kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Софизмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие софизма

Софизм - (от греческого sophisma – уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям.

Из истории софизмов

Софистами называли группу древнегреческих философов 4-5 века до н.э., достигших большого искусства в логике. В период падения нравов древнегреческого общества (5 век) появляются так называемые учителя красноречия, которые целью своей деятельности считали и называли приобретение и распространения мудрости, вследствие чего они именовали себя софистами.

Типичные ошибки при решении софизмов

Запрещенные действия;

пренебрежение условиями теорем; формул и правил;

 ошибочный чертеж;

 опора на ошибочные умозаключения.

Алгебраические софизмы

Сумма любых двух одинаковых чисел равна нулю.

Возьмем произвольное не равное нулю число а и напишем уравнение х = а. Умножая обе его части на (-4а), получим -4ах = -4а2. Прибавляя к обеим частям последнего равенст­ва х2 и перенеся член -4а2 влево с противоположным зна­ком, получим х2-4ах + 4a2 = х2, откуда, замечая, что слева стоит полный квадрат, имеем

(х-2а)2 = х2,  х-2а = х. Заменяя в последнем равенстве х на равное ему число а, по­лучим а-2а = а, или -а = а, откуда 0 = a + a,      т. е. сумма двух произвольных одинаковых чисел а равна 0.

Геометрический софизм

« Спичка вдвое длиннее телеграфного столба»

 Пусть  а дм- длина спички и b дм - длина столба. Разность между b и  a  обозначим через c.

Имеем 
b - a = c, b = a + c.
Перемножаем два эти равенства по частям, находим:
b2 - ab = ca + c2.
Вычтем из обеих частей bc. Получим:
b2- ab - bc = ca + c2 - bc, или b(b - a - c) = - c(b - a - c),
откуда:
b = - c, но c = b - a,
поэтому b = a - b, или a = 2b.

Тригонометрический софизм

Бесконечное большое число равно нулю

Если острый угол увеличивается. Приближаясь к 900  как к пределу, то его тангенс, как известно, неограниченно растёт по абсолютной величине, оставаясь положительным: tg900 = +∞.

Но если взять тупой угол и уменьшить его, приближая к 900  как к пределу, то его тангенс, оставаясь отрицательным, также неограниченно растёт по абсолютной величине: tg900 = - ∞.

Сопоставим формулы (1) и (2): - ∞ = +∞

     +∞ +∞ = 0

     ∞ = 0

Современные софизмы

«Одна и та же вещь не может иметь какое-то свойство и не иметь его. Хозрасчет предполагает самостоятельность, заинтересованность и ответственность. Заинтересованность — это, очевидно, не ответственность, а ответственность — не самостоятельность. Получается вопреки сказанному вначале, что хозрасчет включает самостоятельность и несамостоятельность, ответственность и безответственность».

«Акционерное общество, получившее когда-то ссуду от государства, те-перь ему уже не должно, так как оно стало иным: в его правлении не осталось никого из тех, кто просил ссуду».

"Предмет математики настолько серьезен,что полезно не упускать случаев сделать его немного занимательным".            Б. Паскаль

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Софизмы" »

СОФИЗМЫ Автор: учитель математики Ливадийского УВК Постернакова Ольга Глебовна

СОФИЗМЫ

Автор:

учитель математики

Ливадийского УВК

Постернакова Ольга Глебовна

ПОНЯТИЕ СОФИЗМА  Софизм - (от греческого sophisma – уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям.

ПОНЯТИЕ СОФИЗМА

Софизм - (от греческого sophisma – уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям.

ИЗ ИСТОРИИ СОФИЗМОВ

ИЗ ИСТОРИИ СОФИЗМОВ

  • Софистами называли группу древнегреческих философов 4-5 века до н.э., достигших большого искусства в логике. В период падения нравов древнегреческого общества (5 век) появляются так называемые учителя красноречия, которые целью своей деятельности считали и называли приобретение и распространения мудрости, вследствие чего они именовали себя софистами.
ИЗ ИСТОРИИ СОФИЗМОВ

ИЗ ИСТОРИИ СОФИЗМОВ

  • Наиболее известна деятельность старших софистов, к которым относят Протагора из Абдеры, Горгия из Леонтип, Гиппия из Элиды и Продика из Кеоса.
ИЗ ИСТОРИИ СОФИЗМОВ

ИЗ ИСТОРИИ СОФИЗМОВ

  • Известнейший ученый и философ Сократ по началу был софистом, активно участвовал в спорах и обсуждениях софистов, но вскоре стал критиковать учение софистов и софистику в целом. Философия Сократа была основана на том, что мудрость приобретается с общением, в процессе беседы.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РЕШЕНИИ СОФИЗМОВ

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РЕШЕНИИ СОФИЗМОВ

  • Запрещенные действия;
  • пренебрежение условиями теорем; формул и правил;
  • ошибочный чертеж;
  • опора на ошибочные умозаключения.
ФОРМУЛА УСПЕШНОСТИ СОФИЗМА Успешность софизма определяется следующей формулой:  a + b + c + d + e + f ,  где (a + с + е) составляет показатель силы диалектика, (b + d + f) есть показатель слабости его жертвы.  

ФОРМУЛА УСПЕШНОСТИ СОФИЗМА

  • Успешность софизма определяется следующей формулой:

a + b + c + d + e + f ,

где (a + с + е) составляет показатель силы диалектика, (b + d + f) есть показатель слабости его жертвы.  

  • а - отрицательные качества лица (отсутствие развития способности управлять вниманием). b - положительные качества лица (способность активно мыслить) с - аффективный элемент в душе искусного диалектика d - качества, которые пробуждаются в душе жертвы софиста и омрачают в ней ясность мышления е - категоричность тона, не допускающего возражения, определённая мимика f - пассивность слушателя
  • а - отрицательные качества лица (отсутствие развития способности управлять вниманием).
  • b - положительные качества лица (способность активно мыслить)
  • с - аффективный элемент в душе искусного диалектика
  • d - качества, которые пробуждаются в душе жертвы софиста и омрачают в ней ясность мышления
  • е - категоричность тона, не допускающего возражения, определённая мимика
  • f - пассивность слушателя
Алгебраические софизмы

Алгебраические софизмы

  • Сумма любых двух одинаковых чисел равна нулю.
  • Возьмем произвольное не равное нулю число а и напишем уравнение х = а. Умножая обе его части на (-4а), получим -4ах = -4а 2 . Прибавляя к обеим частям последнего равенст­ва х 2 и перенеся член -4а 2 влево с противоположным зна­ком, получим х 2 -4ах + 4a 2 = х 2 , откуда, замечая, что слева стоит полный квадрат, имеем
  • (х-2а) 2 = х 2 , х-2а = х.
  • Заменяя в последнем равенстве х на равное ему число а, по­лучим а-2а = а, или -а = а, откуда 0 = a + a,
  • т. е. сумма двух произвольных одинаковых чисел а равна 0.
Алгебраические софизмы

Алгебраические софизмы

  • Все числа равны между собой
  • Докажем, что 5=6.
  • Запишем равенство:
  • 35+10-45=42+12-54
  • Вынесем за скобку общие
  • множители: 5∙(7+2-9)=6∙(7+2-9).
  • Разделим обе части этого равенства на
  • общий множитель (он заключен в скобки):
  • 5∙(7+2-9)=6∙(7+2-9).
  • Значит, 5=6 .
Алгебраические софизмы

Алгебраические софизмы

  • «Дважды два равно пяти».
  • Обозначим 4=а, 5=b, (a+b)/2=d. Имеем: a+b=2d, a=2d-b, 2d-a=b. перемножим два последних равенства по частям. Получим: 2da-a*a=2db-b*b. Умножим обе части получившегося равенства на –1 и прибавим к результатам d*d. Будем иметь: a 2-2da+d2=b2 -2bd+d2, или (a-d)(a-d)=(b-d)(b-d), откуда a-d=b-d и a=b, т.е. 2*2=5
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СОФИЗМ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СОФИЗМ

  • « Спичка вдвое длиннее телеграфного столба»
  •   Пусть  а дм - длина спички и b дм - длина столба. Разность между b и  a  обозначим через c .
  • Имеем  b - a = c, b = a + c. Перемножаем два эти равенства по частям, находим: b 2 - ab = ca + c 2 . Вычтем из обеих частей bc. Получим: b 2 - ab - bc = ca + c 2 - bc, или b(b - a - c) = - c(b - a - c), откуда: b = - c, но c = b - a, поэтому b = a - b, или a = 2b.
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЙ СОФИЗ м Бесконечное большое число равно нулю Если острый угол увеличивается. Приближаясь к 900 как к пределу, то его тангенс, как известно, неограниченно растёт по абсолютной величине, оставаясь положительным: tg90 0 = +∞. Но если взять тупой угол и уменьшить его, приближая к 900 как к пределу, то его тангенс, оставаясь отрицательным, также неограниченно растёт по абсолютной величине: tg90 0 = - ∞. Сопоставим формулы (1) и (2): - ∞ = +∞  +∞ +∞ = 0 ∞ = 0

ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЙ СОФИЗ м

  • Бесконечное большое число равно нулю
  • Если острый угол увеличивается. Приближаясь к 900 как к пределу, то его тангенс, как известно, неограниченно растёт по абсолютной величине, оставаясь положительным: tg90 0 = +∞.
  • Но если взять тупой угол и уменьшить его, приближая к 900 как к пределу, то его тангенс, оставаясь отрицательным, также неограниченно растёт по абсолютной величине: tg90 0 = - ∞.
  • Сопоставим формулы (1) и (2): - ∞ = +∞

+∞ +∞ = 0

∞ = 0

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ

  • «Самое быстрое существо не способно догнать самое медленное»
  • Быстроногий Ахиллес никогда не настигнет медлительную черепаху. Пока Ахиллес добежит до черепахи, она продвинется немного вперед. Он быстро преодолеет и это расстояние, но черепаха уйдет еще чуточку вперед. И так до бесконечности. Всякий раз, когда Ахиллес будет достигать места, где была перед этим черепаха, она будет оказываться хотя бы немного, но впереди.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ

  • «Софизм Кратила»
  • Диалектик Гераклит, провозгласив тезис "все течет", пояснял, что в одну и ту же реку (образ природы) нельзя войти дважды, ибо когда входящий будет входить в следующий раз, на него будет течь уже другая вода. Его ученик Кратил, сделал из утверждения учителя другие выводы: в одну и ту же реку нельзя войти даже один раз, ибо пока ты входишь, она уже изменится.
СОФИЗМЫ ИЗ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

СОФИЗМЫ ИЗ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

  • «Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит».
  • «Сократ - человек; человек - не то же самое, что Сократ; значит, Сократ - это нечто иное, чем Сократ».
  • «Для того чтобы видеть, вовсе необязательно иметь глаза, ведь без правого глаза мы видим, без левого тоже видим; кроме правого и левого, других глаз у нас нет; поэтому ясно, что глаза не являются необходимыми для зрения».
  • «Тот, кто лжет, говорит о деле, о котором идет речь, или не говорит о нем; если он говорит о деле, он не лжет; если он не говорит о деле, он говорит о чем-то несуществующем, а о нем невозможно не только лгать, но даже мыслить и говорить».
СОВРЕМЕННЫЕ СОФИЗМЫ

СОВРЕМЕННЫЕ СОФИЗМЫ

  • «Одна и та же вещь не может иметь какое-то свойство и не иметь его. Хозрасчет предполагает самостоятельность, заинтересованность и ответственность. Заинтересованность — это, очевидно, не ответственность, а ответственность — не самостоятельность. Получается вопреки сказанному вначале, что хозрасчет включает самостоятельность и несамостоятельность, ответственность и безответственность».
  • «Акционерное общество, получившее когда-то ссуду от государства, те-перь ему уже не должно, так как оно стало иным: в его правлении не осталось никого из тех, кто просил ссуду».
  • "Предмет математики настолько серьезен,что полезно не упускать случаев сделать его немного занимательным".
  • Б. Паскаль


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "Софизмы"

Автор: Постернакова Ольга Глебовна

Дата: 28.02.2015

Номер свидетельства: 179892

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Занятие факультатива по теме «Математические софизмы» "
    ["seo_title"] => string(59) "zaniatiie-fakul-tativa-po-tiemie-matiematichieskiie-sofizmy"
    ["file_id"] => string(6) "231925"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442676507"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация по теме:"Сложение чисел с разными знаками""
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiiapotiemieslozhieniiechisielsraznymiznakami"
    ["file_id"] => string(6) "312087"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459284301"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Решение задач составлением уравнений 5класс "
    ["seo_title"] => string(51) "rieshieniie-zadach-sostavlieniiem-uravnienii-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "152105"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420806059"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "«Неделя математики, физики, информатики». "
    ["seo_title"] => string(40) "niedielia-matiematiki-fiziki-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "184942"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426129389"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1440 руб.
2400 руб.
1250 руб.
2090 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1360 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства