kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные понятия комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные понятия комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные понятия комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики.»

Основные понятия комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики. Выполнила преподаватель математики ГБПОУ БАТТ Нурисламова Р.Г.

Основные понятия комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики.

Выполнила преподаватель математики

ГБПОУ БАТТ

Нурисламова Р.Г.

« Незнающие пусть научатся, знающие - вспомнят еще раз». (Античный афоризм .)

« Незнающие пусть научатся,

знающие - вспомнят еще раз».

(Античный афоризм .)

Цели урока Закрепить комбинаторное мышление через решение задач; Повторить:  основные понятия комбинаторики; бином Ньютона и треугольник Паскаля и взаимосвязь между ними;  основные понятия: теории вероятностей. основные типы вероятностных задач; Показать учащимся с помощью задач, что шанс выиграть в лотереях и других азартных играх очень мал; Рассмотреть методы сбора и обработки статистических  данных для получения практических выводов Научится применять полученные знания, как при решении  задач, так и практической деятельности; в жизненной  ситуации;

Цели урока

  • Закрепить комбинаторное мышление через решение задач;
  • Повторить:
  • основные понятия комбинаторики;
  • бином Ньютона и треугольник Паскаля и взаимосвязь между ними;
  • основные понятия: теории вероятностей.
  • основные типы вероятностных задач;
  • Показать учащимся с помощью задач, что шанс выиграть в лотереях и других азартных играх очень мал;
  • Рассмотреть методы сбора и обработки статистических

данных для получения практических выводов

  • Научится применять полученные знания, как при решении

задач, так и практической деятельности; в жизненной

ситуации;

Комбинаторика- это раздел математики который изучает вопросы о том, сколько различных комбинаций можно составить из заданных объектов.  Вероятность - это отношение числа появления события к числу экспериментов.

  • Комбинаторика- это раздел математики который изучает вопросы о том, сколько различных комбинаций можно составить из заданных объектов.

  • Вероятность - это отношение числа появления события к числу экспериментов.

  • Статистика – наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных явлениях, происходящих в природе и обществе.
Основные понятия комбинаторики Перестановки Р k =1*2*3*4……k Размещения Бином Ньютона Коэффициенты Сочетания Треугольник Паскаля

Основные понятия комбинаторики

Перестановки

Р k =1*2*3*4……k

Размещения

Бином Ньютона

Коэффициенты

Сочетания

Треугольник Паскаля

Расписание уроков. В группе 625 в пятницу 7 уроков: математика, информатика, литература, русский язык, английский язык, биология и физкультура. Сколько вариантов расписания можно составить? Задача 1. Всего вариантов расписания Расставляем предметы по порядку Предмет Число вариантов 7!= 1•2•3•4•5•6•7= 7 Математика =5040 6 Информатика Литература 5 Русский язык 4 3 Английский язык 2 Биология 1 Физкультура

Расписание уроков.

В группе 625 в пятницу 7 уроков: математика, информатика, литература, русский язык, английский язык, биология и физкультура.

Сколько вариантов расписания можно составить?

Задача 1.

Всего вариантов расписания

Расставляем предметы по порядку

Предмет

Число вариантов

7!=

1•2•3•4•5•6•7=

7

Математика

=5040

6

Информатика

Литература

5

Русский язык

4

3

Английский язык

2

Биология

1

Физкультура

Задача 2  Сколько словарей надо создать, чтобы можно было непосредственно выполнять перевод с любого из пяти языков на любой другой из этих языков? Решение: Ответ: 20 словарей.

Задача 2

Сколько словарей надо создать, чтобы можно было непосредственно выполнять перевод с любого из пяти языков на любой другой из этих языков?

Решение:

Ответ: 20 словарей.

Задача 3 Сколько диагоналей в выпуклом десятиугольнике? Решение : - Найдите количество отрезков, которыми можно соединить 10 точек. отрезков - Сколько из них являются сторонами?  10 являются сторонами, а остальные  45 – 10 = 35 будут диагоналями Ответ: 35 диагоналей

Задача 3

Сколько диагоналей в выпуклом десятиугольнике?

Решение :

- Найдите количество отрезков, которыми можно соединить 10 точек.

отрезков

- Сколько из них являются сторонами?

10 являются сторонами, а остальные

45 – 10 = 35 будут диагоналями

Ответ: 35 диагоналей

Задача 4 Вычислите шанс угадать 6 номеров лотереи из 45?. Решение: Шанс угадать 6 номеров лотереи из 45 равен «1 к 8 145 060». Теперь понимаете, почему лотереи столь выгодны?

Задача 4

Вычислите шанс угадать 6 номеров лотереи из 45?.

Решение:

Шанс угадать 6 номеров лотереи из 45 равен «1 к 8 145 060».

Теперь понимаете, почему лотереи столь выгодны?

Записать формулу бинома Ньютона для (а+в) 7.  Решение: (а+в) 7 =а 7 +7а 6 в  +21 а 5 в 2 +35 а 4 в 3 +  +35 а 3 в 4 +21 а 2 в 5 +7 ав 6 +в 7

Записать формулу бинома Ньютона для (а+в) 7.

Решение:

(а+в) 7 7 +7а 6 в +21 а 5 в 2 +35 а 4 в 3 + +35 а 3 в 4 +21 а 2 в 5 +7 ав 6 7

В художественной литературе «бином Ньютона» появляется в нескольких запоминающихся контекстах, где речь идёт о чём-либо сложном. В рассказе А. Конан Дойля «Последнее дело Холмса» Холмс говорит о математике профессоре Мориарти: Знаменита цитата из «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова: «Подумаешь, бином Ньютона!». Позже это же выражение упомянуто в фильме «Сталкер» А. А. Тарковского. Бином Ньютона упоминается: в фильме «Расписание на послезавтра» В повести Льва Толстого «Юность» в эпизоде сдачи вступительных экзаменов в университет Николаем Иртеньевым;

В художественной литературе «бином Ньютона» появляется в нескольких запоминающихся контекстах, где речь идёт о чём-либо сложном.

В рассказе А. Конан Дойля «Последнее дело Холмса» Холмс говорит о математике профессоре Мориарти:

Знаменита цитата из «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова: «Подумаешь, бином Ньютона!». Позже это же выражение упомянуто в фильме «Сталкер» А. А. Тарковского.

Бином Ньютона упоминается: в фильме «Расписание на послезавтра»

В повести Льва Толстого «Юность» в эпизоде сдачи вступительных экзаменов в университет Николаем Иртеньевым;

Математическая пьеса «Бесплатный обед»

Математическая пьеса «Бесплатный обед»

Ведущий. Десять друзей, решив отпраздновать окончание семестра в кафе, заспорили у стола о том, как усесться вокруг него.

Первый друг. Давайте сядем в алфавитном порядке, тогда никому не будет обидно.

Второй. Нет, сядем по возрасту.

Третий. Нет, нет. Сядем по успеваемости.

Четвертый. Да ну, опять успеваемость, это вам не школа, да и надоело.

Пятый. Тогда я предлагаю сесть по росту, и никаких проблем.

Шестой. Устроим здесь физкультуру, не так ли?

Седьмой. Придется тащить жребий.

Восьмой. Ну уж нет.

Девятый. По-моему, уже обед остыл.

Десятый. Я сажусь, где придется, и вы давайте за мной.

Появляется официант.

Официант. Вы еще не расселись? Молодые друзья мои, оставьте ваши пререкания. Сядьте за стол, как кому придется, и выслушайте меня.

Все сели как попало.

Официант. Пусть один из вас запишет, в каком порядке вы сейчас сидите. Завтра вы снова явитесь сюда пообедать и разместитесь уже в ином порядке. Послезавтра сядете опять по-иному, и т.д., пока не перепробуете все возможные размещения. Когда же придет черед вновь сесть так, как сидите вы сегодня, тогда обещаю торжественно – я начну ежедневно угощать вас всех бесплатно самыми изысканными обедами.

Друзья (почти хором). Вот здорово, будем каждый день обедать у вас.

Третий

Давайте посчитаем через сколько дней мы будем есть бесплатно

По формуле перестановки мы имеем P n =n!

1∙2∙3∙4∙5∙6∙7∙8∙9∙10=3 628 800. Разделим на 365 дней в году и получим приблизительно 9 942 года.

Друзьям не пришлось дождаться того дня, когда они стали питаться бесплатно. И не потому, что официант не исполнил обещание, а потому что число всех возможных размещений за столом чересчур велико.

Вам может показаться невероятным, чтобы 10 человек могли размещаться таким большим числом различных способов. Проверьте расчет сами.

« Теория вероятностей есть в сущности не что иное, как здравый смысл, сведенной к исчислению»  Лаплас

« Теория вероятностей есть в сущности не что иное, как здравый смысл, сведенной к исчислению»

Лаплас

Какие события мы знаем? Достоверные Равновозможные Невозможные

Какие события мы знаем?

Достоверные

Равновозможные

Невозможные

Используя выражения « более вероятно», «менее вероятно», «равновероятные события», сравните возможность наступления случайных событий А и В:
  • Используя выражения « более вероятно», «менее вероятно», «равновероятные события», сравните возможность наступления случайных событий А и В:

1) Вы просыпаетесь утром

А={это будний день}; В={это выходной}.

2) Вы бросаете игральный кубик

А={выпадает шестёрка} ;

В={выпадает не шестёрка}.

3) Сборная России играет в хоккей со сборной Чехии

А={выигрывает Россия};

В={сборная России не выигрывает}.

4) При подбрасывании кнопки она упадёт

А={остриём вниз}; В={упадёт на кружок}.

Вероятностью события А  называется отношение числа благоприятных для него исходов испытания к числу всех равновозможных исходов.   P(A)=       где m - число исходов, благоприятствующих  осуществлению события,  а n - число всех возможных исходов.

Вероятностью события А называется отношение

числа благоприятных для него исходов испытания к

числу всех равновозможных исходов.

P(A)=

где m - число исходов, благоприятствующих

осуществлению события,

а n - число всех возможных исходов.

Решение задач по теории вероятностей.

Решение задач

по теории вероятностей.

Задача 1. В группе 21 студент, среди них 2 друга – Миша и Дима. На уроке физкультуры группа случайным образом разбивают на 3 равные группы . Найдите вероятность того, что Миша и Дима попали в одну группу. Решение:  21:3=7  –количество студентов в одной группе;  - вероятность того, что Миша попадет в первую группу; – вероятность того, что Дима  попадет в ту же группу;  =0,1- вероятность того, что  Миша и Дима попадут в первую  группу;  Всего групп три. Поэтому  Р=0,1+0,1+0,1=0,1*3=0,3  Ответ: 0,3

Задача 1. В группе 21 студент, среди них 2 друга – Миша и Дима. На уроке физкультуры группа случайным образом разбивают на 3 равные группы . Найдите вероятность того, что Миша и Дима попали в одну группу.

Решение:

21:3=7 –количество студентов в одной группе;

- вероятность того, что Миша попадет в первую группу;

вероятность того, что Дима

попадет в ту же группу;

=0,1- вероятность того, что

Миша и Дима попадут в первую

группу;

Всего групп три. Поэтому

Р=0,1+0,1+0,1=0,1*3=0,3

Ответ: 0,3

Задача № 2  В чемпионате по гимнастике участвуют 50 спортсменок: 24 из США, 13 из Мексики, остальные — из Канады. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая первой, окажется из Канады.   Благоприятное событие А: первой выступает спортсменка из Канады К-во всех событий группы: n=? К-во благоприятных  событий: m=? Соответствует количеству всех гимнасток. n=50 Соответствует количеству гимнасток из Канады.  m=50-(24+13)=13  5/24/17

Задача № 2 В чемпионате по гимнастике участвуют 50 спортсменок: 24 из США, 13 из Мексики, остальные — из Канады. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая первой, окажется из Канады.

Благоприятное событие А: первой выступает

спортсменка из Канады

К-во всех событий группы: n=?

К-во благоприятных

событий: m=?

Соответствует количеству всех гимнасток.

n=50

Соответствует

количеству

гимнасток

из Канады.

m=50-(24+13)=13

5/24/17

Задача № 3  Фабрика выпускает сумки. В среднем на 190 качественных сумок приходится восемь сумок со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется качественной. Результат округлите до сотых.    Благоприятное событие А: купленная сумка оказалась качественной. К-во всех событий группы: n=? Соответствует количеству всех сумок. n=190+8=198 К-во благоприятных  событий: m=? Соответствует количеству качественных сумок. m=190  5/24/17

Задача № 3 Фабрика выпускает сумки. В среднем на 190 качественных сумок приходится восемь сумок со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется качественной. Результат округлите до сотых.

Благоприятное событие А: купленная сумка

оказалась качественной.

К-во всех событий группы: n=?

Соответствует количеству всех сумок.

n=190+8=198

К-во благоприятных

событий: m=?

Соответствует

количеству

качественных

сумок.

m=190

5/24/17

Задача 4. При проведении контроля качества среди 1000 выбранных наугад деталей 5 оказались бракованными. Сколько бракованных деталей следует ожидать среди 25000 деталей? Решение: P(A)=5/1000=1/200 25000/200=125 (деталей).

Задача 4. При проведении контроля качества среди 1000 выбранных наугад деталей 5 оказались бракованными. Сколько бракованных деталей следует ожидать среди 25000 деталей?

Решение:

P(A)=5/1000=1/200

25000/200=125 (деталей).

События бывают более и менее вероятными. Мы предлагаем отправиться в путешествие к таким, вероятность которых настолько близка к нулю, что аж захватывает дух.

События бывают более и менее вероятными. Мы предлагаем отправиться в путешествие к таким, вероятность которых настолько близка к нулю, что аж захватывает дух.

Вероятность того, что при игре в «орлянку» монетка встанет на ребро, не так мала, как может показаться. Например, если вы совершите миллион бросков, то это случится около 150 раз, то есть в среднем 1 раз в 2 дня если вы будете кидать целый год по 8 часов в день. Если же вы захотите дождаться того, чтобы монета встала на ребро два раза подряд, то придется кидать монеты в том же темпе около 35 лет.

Вероятность того, что при игре в «орлянку» монетка встанет на ребро, не так мала, как может показаться.

Например, если вы совершите миллион бросков, то это случится около 150 раз, то есть в среднем 1 раз в 2 дня если вы будете кидать целый год по 8 часов в день.

Если же вы захотите дождаться того, чтобы монета встала на ребро два раза подряд, то придется кидать монеты в том же темпе около 35 лет.

Вероятность погибнуть от цунами —  « 1 к 500 000 » . Шансы получить « флеш рояль » в покере тоже примерно в этом диапазоне —  « 1 к 649 740 » .

Вероятность погибнуть от цунами — « 1 к 500 000 » .

Шансы получить « флеш рояль » в покере тоже примерно в этом диапазоне — « 1 к 649 740 » .

Вероятность глобальной катастрофы для цивилизации в результате падения крупного астероида —  « 1 к 10 миллионам »  (впрочем, для одного конкретного человека шанс погибнуть от астероида равен « 1 к 500 тысячам » , так что будьте осторожны).

Вероятность глобальной катастрофы для цивилизации в результате падения крупного астероида — « 1 к 10 миллионам »

(впрочем, для одного конкретного человека

шанс погибнуть от астероида равен « 1 к 500 тысячам » , так что будьте осторожны).

Вероятность с первой попытки найти иголку в стоге сена — примерно «1 к 100 миллионам».

Вероятность с первой попытки найти иголку в стоге сена — примерно «1 к 100 миллионам».

С юмором о вероятности.

С юмором о

вероятности.

«Доктор, – спрашивает пациент – пойдут ли у меня дела на поправку?» «Несомненно, – отвечает врач – потому что теория вероятностей говорит, что один пациент из 10 выздоравливает при этой болезни». «Но почему же при этом именно я должен выздороветь?» «Потому что вы как раз и есть мой десятый больной».

«Доктор, – спрашивает пациент – пойдут ли у меня дела на поправку?»

«Несомненно, – отвечает врач – потому что теория вероятностей говорит, что один пациент из 10 выздоравливает при этой болезни».

«Но почему же при этом именно я должен выздороветь?»

«Потому что вы как раз и есть мой десятый больной».

Вчера, на симпозиуме по высшей математике Автандил Гогоберидзе опроверг теорию вероятностей при помощи трех наперстков и одного шарика.

Вчера, на симпозиуме по высшей математике Автандил Гогоберидзе опроверг теорию вероятностей при помощи трех наперстков и одного шарика.

. «Какова вероятность встретить мамонта на нашей улице?» – спросили у одной дамы. «Вероятность равна : либо встретишь мамонта, либо нет» – ответила дама.

. «Какова вероятность встретить мамонта на нашей улице?» – спросили у одной дамы. «Вероятность равна : либо встретишь мамонта, либо нет» – ответила дама.

Решили ученые провести эксперимент по теории вероятностей. Посадили сто обезьян за сто компьютеров и стали ждать, когда они напишут «Войну и мир». Через неделю руководитель группы собирает пресс-конференцию и объявляет о завершении эксперимента. – Ну, какие результаты? – интересуются журналисты. – Знаете, – отвечает ученый, – игрушки они научились запускать практически сразу, а на шестой день уже скачали «Войну и мир» с библиотеки Мошкова.

Решили ученые провести эксперимент по теории вероятностей. Посадили сто обезьян за сто компьютеров и стали ждать, когда они напишут «Войну и мир». Через неделю руководитель группы собирает пресс-конференцию и объявляет о завершении эксперимента.

– Ну, какие результаты? – интересуются журналисты.

– Знаете, – отвечает ученый, – игрушки они научились запускать практически сразу, а на шестой день уже скачали «Войну и мир» с библиотеки Мошкова.

Оптимист – человек, который уверен в том, что если бутерброд намазать маслом с двух сторон, то, не решив на какую сторону падать, тот повиснет в воздухе. Пессимист убежден в том, что, упав на пол, бутерброд подпрыгнет и шлепнется еще раз, но уже другой стороной.  

Оптимист – человек, который уверен в том, что если бутерброд намазать маслом с двух сторон, то, не решив на какую сторону падать, тот повиснет в воздухе.

Пессимист убежден в том, что, упав на пол, бутерброд подпрыгнет и шлепнется еще раз, но уже другой стороной.

 

Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус» ( status ), что означает «состояние и положение вещей».

Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус» ( status ), что означает «состояние и положение вещей».

Математическая статистика это наука, изучающая количественные показатели развития общества и общественного производства.

Математическая статистика

это наука, изучающая количественные показатели развития общества и общественного производства.

Домашнее задание. (На выбор) Подготовить доклад: По свойствам треугольника Паскаля которые мы с вами не изучали. 2.Также можно подготовить доклад о интересных и шуточных фактах по теории вероятностей. 3.Или составить статистику по своей группе.

Домашнее задание. (На выбор)

  • Подготовить доклад: По свойствам треугольника Паскаля которые мы с вами не изучали.

2.Также можно подготовить доклад о интересных и шуточных фактах по теории вероятностей.

3.Или составить статистику по своей группе.

Рефлексия деятельности на уроке  «Лестница успеха» Умею Понимаю Знаю

Рефлексия деятельности на уроке «Лестница успеха»

Умею

Понимаю

Знаю


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Основные понятия комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики.

Автор: Нурисламова Роза Гаязовна

Дата: 24.05.2017

Номер свидетельства: 418264

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Образовательная программа по математике основного общего образования "
    ["seo_title"] => string(80) "obrazovatiel-naia-proghramma-po-matiematikie-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "119328"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413386578"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Программа основного общего образования по математике для 5-9  классов "
    ["seo_title"] => string(79) "proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-matiematikie-dlia-5-9-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "126838"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415215304"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Рабочая программа по математике в 9 классе. Учебники: Алгебра 9 класс (А. Г. Мордкович); Геометрия 7 - 9 кл. (А. С. Атанасян) - "
    ["seo_title"] => string(126) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-v-9-klassie-uchiebniki-alghiebra-9-klass-a-g-mordkovich-gieomietriia-7-9-kl-a-s-atanasian"
    ["file_id"] => string(6) "148240"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419614785"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Рабочая программа 9 класс математика "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-9-klass-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "128172"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415451616"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа  с КТП по математике 8 класс по учебнику Макарычева Ю.Н. "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-s-ktp-po-matiematikie-8-klass-po-uchiebniku-makarychieva-iu-n"
    ["file_id"] => string(6) "231313"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442468070"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1240 руб.
2070 руб.
1600 руб.
2660 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1120 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства