Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему " Формирование познавательных УУД на уроках математики»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №16г. Южно-Сахалинска
Учитель математики
Аброськина О.В.
Актуальность
« Если человека постоянно приучать
усваивать знания и умения в готовом виде,
можно и притупить его природные творческие способности –
«разучить» думать самостоятельно ».
А. Дистервег
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Сегодняшний выпускник должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышлением, т.е. обладать УУД.
Концепция универсальных учебных действий : компетентность как «знание в действии» (А.Г.Асмолов).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного нового социального опыта. В более узком термин можно определить как совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.
Виды УУД
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.
4
Познавательные учебные действия
Общеучебные универсальные действия
Логические универсальные действия
Постановка и решение проблемы
Знаково-символические действия
Математика, как предмет, является основой развития у учащихся познавательных действий .
Найди отличия
Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей.
Формируемые УУД: поиск и выделение информации; формирование умения выделять закономерность. Логические действия: построение логической цепи рассуждений.
Поиск лишнего
Четвёртый лишний. В каждом ряду три числа обладают общим свойством, а одно число этим свойством не обладает. Укажите, что это за свойство и какое число лишнее. а)25; 49; 121; 45: б)1; 9; 27; 64:
в)14; 35; 39; 42: г)18; 102; 33; 44:
Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; построение логической цепи рассуждений.
Цепочки вычислений
Лабиринты
Вход в лабиринт:
Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; установление причинно-следственных связей.
Поиск закономерностей
Найди выражения, значения которых равны:
(128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68;
(43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36.
Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково- символическое моделирование.
Использование дополнительных источников информации.
(математика Сриддхары XI в.)
“ Есть “кадамба” цветок, На один лепесток Пчелок пятая часть опустилась. Рядом тут же росла Вся в цвету сименгда И на ней третья часть поместилась. Разность их ты найди, Ее трижды сложи И тех пчел на Кутай посади. Лишь одна не нашла Себе места нигде Все летала то взад, то вперед и везде Ароматом цветов наслаждаясь. Назови теперь мне, Подсчитавши в уме, Сколько пчелок всего здесь собралось”.
Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации, извлечение из текста необходимой информации, построение логической цепи рассуждений
Составление опорных схем.
Формируемые УУД: умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование, - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Логические задачи
Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг 800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?
Формируемые УУД: поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково- символическое моделирование.
Логические задачи
Проведите отрезок так, чтобы он разделил квадрат:
а) на треугольник и пятиугольник;
б) на два четырехугольника, не являющихся прямоугольниками.
Формируемые УУД: - умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование, - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:
1-этап -вводно- мотивационный.
2- этап -открытие математических знаний.
3- этап -формализация знаний.
4- этап -обобщение и систематизация.
Технологическая карта урока
Проект урока математики (5 класс УМК Н.Я.Виленкин) учителя МБОУ СОШ №16 г. Южно – Сахалинска
Аброськиной Ольги Валентиновны
Тема урока. Формулы
Цель урока.
Знакомство учащихся с понятием «формула»
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления по формулам, использовать формулы для решения задач.
Этап урока
Деятельность учителя
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Создаются условия для возникновения внутренней потребности («хочу»).
Фрагменты к уроку математика
Слайд 1Прочитайте пословицу.
- Как вы понимаете эту пословицу: ученье - свет, а не ученье - тьма?
Слайд 2
Мы сегодня будем снова наблюдать, выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!
Оборудование: проектор, карточки с заданиями, рабочая тетрадь, учебник
Деятельность учащихся
Формирование познавательных УУД
Организация рабочего места
Выделяется содержательная область («могу заниматься математикой»).
Познавательные: целеполагание.
Технологическая карта урока
3. Выявление места и причины затруднения.
Постановка учебной задачи
Деятельность учителя
4. Построение проекта выхода из затруднения.
«открытие» детьми нового знания.
Фрагменты к уроку
5. Реализация построенного проекта
Деятельность ученика
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Формирование УУДД
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Особенности УУД в основной школе
Обратимся к содержанию федерального государственного стандарта основного общего образования: «В основу Стандарта входит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся». Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.
проведение собственно исследования — презентация результатов." width="640"
Структура учебных исследований
Соответствует структуре научных исследований и включает триаду обязательных разделов:
подготовительная работа —
проведение собственно исследования — презентация результатов.
Этапы включения учащихся в исследовательскую деятельность
№
Этапы
1
Подготовительный
Деятельность
2
Написание реферата
Результат
Работа с научной и публицистической литературой; самостоятельный поиск и анализ информации
3
Собственно исследовательская деятельность
Устный доклад на уроке
Работа с литературными первоисточниками; оформление в соответствии со стандартами
Представление всех рефератов на уроках, а лучших - на конференциях в школе или научном обществе
Знакомство с методами исследований; организация и проведение исследования
Публикация или представление результатов на научно-практических конференциях самого разного уровня.
3
3
Темы проектов по математике в 5-6 классах, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету.
5 класс
Взаимное расположение двух прямых, пересечение и параллельность.
Вертикальные углы. Виды треугольников.
Равенство окружностей и кругов.
Великие математики древнего мира.
Число. История счёта. Римская нумерация.
Проекты:
История появления цифр.
Математическая шкатулка (поиск занимательных задач на развитие математического мышления и последующая их презентация).
Наследие Архимеда. (Жизнь и открытия).
Основные алгоритмы для решения задач за 5 класс.
Темы проектов по математике в 5-6 классах, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету.
6 класс:
Магические числа.
Моя школа в цифрах и процентах.
Зачем нужна математика? (исследования по социальным вопросам, анкетирование, построение диаграмм при оформлении результатов).
Проекты:
Координатная плоскость.
Математические развлечения ( Игры с числами. Логические задачи. Магические квадраты. Невозможные рисунки).
Результатом своей работы считаю положительную динамику в формировании познавательных действий у детей.
В урочной деятельности
Формирование познавательных УУД
Итог
Интерес к учебной деятельности , подкрепляемый постоянным активным участием в открытии новых истин, проверке гипотез, поиском способа действий в задаче, является основным психологическим условием успешности этой деятельности. Интерес выступает как движущая сила познания. Использование творческих заданий на переработку математической информации способствует повышению интереса, мотивации к учебе.
Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных