kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока по теме: "Арифметическая и геометрическая прогрессии".

Нажмите, чтобы узнать подробности

•Цели:

1.Записать формулу нахождения п –го члена и суммы п первых членов арифметической прогрессии.

2.Записать формулу нахождения п –го члена и суммы п первых членов геометрической прогрессии.

3.Сравнить арифметическую и геометрическую прогрессии.

4.Составить алгоритм сравнения прогрессий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока по теме: "Арифметическая и геометрическая прогрессии". »

Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия.

Арифметическая прогрессия.

Геометрическая прогрессия.

Цели: Записать формулу нахождения п – го члена и суммы п первых членов арифметической прогрессии. Записать формулу нахождения п – го члена и суммы п первых членов геометрической прогрессии. Сравнить арифметическую и геометрическую прогрессии. Составить алгоритм сравнения прогрессий.
  • Цели:
  • Записать формулу нахождения п – го члена и суммы п первых членов арифметической прогрессии.
  • Записать формулу нахождения п – го члена и суммы п первых членов геометрической прогрессии.
  • Сравнить арифметическую и геометрическую прогрессии.
  • Составить алгоритм сравнения прогрессий.
«Прогрессия» -
  • «Прогрессия» -

латинское слово, означающее «движение вперёд»,

было введено римским автором Боэцием ( VI век)

и понималось в более широком смысле, как бесконечная числовая последовательность .

Ответьте на вопросы Какая последовательность чисел называется арифметической прогрессией. По какой формуле находится  п - ый член арифметической прогрессии.  (ответ записать и сравнить с формулой на экране)

Ответьте на вопросы

  • Какая последовательность чисел называется арифметической прогрессией.
  • По какой формуле находится

п - ый член арифметической прогрессии.

(ответ записать и сравнить с формулой на экране)

Ты молодец, если твоя формула выглядит так:

Ты молодец, если твоя формула выглядит так:

  • а п = а 1 + d ( п – 1)
Ответьте на вопросы Какая последовательность чисел называется геометрической прогрессией.  По какой формуле находится п член геометрической прогрессии.  (ответ записать и сравнить с  формулой на экране)

Ответьте на вопросы

  • Какая последовательность чисел называется геометрической прогрессией.
  • По какой формуле находится п член геометрической прогрессии.

(ответ записать и сравнить с

формулой на экране)

Ты молодец, если твоя формула выглядит так:

Ты молодец, если твоя формула выглядит так:

  • в п = в 1 q п-1
Составьте формулу п  - го члена прогрессии и найдите неизвестный член   а 1 и  d а) а 1 = 3; d = 2  3; 5; 7; 9;… б) а 20 - ? в 1  и q а) в 1 = 1; q = 2  1; 2; 4; 8; 16; … б) в 10 - ?

Составьте формулу п - го члена прогрессии и найдите неизвестный член

а 1 и d

а) а 1 = 3; d = 2

3; 5; 7; 9;…

б) а 20 - ?

в 1 и q

а) в 1 = 1; q = 2

1; 2; 4; 8; 16; …

б) в 10 - ?

Используя данные задачи, изобразите графически две зависимости п – го члена от порядкового номера.
  • Используя данные задачи, изобразите графически две зависимости п – го члена от порядкового номера.
Сравните полученные графики прогрессий.

Сравните полученные графики прогрессий.

Разность двух рядом стоящих членов остаётся одна и та же, вследствие чего члены прогрессии возрастают (убывают) равномерно Разность двух соседних членов увеличивается по мере удаления их от начала ряда: вследствие этого, члены такой прогрессии, по мере их удаления от начала ряда, возрастают всё быстрее и быстрее, что наглядно изображено на рисунке.
  • Разность двух рядом стоящих членов остаётся одна и та же, вследствие чего члены прогрессии возрастают (убывают) равномерно
  • Разность двух соседних членов увеличивается по мере удаления их от начала ряда: вследствие этого, члены такой прогрессии, по мере их удаления от начала ряда, возрастают всё быстрее и быстрее, что наглядно изображено на рисунке.
Ответьте на вопрос и запишите в тетрадях

Ответьте на вопрос и запишите в тетрадях

  • По каким формулам вычисляется сумма п первых членов арифметической и геометрической прогрессий?
Ты молодец, если твои формулы записаны так  Геометрическая прогрессия Арифметическая прогрессия

Ты молодец, если твои формулы записаны так

Геометрическая прогрессия

Арифметическая прогрессия

Сумма п первых членов Древняя индийская легенда рассказывает, что изобретатель шахмат попросил в награду за своё изобретение столько пшеничных зёрен, сколько их получится, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, на вторую – в 2 раза больше, т. е. 2 зерна, на третью - ещё в 2 раза больше, т. е. 4 зерна, и т. д. до 64-й клетки. Сколько зёрен должен был получить изобретатель шахмат?  Число зёрен, о которых идёт речь, является суммой шестидесяти четырёх членов геометрической прогрессии, первый член которой 1, а знаменатель равен 2. S = 2 64 – 1 Можно подсчитать, что масса такого числа пшеничных зёрен больше триллиона тонн. Это заведомо превосходит количество пшеницы, собранной человечеством до настоящего времени. Немецкий математик К. Гаусс (1777 – 1855г.г.) ещё в детстве обнаружил выдающиеся способности к математике.  Учитель предложил сложить все натуральные числа от 1 до 100. Маленький Гаусс решил эту задачу за минуту.  Сообразив, что 1+100=2+99 …, он умножил 101 и 50. Иначе говоря, он заметил закономерность, которая присуща арифметической прогрессии.

Сумма п первых членов

  • Древняя индийская легенда рассказывает, что изобретатель шахмат попросил в награду за своё изобретение столько пшеничных зёрен, сколько их получится, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, на вторую – в 2 раза больше, т. е. 2 зерна, на третью - ещё в 2 раза больше, т. е. 4 зерна, и т. д. до 64-й клетки. Сколько зёрен должен был получить изобретатель шахмат?
  • Число зёрен, о которых идёт речь, является суммой шестидесяти четырёх членов геометрической прогрессии, первый член которой 1, а знаменатель равен 2.
  • S = 2 64 – 1
  • Можно подсчитать, что масса такого числа пшеничных зёрен больше триллиона тонн. Это заведомо превосходит количество пшеницы, собранной человечеством до настоящего времени.

Немецкий математик

К. Гаусс (1777 – 1855г.г.) ещё в детстве обнаружил выдающиеся способности к математике.

Учитель предложил сложить все натуральные числа от 1 до 100.

Маленький Гаусс решил эту задачу за минуту.

Сообразив, что 1+100=2+99 …, он умножил 101 и 50.

Иначе говоря, он заметил закономерность, которая присуща арифметической прогрессии.

Характеристическое свойство Найти среднее арифметическое чисел 2 и 8. Записать найденное число с данными в порядке возрастания. Найти среднее геометрическое чисел 2 и 8. Записать найденное число с данными в порядке возрастания.

Характеристическое свойство

Найти среднее

арифметическое

чисел 2 и 8.

Записать

найденное число

с данными в

порядке

возрастания.

Найти среднее

геометрическое

чисел 2 и 8.

Записать

найденное число

с данными в

порядке

возрастания.

Образуют ли эти числа арифметическую прогрессию?  Образуют ли эти числа геометрическую прогрессию?  2, 5, 8.  2, 4, 8.

Образуют ли эти числа арифметическую прогрессию?

Образуют ли эти числа геометрическую прогрессию?

2, 5, 8.

2, 4, 8.

Справедлива ли эта зависимость для трёх последовательных членов рассматриваемых последовательностей.

Справедлива ли эта зависимость для трёх последовательных членов рассматриваемых последовательностей.

  • 1, 2, 4, 8, 16, …
  • 3, 5, 7, 9, 11, …
Докажите, что для прогрессий справедлива закономерность.   в 2 п +1 = в п в п+2 в 2 п+1 = в п в п+2

Докажите, что для прогрессий справедлива закономерность.

в 2 п +1 = в п в п+2

в 2 п+1 = в п в п+2

Если ты доказал так,  то ты молодец! а п+1 – а п  = а п+2 – а п+1  2 а п+1 = а п+2 + а п  а п+1 = ( а п+2 + а п )/ 2  в п+1  : в п = в п+2  : в п+1  в 2 п+1 = в п * в п+2

Если ты доказал так, то ты молодец!

  • а п+1 а п = а п+2 – а п+1
  • 2 а п+1 = а п+2 + а п
  • а п+1 = ( а п+2 + а п )/ 2
  • в п+1 : в п = в п+2 : в п+1
  • в 2 п+1 = в п * в п+2

Следствие   Из определения разности следует, что  а 1 + а п = а 2 + а п-1 = …, то есть сумма членов, равноудалённых от концов прогрессии, есть величина постоянная . Из определения знаменателя следует, что в 1 в п = в 2 в п-1 = …, т.е. произведение членов, равноотстоящих от концов прогрессии, есть величина постоянная.

Следствие

Из определения разности следует, что

а 1 + а п = а 2 + а п-1 = …,

то есть сумма членов, равноудалённых от концов прогрессии, есть величина постоянная .

Из определения знаменателя следует, что в 1 в п = в 2 в п-1 = …, т.е. произведение членов, равноотстоящих от концов прогрессии, есть величина постоянная.

Сумма бесконечной геометрической  прогрессии при

Сумма бесконечной геометрической прогрессии при

  • Один из «парадоксов Зенона» (древнегреческого философа) состоит в следующем:
  • … Ахиллес никогда не догонит черепаху, несмотря на то, что идёт в десять раз скорее черепахи: как только Ахиллес пройдёт пространство, отделяющее его от черепахи, черепаха пройдёт впереди его одну десятую этого пространства; Ахиллес пройдёт эту десятую, черепаха пройдёт одну сотую и т.д. до бесконечности. Задача представлялась древним неразрешимой.
  • Отрезки, последовательно пробегаемые Ахиллесом, составляют геометрическую прогрессию со знаменателем 0,1. Общее расстояние, пройденное Ахиллесом до встречи с черепахой, есть «сумма бесконечного числа членов»: 1 + 0,1 + 0,01 + 0,001 + …Обозначим сумму через S , тогда
  • 10 S = 10 + 1 + 0,1 + 0,01 +…=10 + S , тогда S = 10/9
  • S =
Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

  • По какому плану (алгоритму) сравнивали изучаемые понятия «Арифметическая и геометрическая прогрессии»?
  • Укажите их общие существенные признаки.
  • Определите существенные различия между ними.
  • Сделайте вывод из сравнения.
Домашнее задание: Задачник по алгебре для 9 класса под ред. А. Г. Мордковича № 443,  505.  Учебник по алгебре для 9 класса под ред. А. Г. Мордковича п.15,16.  Исторические сведения о прогрессиях  ( по желанию выступление или доклад)

Домашнее задание:

  • Задачник по алгебре для 9 класса под ред. А. Г. Мордковича № 443, 505.
  • Учебник по алгебре для 9 класса под ред. А. Г. Мордковича п.15,16.
  • Исторические сведения о прогрессиях

( по желанию выступление или доклад)

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение  гимназия № 49  Приморского района  Санкт - Петербурга  Учитель: Алексеева Л.В.

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение гимназия № 49 Приморского района Санкт - Петербурга

Учитель: Алексеева Л.В.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация для урока по теме: "Арифметическая и геометрическая прогрессии".

Автор: Алексеева Людмила Васильевна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146500

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия""
    ["seo_title"] => string(72) "urok_po_tiemie_arifmietichieskaia_i_ghieomietrichieskaia_proghriessiia_1"
    ["file_id"] => string(6) "403205"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490454171"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока математики по теме  "Арифметическая и геометрическая прогрессии" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-arifmietichieskaia-i-ghieomietrichieskaia-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "107481"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403266994"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок систематизации и обобщения по теме " Арифметическая и геометрическая прогрессии" "
    ["seo_title"] => string(103) "urok-sistiematizatsii-i-obobshchieniia-po-tiemie-arifmietichieskaia-i-ghieomietrichieskaia-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "172738"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423849102"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока математики: Арифметическая прогрессия "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-matiematiki-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "234198"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443369924"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка урока "Арифметическая и геометрическая прогрессии" "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uroka-arifmietichieskaia-i-ghieomietrichieskaia-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "213934"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432184798"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства