«Чувашский государственный педагогический университет
им. И. Я. Яковлева»
Физико-математический факультет
Кафедра математики и физики
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой
_______ Т. И. Рыбакова
«__» ________ 2020 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА
Направление подготовки бакалавров
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Профили Физика и информатика
Методика подготовки к егэ по физике в профильных классах СОШ
Научный
Руководитель
_________________
подпись, дата
доцент, к.ф.-м.н.
должность, ученая степень
Н.С. Алексеева
инициалы, фамилия
Выпускник
_________________
подпись, дата
Т.А. Филимонова
инициалы, фамилия
Рецензент
_________________
подпись, дата
доцент, к.ф.-м.н.
должность, ученая степень
инициалы, фамилия
Чебоксары 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ СОШ 5
1.1. Особенности подготовки к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ как форма проверки знаний и умений развития, творчества и способностей по самостоятельному приобретению знаний 5
1.2. Формирование практических умений при подготовке учащихся к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ 11
1.3. Организация подготовки школьников к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШкак условие повышения качества образования 14
1.4. Применение современных технологий при подготовке к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ 18
1.5. Рекомендации по методике подготовки к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ СОШ 26
2.1. Отработка навыков самостоятельной работы при подготовке к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ 26
2.2. Критерии эффективности методики подготовки к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ 30
2.3. Методика обучения к решению физических задач по физике в профильных классах СОШ 34
2.4. Виды заданий ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
ЛИТЕРАТУРА 53
ВВЕДЕНИЕ
В мире модернизации концепции образования и введения Единого Государственного Экзамена наблюдается потребность в специальной дополнительной подготовке обучающихся. Проблема о системе подготовки к ЕГЭ в наше время выступает перед всеми педагогами, которые работают в старших школах. Очень много литературы захлестывает и запутывают учащихся, педагогов а также их родителей. В этих обстоятельствах в особенности нужно формирование полезной, взвешенной, слаженной cиcтемы подготовки к ЕГЭ. Подготовку необходимо начинать еще с 7 класса основной школы, а в старшей школе подобная организация становится наиболее актуальной.
Актуальность темы определяется тем, что:
На сегодняшний день, результаты ЕГЭ – это основной показатель работы учителя и школы. А для обучающегося хорошие результаты ЕГЭ – это условие получения аттестата и успешного поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования.
Цель дипломной работы: выявление особенностей методической подготовки к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ, способствующих повышению качества знаний учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Применение современных технологий при подготовке к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ
Отработка навыков самостоятельной работы при подготовке к ЕГЭ в профильных классах СОШ
Выявление критерий эффективности методики подготовки к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ
Формулировка рекомендаций по методике подготовки к ЕГЭ по физике в профильных классах
Объектом работы является подготовка к ЕГЭ по физике.
Предметом работы является методика подготовки к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ.
ЕГЭ для старшеклассников является как серьезное жизненное испытание с которым они связывают свою вероятность поступлению в вуз. По этой причине на педагога выпускных классов возлегает особенная обязанность: организация качественной подготовки к грядущему экзамену и не потерять личностного, креативного, мировоззренческого смысла преподаваемого предмета. В профильном классе подготовка к ЕГЭ особенно важна, они целенаправленно учатся, чтобы поступить в престижный вуз нашей страны. В настоящее время проблема подготовки учащихся к ЕГЭ в профильных классах очень актуальна.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ СОШ 1.1. Особенности подготовки к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ как форма проверки знаний и умений развития, творчества и способностей по самостоятельному приобретению знаний
Единый государственный экзамен по физике проводится в России с 2001 года. Экзамен по физике не является обязательным и находится в списке предметов по выбору. В наше время, техническим профессиям уделяется особый интерес в обществе. Одним из направлений нынешнего отечественного образования считается внедрение в старшей школе профильного преподавания. По этой причине, распределение на профильные классы в школах дает возможность гарантированную подготовку к экзаменам учащихся по физике. Вследствие этому типу преподавания, формируется вероятность с целью формирования творческих возможностей учащихся.
Благодаря профильному обучению, возможно более полноценнее принимать во внимание предрасположенности, возможности и интересы обучающихся, из за результата перемен в структуре, содержании и организации образовательного процесса. Профильное обучение формирует требуемые условия с целью извлечения познаний старшеклассников в согласовании с их высококлассными увлечениями также планами продлить формирование в учебных заведениях. Профильное обучение направлено на введение личностно-ориентированного расклада в обучении.
Можно выделить следующие формы проверки знаний и умений развития, творчества и способностей по самостоятельному приобретению знаний при подготовке к ЕГЭ по физике профильного обучения:
полученный навык будет добавлен к основному школьному плану, катализатором к углублению своих знаний; а
создание обстоятельств с целью дифференциации нахождения преподавания обучающихся;
осуществление полного создания различными категориям обучающихся в согласовании с их возможностями, личными отличительными чертами;
более результативная организация обучающихся профильных классов школы к освоению программ ВУЗов;
качественная организация к ЕГЭ и поступлению в университеты;
овладение умениями проектно-исследовательской, курсовой работ.
Для того, чтобы хорошо организовать выпускника к ЕГЭ по физике в профильных классах следует приступать работу уже в 9-м классе. Как раз согласно школьной программе данный период сходится с осуществления возобновления базового курса физики.
С целью более результативного возобновления объекта также сдачи экзамена на высокий балл в соответствии с этим следует создать направление обобщающего возобновления с целью подготовки выпускников к сдаче Единого Государственного Экзамена. Содержание направления протекает с обычного к трудному также руководит обучающимися распоряжения простых вопросов с выбором постановления задач высокого уровня сложности. Обобщающий курс направлен на воспитание чувства уверенности в своих силах и способностях при решении заданий разного уровней сложности. Тем более в профильных классах этому и обучают, для того чтобы учащиеся умели решать более сложные задачи и на экзамене получит наивысший балл.
Контроль знаний содействует формированию креативных трудов также возможностей учащихся и осуществляется в абсолютном согласовании с принципами преподавания.
В результате контроля устанавливается:
- глубина, полнота усвоенных знаний в профильных классах;
- готовность класса к усвоению новых знаний;
- уровень самостоятельной работы учащихся в профильных классах;
- трудности, ошибки учащихся в понимании тех или иных вопросов.
В профильных классах подготовка к ЕГЭ введется наиболее интенсивно. При решении задач ЕГЭ учащийся входит в суть проблемы, в уме продумывает разные виды решений также этого вырабатываются творческие мысли. Важным стимулом к учениюсчитаются требования на принятие среди сверстников. Высокий статус может быть достигнут с помощью хороших знаний: при этом для подростка продолжают иметь значение оценки. Высокая оценка предоставляет вероятность удостоверить свои способности но кроме того в последующем поступить в престижное высшее учебное заведение.
Основными видами контроля знаний являются: текущий, периодический и итоговый контроль.
Уровень иего характеристика
Содержание знаний и деятельностиучащихся на уровне
Характер заданий исредств обучения
I уровень, низший
Упор на память:
Подразумевает непосредственное усвоение отдельных знаний и умений, необходимых планов
1. Уметь характеризовать физические явления устно или письменно (к примеру, проявление теплопередачи, эксперименты, иллюстрирующие данное проявление).
2. Понимание наименований устройств также в сфера их использования (к примеру, амперметр - устройство для измерения силы тока).
3. Знание алфавитных обозначений физических величин (ФВ).
4. Знание относительных обозначений устройств, способность их представлять на схемах и чертежах
Тип задач самовоспроизводящий, подразумевает воссоздание обучающимися отдельных познаний также умений. Тестовый контроль ЗУНов
II уровень, средний
Воссоздание учебной информации; распознавание и перемещение в новую обстановку согласно аналогии
1. Понимание концепции, возлежащей в базе исследуемого действия.
2. Понимание также представление формулировок физических законов (ФЗ), их математической записи.
3. Понимание также представление определений ФВ.
4. Знание единиц ФВ, их определений.
5. Представление принципа воздействия устройств, способность устанавливать стоимость разделения, пределы измерений, снимать показания
Репродуктивно рефлекторные задания, осуществление которых допустимо никак не только лишь в базе памяти также на базе осмысливания
III уровень, высокий
Определяет конечную цель обучения
1. Способность использовать концепцию с целью разъяснения определенных частных явлений.
2. Представление взаимозависимости разных свойств, определяющих категорию однородных явлений (к примеру, взаимозависимость энергии электронов, вылетающих из металла под действием света, от длины волны света).
3. Способность представлять схематически связь среди ФВ, устанавливать вид данной взаимосвязи.
4. Способность осуществлять вычисление, воспользовавшись популярными формулами.
5. Понимание об историческом формировании отдельных областей физики (к примеру, о формировании взглядов о волновой и квантовой природе света).
Эвристические задания
В данный период исполняются задачи Министерства Образования РБ: предоставлять подрастающему поколению основательные и крепкие познания основ наук, формировать умения также способность использовать их на практике, создавать реалистическое взгляды на жизнь.
Для учащихся, устремляющихся приобрести технические профессии, нужны лабораторные работы, на которых они имеют все шансы приобрести умения работы с устройствами, мастерства производить оценку погрешности измерений. Как демонстрируется практическая деятельность, учащиеся с огромным интересом выбирают оборудование, производят измерения, обрабатывают результаты, составляют отчеты.
Проанализировав имеющийся опыт при обучении в профильных классах, возможно отыскать плюсы также минусы этого типа преподавания. К плюсу относится возможность учащимися выбрать собственную персональную черту преподавания, из за чего в абсолютной мере обнаруживаются способности обучающихся и реализовываются их возможности. К минусам принадлежат: сложность обучающихся с определением профиля; выбор профиля за компанию, так как этот профиль выбрали друзья; выбор профиля, несоответствующего с возможностями и способностями обучающихся.
Оценив результаты ЕГЭ по физике профильных классов СОШ кроме того количество обучащихся, поступивших в технические ВУЗы на бюджет, необходимо выделить, то что профильное обучение оправдывает себя.
1.2. Формирование практических умений при подготовке учащихся к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ
Огромный интерес выделяется лабораторным работам, проведению опытов, экспериментов. В этом случае слова" Сто раз нужно видеть, прежде чем сто раз услышать " оправдываются. Если у вас нет необходимого оборудования, можно использовать виртуальную лабораторию в офисе, но не только в лаборатории. У нас есть доступ в интернет необходимого компьютерного оборудования. Любой вид экзаменационной работы ЕГЭ по физике включает опятное упражнение, которое проверяет:
1) искусство реализовывать непрямые замеры физических величин: силу Архимеда, коэффициента трения скольжения, оптической силы собирающей линзы, электрического сопротивления резистора, работы и силы тока;
2) искусство демонстрировать эмпирические результаты в виде таблиц либо графиков также совершать заключения в основе приобретенных опытных сведений: взаимозависимость этапа колебаний математического маятника от длины нити, взаимозависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; и т.д;
3) способность осуществлять опытный контроль физических законов также явлений: контроль принципов с целью мощи электрического тока при параллельном соединении резисторов, контроль принципа с целью электрического напряжения присутствие последовательном соединении резисторов,.
В наше время период с учащихся необходимо никак не освоение частными практическими умениями (к примеру, использовать рычажными весами либо динамометром), а осваивание общих взглядов о проведении целого исследования, навыка или измерения (от постановки миссии вплоть до формулировки выводов).
Абсолютно верное осуществление задания подобного вида обязано содержать соответствующие компоненты:
Присутствие плана подготовки в профильных классах к экзамену по физике необходимо сосредоточить интерес в общий проект экзаменационной деятельности, установить соответствие задач согласно разным разделам также в согласовании с данным разделить назначенное на повтор период.
На этом основании можно сделать некоторые этапы:
- повтор теории и подготовка в исполнении испытательных задач;
- независимое осуществление теста с задач с подбором решения согласно любой с выделенных подтем;
- разрешение тестовых вопросов;
- разрешение графических задач;
- тренировочная контрольная работа согласно заключению вопросов также формирование решений с учетом условий ЕГЭ по физике;
-обобщающий повтор целой проблемы с разбором ключевых погрешностей;
- независимое осуществление учебного тематического теста в форме ЕГЭ по физике.
Наиболее тяжелое в подготовке к ЕГЭ по физике— это уметь решать физические задачи. Эти задачи изучаются в профильных классах. Основным недостатком, обнаруженным при изучении выполнения заданий по физике, является недостаточное выполнение операций, демонстраций и школьных экспериментов, выполняемых учащимися.
Во время упражнения вы должны использовать этот проект в соответствии с физической науки (с учетом абсолютной погрешности измерений), опытом (и без прямого измерения) и опытом (прямое измерение).
Очевидно, что при подготовке к экзаменам в профильных классах СОШ необходимо сконцентрировать интерес в рассмотрении раскладов к заключению этих либо других видов вопросов, но кроме того в подборе методов их постановления и сравнению данных методов, контролю получаемых итогов на правдоподобность. Необходимо сконцентрировать особенный интерес в создании мастерства использовать приобретенные знания в обыденной жизни и практической деятельности, умения исследовать, сравнивать, совершать заключения.
Существует качественные задачи ЕГЭ в секторе физического, чтобы получить точное понимание оценки. Правильное решение проблемы должно содержать точный результат (например, то, что было рассмотрено, как изменилась информация устройства), а также выводы, которые были соблюдены и правильны в абсолютном выражении с объяснением закона.
Любой учащийся обязан иметь в виду слова известного американца Джорджа Пойа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».
1.3. Организация подготовки школьников к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШкак условие повышения качества образования
ЕГЭ – значимый этап в жизни любого выпускника, взвешивающего подбор собственного предстоящего будущего и связывающего это с будущей профессией и с будущей жизнью.
Вопрос свойства подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ в минувшие года, стоит в центре интересов преподавателей. ЕГЭ реализовывает функцию вступительного вузовского экзамена, согласно данной проблеме крайне важно повысить интерес обучающихся к учебному процессу.
В общеобразовательной школе физика является объектом, исследуемом на базовом уровне. По этой причине с целью качественной подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по физике подразумевается значимым использованием результативных способов подготовки к итоговой аттестации, повышение трудности учебного материала; помощь персонального формирования обучающихся; общая деятельность преподавателя, учащегося, родителей.
При подготовке к Единому государственному экзамену по физике основное место отводится организации повторения изучаемого материала. Задачи обучения требуют сильных и сознательных знаний в повторении и подготовке к ЕГЭ по физике.
Важной задачей совершенствования научной деятельности и прочных знаний студентов является повторение пройденных тем.
Научить физику повторять заранее утвержденный материал по каждому предмету означает передать, перевести читателю определенные различные закономерности, формулы и т.д. Важность учеников заключается в том, чтобы уметь принимать глубокие и твердые знания своих детей и насколько прочно и сознательно воспринимать этот материал. Ранее утвержденный материал должен быть основой для новых материалов, а это, в свою очередь, обогащает и расширяет изученные концепции. " Старое должно помогать новому, а новое дополняет старое".
Хорошо организованное повторение может помочь учащимся увидеть что-то новое со старым; вновь усвоенный материал, который поможет создать логическую связь между изученным ранее; обогатить память учащегося; принести ему его знания; ввести знания учащихся в систему; научить их находить материалы, необходимые для ответа на этот вопрос.
В связи с этим мы различаем следующие виды повторения ранее пройденного материала:
1. Повторение в начале учебного года.
2. Текущее повторение всего, ранее пройденного:
повторение пройденного в связи с изучением нового материала (сопутствующие повторению);
повторение пройденного вне связи с новым материалом.
3. Tематичеcкoе повторение.
4. Заключительное повторение.
С целью эффективной сдачи обучающийся обязан подразумевать операцию экзамена, понимать значимость предлагаемых задач и обладать способами их выполнения, обладать способностью правильно оформлять итоги исполнения задач, обладать способностью разделять единый период экзамена на все без исключения задачи, располагать личную оценку достижений в исследовании предмета физики. Напрямую такого обобщающегося также необходимо подготавливать, организуя специализированные задания, домашнее задание и внеурочные занятия.
Можно выделить следующие организации подготовки школьников к ЕГЭ по физикекак условие повышения качества образования:
Индивидуальное репетиторство
Решение на дому ЕГЭ заданий
Групповое внеаудиторное занятие с ровесниками.
Классификация абстрактного использованного материала – первая стадия возобновления согласно этой либо другой проблеме школьного курса физики, таким образом каждое упражнение экзаменационной деятельности потребует опоры в определенный общетеоретический использованный материал. Сущность возобновления содержит основные сегменты школьного курса физики, требуемые ссылочные использованные материалы, объяснения в случаях также задачках, главные способы постановления, задачи самостоятельного задания с решениями. Для того, чтобы учащиеся смогли предоставить оценку уровня собственной подготовки, согласно окончании любой проблемы советуют контрольную работу, заключающуюся с задач различного степени трудности, также тестового задания.
В следствии этому методу циклический примененный использованный материал рассматривается с разных сторон, выглядят со различных краев его с иными разделами курса физики, в таком случае то что способствует более совершенной кроме того полнейшей систематизации знаний обучающихся. Используется в данном труде педагогичный использованный материал с КИМов ЕГЭ предшествующих годов; разнообразные учебные исследования; задачи со руководящим использованным материалом с целью компаний различного степени.
В ходе подобной деятельности создаются у обучающихся умение самообразования, независимой деятельности, самоорганизации и самоконтроля, какие нужны для того, чтобы обучающийся был согласен с абсолютной самодостаточности в труде в экзамене.
Подобным способом, с целью предоставления увеличения свойства подготовки обучающихся ко ЕГЭ в профильных классах СОШ на сегодняшний день следует реализовывать подбор нахождения и методов преподавания; увеличение трудности тренировочного использованного материала; помощь персонального формирования учащихся; совместная работа педагога, учащегося, родителей. Существенную доля присутствие подготовке к экзамену предполагает кроме того независимая деятельность обучающихся с учебной литературой, с справочниками, пособиями согласно физике.
В школьной программе без изучения старых тем невозможно понять новую тему. Поэтому повторение пройденного материала необходимо учащимся. На практике чувствуется важность и полезность обобщающего повторения. Обобщающие уроки являются итогом большой работы учащихся по повторению, оказывают им практическую помощь в подготовке к экзаменам.
1.4. Применение современных технологий при подготовке к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ
Один из вопросов нынешнего преподавателя является организация обучающихся к ЕГЭ по физике. Также сложность и размер задач, принимаемый в КИМы и в особенности в ЕГЭ по физике, весьма оказались повышены согласно сопоставлению с задачами, какие подключались прежде в выпускные экзамены. Отличные познания обучающихся, их углубленность также свойство пребывают в непосредственной связи от учебной деятельности учащихся и во время урока, так и на внеурочных уроках. Введение на занятиях современных технологий помимо этого считается один из факторов качественного освоения учебного материала. Какие же инновационные образовательные технологии и как могут посодействовать в организации деятельности по подготовке к ЕГЭ по физике?
Во-первых, это личностно-направленное обучение. Организация к ЕГЭ никак не обеспечит значительных итогов, в случае если подготовку к ним только лишь в первый период либо полгода. По этой причине следует осуществить деятельность с обучающимися согласно установлению места предмета в их последующем существовании: необходимо будет ли им сдавать предмет на профильном или базовом уровне.
Огромный интерес следует отметить проведению индивидуальных консультаций с учащимися во внеурочное время. В период подготовки к ЕГЭ по физике протекает регулярная подготовка согласно использованным материалам ЕГЭ предыдущих лет, неоднократная реализация в течение года «школьных пробных ЕГЭ». Абсолютное изучение объекта предполагает еще внедрение компьютерных технологий в учебный процесс.
Использование компьютера на занятиях:
вырабатывает преобразование большого потока информации учащимися также стремление к самостоятельности;
возможность самостоятельной исследовательской деятельности у учащихся с компьютерной моделью кроме того индивидуальная скорость преподавания;
у преподавателя появляется время на индивидуальную работу с обучающимися.
В ходе этого он может вводить правки в процесс познания.
Огромное влияние нацелено заключению вопросов разной степени также нахождения с применением мультимедийных презентаций.
Применение личностно-ориентированного преподавания также компьютерных технологий при подготовке к ЕГЭ дает возможность результативно регулировать вопрос наиболее абсолютного погружения в специфику отличительных черт тестовых заданий ЕГЭ, качественной подготовки учащихся.
2. ИКТ печатные раздаточные материалы
возможность доступа к свежим данным
усиление мотивации обучения
осуществление «диалога» с основой познаний
экономия времени
позволяют совершить аудиторные и самостоятельные занятия наиболее увлекательными
выставляют огромный запас промышленной и научно-технической помощи
3. Мониторинг уроков компьютерного тестирования
Тестовые проекты дают возможность стремительно производить оценку деятельности
Своевременно установить темы, в которых имеются пробелы в познаниях
Решая исследования учащийся приобретает непредвзятую оценку познаний и умений
4. Ресурсы сети Интернет в помощь учителю физики также помощь ученикам при подготовке к ЕГЭ по физике дома:
Применение компьютерных презентаций
Бесплатные онлайн тесты ЕГЭ от ЕГЭши - http://www.egeru.ru/, http://решуегэ.рф
Федеральный институт педагогических измерений-http://wvvw.fipi.ru/
Официальный информационный портал ЕГЭ - http://www.ege.edu.ru/
ЕГЭ тренер – экспресс подготовка к ЕГЭ - http://ege-trener.ru/
Каждый учащийся с 9-11 класса должен четко думать чего он хочет от жизни и что будет с ним в будущем, какие экзамены желательно сдавать и какие нет. Для это можно провести простой опросник с вариантами ответов в игровой форме.
№1
№10
№11
№2
№9
№3
Чего ты хочешь?
№4
№8
№5
№7
№6
По рисунку ученику задается один вопрос и он должен подобрать к нему несколько ответов того, чего он хочет от экзамена и в будущем сдав эти экзамены по выбору.
Заключения по этому методу:
В школьном образовании все без исключения наиболее четко заметна необходимость в новейших конфигурациях формирования и преподавания учащихся, определенных нуждам периода и его задачам;
Задача личностно-ориентированного преподавания формально объявлена в стандартах образования второго поколения;
Современные комбинации предельно отвечают концепции;
Личностно-ориентированного преподавания, но умения их применения;
Органично вделываются в профиль компетенций современного учителя.
Современная технология при подготовке к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ дает ученику:
повышение производительности восприятия данных;
повышение заинтересованности как к использованному материалу, также к самому ходу преподавания – способность скептически размышлять;
умение серьезно иметь отношение к своему формированию;
умение функционировать в совместной работе с иными;
повышение свойства образования учеников;
желание и способность быть человеком, который обучается в протяжении всей жизни.
Неплохой итог предоставляет самостоятельная работа учащихся по решению задач из ЕГЭ и в школе, и дома. Практика подготовки к ЕГЭ в протяжении некоторых годов дает возможность педагогу накопить огромный банк заданий в электронном виде, для того чтобы возможно было предоставить выпускникам для домашней самостоятельной работы: тут и виды ЕГЭ прошлых лет, и решения задач уровня «С», и тематические тренажеры.
1.5. Рекомендации по методике подготовки к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ
Для каждой организации есть свои рекомендации по методике подготовки к ЕГЭ по физике в профильных классах. Каждую из них мы разделим на 2 блока:
Для учителей:
Организация к ЕГЭ потребует от педагога и учащегося полной выкладки, это безусловно колоссальная деятельность. Для успешной сдачи экзамена учащимся, педагог обязан воодушевить его собственной неутомимостью также использованием бесчисленного строя конфигураций и способов работы по подготовке к итоговой аттестации. Например:
- Обширное оповещение обучающихся о режиме выполнения ЕГЭ, содержании КИМ, заполнении бланков и т. д.
- Организация подготовки обучающихся к ЕГЭ на занятиях посредством введения тестовых задач, заданий из литературы по подготовке к ЕГЭ заданий открытого банка заданий; осуществление контрольных работ в формате ЕГЭ;
- Организация подготовки обучающихся к ЕГЭ в внеурочное время;
- Осуществление мероприятий по подготовке к ЕГЭ на неделе физики в школе; содействие обучающихся на олимпиадах, научно-практических конференциях с защитой личных исследовательских проектов;
- Организация тестирования обучающихся в формате ЕГЭ по использованным материалам РЦМКО и учебного заведения (пробные испытания);
- Организация индивидуальной и групповой работы с обучающимися, способными благополучно овладеть решением заданий с развернутым ответом;
- Для организации самостоятельной подготовки к ЕГЭ по физике проведение рекламы книг, печатных изданий и интернет-веб-сайтов, иных ключей информации.
- Изучение практикумов и умение заполнения заполнению бланков регистрации а также бланков ответов №1 и №2;
- Осуществление психологической помощи обучающемуся в процессе подготовки и проведения ЕГЭ через беседу.
Результаты тестирования (март-апрель), пробных ЕГЭ по физике, участие на районных и республиканских олимпиадах будут проверкой на готовность обучающихся к итоговой аттестации.
С целью подготовки обучающихся могут быть организованы и проведены следующие мероприятия:
1. Занятия во внеурочное время с репетитором. Решение нестандартных задач с педагогом в течение года.
2. Курс интенсивной подготовки.
3. Организация тренировочной работы на уроках.
4. Домашнее задание по принципу «массив заданий».
Слаженность операций педагога и администрации образовательного учреждения – это плюс к успешному завершению для достижения поставленной цели – приобретение нужных результатов выпускных экзаменов.
Наиболее трудное в подготовке к ЕГЭ,— это умение решать физические задачи. В физике любая цель неповторима и требует собственного расклада. Для того чтобы заметить подход постановления, необходимы познания, умения и развитая интуиция. Всё без исключения приходит с навыком. Но навык прорабатывается в следствии постановлении десятков и сотен заданий, основательно выбранных педагогом с учётом отличительных черт любого определенного учащегося.
Для учащихся:
Единый государственный экзамен отмечается образовательными учреждениями, в которых проводятся образовательные программы среднего общего образования, как итоги государственной итоговой аттестации, а образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний согласно просветительным общеобразовательным дисциплинам.
Посмотрев всю литературу для подготовки к ЕГЭ по физике, можно привести следующие выводы:
1. Постепенно начинать готовить обучающихся на сознательный выбор дисциплины на ЕГЭ;
2. В период преподавания обучающимся дается комплект элективных направлений, какие функционируют на профильный класс также на контроль устойчивости стабильности заинтересованности учащегося к исследуемой дисциплине, к расширению его познаний.
3. Для эффективной сдачи ЕГЭ обучающийся обязан овладеть конкретным методом исполнения задач;
4. Для того чтобы был высокий результат на ЕГЭ, можно начинать практиковаться на выполнение домашнего задания с расширенным кругом заданий, которые направлены на организацию универсальных учебных действий;
5. Работу по подготовке учащихся к ЕГЭ необходимо отчетливо распланировать по времени, чтобы уложится в срок осуществить запланированное и ранее с апреля месяца осуществлять только лишь тренировку тестов;
6. Новый материал по программе следует до конца учебного года, однако при подготовке к ЕГЭ последнюю главу следует разложить по блокам, чтобы в дальнейшем учащиеся при подготовке к ЕГЭ можно было повторить ранее использованный материал.
7. При организации самостоятельного домашнего повторения при подготовке к ЕГЭ предпочтительнее будет составление схемы, а не конспекта темы.
Наиболее активный этап подготовки обучающихся к ЕГЭ по физике считается завершающим временем преподавания. Непосредственно в этот период в данный промежуток подготовки обучающихся к ЕГЭ по физике в профильных классах концепция деятельности педагога обязана быть согласно 3 тенденциям:
• Методическая проработка педагога и деятельность по самообразованию;
• Деятельность с обучающимися;
• Деятельность с родителями, администрацией.
Свободно размышляющий, предсказывающий итоги собственной работы и моделирующий общеобразовательная процедура преподавателя считается гарантом свершения установленных целей, а значит и гарантом эффективной сдачи обучающимися ЕГЭ. Сборы к итоговой аттестации обучающихся учитель должен начинать с себя.
Для успешной подготовки к ЕГЭ по физике, надо понять, для чего вам это все нужно? Ответ возможно будет таким. Вести подготовку к ЕГЭ по физике нужно для того, чтобы быть в будущем классным специалистом.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ СОШ 2.1. Отработка навыков самостоятельной работы при подготовке к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ
Важнейшей целью системы школьного образования также при подготовке к ЕГЭ в профильных классах СОШ считается организация обучающихся, способных самостоятельно и стремительно функционировать, принимать решения, гибко приспособиться в модифицирующихся обстоятельствах нынешнего сообщества. С целью абсолютной реализации этой миссии необходимо реализация научно-технической подготовки обучающихся в ходе целой общеобразовательной подготовки.
Навыки самостоятельной работы являются неотъемлемой частью работы по обобщению и повторению, как и при изучении нового материала, поэтому ей необходимо уделять не последнее место в процессе подготовки к ЕГЭ по физике.
Оценивать динамику освоения предмета учащимися и получать данные для определения дальнейшего совершенствования содержания предмета следует, проводя:
– нынешние десятиминутные мини-контрольные работы в форме тестовых заданий с выбором ответа;
– получасовые контрольные работы-тесты по окончании каждого раздела;
– итоговое тестирование в форме репетиционного экзамена.
Можно выделить следующие навыки самостоятельной работы при подготовке к ЕГЭ в профильных классах СОШ:
1. Чаще стараться решать задачи, от этого выработается привычка.
2. При любой свободной минуте стараться решать задачи по физике или по любому другому предмету
3. Стараться запомнить алгоритм решения заданий по физике
4. Стараться запомнить некоторые основные формулы по физике.
На подготовку к ЕГЭ по физике отводится не так много времени, и чтобы получить наилучшие результаты, необходимо построить работу с классом наиболее эффективным образом.
Общая организация учебных занятий может быть представлена в виде следующей блок-схемы.
Повторение пройденного материала учащимися происходит традиционно. Определяется то количество материала, которое должно быть усвоено всеми учениками. Повторение пройденного материала организовано поэтапно:
Этап повторения → этап решения опорных задач или решения задач минимального уровня → этап обобщения.
Именно самостоятельная работа к подготовке к ЕГЭ по физике в профильных классах формирует значительную культуру интеллектуального труда, что подразумевает не только технику чтения, исследование книги, ведение записей, но, в первую очередь, необходимость в самостоятельной работе, желание понять всю суть проблемы, следовать в глубину ещё не разрешенных вопросов. При данном использовании к учащимся под творческой предполагается подобная работа, в следствии которой самостоятельно раскрывается что-то новое, уникальное, отражающее индивидуальные предрасположенности, возможности и индивидуальный опыт учащегося, а также ученик поймет алгоритм решения ЕГЭ заданий. Он будет запоминать основные формулы, которые понадобятся ему на экзамене.
Согласно нраву учебной самостоятельной работы обучающихся на уроках и внеурочных занятиях по физике рационально отметить 4 уровня самостоятельности.
Первый уровень - простейшая воспроизводящая самостоятельность.Этот уровень наблюдается у множества учащихся в начале занятий. Цель педагога состоит в обеспечении перехода всех обучающихся в следующие, более высокие уровни самостоятельности.
Второй уровень самостоятельности - вариативная самостоятельность. Независимость на данном уровне выражается в мастерстве из нескольких существующих законов, определений, образцов рассуждении и т. п. подобрать одно конкретное и пользоваться с ним при самостоятельном решении заданий ЕГЭ по физике. Учащийся на данном уровне самостоятельности демонстрирует способность осуществлять мыслительные процедуры как сравнение или анализ.
Третий уровень самостоятельности - частично-поисковая самостоятельность. Учащийся на данном уровне владеет сравнительно огромным комплексом способов умственной деятельности – может осуществлять сопоставление, исследование, синтез, абстрагирование и т. п. В его деятельности существенную роль занимает контроль результатов и самоконтроль. Он может самостоятельно распланировать и осуществить собственную учебную деятельность.
Четвертый уровень самостоятельности – творческая самостоятельность. На занятиях применяются больше всего следующие разновидности самостоятельных и зачетных работ:
• Тренировочные работы.
• Закрепляющие работы.
• Повторительные (зачетные) работы.
• Творческие работы.
• Контрольные работы.
1. Тренировочные работы. К таким работам принадлежат задания в установлении различных объектов и свойств. В тренировочных заданиях нередко следует воспроизвести или непосредственно использовать формулы, свойства этих либо других математических объектов.
2. Закрепляющие работы. К таким работам возможно причислить самостоятельные работы, способствующие развитию логического мышления и призывающих к комбинированному использованию разных правил и формул при подготовке к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ. Они показывают, в какой степени усвоен учебный материал.
3. Весьма значимы зачетные (обзорные или тематические) работы. Существенную долю аналогичных трудов можно осуществлять на курсах по подготовке к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ с использованием множественных пособий для подготовки к экзамену.
4. Большой интерес вызывает у учащихся творческие самостоятельные работы, которые подразумевают достаточно высокий уровень самостоятельности. При подготовке к ЕГЭ учащиеся раскрывают новые способы решения задач и обучаются применять их нестандартных ситуациях. С целью эффективного исполнения подобных трудов нужна существенная организация на уроках, где приобретаются навыки решения сложных и нестандартных задач.
5. Контрольные самостоятельные работы. Необходимо выделить требования, которые необходимо осуществить с сочетанием задач для самостоятельных контрольных работ. Во-первых, контрольные задания обязаны являться равносильными согласно содержанию и объему деятельности; во-вторых, они должны быть ориентированы на отработку ключевых навыков; в-третьих, гарантировать надежный контроль уровня знаний; в-четвертых, они должны заинтересовать обучающихся, разрешать им показывать все без исключения их умения и навыки.
Каждый модуль включает в себя основные формулы без указанного размера, указать его. В конце каждого блока, который позволяет работать без студентов, субъекта и методов общественного углубленного изучения, каждый модуль вопросов и пройти тест, дается каждому человеку, выдвинутому в порядке самовыдвижения.
2.2. Критерии эффективности методики подготовки к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ
Оценка эффективности методики подготовки к ЕГЭ по физике считается значимым шагом хода преподавания учащихся. Ее значение заключается в том, для того чтобы определить, какую пользу от преподавания учащихся приобретает учебное заведение, либо узнать, считается ли одна форма преподавания наиболее результативной, нежели иная.
В совершенстве оценку эффективности подготовки к ЕГЭ необходимо осуществлять регулярно, в качественной либо количественной форме оценивая воздействие преподавания в подобные характеристики как оценка, работа в коллективе, умении решать тестовые задания и т.д.
Качественная оценка знаний учащихся может осуществляться по следующим показателям:
глубина знаний, характеризующая числом осознанных существенных связей данного знаний с другими, с ним соотносящимися;
действенность знаний, предусматривающая готовность и умение учащихся применять их в сходных и вариативных ситуациях;
системность, определяемая как совокупность знаний в сознании учащихся, структура которой соответствует структуре научного знания;
осознанность знаний, выражающаяся в понимании связей между ними, путей получения знаний, умений их доказывать.
Главный фактор, согласно которой учебное заведение обязана оценивать эффективность учебных программ, - это выяснение того, в той или иной степени в результате были достигнуты цели преподавания. Учебная программа, которая не дает возможность достигнуть необходимых учебных характеристик, выработать требуемые умения или конструкции.
Оценка критерий эффективности методики подготовки к ЕГЭ в профильном классе СОШ способен прокладываться с поддержкой исследований, опросников, заполняемых обучающимися, экзаменов и т.п.. Оценивать эффективность обучения имеют и обучающиеся, также и руководители, специалисты отделов преподавания, эксперты или намеренно основанные целевые категории.
Можно выделить четыре критерия, как правило применяемых при оценке эффективности методики подготовки к ЕГЭ в профильном классе СОШ. Проанализируем данные критерии.
1. Суждения обучающихся при подготовке к ЕГЭ по физике.
Установленные взгляды обучающихся об этой учебной программе, согласно которой они только что миновали подготовку, об ее полезности, интересности считается установленной опытным путем во многих учебных заведениях. Также согласно данным признакам устанавливаются баллы.
В случае если проект преподавания понравился учащимся, то она считается довольно оптимальной. Суждение учащихся просматривают как оценку экспертов, которые справедливо дают оценку учебной программе по данным критериям.
2.Овладение учебным материалом при подготовке к ЕГЭ по физике.
Непосредственно целостность освоения познаний также надежность полученных способностей считается этими показателями, в базе которых расценивается результат преподавания при подготовке к ЕГЭ. Дать оценку всесторонность освоения учебного материала возможно при помощи контрольных работа, устных опросов, устных или письменных зачетов и экзаменов, тестирования. Как устная, так и письменная форма контроля познаний подразумевает, что обучающимся задают различные вопросы.
3. Результаты работ подготовки к ЕГЭ .
Эффективность программы подготовки к ЕГЭ можно оценить также и по итогам работы этих, кто миновал подготовку в школе. В случае если итоги деятельности учащихся улучшаются, в таком случае данная реальная польза, какую приобретает учащийся при подготовке. Стимулом для того, чтобы получить хорошие баллы это поступление в ВУЗ на бюджетное место. Если цель достигнута, то можно считать, что обучение было эффективным.
4. Эффективность затрат при подготовке к ЕГЭ.
В подготовке обучения в профильных классах необходимо также производить оценку эффективности затрат. Обучение обязано являться доступным для учащихся, то есть надо устремляться к этому, для того чтобы баллы, какие станут заработаны по завершению сдачи ЕГЭ, были оптимальными для поступление на бюджетное место.
Сопоставление сведений, приобретенных до, во время и после подготовки к ЕГЭ в профильных классах СОШ. Оценка эффективности обучения потребует крупых расходов периода и довольно высокого терпения, проводящих данную оценку. Эффективность обучения - это не вопрос веры или убеждений, а вполне конкретные результаты, которые нужно оценивать количественно или качественно.
Для того чтобы закрепить знания у учащихся после подготовки к ЕГЭ, необходимо владеть максимально полной информацией о том, как решается задача использования результатов обучения в других тестах, какие преимущества получают учащиеся, регулярно повышающие уровень своих знаний. Школам, ориентированным на развитие, свойственно работать на перспективу и готовить учащихся в профильных классах к выполнению более сложных задач, чем те, которые они выполняют в настоящий момент. Это рождает у учащихся чувство перспективы. Получение высокой отдачи от обучения невозможно без должного настроя учителей и самих же учителей.
Вывод. Обучение и подготовка к экзаменам в настоящее время имеет большое значение, так как от этого зависит вся будущая жизнь, главное зависит поступит ученик в престижный вуз или нет. Достижение целей, необходимость повышения знаний и умений, проведение организационных изменений требуют опоры на хорошо спланированную и четко организованную работу по подготовке к ЕГЭ в профильных классах.
2.3. Методика обучения к решению физических задач по физике в профильных классах СОШ
Решение задач по физике - необходимый элемент учебной работы. Задачи способствуют более глубокому и прочному условию физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, воли к настойчивости в достижения поставленной цели, вызывает интерес к физике, помогает навыков самостоятельной работы и служит незаменимым средством для развития самостоятельности суждения. Решение задач - это один из методов познания взаимосвязи законов природы.
В процессе решения задач ученики непосредственно сталкиваются с необходимостью применить полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с практикой.
Физические задачи – существенная составная часть хода преподавания физике, главный механизм, со поддержкой которого формируется мыслительная работа, фактические умения также мастерства. Изучение использования задач предоставляет вероятность выделить надлежащее их функции: 1) познавательная; 2) развивающая; 3) осуществление единства целостности концепции и практики; 4) закрепление знаний, развитие и усовершенствование практических навыков и умений; 5) демонстрирование межпредметных взаимосвязей; 6) контроль умений, знаний и навыков.
В нашем понятии, физическая задача – это проявленная с поддержкой информационного кода (текстового, графического, образного и т. д.) проблемная обстановка, вызывающая с обучающихся с целью ее постановления мыслительных и практических операций в базе законов также способов физики, нацеленная в освоение познаниями и умениями по физике, на формирование мышления и на представление физических закономерностей.
В этой теме в базе рассмотрения психолого-педагогических исследований выявлено положение трудности исследования технологий решения задач. Установлено, что к настоящему времени накоплен большой опыт в соответствии обучению учащихся их решению, включая физические задачи. При этом проблема освоения учащимися умениями регулировать физические задачи остаётся классическим вопросом физического образования. Итоги преподавания учащихся решению физических задач в настоящее время делается никак не существенным, что подтверждается результатами ЦТ, ЕГЭ, вступительных экзаменов в университеты.
Имеется отличие среди двух групп общих проблем, с которыми встречаются учащиеся, при решении физических проблем. Первая группа проблем сопряжена с несовершенством операционной концепции обучающихся, для того чтобы преодолеть трудности, в особенности на ранних этапах. Данное представление обстоятельств трудности, исследование физического состояния, изображенного в непростом варианте, считается важным показателем с целью постановления законов и отношений среди физических задач при внезапной их исправлении в данной ситуации. Вторая группа проблем связана с отсутствием или замедлением применения необходимых знаний по физике, в особенности с физическими межотраслевыми возможностями. К примеру, зачастую никак не имеется метод стимулировать имеющиеся физические знания учащегося при решении физических задач.
С.А. Суровикина помечает в собственных изучениях, что эффективность учебно-познавательной деятельности обучающихся обеспечивается концепцией обучения при выявлении ими раскладов к решению учебных задач. Она отмечает, что после того, как учащиеся обучились выявлять индивидуальные и общие способы решения учебной задачи, они обладают всеми шансами самостоятельно разработать эти способы.
В свете вышесказанного, было сформировано заключение – процедура преподавания учащихся к решению физических задач должен быть выстроен на деятельностной основе. Характерной чертой технологии преподавания учащихся к решению физических задач является то, что ученики без помощи других создают работу по решению физических задач на основе индивидуальных возможностей. Диагностика затруднений также подготовка несформированным поступкам, необходимых для решения задачи, позволяют реализовать индивидуализацию обучения.
Предлагаемая технология подразумевает:
− разрешение вопросов согласно конкретной теме как поэтапную самостоятельную деятельность учащегося при подготовке к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ;
− разрешение отдельной задачи согласно методике, созданному обучающимися вместе с педагогом для этого вида задач при подготовке к ЕГЭ по физике;
− установление затруднений в поступках согласно заключению проблемы при подготовке к ЕГЭ по физике;
− подготовка несформированным поступкам на базе индивидуального прорешивания задач, предлагаемых педагогом (высококачественных, задач-рисунков, графических, задач на исследование физической ситуации).
2.4. Виды заданий ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ
Часть 1 включает 23 задания с коротким решением. Из них 13 заданий с записью решения в виде числа, слова или двух чисел, 10 заданий на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр. Приведем некоторые виды тестовых заданий ЕГЭ по физике:
1. Из двух городов навстречу друг другу с постоянной скоростью движутся два автомобиля. На графике показано изменение расстояния между автомобилями с течением времени. Каков модуль скорости первого автомобиля в системе отсчёта, связанной со вторым автомобилем? Ответ приведите в м/с.
Решение.
За 60 минут расстояние между автомобилями изменилось с 144 км до 0 км, то есть автомобили встретились. Вычислим скорость первого автомобиля в системе отсчёта, связанной со вторым автомобилем:
Ответ: 40.
2. По горизонтальной шероховатой поверхности равномерно толкают ящик массой 20 кг, прикладывая к нему силу, направленную под углом 30° к горизонтали (сверху вниз). Модуль силы равен 100 Н. Чему равен модуль силы, с которой ящик давит на поверхность?
Решение.
Запишем второй закон Ньютона в проекции на вертикальную ось
Таким образом, ящик давит на поверхность с силой
Ответ: 250.
3. Материальная точка движется в поле силы тяжести по траектории, изображённой на рисунке, в направлении от точки D к точке А. Траектория лежит в вертикальной плоскости (ось OX горизонтальна, ось OY вертикальна). Модуль скорости точки постоянен.
Из приведённого ниже списка выберите два правильных утверждения.
1) В положениях B и D проекции вектора скорости точки на ось OX имеют разные знаки.
2) В положениях A и C импульс точки одинаков по модулю, но различен по направлению.
3) В положении С кинетическая энергия точки больше, чем в положениях A, B и D.
4) Кинетическая энергия точки во всех положениях одинакова.
5) В положении A модуль ускорения точки меньше, чем в положении С.
Решение.
1) Материальная точка движется в направлении от точки D к точке A, поэтому в положениях B и D проекции вектора скорости точки на ось OX имеют одинаковые знаки. Утверждение 1 — неверно.
2) В положениях А и C импульс точки одинаков и по модулю и по направлению. Утверждение 2 — неверно.
3) Так как скорость точки постоянна, то кинетическая энергия материальной точки в положении C равна кинетической энергии в положениях A, B и D. Утверждение 3 — неверно.
4) Аналогично пункту 3, утверждение 4 — верно.
5) Точки А и C являются поворотными, в них тело движется по дуге окружности. Соответственно ускорение тела при круговом движении обратно пропорционально радиусу окружности. Из рисунка видно, что радиус дуги окружности в точке C меньше, а значит, ускорение тела в положении C больше, чем в положении А. Утверждение 5 — верно.
Ответ: 45.
4. Кубик со стороной a = 30 см плавает на границе раздела двух несмешивающихся жидкостей, плотности которых равны ρ1 = 800 кг/м3 и ρ2 = 1000 кг/м3. Объём кубика, погружённый в нижнюю жидкость, в 2 раза больше, чем объём, погружённый в верхнюю жидкость. Высота уровня первой жидкости над кубиком равна h = 10 см. Нижняя грань кубика удалена от дна сосуда на H = 20 см.
Установите соответствие между отношениями гидростатических давлений в разных указанных точках сосуда и численными значениями этих отношений. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОТНОШЕНИЕ ГИДРОСТАТИЧЕСКИХ ДАВЛЕНИЙ
ЧИСЛЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ДАВЛЕНИЙ
А)
Б)
1) 2
2) 2,25
3) 4,5
4) 7
А
Б
Решение.
Гидростатическое давление столба жидкости определяется только высотой столба l и плотностью жидкости ρ
Найдем чему равно отношение А
(А — 4)
Найдем чему равно отношение Б
(Б — 3)
Ответ: 43.
5. Кусок льда, находившийся при температуре −90 °C, начали нагревать, подводя к нему постоянную тепловую мощность. Через 63 секунды после начала нагревания лёд достиг температуры плавления. Через сколько секунд после этого момента кусок льда расплавится? Потери теплоты отсутствуют. (Удельная теплоёмкость льда — 2100 Дж/(кг · °С), удельная теплота плавления льда — 330 кДж/кг.)
Решение.
Зная количество теплоты, необходимое для нагревания льда, и время, можем найти мощность нагревателя
Чтобы расплавить лёд, необходимо количество теплоты Таким образом, при том же нагревателе, кусок льда расплавится через
6. Два одинаковых маленьких отрицательно заряженных металлических шарика находятся в вакууме на достаточно большом расстоянии друг от друга. Модуль силы их кулоновского взаимодействия равен F1. Модули зарядов шариков отличаются в 5 раз. Если эти шарики привести в соприкосновение, а затем расположить на прежнем расстоянии друг от друга, то модуль силы их кулоновского взаимодействия станет равным F2. Определите отношение F2 к F1.
Решение.
Между заряженными шариками действует сила Кулона
Согласно закону сохранения электрического заряда после соприкосновения заряд каждого шарика будет равен
И между ними будет уже действовать сила Кулона
Отсюда отношение F2 к F1 равно 1,8.
Ответ: 1,8.
7. На рисунке приведён график зависимости силы тока в катушке индуктивности от времени. Индуктивность катушки равна 20 мГн. Чему равен максимальный модуль ЭДС самоиндукции? (Ответ выразите в мВ.)
Решение.
ЭДС самоиндукции пропорциональна скорости изменения силы тока в цепи и индуктивности:
Рассчитаем модули ЭДС для разных участков графика:
Максимальное значение равно 80 мВ.
Ответ: 80.
8. В результате нескольких α- и β-распадов ядро урана превращается в ядро свинца . Определите количество α-распадов и количество β-распадов в этой реакции.
Количество α-распадов
Количество β-распадов
Решение.
Каждый α-распад приводит к уменьшению зарядового числа ядра на 2 и уменьшению массового числа на 4. Каждый β-распад не изменяет массовое число ядра и увеличивает зарядовое число ядра на 1. Поскольку массовое число при превращении в изменилось на 238-206=32 заключаем, что произошло =8 α-распадов. Изменение зарядового числа на 92-82=10 означает, что помимо 8 α- распадов произошло также 8*2-10=6 β-распадов.
Ответ: 86.
9. Последовательно с резистором, сопротивление которого равно 15 Ом и известно с высокой точностью, включён амперметр (см. рисунок). Чему равно напряжение на этом резисторе, если абсолютная погрешность амперметра равна половине цены его деления? В ответе запишите значение и погрешность слитно без пробела.
Решение.
Из рисунка видно, что цена деления амперметра составляет 0,2 А. Погрешность по условию равна половине цены деления. Стрелка амперметра указывает на отметку 0,6 А. По закону Ома напряжение на резисторе составляет
Погрешность напряжения равна
Таким образом, с учётом правил записи чисел с погрешностью напряжение на резисторе равно (9,0 ± 1,5) В.
Ответ: 9,01,5.
Часть 2 содержит 8 заданий, объединенных общим видом деятельности – решение задач. Из них 3 задания с кратким ответом (24–26) и 5 заданий (27–31), для которых необходимо привести развернутый ответ. Приведем некоторые задания из ЕГЭ по физике:
1. Точка B находится в середине отрезка AC. Неподвижные точечные заряды –q и –2q (q = 2 нКл) расположены в точках A и C соответственно (см. рисунок). Какой положительный заряд надо поместить в точку C взамен заряда –2q, чтобы напряжённость электрического поля в точке B увеличилась в 4 раза? (Ответ дайте в нКл.)
Решение.
Обозначим r длину отрезка AB. Для исходных зарядов напряжённость в точке B равна
После замены заряда -2q на положительный заряд Q напряжённость в точке B станет равной
По условию значит:
Ответ: 6.
2. В сосуде находится разреженный атомарный водород. Атом водорода в основном состоянии ( эВ) поглощает фотон и ионизуется. Электрон, вылетевший из атома в результате ионизации, движется вдали от ядра со скоростью v=1000 км/с. Какова частота поглощённого фотона? Энергией теплового движения атомов водорода пренебречь. В ответе приведите значение частоты в Гц, умноженное на 10−15, с точностью до десятых.
Решение.
Поскольку энергией теплового движения атомов водорода можно пренебречь, вся энергия фотона идет на ионизацию электрона (для этого требуется передать атому 13,6 эВ, чтобы перевести электрон из связанного состояния с энергией эВ в свободное состояние с энергией 0 эВ) и на сообщение электрону кинетической энергии, которая у него будет при удалении на бесконечность (когда взаимодействием с ионом водорода можно будет пренебречь):
Таким образом, частота фотона равна
Ответ: 4,0.
3. На кухне во время приготовления пищи могут случаться разные неприятности. Например, если сильно перегреть растительное масло на сковороде, поставленной на газовую плиту, то его пары могут воспламениться от газовой горелки, масло в сковороде тоже начнёт гореть, и его надо будет потушить. Спрашивается чем? Оказывается, что при обычной попытке тушения масла вылитой на него водой возникает столб огня, который может поджечь весь дом.
Опишите, основываясь на известных физических законах и закономерностях, процессы, происходящие при такой попытке его «тушения».
Решение.
1. Плотность горящего масла, которое находится в сковороде, меньше плотности воды. Поэтому при попытке тушения горящего масла водой она проникает под слой масла, быстро нагревается от сковороды, закипает и испаряется, резко увеличивая свой объём и давление.
2. Пары испарившейся воды, расширяясь, своим давлением выбрасывают и разбрызгивают уже горящее масло, резко увеличивая его поверхность, находящуюся в контакте с кислородом воздуха. В результате реакция горения масла ускоряется, всё это и приводит к образованию столба огня над сковородой.
4. Шарик массой 100 г подвешен на длинной нити. Шарик отклоняют от положения равновесия на угол 60°, удерживая нить слегка натянутой, и отпускают. Определите силу натяжения нити в момент, когда шарик проходит положение равновесия. Ответ приведите в ньютонах.
Решение.
Найдём скорость шарика в момент прохождения положения равновесия. В положении равновесия вся потенциальная энергия шарика переходит в кинетическую. Учитывая, что шарик отклонили от положения равновесия на 60°, запишем закон сохранения энергии:
где R — длина нити.
Запишем второй закон Ньютона в момент прохождения положения равновесия:
где — сила натяжения нити.
Преобразуем уравнение с учётом закона сохранения энергии:
Ответ: 2.
5. С одним молем гелия, находящегося в цилиндре под поршнем, провели процесс 1–2, изображённый на p–T диаграмме. Во сколько раз изменилась при этом частота ν столкновений атомов со стенками сосуда, то есть число ударов атомов в единицу времени о единицу площади стенок? Начальные и конечные параметры процесса 1–2 приведены на рисунке.
Решение.
1. При выводе основного уравнения молекулярно-кинетической теории (МКТ) идеального газа считается, что частота ν ударов молекул о стенки сосуда пропорциональна концентрации n молекул и их среднеквадратичной скорости vср.кв.: то есть по каждому из трёх измерений молекулы могут двигаться с равной вероятностью в двух направлениях из-за полной хаотичности движения молекул.
2. Согласно уравнению состояния идеального газа в форме p=nkT, где p – давление, T – температура газа, k – постоянная Больцмана,
3. Из уравнения для связи средней кинетической энергии поступательного движения молекул газа с температурой следует, что где m – масса молекул (в данном случае атомов) газа.
4. Таким образом, то есть
5. Окончательно получаем с учётом параметров процесса 1–2, приведённых на рисунке:
Ответ:
6. По прямому горизонтальному проводнику длиной 1 м с площадью поперечного сечения подвешенному с помощью двух одинаковых невесомых пружинок жёсткостью 100 Н/м, течёт ток I=10 A (см. рисунок).
Какой угол α составляют оси пружинок с вертикалью после включения вертикального магнитного поля с индукцией B = 0,1Тл, если абсолютное удлинение каждой из пружинок при этом составляет ? (Плотность материала проводника )
Решение.
Условие механического равновесия проводника приводит к системе уравнений:
Поделим второе равенство на первое:
Масса провода m=ρLS Таким образом,
Ответ: α=45°
7. Цепь, схема которой изображена на рисунке, состоит из источника постоянного напряжения с нулевым внутренним сопротивлением, идеального амперметра, резистора с постоянным cопротивлением и двух реостатов, сопротивления и которых можно изменять. Сопротивления реостатов меняют так, что сумма все время остается неизменной ( ). При этом сила тока Iтекущего через идеальный амперметр A изменяется. При каком отношении сила тока I будет минимальной?
Решение.
Обозначим силу тока, текущего через источник и реостат через i а через резистор — через Тогда из закона сохранения электрического заряда при постоянном токе следует, что
Поскольку реостат и резистор соединены параллельно, а амперметр идеальный, то текущие через них токи обратно пропорциональны их сопротивлениям: (закон Ома для участка цепи).
По закону Ома для полной цепи и формулам для сопротивления последовательно и параллельно соединенных резисторов:
Из записанных уравнений получаем:
и
Отсюда с учетом условия, что имеем:
Сила тока I будет минимальной, если произведение примет максимальное значение, а это будет, очевидно, при Таким образом, искомое отношение при минимальной силе тока Iравно =1
Ответ: =1
Критерии оценивания ЕГЭ
Критерии оценивания ЕГЭ согласно физике сохранились постоянными с 2018 года. Все инструкции и объяснения для выпускников сохраняются, а контрольно-измерительные оценивания экзамена останутся без изменений.
Общая информация будет полезна каждому выпускнику, который предпочел предмет в виде дополнительного экзамена. Изменения, которые внесли в 2018 году, сохраняются и в 2020. Время, которое отведено на выполнение заданий, не изменилось. На работу отводят также 3 часа 55 минут (235 минут). Количество заданий также осталось прежним: их 32.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, с целью предоставления увеличения качества подготовки учащихся к ЕГЭ сегодня необходимо осуществлять выбор содержания и способов обучения; увеличение сложности учебного материала; поддержка индивидуального развития ребенка; сотрудничество учителя, ученика и родителей.
В данной работе была поставлена цель – методика подготовки к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ. Мы считаем, что цель была достигнута и полностью осведомлена в выпускной квалификационной работе.
На основании вышеизложенного рассмотрели применение современных технологий при подготовке к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ:
Использование компьютера на занятиях
ИКТ печатные раздаточные материалы
2. Мониторинг уроков компьютерного тестирования
3. Ресурсы сети Интернет в помощь учителю физики также помощь ученикам при подготовке к ЕГЭ по физике дома:
Выделили следующие навыки самостоятельной работы при подготовке к ЕГЭ в профильных классах СОШ:
1. Чаще стараться решать задачи, от этого выработается привычка.
2. При любой свободной минуте стараться решать задачи по физике или по любому другому предмету
3. Стараться запомнить алгоритм решения а также стараться запомнить некоторые основные формулы
Получилось выявить критерии эффективности методики подготовки к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ:
1. Суждения обучающихся при подготовке к ЕГЭ по физике.
2. Овладение учебным материалом при подготовке к ЕГЭ по физике.
3. Результаты работ подготовки к ЕГЭ по физике.
4. Эффективность затрат при подготовке к ЕГЭ по физике.
На основании проведенного исследования получилось сформулировать рекомендации учителям также учащимся по методике подготовки к ЕГЭ по физике в профильных классах СОШ и были подробно приведены в выпускной квалификационной работе.
Эффективность сдачи ЕГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организована процедура подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. Следует найти возможность выработать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни.
ЛИТЕРАТУРА
Суровкина С.А. Теоретико-методологические основы развития естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике»/ С.А.Суровкина, - 2006 .
Коровин В.А. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике / В. А. Коровин, В. А. Орлов. - М.: Дрофа, 2002. - 192с..
Касаткина, И.Л. Физика. Полный курс подготовки: Разбор реальных экзаменационных заданий// И.Л. Касаткина.-М.: АСТ:Астрель,2010.-366,
Касаткина, И.Л. Задачи по физике: подготовка к ЕГЭ и олимпиадам/ И.Л. Касаткина [Электронный ресурc]. М., 2017-2018.: http://www.fipi.ru/
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011.
Дорофеев Г.В.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике / Г. В. Дорофеев, Л. В. Кузнецова, Г. М. Кузнецова- М.: Дрофа, 2009.-80 с.
Сафонова Г.И Формирование готовности старшеклассников к единому государственному экзамену / Г.И.Сафонова. – Диссертация, 2010, - 219с.
Бахтина, И. В. Система подготовки обучающихся к ЕГЭ в процессе преподавания физики на базовом уровне / И. В. Бахтина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 242-245.
Поваляев О.А. Обучение школьным навыкам исследовательской деятельности с использованием различных наборов от научных развлечений/О.А.Поваляев //Физика в школе.-2013г.-№6.-с.31-45