kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему " Формирование познавательных УУД на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: " Формирование познавательных УУД на уроках математики 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему " Формирование познавательных УУД на уроках математики»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №16  г. Южно-Сахалинска  Учитель математики Аброськина О.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 г. Южно-Сахалинска

Учитель математики

Аброськина О.В.

Актуальность   « Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно ».  А. Дистервег  Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Сегодняшний выпускник должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышлением, т.е. обладать УУД.

Актуальность

 

« Если человека постоянно приучать

усваивать знания и умения в готовом виде,

можно и притупить его природные творческие способности –

«разучить» думать самостоятельно ».

А. Дистервег

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Сегодняшний выпускник должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышлением, т.е. обладать УУД.

Концепция универсальных учебных действий : компетентность как «знание в действии» (А.Г.Асмолов).   В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного нового социального опыта. В более узком термин можно определить как совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.

Концепция универсальных учебных действий : компетентность как «знание в действии» (А.Г.Асмолов).

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного нового социального опыта. В более узком термин можно определить как совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.

Виды УУД  Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.  В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.  Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием. 4

Виды УУД

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.

4

Познавательные учебные действия

Познавательные учебные действия

  • Общеучебные универсальные действия
  • Логические универсальные действия
  • Постановка и решение проблемы
  • Знаково-символические действия
Математика, как предмет,  является основой развития у учащихся познавательных действий .

Математика, как предмет, является основой развития у учащихся познавательных действий .

Найди отличия Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей.

Найди отличия

Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей.

Формируемые УУД: поиск и выделение информации; формирование умения выделять закономерность. Логические действия: построение логической цепи рассуждений. Поиск лишнего Четвёртый лишний. В каждом ряду три числа обладают общим свойством, а одно число этим свойством не обладает. Укажите, что это за свойство и какое число лишнее.  а)25; 49; 121; 45: б)1; 9; 27; 64: в)14; 35; 39; 42: г)18; 102; 33; 44:

Формируемые УУД: поиск и выделение информации; формирование умения выделять закономерность. Логические действия: построение логической цепи рассуждений.

Поиск лишнего

Четвёртый лишний. В каждом ряду три числа обладают общим свойством, а одно число этим свойством не обладает. Укажите, что это за свойство и какое число лишнее. а)25; 49; 121; 45: б)1; 9; 27; 64:

в)14; 35; 39; 42: г)18; 102; 33; 44:

Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; построение логической цепи рассуждений.  Цепочки вычислений

Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; построение логической цепи рассуждений.

Цепочки вычислений

Лабиринты Вход в лабиринт: Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; установление причинно-следственных связей.

Лабиринты

Вход в лабиринт:

Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; установление причинно-следственных связей.

Поиск закономерностей   Найди выражения, значения которых равны: (128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68; (43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36.  Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково- символическое моделирование.  

Поиск закономерностей

Найди выражения, значения которых равны:

(128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68;

(43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36.

Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково- символическое моделирование.

 

Использование дополнительных источников  информации.   (математика Сриддхары XI в.) “ Есть “кадамба” цветок,  На один лепесток  Пчелок пятая часть опустилась.  Рядом тут же росла  Вся в цвету сименгда  И на ней третья часть поместилась.  Разность их ты найди,  Ее трижды сложи  И тех пчел на Кутай посади.  Лишь одна не нашла  Себе места нигде  Все летала то взад, то вперед и везде  Ароматом цветов наслаждаясь.  Назови теперь мне,  Подсчитавши в уме,  Сколько пчелок всего здесь собралось”. Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации, извлечение из текста необходимой информации, построение логической цепи рассуждений

Использование дополнительных источников  информации.

(математика Сриддхары XI в.)

“ Есть “кадамба” цветок, На один лепесток Пчелок пятая часть опустилась. Рядом тут же росла Вся в цвету сименгда И на ней третья часть поместилась. Разность их ты найди, Ее трижды сложи И тех пчел на Кутай посади. Лишь одна не нашла Себе места нигде Все летала то взад, то вперед и везде Ароматом цветов наслаждаясь. Назови теперь мне, Подсчитавши в уме, Сколько пчелок всего здесь собралось”.

Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации, извлечение из текста необходимой информации, построение логической цепи рассуждений

Составление опорных схем.   Формируемые УУД: умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование, - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Составление опорных схем.

Формируемые УУД: умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование, - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Логические задачи   Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг 800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица? Формируемые УУД: поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково- символическое моделирование.

Логические задачи

Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос.

  • Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг 800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?

Формируемые УУД: поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково- символическое моделирование.

Логические задачи   Проведите отрезок так, чтобы он разделил квадрат: а) на треугольник и пятиугольник; б) на два четырехугольника, не являющихся прямоугольниками. Формируемые УУД: - умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование, - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Логические задачи

Проведите отрезок так, чтобы он разделил квадрат:

  • а) на треугольник и пятиугольник;
  • б) на два четырехугольника, не являющихся прямоугольниками.

Формируемые УУД: - умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование, - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Для      формирования    универсальных учебных действий  на    уроках математики можно выделить  4 этапа:   1-этап - вводно- мотивационный . 2- этап - открытие математических знаний.  3- этап - формализация знаний. 4- этап - обобщение и систематизация .

Для      формирования    универсальных учебных действий  на    уроках математики можно выделить  4 этапа:

1-этап - вводно- мотивационный .

2- этап - открытие математических знаний.

3- этап - формализация знаний.

4- этап - обобщение и систематизация .

Технологическая карта урока Проект урока математики (5 класс УМК Н.Я.Виленкин) учителя МБОУ СОШ №16 г. Южно – Сахалинска Аброськиной Ольги Валентиновны Тема урока. Формулы Цель урока. Знакомство учащихся с понятием «формула» Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления по формулам, использовать формулы для решения задач. Этап урока Деятельность учителя 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Создаются условия для возникновения внутренней потребности («хочу»).   Фрагменты к уроку математика Слайд 1Прочитайте пословицу. - Как вы понимаете эту пословицу: ученье - свет, а не ученье - тьма? Слайд 2 Мы сегодня будем снова наблюдать,  выводы делать и рассуждать.  А чтобы урок пошел каждому впрок,  Активно в работу включайся, дружок! Оборудование: проектор, карточки с заданиями, рабочая тетрадь, учебник Деятельность учащихся Формирование познавательных УУД Организация рабочего места Выделяется содержательная область («могу заниматься математикой»). Познавательные: целеполагание.

Технологическая карта урока

Проект урока математики (5 класс УМК Н.Я.Виленкин) учителя МБОУ СОШ №16 г. Южно – Сахалинска

Аброськиной Ольги Валентиновны

Тема урока. Формулы

Цель урока.

Знакомство учащихся с понятием «формула»

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления по формулам, использовать формулы для решения задач.

Этап урока

Деятельность учителя

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Создаются условия для возникновения внутренней потребности («хочу»).

 

Фрагменты к уроку математика

Слайд 1Прочитайте пословицу.

- Как вы понимаете эту пословицу: ученье - свет, а не ученье - тьма?

Слайд 2

Мы сегодня будем снова наблюдать, выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!

Оборудование: проектор, карточки с заданиями, рабочая тетрадь, учебник

Деятельность учащихся

Формирование познавательных УУД

Организация рабочего места

Выделяется содержательная область («могу заниматься математикой»).

Познавательные: целеполагание.

Технологическая карта урока 3. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи Деятельность учителя 4. Построение проекта выхода из затруднения.  «открытие» детьми нового знания. Фрагменты к уроку 5. Реализация построенного проекта Деятельность ученика 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Формирование УУД Д 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону  8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Технологическая карта урока

3. Выявление места и причины затруднения.

Постановка учебной задачи

Деятельность учителя

4. Построение проекта выхода из затруднения.

«открытие» детьми нового знания.

Фрагменты к уроку

5. Реализация построенного проекта

Деятельность ученика

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Формирование УУД Д

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Особенности УУД  в основной школе Обратимся к содержанию федерального государственного стандарта основного общего образования: «В основу Стандарта входит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся». Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Особенности УУД в основной школе

Обратимся к содержанию федерального государственного стандарта основного общего образования: «В основу Стандарта входит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся». Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

проведение собственно исследования — презентация результатов." width="640"

Структура учебных исследований

Соответствует структуре научных исследований и включает триаду обязательных разделов:

подготовительная работа —

проведение собственно исследования — презентация результатов.

Этапы включения учащихся в исследовательскую деятельность   № Этапы 1 Подготовительный Деятельность 2 Написание реферата Результат Работа с научной и публицистической литературой; самостоятельный поиск и анализ информации 3   Собственно исследовательская деятельность Устный доклад на уроке Работа с литературными первоисточниками; оформление в соответствии со стандартами Представление всех рефератов на уроках, а лучших - на конференциях в школе или научном обществе Знакомство с методами исследований; организация и проведение исследования Публикация или представление результатов на научно-практических конференциях самого разного уровня. 3 3

Этапы включения учащихся в исследовательскую деятельность

Этапы

1

Подготовительный

Деятельность

2

Написание реферата

Результат

Работа с научной и публицистической литературой; самостоятельный поиск и анализ информации

3

 

Собственно исследовательская деятельность

Устный доклад на уроке

Работа с литературными первоисточниками; оформление в соответствии со стандартами

Представление всех рефератов на уроках, а лучших - на конференциях в школе или научном обществе

Знакомство с методами исследований; организация и проведение исследования

Публикация или представление результатов на научно-практических конференциях самого разного уровня.

3

3

Темы проектов по математике в 5-6 классах, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету.

Темы проектов по математике в 5-6 классах, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету.

  • 5 класс
  • Взаимное расположение двух прямых, пересечение и параллельность.
  • Вертикальные углы. Виды треугольников.
  • Равенство окружностей и кругов.
  • Великие математики древнего мира.
  • Число. История счёта. Римская нумерация.
  • Проекты:
  • История появления цифр.
  • Математическая шкатулка (поиск занимательных задач на развитие математического мышления и последующая их презентация).
  • Наследие Архимеда. (Жизнь и открытия).
  • Основные алгоритмы для решения задач за 5 класс.
Темы проектов по математике в 5-6 классах, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету.   6 класс:

Темы проектов по математике в 5-6 классах, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету.

6 класс:

  • Магические числа.
  • Моя школа в цифрах и процентах.
  • Зачем нужна математика? (исследования по социальным вопросам, анкетирование, построение диаграмм при оформлении результатов).
  • Проекты:
  • Координатная плоскость.
  • Математические развлечения ( Игры с числами. Логические задачи. Магические квадраты. Невозможные рисунки).
Результатом своей работы  считаю положительную динамику в формировании познавательных действий у детей.

Результатом своей работы  считаю положительную динамику в формировании познавательных действий у детей.

  • В урочной деятельности  
Формирование познавательных УУД

Формирование познавательных УУД

Итог Интерес к учебной деятельности , подкрепляемый постоянным активным участием в открытии новых истин, проверке гипотез, поиском способа действий в задаче, является основным психологическим условием успешности этой деятельности. Интерес выступает как движущая сила познания. Использование творческих заданий на переработку математической информации способствует повышению интереса, мотивации к учебе.  Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных

Итог

Интерес к учебной деятельности , подкрепляемый постоянным активным участием в открытии новых истин, проверке гипотез, поиском способа действий в задаче, является основным психологическим условием успешности этой деятельности. Интерес выступает как движущая сила познания. Использование творческих заданий на переработку математической информации способствует повышению интереса, мотивации к учебе. 

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных

31.10.16 Спасибо  за внимание! 28

31.10.16

Спасибо за внимание!

28


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация на тему " Формирование познавательных УУД на уроках математики

Автор: Токмакова Наталья Михайловна

Дата: 31.10.2016

Номер свидетельства: 353669

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов" "
    ["seo_title"] => string(126) "stat-ia-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov"
    ["file_id"] => string(6) "165178"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782194"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов (научн. рук-ль - канд. пед. наук, доц. О.А. Тарасова) "
    ["seo_title"] => string(164) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov-nauchn-ruk-l-kand-pied-nauk-dots-o-a-tarasova"
    ["file_id"] => string(6) "165186"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782778"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Современный урок математики по теме "Правильные и неправильные дроби""
    ["seo_title"] => string(75) "sovriemiennyi-urok-matiematiki-po-tiemie-pravil-nyie-i-niepravil-nyie-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "283566"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453837777"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: «Площадь. Формула площади прямоугольника». "
    ["seo_title"] => string(113) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-v-5-klassie-po-tiemie-ploshchad-formula-ploshchadi-priamoughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "127935"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415387611"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока математики "Степень числа" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-matiematiki-stiepien-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "187543"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426525637"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства