Методические особенности работы в профильных классах
Методические особенности работы в профильных классах
Презентация "Методические особенности обучения математике в профильных классах".Рассматриваются формы и методы обучения,чтобы сделать урок более продуктивным и интересным.Предлагаются уроки-лекции для 10 класса. Эта презентация поможет учителям математики, работающим в профильных классах,кто использует на своих уроках такую форму,как урок-лекция.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические особенности работы в профильных классах »
Методические особенности обучения математикев профильных классах
Захаренко Елена Леонидовна, учитель математики
БОУ г. Омска «Лицей № 145»
Как сделать урок более продуктивным и интересным, какие формы и методы нужно применить, чтобы дети хорошо усваивали материал? Этот вопрос интересует любого учителя.
Формы обучения- способы организации учебного процесса .
Методы обучения - упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения.
В последнее время в старшей школе приоритетным является профильное обучение.
Одним из факторов, определяющих содержание профильного обучения, является то, чтобы подготовить выпускников к ЕГЭ.
Поэтому учителям, работающим в профильных классах нужно так организовать и направить процесс обучения, чтобы повысить надежность передаваемой информации, улучшить прочность запоминания материала.
Хорошо усвоить знания можно, если изучать на малом интервале времени (1-2 урока) группы понятий, преобразований, определений, связанных друг с другом по форме и содержанию, т.е. осуществлять передачу информации крупными блоками. Такой опыт обучения приносит 20 % чистой экономии времени против общепринятых учебных норм.
Поэтому, в классах, где математика является профильным предметом, предлагаем изучать теоретический материал крупными блоками и осуществлять это в форме урока-лекции.
Урок лекция состоит из трех этапов:
1.Организационный момент; обсуждение плана лекции.
2.Содержание лекции (2/3 урока)
3.Ответы на вопросы; обобщение, выводы; постановка домашнего задания
Тема«Показательная функция»
(10 класс-10 ч.)
1. Лекция – 3ч
- показательная функция;
- показательные уравнения и неравенства;
- методы решения (уравнений, неравенств, систем);
2. Семинар – 1ч
Практикум – 3ч
Урок-исследование – 1ч;
3. Обобщающий урок – 1ч;
4. Контрольная работа – 1ч;
План по теме
ЛЕКЦИЯ № 1«Показательная функция»
1.Введение определения показательной функции;
2.Графики показательной функции;
3.Свойства показательной функции;
4.Показательная функция в физике, биологии, экономике (беседа);
Тип лекции: лекция-диалог, т.е. содержание лекции подается через серию вопросов, на которые ученик отвечает непосредственно в ходе лекции.
Цель урока-лекции: ознакомиться с понятием показательная функция; рассмотреть ее свойства; научиться строить график
Предполагаемое время : 45 минут
Оборудование: 1) План лекции
2) опорный конспект
3) Проектор со слайдами
Целеполагание может быть следующим.
Например, рассмотрим функции:
y=x 2 , y=2 x , y=(1/5) x , y=x 1/5 , y=3 x , y=x 3
Назовите известные вам функции.
Какие новые для вас функции? ( y=2 x , y=(1/5) x , y=3 x )
Именно сегодня на уроке мы и будем изучать эти функции.
0, a 1) E (y)=(0;+∞) D (y) = R 0a1, y возр. на R" width="640"
Показательная функция
y=ax(a0, a1)
E (y)=(0;+∞)
D (y) = R
0
a1, y возр. на R
8 a x b (1/2) x 8 2 x 2 3 ,21 a x 2 -x 2 3 ,21 x3 -x 3 Ответ: x3 x -3 Ответ: x -3 Показательные уравнения 2 x =8 2 x =2 3 (1/2) x =8 a x =b (a0, a 1) 2 -x =2 3 (20, 2 1) (20,2 1) x=3 -x=3 Ответ: х=3 x=-3 Ответ: х=-3" width="640"
ЛЕКЦИЯ № 2 «ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА»
Показательные неравенства
2 x 8
a x b
(1/2) x 8
2 x 2 3 ,21
a x
2 -x 2 3 ,21
x3
-x 3
Ответ: x3
x -3
Ответ:
x -3
Показательные уравнения
2 x =8
2 x =2 3
(1/2) x =8
a x =b (a0, a 1)
2 -x =2 3
(20, 2 1)
(20,2 1)
x=3
-x=3
Ответ: х=3
x=-3
Ответ: х=-3
16 2) Замена неизвестного: 4 х +9 2 х =10; 16 х +4 х -20 3) Логарифмирование по удобному основанию: х 2+log3x =3 8 4) Графический способ решения: 7 6-х =х+2 5) Приведение обеих частей к одному показателю: 6 2х+4 =3 3х 2 х+8" width="640"
Лекция №3
«Методы решения показательных уравнений и неравенств, систем»
(перечисление примеров без решения)
1)Приведение обеих частей уравнения (неравенства) к одному основанию: 4 2 х =1; (1/2) x 16
2) Замена неизвестного: 4 х +9 2 х =10; 16 х +4 х -20
3) Логарифмирование по удобному основанию: х 2+log3x =3 8
4) Графический способ решения:
7 6-х =х+2
5) Приведение обеих частей к одному показателю:
6 2х+4 =3 3х 2 х+8
Вывод: составление учителем детального плана, логически стройное и последовательное изложение изучаемого материала крупными блоками , обобщающие выводы, живой язык, контакт с аудиторией, оптимальный темп изложения , использование наглядности, составление конспекта делает учебный процесс более эффективным.
А так же повышается качество знаний. Так за контрольную работу по этой теме в моём классе из 24 человек справились на «5» - 7 человек, на «4» - 11, и на «3» - 6 человек, что позволяет сделать вывод о сформированности умений.
За счёт сокращения времени на формирование знаний увеличивается время на формирование умений и навыков. В результате остаётся время на применение знаний в нестандартных ситуациях, т.е. на урок – исследование.
Индивидуально - исследовательский метод
Исследовательский метод определяется как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формирование вывода. Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа информации из учебника и др.источников, разрешения поставленной учителем проблемы.
Формы задания при исследовательском методе могут быть различными: поддающиеся быстрому решению, требующие целого урока, домашнее задание на определенный срок. Обязательным элементом занятий является работа в группах с последующей презентацией ее результатов всем учащимся.Учебное исследование является основой для проведения нетрадиционных уроков: урок-исследование, урок-творческий отчет, урок-защита исследовательского проекта.
Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся
Позиция ученика
Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности
Структура урока -исследования
Время (мин.)
Содержание работы в классе
1-2
Инициализация урока: объявление темы, целей и плана урока, состава групп
3-8
9-25
Фронтальная беседа: обсуждение общей темы, разбиение ее на отдельные задачи, постановка задач группам
Группа 1(задача 1), группа 2 (задача 2)……группа 5 (задача 5)
26-41
Отчет каждой группы и обсуждение. Компоновка решения исходной общей проблемы. Обсуждение взаимосвязей материала внутри темы, особенностей отдельных задач
42-43
Заключение: характеристика работы групп и отдельных учащихся, резюме нового материала в форме экспресс- опроса, подведение итогов. Задание на дом.
Урок«Исследование логарифмического уравнения»
Тип урока:
Исследовательская работа
Цель:
Формирование умений решать логарифмические уравнения с параметрами; умение самостоятельно проводить исследования .
Организационный момент.
Учитель формирует задачу, поясняет актуальность задачи, обоснование данного исследования. Учитель рассказывает о пользе данного исследования с позиции приобретения новых знаний, практики. Учитель проводит инструктаж, выдает каждой группе карточку с задачей и карточку предписаний.
Задание
При каких значениях а сумма
равна 1 хотя бы при одном значении х ?
I Группа
Поставьте задачу, которую необходимо решить.
Обозначьте проблему исследования (сформулируйте самостоятельно).
Выполните сбор фактического материала, для этого решите две частные задачи.
Выполните поставленную задачу.
Сформулируйте вывод.
Группу составляют учащиеся с высокими учебными возможностями. В карточке предписаний для группы записаны только этапы исследовательской деятельности.
II Группа
Группу составляют учащиеся с выше средними учебными возможностями. Раздается карточка предписаний, где проблема формируется учителем.
Поставьте задачу, которую необходимо решить .
Проблема, над которой вы должны работать: найти значение а , при которой уравнение
имеет хотя бы один корень.
Выполните сбор фактического материала, для этого решите две частные задачи.
Выполните поставленную задачу по плану:
а) Произведите замену переменных;
б) Определите область определения полученного уравнения;
в) Решите уравнение.
Сформулируйте вывод
7 при всех a0. Значит, решением является _______" width="640"
III Группа. Группу составляют учащиеся со средними учебными возможностями.
Поставьте задачу, которую необходимо решить.
Проблема, над которой вы должны работать: найти значение а, при которой уравнение имеет хотя бы один корень.
Выполните сбор фактического материала, для этого решите две частные задачи, самостоятельно выбрав значение а.
Выполните поставленную задачу по плану ( вставьте пропуски)
а) Произведите замену переменных:
б) Уравнение примет вид:
в) ООУ:
г)
(y-1)(y-7)=____;
____+7-a=0;
D=________;
Вывод.
Заметим, что корень y=_____ удовлетворяет условию y7 при всех a0. Значит, решением является _______
7 при всех a0. Значит, решением является _______ " width="640"
IVГруппа. Группу составляют учащиеся с низкими учебными возможностями
Поставьте задачу, которую необходимо решить.
Проблема, над которой вы должны работать. Найти значение а , при которой уравнение имеет хотя бы один корень
Выполните сбор фактического материала, для этого решите две частные задачи по плану:
Составьте логарифмическое уравнение при a=16;
Выполните необходимые преобразования логарифмического уравнения;
Произведите замену
Выполните преобразование и решите квадратное уравнение;
Найдите корни логарифмического уравнения;
Составьте логарифмическое уравнение, самостоятельно выбрав значение a , и решите его по заданному плану.
Выполните поставленную задачу по плану (вставьте пропуски):
а)Произведите замену переменных:
б) Уравнение примет вид :
в)ООУ:
(y-1)(y-7)=____;
____+7-a=0 ;
D=________;
Вывод.
Заметим, что корень y=_____ удовлетворяет условию y7 при всех a0. Значит, решением является _______
Анализ результатов решения предложенного задания по группам. Учащиеся формулируют проблему исследования предложенного задания. Из каждой группы приглашается один ученик, предлагается начать обсуждение решения задачи частных случаев: в группах II и III решение задачи при самостоятельно выбранном значении а; в IV в группе рассматривается решение задачи при а=16.; Iгруппа показывает решение в общем виде.
Рефлексия (самооценка).
Каждый ученик получает карточки с критериями исследовательской работы. Если ученик не справляется с выполнением I этапа «Исследовательские умения», или с каким то его пунктом, то учитель ему в этом помогает или предлагает готовые формулировки , что учитывается при выставлении баллов. Каждое умение оценивается от 0 до 5 баллов .
«Специальные умения» ученик выполняет самостоятельно.
Уроки обобщения часто устраиваю в форме презентаций учащихся по данной теме.
Проведение уроков в форме презентаций увеличивает объем информации для усвоения знаний. Создание презентаций - творческий, интересный, хотя трудоемкий процесс. Но, как показывает опыт, потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату (см.приложение -презентации учащихся 10 класса по теме «Логарифмическая функция»).
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования на 2014-2015 учебного года "
["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
["file_id"] => string(6) "132821"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1416411991"
}
}