Просмотр содержимого документа
«Применение технологии развития критического мышления на уроках математики»
Применение технологии развития критического мышления на уроках математики
Вечно изобретать, пробовать,
совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни …
К.Д. Ушинский
Критическое мышление — это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные выводы. ЦельТРКМ - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Данная технология позволяет сильным учащимся развивать свои таланты,
ученикам со средними способностями - добиться новых положительных результатов,
а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению - побывать в ситуации успеха.
Технология «РКМ» позволяет развивать познавательные способности и процессы личности:
- разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной);
- мышление, внимание, восприятие.
Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.
Основу ТРКМ составляет трехфазовая
структура урока:
ЭТАПЫ УРОКА
ЭТАП 1
ЭТАП 2
ВЫЗОВ
ЭТАП 3
ОСМЫСЛЕНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
1 ЭТАП - «Стадия вызова» . Этот этап позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
учащиеся ставит перед собой вопрос «Что я знаю по данному вопросу или проблеме?»
2 ЭТАП - «Стадия осмысления». Этот этап позволяет:
- помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми;
ученик получает новую информацию, осмысливает её и использует имеющиеся знания.
3 ЭТАП - «Стадия рефлексии (размышления)» На этом этапе идёт:
систематизация информации, размышление и обобщение того, что ученик узнал на уроке;
ученик превращает информацию в собственное знание.
Стадия вызова
(пробуждение интереса к получению новой информации)
Задачи:
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Функции:
1) Мотивационная - побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме;
2) Информационная - вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме;
3) Коммуникационная - бесконфликтный обмен мнениями.
На стадии вызова можно применить следующие приемы :
- «Верное или неверное утверждение»
- Проблемные вопросы
- «Толстые и тонкие» вопросы
- «Лови ошибку»
- Перепутанные логические цепочки
« Ассоциации»
«Верное или неверное утверждение»
Проблемные вопросы
Это вопросы или задачи, которые вызывают затруднения, требуют нестандартного мышления, анализа и поиска новых решений.
Известные нерешённые задачи:
Проблема Гольдбаха: Можно ли каждое чётное число больше 2 представить в виде суммы двух простых чисел?
Гипотеза Ко́ллатца: Верно ли, что любое натуральное число при повторении алгоритма (если нечётное — умножить на 3 и прибавить 1, если чётное — разделить на 2) в итоге придёт к 1?
Проблемные ситуации на уроках (задачи с подвохом):
Задачи с ошибками, которые нужно найти и исправить
(неверное решение уравнения, когда ответ не сходится).
Задачи, где нужно понять, почему определённые значения переменных недопустимы (условия существования корня).
«Толстые и тонкие» вопросы
«Тонкие» вопросы — это вопросы, на которые можно дать однозначный ответ, например «да» или «нет».
Например :
Наибольшего натурального числа не существует.
Неправильная дробь больше или равна 1.
«Толстые» вопросы — это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, требуют размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Примеры толстых вопросов :
Почему при решении данной системы удобнее использовать метод сложения?
В чём различие между двумя способами решения одной и той же задачи?
Сколько может иметь корней квадратное уравнение в зависимости от значения дискриминанта?
« Лови ошибку»
Учащимся предлагается найти и объяснить ошибки в готовых решениях уравнений, задач, рассуждениях или вычислениях.
Вычислить: 10−4×2= 6×2=12
Решить уравнение:
8х + 3 = 7
Ошибка в порядке действий, сначала умножение
8х = 4
х = 8 : 4
х = 2
Перепутанные логические цепочки
Это ошибки, возникающие при нарушении правильного порядка и структуры рассуждений, что ведёт к неверным выводам и неправильным решениям.
Это утверждение верно, но пропущено звено — проверка существования треугольника.
«Ассоциации»
Это приём, который помогает лучше запоминать и понимать математические понятия, связывая их с образами, предметами или явлениями из повседневной жизни .
Этап 2. Стадия осмысления (осмысление материала во время работы над ним)
Задачи:
Помочь активно воспринимать изучаемый материал;
Помочь соотнести старые знания с новыми.
Функции:
Информационная - получение новой информации по теме;
Систематизационная - классификация полученной информации по категориям знания.
На стадии осмысления можно применить следующие приемы :
Инсерт,
Фишбоун,
Понятийное колесо,
Чтение с остановками,
Таблицы,
- Кластер.
ИНСЕРТ
Это приём работы с текстом, маркировка текста.
При чтении текста учащиеся на полях расставляют карандашом пометки:
V известно, уже знали;
+ информация новая;
- думали иначе или не согласны;
? непонятно, возникли вопросы.
Затем учащиеся заполняют маркировочную таблицу из 4-х колонок (по числу маркировок).
Например, в 7 классе в курсе «Вероятность и статистика» в темах Статистические данные в таблицах, тенденции и случайные отклонения.
«Фишбоун»
В переводе с английского — «рыбий скелет»
Это приём в обучении, который помогает анализировать информацию и представлять её в удобной для себя форме.
В основе приёма — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Она включает в себя четыре блока:
Голова — проблема, вопрос, тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Понятийное колесо
В центре схемы пишут ключевое понятие (тему урока), а вокруг него, соединённые лучами, располагают связанные понятия, ассоциации, синонимы, которые предлагают ученики.
прямоугольник
квадрат
Четырехугольник
трапеция
ромб
параллелограмм
Чтение с остановками
Это приём, который используют на уроках математики, чтобы побудить учащихся размышлять.
После прочтения определённой части текста ученики заполняют соответствующие строки и столбцы в таблице.
Данные метод можно использовать при решении текстовых или геометрических задач, так как часто проблемы возникают из-за непонимания смысла задачи. «Чтение с остановками» помогает правильно понять условие задачи, составить краткую запись, у ученика рождается план решения задачи.
Прием «Таблицы»
Это метод структурирования и организации информации в виде таблиц для упрощения анализа, систематизации данных и решения задач.
Таблица помогает превратить текстовую или сложную задачу в упорядоченный набор данных, что облегчает понимание и дальнейшую работу с ними.
Задача о совместной работе мастера и ученика, где через таблицу распределяют время работы и производительность, а затем составляют уравнение для нахождения неизвестного параметра.
Кластер
Метод «Кластер» – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Этап 3. Стадия рефлексии(обобщение материала, подведение итогов)
Задачи рефлексии:
1) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;
2) Помочь самостоятельно определить направления дальнейшего изучения материала.
Функции:
1) Коммуникационная - обмен мнениями о новой информации;
2) Информационная - приобретение нового знания;
3) Мотивационная - побуждение к дальнейшему расширению знаний;
4) Оценочная - соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.
Приемы , используемые на стадии рефлексии:
- Вопрос – ответ,
- Пазл,
- Синквейн.
Прием «Вопрос – ответ»
Закончи предложение.
Что делали? Зачем делали? Как делали? Для чего делали?
Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я попробую…. Меня удивило…
Прием «Пазл»
Это детская игра по сбору картинок из неровных частей.
Изучаемый (или контролируемый) материал частями записывается на отдельных карточках, но в каждой карточке должна быть информация к поиску следующей. Ученик должен собрать все карточки по указанному учителем материалу.
Например: 1) формулы сокращенного умножения в 7 классе. Левая и правая части формул на разных карточках, нужно найти пары.
После изучения трех признаков параллельности прямых и трех теорем об углах, образованных при пересечении двух параллельных прямых третьей прямой, учащимся предоставляется набор из 18 карточек. Каждая теорема представлена так: 1-я карточка – формулировка,
2-я карточка – чертеж к теореме,
3-я карточка – краткая запись Дано и Доказать.
Ученику нужно полностью собрать какую-то теорему.
Синквейн
Синквейн - это короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.
1-я строка – выражение сущности темы одним словом (сущ.).
2-я строка – описание темы двумя словами (прил.).
3-я строка – это описание действий по теме тремя словами (глаг.).
4-я строка – это фраза из четырех слов к данной теме.