Презентация "Исследование функции с помощью производной" является наглядным пособием для проведения урока по этой теме. Она помогает предоставить информацию учащимся в наглядном виде,удобном для усвоения. Чтобы исследовать функцию и построить ее график, необходимо знать схему исслеедования, находить производную и критические точки, определять основные свойства функции. Тема слоная, трудоемкая, учителю необходим хороший инструментарии к уроку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока "Исследование функции"»
ЭПИГРАФ К УРОКУ
«ЕСТЬ ИСТИНЫ,НАИБОЛЕЕ УДОБНЫЙ ПУТЬ К КОТОРЫМ СТАНОВИТСЯ ИЗВЕСТНЫМ ЛИШЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК МЫ ИСПРОБУЕМ ВСЕ ПУТИ»
Дени Дидро
План
Проверка
домашнего
задания
АКТУАЛИЗАЦИЯ
ЗНАНИЙ
УЧАЩИХСЯ
Тренинг
через
ИНТЕРНЕТ
(виртаульный
кабинет
математики)
Самостоятельная
работа
ТЕСТ
(aktiv vote)
ВЫВОДЫ
АКЦЕНТИРУЕМ ТЕОРИЮ ПО ТЕМЕ
1.В чем состоитгеометрический смысл
производной ?
f ´(x0)=tg α= к
2. Какая функция называетсядифференцируемойв точке?
3.Касательная наклонена подтупымуглом к
положительному направлению оси ОХ.
Следовательно, • • •.
тангенсугла наклона касательной к положительному направлению оси ОХ
4.Касательная наклонена подострымуглом к
положительному направлению оси ОХ.
Следовательно, • • •.
значение производной в точкеХ0
угловойкоэффициент касательной
5.Касательная наклонена подпрямымуглом к
положительному направлению оси ОХ.
Следовательно, • • •.
6.Касательная параллельна оси ОХ, либо с ней
совпадает.Следовательно, • • •.
ГРАФИК
0 f ´(x 0 ) 0 α = 0 tg α =0 f ´(x 0 ) = 0" width="640"
для дифференцируемых функций:0°≤α≤180°,α≠90°
α=90°
tg αне сущ.
f ´(x0)не сущ.
α - тупой
tg α
f ´(x0)
α– острый
tg α 0
f ´(x0) 0
α= 0
tg α =0
f ´(x0) = 0
УПРОЩЕННАЯ СХЕМА
ИССЛЕДОВАНИЯ
Область определения, область значений функции, точки разрыва функции, вертикальные асимптоты
Четность, нечетность, ФОВ, периодичность функции
Нули функции, точки пересечения графика функции с осями координат
Критические точки функции
Промежутки возрастания и убывания функции, экстремумы функции
Координаты нескольких точек, принадлежащих графику.
ВОПРОСЫ
Достаточное условие возрастания функции
Достаточное условие убывания функции
Необходимое условие экстремума (теорема Ферма)
Признак максимума функции
Признак минимума функции
ГРАФИК
ПРИМЕНЯЕМ ТЕОРИЮ НА ПРАКТИКЕ
хmin
хmin
хmin
хmax
хmax
-
-
-
+
+
+
+
Не
сущ.
Не
сущ.
0
0
0
0
ОБОБЩЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЙ
Е с л и
свойства
f(x):
свойства
f'(x):
,то
.
функциявозрастаетна
промежутке иимеет
на немпроизводную
проходя через точку
х0,f ´(x)меняет
знак с « - » на « + ».
6
1
функцияубываетна
промежутке иимеет
на немпроизводную
проходя через точку
х0,f ´(x)меняет
знак с « +» на « - ».
2
7
5
в точке Х0функцияимеет экстремум
1
f ´(x)≥0.
2
Х0- точкаминимумафункции
6
f ´(x)≤ 0.
5
Х0- точка
максимумафункции
f ´(x0)= 0илиf ´(x0)несуществует.
7
Задания
Какова область определения функции?
[2;+∞)
ПРОВЕРКА
Укажите промежутки возрастания и убывания функции
ПРОВЕРКА
Возрастает
(-∞;-3)Ụ(-3;+∞)
3. Имеет ли функция экстремум?
у = 10 - 2x2
ПРОВЕРКА
Хmax=10
Является ли данная функция чётной или нечётной?
ПРОВЕРКА
Нечетная функция
Х=0; -2
ПРОВЕРКА
7. Укажите промежутки возрастания и убывания функции?
У=Х4-3Х3+2Х2-5
Проверка домашней работы
545(1)
№546(1)
тренингХ770
Тренинг через ИНТЕРНЕТ
Задание:
Логин:grupp859
Пароль:9662196
1 группа
Логин:grupp485
Пароль:1172997
2 группа
Логин:gshru962
Пароль:6396651
3 группа
Логин:grupp916
Пароль:8673879
4 группа
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1 этап
Решить задание
Найдите
производную
функции
1 группа
2 группа
Найдите
интервалы
монотонности
функции
3 группа
4 группа
2 этап
Исследовать функцию
и построить ее график
У=(1-х2)(2+х)
1 группа
У=(Х-2)2(Х+1)2
2 группа
У=
Х2
3 группа
Х-2
У=√2 – 2sinx
4 группа
Построение графика функции
в виртуальной лаборатории
Трудно найти черную кошку в тёмной комнате, особенно если ее там нет.
Возниклапроблема:графика не видно
ПОЧЕМУ?
Вывод: для уточнения графика важно использовать все этапы исследования функции. Нахождение области определения функции далеко не формальный этап исследования. Он поможет вам не оказаться в роли человека, ищущего черную кошку в тёмной комнате.
Определите функцию
Я – функция сложная, это известно, Ещё расскажу, если вам интересно, Что точку разрыва и корень имею, И есть интервал, где расти не посмею.
Во всём остальном положительна, право,
И это, конечно, не ради забавы. Для чисел больших я стремлюсь к единице. Найдите меня среди прочих в таблице.
У=0,25х 4
У=(х 2 -1)2
У=х 3 -0,5х 2 -2х
У=х(1-х)
У=
У=
У=
У=
У=
История великих открытий.
Честь открытия основных законов математического анализа принадлежит английскому физику и математику Исааку Ньютону и немецкому математику, физику, философу Лейбницу.
Был этот мир глубокой тьмой окутан. Да будет свет! И вот явился Ньютон. А.Поуг.
Исаак Ньютон (1643-1727) - один из создателей дифференциального исчисления.
Главный его труд- «Математические начала натуральной философии» - оказал колоссальное влияние на развитие естествознания, стал поворотным пунктом в истории естествознания.
Ньютон ввёл понятие производной, изучая законы механики, тем самым раскрыл её механический смысл.
«Предупреждаю, чтобы остерегались отбрасыватьdx,-ошибка, которую часто допускают и которая препятствует продвижению вперёд». Г.В.Лейбниц (1646-1716) -создатель Берлинской академии наук, основоположник дифференциального исчисления - ввёл большую часть современной символики математического анализа.
Лейбниц пришёл к понятию производной, решая задачу проведения касательной к производной линии, объяснив этим ее геометрический смысл .
Последователи учений Ньютона и Лейбница. В последующем развитии идеи анализа (а они очень быстро завоевали популярность и нашли многих последователей) следует в первую очередь назвать имена учеников Лейбница - братьев Бернулли. А. Лопиталь (1661-1704), который учился у Бернулли,уже в 1696 году издал первый печатный курс дифференциального исчисления. Ряд крупных результатов получил Лагранж, его работы сыграли важную роль в осмыслении основ анализа.
Что выяснили?
Что сделали?
План
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
1. Существует связьмеждусвойствами функции (монотонность, экстремумы) и значениями производной (существование, знакопостоянство, нули).
2. Провелиисследованиефункции по упрощенной схеме.
3. Провелиобобщениенаблюдений.
4. Познакомились с математическими«портретами».
5. Познакомились систоризмомоткрытия производной
1.Изучитьполную схему исследования.
2. Научиться еёприменятьк решению задач.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сделать№ 555(3), 557(2)
Ответить на вопросы:
Почему признак возрастания (убывания) называетсядостаточным?
Почему условие существования экстремума в точке называетсянеобходимым?