У вас хорошая реакция! А вы заметили, какие именно примеры вам надо было решить? Это были выражения одного типа или они чем-то различались?
Дети: Это были примеры на сложение и вычитание.
Учитель: Сегодня мы с вами будем много решать таких примеров и узнаем один секрет об этих действиях. Отправляемся дальше?
Слайд 10. Переход к следующему заданию. При щелчке по слайду Немо уплывает.
Изучение нового материала
Слайд 11. Цель: создать условия для самостоятельного вывода детьми о связи сложения и вычитания.
Учитель: А к кому мы приплыли? Кто это?
Дети: Дельфин.
Учитель: Кто из вас видел дельфинов в море или в дельфинарии? Что вы можете о них рассказать?
Дети делятся знаниями о дельфинах.
Учитель: Дельфины – это морские млекопитающие. Это не рыбы, а звери. Так как не откладывают икру, как рыбы, и кормят своих малышей молоком, как кошка котят. Дельфины не имеют жабр, дышат воздухом, поднимаясь на поверхность, чтобы вдохнуть единственной видоизмененной ноздрей. А еще дельфины считаются одними из самых умных животных на Земле, по своему разуму они очень близки к человеку.
Учитель: Наш дельфин предлагает нам придумать задачу и решить ее. Посмотрим, какое задание придумал для нас дельфин?
Комментарий для учителя. По щелчку Немо и дельфин уменьшаются, как бы отплывают, и появляется поле для картинки-условия задачи. По щелчку на поле выплывают пять зеленых рыбок и одна желтая. С помощью учителя дети составляют выражения по изображенному на экране и делают вывод. Работа осуществляется по щелчкам.
Учитель: Что вы увидели? Что произошло с рыбками?
Дети: Сначала приплыли 5 рыбок, потом еще одна.
Учитель: Задайте вопрос по картинке.
Дети: Сколько стало рыбок?
Учитель: Составьте выражение по рисунку и найдите его значение.
Дети: 5+1=6.
По щелчку появляется выражение, по второму значение выражения, по третьему выражение отъезжает в сторону.
Учитель: А какое еще выражение можно составить?
Дети: У нас 1 желтая рыбка и 5 зеленых. Сколько всего? 1+5=6.
По щелчку появляется выражение, по второму - значение выражения, по третьему выражение отъезжает в сторону.
Учитель: А теперь что произошло?
По щелчку желтая рыбка уплывает.
Учитель: Составьте выражение.
Дети: 6 – 1.
По щелчку появляется выражение. Дети решают. По щелчку появляется ответ.
Учитель: Посмотрите внимательно на записанные выражения, что вы замечаете? А можно было найти значение последнего выражения, не пересчитывая рыбок и не вычисляя, а пользуясь уже имеющимися выражениями?
Дети: Да, можно, ведь осталось столько же рыбок, сколько было в начале, пять.
Учитель: А попробуйте решить и более сложный пример! Постарайтесь найти значение выражения, не считая.
По щелчку появляется выражение 6 – 5. Дети находят значение выражения. По щелчку проверяется ответ.
Учитель: Когда решали примеры, вы заметили что-нибудь интересное?
Дети: Если из суммы вычесть столько, сколько прибавили, то останется столько, сколько было в начале!
Учитель: Вы сейчас открыли один математический секрет! Да, сложение и вычитание тесно связаны. А если вы знаете такой важный секрет, то вы сможете решить и другие примеры!
Физминутка
Учитель: Ребята, какие вы молодцы! А теперь дельфин предлагает нам отдохнуть.
Слайд 12. Фон для второй физминутки. Дети выполняют движения под стихотворение Андрея Слоникова «Морской цирк» (http://www.solnet.ee/sol/001/s_224.html)
Синее море и желтый песок,
Качает, качает волна катерок,
Дельфины как дети играют с мячом,
И прыгают в небо, и машут хвостом.
Они веселятся, играют, поют
И зрителям в море скучать не дают.
Закрепление
Слайд 13-16.
Комментарий для учителя. Фон для работы с учебником. По программе «Планета Знаний» дети работают с учебником на с. 86 и в тетради с. 50. По рисункам в учебнике дети составляют выражения, записывая недостающие числа в клетки. Выяснив, какие числа надо будет вписать в клетки, дети повторяют написание цифр. По щелчку на слайде 13 появляются карточки с цифрами 1 и 4. Это гиперссылки. Щелкнув по ним, можно перейти к слайду с анимацией написания цифры. Запуск анимации по красной кнопочке в углу клетки. Возврат осуществляется по управляющей кнопке. Для работы по второй картинке нужна также цифра 3. Карточка с этой цифрой появляется по щелчку на слайде 13 – это также гиперссылка. Переход к следующему заданию осуществляется по управляющей кнопке на слайде 13.
Учитель: Спасибо дельфинчикам! Поплыли дальше! Ой, а кто это у нас?
Дети: Морской конек!
Учитель: Морской конек – это необычная рыбка. Назван так за форму тела, напоминающую шахматную фигуру коня. Они ведут малоподвижный образ жизни, обычно прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений и меняя окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Таким образом, они одновременно защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей. Про них говорят: «Рыба с головой лошади, телом, заключенным в панцирь, хвостом, цепким как у обезьяны, и сумочкой для потомства, как у кенгуру».
В древних легендах морской бог Нептун ездил на колеснице, запряженной морскими коньками. Правда, лошадки у него были маленького роста – не больше тридцати сантиметров, а самые карликовые представители этого рода размером всего лишь три сантиметра!
Учитель: Морской конек предлагает нам заглянуть в учебник (с. 86) и открыть тетрадь (с.50) и выполнить № 3. Посмотрите, здесь изображены морские животные. Кто назовет их?
Дети: На первом рисунке морские звезды, а на втором крабы и раки-отшельники.
Учитель: Рассмотрите картинку со звездами. Что вы видите?
Дети: Четыре звезды с длинными лучами, одна с короткими.
Учитель: На самом деле это могут быть не разные виды звезд, а один и тот же – просто звезда может втягивать лучи, становясь похожей на пятиугольник. Попробуйте составить 4 выражения по этому рисунку.
Комментарий для учителя. Дети составляют выражения, возможно с помощью учителя.
4 + 1
1+ 4
5 – 1
5 – 4
Находят значения выражений и записывают числа в пустые клеточки в соответствующем задании в рабочей тетради на печатной основе.
Такая же работа проделывается со вторым рисунком.
Учитель: Какие цифры нам нужно вспомнить, чтобы вписать числа в пустые клеточки?
Дети: 1 и 4.
Учитель: Давайте вспомним порядок написания этих цифр.
Комментарий для учителя. По щелчку появляются карточки с цифрами 1 и 4, которые являются гиперссылками. При переходе по ним можно посмотреть анимацию написания цифр. Запуск анимации по красной кнопочке в углу клетки.
Дети с помощью учителя вписывают цифры в клеточки.
Учитель: Что изображено на втором рисунке?
Дети: 4 краба и 3 рака.
Учитель: Какая еще цифра нам понадобится?
Дети: Цифра 3.
По щелчку появляется карточка с цифрой 3. Работа такая же.
Учитель: С этим рисунком я предлагаю вам поработать в парах. Рассмотрите рисунок, составьте выражения и карандашом впишите цифры в клеточки.
Работа в парах.
Учитель: А теперь давайте проверим. Если найдете у себя ошибку, сотрите карандаш и впишите правильные данные.
Слайд 17. По щелчку появляется поле для примеров. Слайд 17 запасной. Он создан для учителей, работающих по другим УМК. По рисунку на этом слайде дети сами составляют выражения. Их можно записать в тетрадь.
Итог урока
Слайд 18. Фон для прощания и подведения итогов урока. По щелчку появляются фигуры красного и желтого цветов – опоры для рефлексии.
Учитель: Молодцы! Ну что ж, мы опустились на самое дно. Сюда почти не доходят лучи света. Здесь живет старый осьминог. Осьминоги в опасной ситуации защищаются от врагов, выпуская чернильное пятно, которое не только мешает нападающему видеть, но и не дает чувствовать запахи. К нашему старичку-осьминогу редко приходят гости, и он любит послушать интересные истории. Расскажите осьминогу, что вы делали на уроке, что вам понравилось больше всего. А теперь выберите фигуру того цвета, который больше всего подходит: если вам было легко решать примеры, выполнять задания – покажите мне желтую фигуру, а если вы испытывали затруднения, делали ошибки - покажите красную фигуру (щелчок) Если вам пришлось выбрать красную фигуру, то дома еще раз пролистайте учебник и повторите состав чисел.
Учитель: Ну что ж, давайте прощаться с Немо, нам пора возвращаться в класс, так как урок подошел к концу. Кто хочет может закрыть глазки. Всплываем!
Слайд 19. Фон для завершения урока.
В основе презентации
Аствацатуров Г.О. Как создать разработку с перетаскиванием объектов