Урок обобщения по теме
«Перпендикуляр и наклонные. Угол между
прямой и плоскостью».
10 класс.
Урок ведется по учебнику «Геометрия 10-11», авторы учебника Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др., под научным руководством академика А.Н.Тихонова.
Цели урока:
Обобщить и систематизировать полученные знания по данной теме в процессе устного опроса и самостоятельной работы.
Активизировать работу класса через разнообразные формы работы.
Осуществить индивидуальный подход и педагогическую поддержку каждого ребенка через разноуровневые задания и благоприятную психологическую атмосферу в классе.
Развивать навыки самоконтроля.
Воспитывать ответственное отношение к труду.
План урока:
Вступительное слово учителя (орг. момент, сообщение учителем целей урока, его структуры и основных моментов).
Устная работа ( по готовым чертежам ).
«Интересная задача». Выступление учащегося.
Практикум. Разнообразные формы работы: работа на компьютере, решение задач у доски.
Самостоятельная работа (разноуровневая).
Итоги урока. Задание на дом.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
(ребятам раздаются листы самоконтроля).
2. Устная работа (опрос по готовым чертежам).
А Дано: а ┴ α .
1. Учитель: расскажите, пожалуйста, что вы
видете на чертеже.
α
Вопрос: верно ли, что наклонная всегда
М Н меньше перпендикуляра? Объясните,
почему.
а
Решите задачу. А
Дано: АВ = 5, ВС = 12.
х Найти: х.
В С
3. А Что называется расстоянием А
от точки до плоскости?
α α
Н
4.
Что называется расстоянием
между двумя параллельными А
α плоскостями ? α
Н
β β
Приведите примеры параллельных
плоскостей из жизни (в классной комнате).
5.
а Что называется расстоянием между А а
прямой и параллельной ей
плоскостью? Как его найти?
α Н
6.
а Как вы думаете, к какому определению
α подходит этот чертеж?
Сформулируйте его.
β в
7.
А Какую важную теорему мы изучили в этой теме?
Сформулируйте ее и ей обратную теорему. А по-
чему теорема называется теоремой о трех перпен-
а дикулярах? О каких перпендикулярах идет речь?
В М А верно ли утверждение: «Если прямая перпенди-
кулярна проекции наклонной, то эта прямая перпен-
дикулярна и самой наклонной»? (неверно)
Какое условие не выполняется?
8. К Дано: АВСД – прямоугольник, КВ ┴ (АВС).
А Установите взаимное положение прямых а и в.
в
В С
А Д
М Дано: СМ ┴ (АВС), МО ┴ ВД.
Определить вид параллелограмма АВСД.
В С
О
А Д
10.
а Что называется углом а
между прямой и М
плоскостью?
α К Н
α
11.
В1 С1 Дано: АВСД – куб. В1 С1
А1 Д1 А1 Д1
Найти угол между
прямой ДВ1 и
В С плоскостью (АВС). В С
А Д А Д
«Интересная задача».
На книжной полке стоит трехтомник. Толщина каждой книги 40 мм, а книги без переплета 35 мм. Найдите расстояние от первой страницы первого тома до последней страницы третьего тома. (ответ: 45 мм)
4. Практикум.
а) 3 – 4 учащимся предлагается самостоятельная работа по решению и оформлению решения задачи на компьютере ( в программе Microsoft Word ).
После того, как они ее решат, задача сохраняется на дискету и сдается учителю на проверку.
Текст задачи: Из точки М к плоскости α проведены перпендикуляр МО и две наклонные МА и МВ, которые образуют со своими проекциями на эту плоскость МАО, равный 45°, и МВО, равный 30°. Найдите расстояние между основаниями наклонных, если проекция наклонной МА равна .
б) Все остальные учащиеся решают задачу:
Телефонная проволока длиной 15 м протянута от телефонного столба, где она прикреплена на высоте 8 м от поверхности земли, к дому, где ее прикрепили на высоте 20 м. Найдите расстояние между домом и столбом, предполагая, что проволока не провисает.
5. Самостоятельная работа.
Сильные учащиеся выполняют № 154 из учебника ( стр. 45), остальные получают карточку с задачей:
Через вершину А прямоугольного треугольника АВС с прямым углом С проведена прямая АD, перпендикулярная к плоскости треугольника. Докажите, сто треугольник СВD прямоугольный и найдите его площадь , если прямая СD составляет с плоскостью (АВС) угол в 30°, АD = 6 см, ВС = 8 см.
6. Задание на дом:
Повторить параграф № 2, решить задачи № 158 и № 165.
Урок окончен. Сдайте, пожалуйста, листочки с самостоятельной работой и листы самооценки. Спасибо за урок!