Цель: познакомить с новым многогранником – параллелепипедом, ввести понятие параллелепипеда, рассмотреть его элементы и свойства.
Задачи:
- обучающие: сформировать понятия параллелепипеда и его элементов, сформировать умение изображать параллелепипед и его элементы на плоскости, рассмотреть свойства граней и диагоналей параллелепипеда;
- развивающие: сформировать умения сравнивать, классифицировать, проводить анализ, выделять свойства в изучаемом объекте;
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку геометрии "Параллелепипед"»
ГЕОМЕТРИЯ 12 класс ТЕМА:«МНОГОГРАННИКИ»
Презентации по геометрии в 12 классе
ХСВОШ № 23.
Подготовила учитель математики,
специалист второй категории
Самофал Елена Юрьевна.
Презентация по геометрии в 12 классе ХСВОШ № 23.
Подготовила учитель математики, специалист второй категории
Самофал Елена Юрьевна.
Задачи урока
Формировать у учащихся понятий о параллелепипеде, о прямоугольном и наклонном параллелепипеде.
Изучить свойства граней, диагоналей параллелепипеда.
Развивать умение наблюдать, сравнивать и сопоставлять, выделять общие признаки.
Развивать коммуникативных способности учащихся, при работе в группах.
Воспитывать познавательный интерес, любознательность, активность, аккуратность при выполнении заданий, интерес к изучаемому предмету.
Назови их форму словомИз четырнадцати букв!
Назови их форму словомИз четырнадцати букв!
Назови их форму словомИз четырнадцати букв!
Назови их форму словомИз четырнадцати букв!
Назови их форму словомИз четырнадцати букв!
Прямоугольный параллелепипед
ПОВТОРЯЕМ. Призма
Многогранник, составленный из двух равных многоугольниковA1A2…AnиB1B2…Bn, расположенных в параллельных плоскостях, иnпараллелограммов, называетсяпризмой
Все шесть граней параллелепипеда- параллелограммы.
Назовитевершины,рёбра,боковые грани,основанияи их количество.
1)А,Б,С,Д, А1,В1,С1,Д1.
2)АА1,ВВ1,СС1,ДД1,
А1В1,Д1С1,А1Д1,В1С1,
АД,ДС,СВ,ВА.
3)АВВ1А1А, ВВ1С1СВ, СС1Д1ДС, ДД1А1АД.
4) А1Д1С1В1, АВСД.
D1
А1
C1
B1
D
С
А
В
Основания (2)
Вершины (8)
Боковые грани (4)
Ребра (12)
ВИДЫ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА
ВИДЫ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА
а)прямой,б)наклонный,в)правильный.
ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ
ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД
Параллелепипедназывается
прямоугольным, если его боковые рёбра
перпендикулярнык основанию,
а основания являютсяпрямоугольниками.
C1
D1
B1
A1
D
С
В
А
В прямоугольном параллелепипеде
все шесть граней – прямоугольники.
2. Все углы прямые.
ПРАВИЛЬНЫЙ
ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД
куб
Параллелепипед у которого все стороны равны
НАКЛОННЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД
d ² =a ² + b ² + c ² В прямоугольном параллелепипеде
квадрат любой диагонали равен
сумме квадратов трех
его сторон
C1
D1
B1
Доказать:
AC12=AB2+AD2+AA12
A1
Доказательство:
1.ABD –прямоугольный
По т. Пифагора
DB2=AB2+AD2
D
С
2.BDD1–
прямоугольный
По т. Пифагора
BD12=BD2+DD12
В
А
3. Из 1 и 2 следует:AC12=AB2+AD2+AA12
Противоположные грани параллелепипеда параллельны и равны
D1
C1
А1
B1
С
D
В
А
Диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и делятся этой точкой пополам
Доказательство:если две прямые в пространстве параллельны третьей прямой, то они параллельны.
Квадрат диагонали прямоугольного параллелепипеда равен сумме квадратов трех его измерений.
Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению трех его измерений.
V=abc
V - объем
a - ширина
b - длина
c - высота
Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению площади основания на высоту.
V=Sh
V – объем
S – площадь основания
h – высота
Если боковые ребра параллелепипеда перпендикулярны плоскости основания, то такой параллелепипед называетсяпрямым
D1
C1
А1
B1
D
С
В
А
боковые грани – прямоугольники
Прямой параллелепипед, основания которого являются прямоугольниками называетсяпрямоугольным
D1
C1
А1
B1
D
С
В
А
все грани – прямоугольники
Длины трех ребер, имеющих общую вершину, назовемизмерениямипрямоугольного параллелепипеда
D1
C1
А1
B1
D
С
В
А
длина, ширина и высота
Прямоугольный параллелепипед, все грани которого – равные квадраты называетсякубом
d
a
a
a
d2=3a2
все грани – равные квадраты
Свойство
Противоположные грани параллелепипеда параллельны
и равны
D 1
C 1
Дано: АВСDА 1 В 1 С 1 D 1 — параллелепипед
B 1
A 1
Доказать: свойство 1
Доказательство:
1) АВСD — параллелограмм ⇒ BC ∥ AD
2) АВВ 1 А 1 — параллелограмм ⇒ ВВ 1 ∥ AA 1
C
D
B
A
4) ВС = АD, ВВ 1 = АА 1
5) ∠В 1 ВС = ∠А 1 АD
Свойство доказано
24
Определение
Диагональ параллелепипеда — это отрезок, соединяющий противоположные вершины
D 1
C 1
A 1
B 1
В 1 D, BD 1 , А 1 С — диагонали параллелепипеда
D
C
A
B
Свойство
Диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и точкой пересечения делятся пополам
D 1
Дано: АВСDА 1 В 1 С 1 D 1 — параллелепипед
C 1
В 1 D, BD 1 — диагонали ВВ 1 D 1 D
Доказать: свойство 2
A 1
B 1
Доказательство:
1) ВB 1 = AA 1 , ВB 1 ∥ AA 1
O
АА 1 = DD 1, АА 1 ∥ DD 1
2) ВВ 1 = АА 1 , АА 1 = DD 1 ⇒ ВВ 1 = DD 1
D
ВВ 1 ∥ АА 1 , АА 1 ∥ DD 1 ⇒ ВВ 1 ∥ DD 1
⇒ BB 1 D 1 D — параллелограмм ⇒
C
A
⇒ В 1 D ∩ BD 1 = О,
В 1 О = ОD, BO = OD 1
4) BC 1 D 1 A — параллелограмм ⇒
B
C 1 O = OA, BO = OD 1
⇒ C 1 A ∩ BD 1 = O,
Свойство доказано
24
Выполните задания.
Задача 1
Дано: АВСDА 1 В 1 С 1 D 1 — параллелепипед
C 1
D 1
BL = CM = A 1 N = D 1 P
B 1
Доказать: ALMDNB 1 C 1 P — параллелепипед
A 1
P
Доказательство:
N
1) ВВ 1 А 1 А — параллелограмм ⇒ ВВ 1 = АА 1 , ВВ 1 ∥ АА 1
⇒ LB 1 = NA, LB 1 ∥ NA
M
L
C
D
⇒ LB 1 NA — параллелограмм
A
4) MC 1 PD – параллелограмм (аналогично п. 3)
B
5) ∠LB 1 N = ∠MC 1 P
8) A 1 N = D 1 P ⇒ NA 1 D 1 P — параллелограмм ⇒ A 1 D 1 ∥ NP ∥ AD
9) (ABB 1 A 1 ) ∥ (DCC 1 D 1 ) ⇒ B 1 C 1 = LM = AD = NP
10) ANPD, NB 1 C 1 P, LB 1 C 1 M, ALMD — параллелограммы
Что требовалось доказать
ALMDNB 1 C 1 P — параллелепипед
Домашнее задание:Стр. 53 – 54
№190(в), 193(в)
Выполнить
Творческое задание – создать модель тетраэдра и параллелепипеда (картон и спицы). На одной из модели сделать сечение.