kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение технологии развития критического мышления на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические примеры применения ТРКМ на уроках математики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии развития критического мышления на уроках математики»

Применение технологии развития критического мышления на уроках математики

Применение технологии развития критического мышления на уроках математики

Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни …  К.Д. Ушинский

Вечно изобретать, пробовать,

совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни …

К.Д. Ушинский

Критическое мышление — это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные выводы.      Цель  ТРКМ - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Критическое мышление — это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные выводы.   Цель ТРКМ - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Данная технология позволяет сильным учащимся развивать свои таланты, ученикам со средними способностями - добиться новых положительных результатов,  а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению - побывать в ситуации успеха.

Данная технология позволяет сильным учащимся развивать свои таланты,

ученикам со средними способностями - добиться новых положительных результатов,

а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению - побывать в ситуации успеха.

Технология «РКМ» позволяет развивать познавательные способности и процессы личности:  - разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной);  - мышление, внимание, восприятие.  Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Технология «РКМ» позволяет развивать познавательные способности и процессы личности:

- разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной);

- мышление, внимание, восприятие.

Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Основу ТРКМ составляет трехфазовая структура урока :  ЭТАПЫ УРОКА     ЭТАП 1    ЭТАП 2 ВЫЗОВ ЭТАП 3     ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ

Основу ТРКМ составляет трехфазовая

структура урока :

ЭТАПЫ УРОКА

 

ЭТАП 1

 

ЭТАП 2

ВЫЗОВ

ЭТАП 3

 

ОСМЫСЛЕНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ

1 ЭТАП - «Стадия вызова» . Этот этап позволяет: - актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; учащиеся ставит перед собой вопрос «Что я знаю по данному вопросу или проблеме?» 2 ЭТАП - «Стадия осмысления». Этот этап позволяет: - помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми; ученик получает новую информацию, осмысливает её и использует имеющиеся знания. 3 ЭТАП - «Стадия рефлексии (размышления)» На этом этапе идёт:

1 ЭТАП - «Стадия вызова» . Этот этап позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

  • учащиеся ставит перед собой вопрос «Что я знаю по данному вопросу или проблеме?»

2 ЭТАП - «Стадия осмысления». Этот этап позволяет:

- помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми;

  • ученик получает новую информацию, осмысливает её и использует имеющиеся знания.

3 ЭТАП - «Стадия рефлексии (размышления)» На этом этапе идёт:

  • систематизация информации, размышление и обобщение того, что ученик узнал на уроке;
  • ученик превращает информацию в собственное знание.
Стадия вызова (пробуждение интереса к получению новой информации) Задачи: Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом. Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы. Функции: 1) Мотивационная - побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме; 2) Информационная - вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме; 3) Коммуникационная - бесконфликтный обмен мнениями.

Стадия вызова

(пробуждение интереса к получению новой информации)

Задачи:

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.

Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.

Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Функции:

1) Мотивационная - побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме;

2) Информационная - вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме;

3) Коммуникационная - бесконфликтный обмен мнениями.

На стадии вызова можно применить следующие приемы : - «Верное или неверное утверждение» - Проблемные вопросы - «Толстые и тонкие» вопросы - «Лови ошибку» - Перепутанные логические цепочки

На стадии вызова можно применить следующие приемы :

- «Верное или неверное утверждение»

- Проблемные вопросы

- «Толстые и тонкие» вопросы

- «Лови ошибку»

- Перепутанные логические цепочки

  • « Ассоциации»
«Верное или неверное утверждение»

«Верное или неверное утверждение»

Проблемные вопросы Это вопросы или задачи, которые вызывают затруднения, требуют нестандартного мышления, анализа и поиска новых решений.    Известные нерешённые задачи:  Проблема Гольдбаха:  Можно ли каждое чётное число больше 2 представить в виде суммы двух простых чисел?  Гипотеза Ко́ллатца:  Верно ли, что любое натуральное число при повторении алгоритма (если нечётное — умножить на 3 и прибавить 1, если чётное — разделить на 2) в итоге придёт к 1?  Проблемные ситуации на уроках (задачи с подвохом):  Задачи с ошибками, которые нужно найти и исправить  (неверное решение уравнения, когда ответ не сходится).

Проблемные вопросы

Это вопросы или задачи, которые вызывают затруднения, требуют нестандартного мышления, анализа и поиска новых решений.  

  • Известные нерешённые задачи:
  • Проблема Гольдбаха:  Можно ли каждое чётное число больше 2 представить в виде суммы двух простых чисел?
  • Гипотеза Ко́ллатца:  Верно ли, что любое натуральное число при повторении алгоритма (если нечётное — умножить на 3 и прибавить 1, если чётное — разделить на 2) в итоге придёт к 1?
  • Проблемные ситуации на уроках (задачи с подвохом):
  • Задачи с ошибками, которые нужно найти и исправить

(неверное решение уравнения, когда ответ не сходится).

  • Задачи, где нужно понять, почему определённые значения переменных недопустимы (условия существования корня).
«Толстые и тонкие» вопросы   «Тонкие» вопросы  — это вопросы, на которые можно дать однозначный ответ, например «да» или «нет».  Например :  Наибольшего натурального числа не существует.  Неправильная дробь больше или равна 1. «Толстые» вопросы  — это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, требуют размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.  Примеры толстых вопросов :

«Толстые и тонкие» вопросы

«Тонкие» вопросы  — это вопросы, на которые можно дать однозначный ответ, например «да» или «нет». 

Например :

  • Наибольшего натурального числа не существует.
  • Неправильная дробь больше или равна 1.

«Толстые» вопросы  — это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, требуют размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. 

Примеры толстых вопросов :

  • Почему при решении данной системы удобнее использовать метод сложения?
  • В чём различие между двумя способами решения одной и той же задачи?
  • Сколько может иметь корней квадратное уравнение в зависимости от значения дискриминанта?
« Лови ошибку» Учащимся предлагается найти и объяснить ошибки в готовых решениях уравнений, задач, рассуждениях или вычислениях. Вычислить:  10−4×2= 6×2=12 Решить уравнение: 8х + 3 = 7 Ошибка в порядке действий, сначала умножение 8х = 4 х = 8 : 4 х = 2

« Лови ошибку»

Учащимся предлагается найти и объяснить ошибки в готовых решениях уравнений, задач, рассуждениях или вычислениях.

Вычислить: 10−4×2= 6×2=12

Решить уравнение:

8х + 3 = 7

Ошибка в порядке действий, сначала умножение

8х = 4

х = 8 : 4

х = 2

Перепутанные логические цепочки   Это ошибки, возникающие при нарушении правильного порядка и структуры рассуждений, что ведёт к неверным выводам и неправильным решениям.   Это утверждение верно, но пропущено звено — проверка существования треугольника.

Перепутанные логические цепочки

  Это ошибки, возникающие при нарушении правильного порядка и структуры рассуждений, что ведёт к неверным выводам и неправильным решениям.  

Это утверждение верно, но пропущено звено — проверка существования треугольника.

«Ассоциации» Это приём, который помогает лучше запоминать и понимать математические понятия, связывая их с образами, предметами или явлениями из повседневной жизни .

«Ассоциации»

Это приём, который помогает лучше запоминать и понимать математические понятия, связывая их с образами, предметами или явлениями из повседневной жизни .

Этап 2. Стадия осмысления  (осмысление материала во время работы над ним)   Задачи: Помочь активно воспринимать изучаемый материал; Помочь соотнести старые знания с новыми. Функции:

Этап 2. Стадия осмысления (осмысление материала во время работы над ним)

Задачи:

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал;
  • Помочь соотнести старые знания с новыми.

Функции:

  • Информационная - получение новой информации по теме;
  • Систематизационная - классификация полученной информации по категориям знания.
На стадии осмысления можно применить следующие приемы :  Инсерт,  Фишбоун,  Понятийное колесо,  Чтение с остановками,  Таблицы, - Кластер.

На стадии осмысления можно применить следующие приемы :

  • Инсерт,
  • Фишбоун,
  • Понятийное колесо,
  • Чтение с остановками,
  • Таблицы,

- Кластер.

ИНСЕРТ Это приём работы с текстом, маркировка текста. При чтении текста учащиеся на полях расставляют карандашом пометки:   V  известно, уже знали;  +  информация новая;  -   думали иначе или не согласны;  ?   непонятно, возникли вопросы. Затем учащиеся заполняют маркировочную таблицу из 4-х колонок (по числу маркировок). Например, в 7 классе в курсе «Вероятность и статистика» в темах Статистические данные в таблицах, тенденции и случайные отклонения.

ИНСЕРТ

Это приём работы с текстом, маркировка текста.

При чтении текста учащиеся на полях расставляют карандашом пометки: 

известно, уже знали;

информация новая;

-   думали иначе или не согласны;

?   непонятно, возникли вопросы.

Затем учащиеся заполняют маркировочную таблицу из 4-х колонок (по числу маркировок).

Например, в 7 классе в курсе «Вероятность и статистика» в темах Статистические данные в таблицах, тенденции и случайные отклонения.

«Фишбоун» В переводе с английского — «рыбий скелет» Это приём в обучении, который помогает анализировать информацию и представлять её в удобной для себя форме. В основе приёма  — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Она включает в себя четыре блока:

«Фишбоун»

В переводе с английского — «рыбий скелет»

Это приём в обучении, который помогает анализировать информацию и представлять её в удобной для себя форме.

В основе приёма  — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Она включает в себя четыре блока:

  • Голова  — проблема, вопрос, тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки  — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки  — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост  — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Понятийное колесо В центре схемы пишут ключевое понятие (тему урока), а вокруг него, соединённые лучами, располагают связанные понятия, ассоциации, синонимы, которые предлагают ученики.  прямоугольник квадрат Четырехугольник трапеция ромб параллелограмм

Понятийное колесо

В центре схемы пишут ключевое понятие (тему урока), а вокруг него, соединённые лучами, располагают связанные понятия, ассоциации, синонимы, которые предлагают ученики. 

прямоугольник

квадрат

Четырехугольник

трапеция

ромб

параллелограмм

Чтение с остановками Это приём, который используют на уроках математики, чтобы побудить учащихся размышлять. После прочтения определённой части текста ученики заполняют соответствующие строки и столбцы в таблице. Данные метод можно использовать при решении текстовых или геометрических задач, так как часто проблемы возникают из-за непонимания смысла задачи.  «Чтение с остановками» помогает правильно  понять условие задачи, составить краткую запись,  у ученика рождается план решения задачи. 

Чтение с остановками

Это приём, который используют на уроках математики, чтобы побудить учащихся размышлять.

После прочтения определённой части текста ученики заполняют соответствующие строки и столбцы в таблице.

Данные метод можно использовать при решении текстовых или геометрических задач, так как часто проблемы возникают из-за непонимания смысла задачи. «Чтение с остановками» помогает правильно понять условие задачи, составить краткую запись, у ученика рождается план решения задачи. 

Прием «Таблицы» Это метод структурирования и организации информации в виде таблиц для упрощения анализа, систематизации данных и решения задач. Таблица помогает превратить текстовую или сложную задачу в упорядоченный набор данных, что облегчает понимание и дальнейшую работу с ними. Задача о совместной работе мастера и ученика, где через таблицу распределяют время работы и производительность, а затем составляют уравнение для нахождения неизвестного параметра.

Прием «Таблицы»

Это метод структурирования и организации информации в виде таблиц для упрощения анализа, систематизации данных и решения задач.

Таблица помогает превратить текстовую или сложную задачу в упорядоченный набор данных, что облегчает понимание и дальнейшую работу с ними.

Задача о совместной работе мастера и ученика, где через таблицу распределяют время работы и производительность, а затем составляют уравнение для нахождения неизвестного параметра.

Кластер Метод «Кластер» – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер

Метод «Кластер» – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Этап 3. Стадия рефлексии  (обобщение материала, подведение итогов) Задачи рефлексии: 1) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал; 2) Помочь самостоятельно определить направления дальнейшего изучения материала. Функции:  1) Коммуникационная - обмен мнениями о новой информации; 2) Информационная - приобретение нового знания; 3) Мотивационная - побуждение к дальнейшему расширению знаний; 4) Оценочная - соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Этап 3. Стадия рефлексии (обобщение материала, подведение итогов)

Задачи рефлексии:

1) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

2) Помочь самостоятельно определить направления дальнейшего изучения материала.

Функции:

1) Коммуникационная - обмен мнениями о новой информации;

2) Информационная - приобретение нового знания;

3) Мотивационная - побуждение к дальнейшему расширению знаний;

4) Оценочная - соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Приемы , используемые  на стадии рефлексии:  - Вопрос – ответ,  - Пазл,  - Синквейн.

Приемы , используемые на стадии рефлексии:

- Вопрос – ответ,

- Пазл,

- Синквейн.

Прием «Вопрос – ответ» Закончи предложение. Что делали? Зачем делали? Как делали? Для чего делали? Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я попробую…. Меня удивило…

Прием «Вопрос – ответ»

Закончи предложение.

Что делали? Зачем делали? Как делали? Для чего делали?

Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я попробую…. Меня удивило…

Прием «Пазл» Это детская игра по сбору картинок из неровных частей. Изучаемый (или контролируемый) материал частями записывается на отдельных карточках, но в каждой карточке должна быть информация к поиску следующей. Ученик должен собрать все карточки по указанному учителем материалу. Например: 1) формулы сокращенного умножения в 7 классе. Левая и правая части формул на разных карточках, нужно найти пары. 2) 7 класс, геометрия, тема “Параллельные прямые”. После изучения трех признаков параллельности прямых и трех теорем об углах, образованных при пересечении двух параллельных прямых третьей прямой, учащимся предоставляется набор из 18 карточек. Каждая теорема  представлена так: 1-я карточка – формулировка,  2-я карточка – чертеж к теореме,   3-я карточка – краткая запись Дано и Доказать.   Ученику нужно полностью собрать какую-то теорему.

Прием «Пазл»

Это детская игра по сбору картинок из неровных частей.

Изучаемый (или контролируемый) материал частями записывается на отдельных карточках, но в каждой карточке должна быть информация к поиску следующей. Ученик должен собрать все карточки по указанному учителем материалу.

Например: 1) формулы сокращенного умножения в 7 классе. Левая и правая части формул на разных карточках, нужно найти пары.

2) 7 класс, геометрия, тема “Параллельные прямые”.

После изучения трех признаков параллельности прямых и трех теорем об углах, образованных при пересечении двух параллельных прямых третьей прямой, учащимся предоставляется набор из 18 карточек. Каждая теорема представлена так: 1-я карточка – формулировка,

2-я карточка – чертеж к теореме,

3-я карточка – краткая запись Дано и Доказать.

Ученику нужно полностью собрать какую-то теорему.

Синквейн Синквейн - это короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. 1-я строка – выражение сущности темы одним словом (сущ.). 2-я строка – описание темы двумя словами (прил.). 3-я строка – это описание действий по теме тремя словами (глаг.). 4-я строка – это фраза из четырех слов к данной теме.   5-я строка – одно слово, синоним к первому.

Синквейн

Синквейн - это короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.

1-я строка – выражение сущности темы одним словом (сущ.).

2-я строка – описание темы двумя словами (прил.).

3-я строка – это описание действий по теме тремя словами (глаг.).

4-я строка – это фраза из четырех слов к данной теме.

  5-я строка – одно слово, синоним к первому.

  • Колобок
  • Доверчивый, веселый
  • Катится, поет, убегает
  • Колобок ушел от бабушки
  • Булочка
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение технологии развития критического мышления на уроках математики

Автор: Гуменникова Татьяна Юрьевна

Дата: 07.09.2025

Номер свидетельства: 673939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Применение технологии развития критического мышления на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(79) "primenenie_tekhnologii_razvitiia_kriticheskogo_myshleniia_na_urokakh_matematiki"
    ["file_id"] => string(6) "475728"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1533984413"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Технология развития критического мышления учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhiia_razvitiia_kritichieskogho_myshlieniia_uchashchikhsia_na_urokakh_m"
    ["file_id"] => string(6) "431414"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1507494461"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(66) "razvitiie-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-angliiskogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "124906"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414843928"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Приемы технологии развития критического мышления"
    ["seo_title"] => string(59) "priiemy-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "175031"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424199895"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Технологическая карта урока математики"
    ["seo_title"] => string(44) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_matematiki_10"
    ["file_id"] => string(6) "659023"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1730789455"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства