Метапредметные результаты проектной деятельности по математике
Метапредметные результаты проектной деятельности по математике
Метод проектов по своему стратегическому замыслу нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации.
Обладая такого рода способностями, ребенок может адаптироваться к изменяющимся условиям, может успешно ориентироваться в разнообразных ситуациях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метапредметные результаты проектной деятельности по математике»
Метапредметные результаты проектной деятельности по математике
Выполнила: Монахова Елена Васильевна
МБОУ СОШ №18 г.о.Коломна, Московской области
2018 год
Метод проектов по своему стратегическому замыслу нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации.
Обладая такого рода способностями, ребенок может адаптироваться к изменяющимся условиям, может успешно ориентироваться в разнообразных ситуациях.
Темы проектов
Великая пирамида- математическое чудо
Бактерии, вирусы и математика
Насекомые и математика
Решение задач на смеси и сплавы
Теорема Пифагора за рамками школьной программы
Метапредметные результаты
Учащиеся учатся анализу ситуации и постановке цели, планированию деятельности в начале работы над проектом
При планировании проекта учатся слушать собеседника, вести диалог, учатся умению договариваться о распределении функций
Формируется ответственность за общее благополучие и уважительное отношение к другому мнению, приобретаются навыки разрешения конфликтов
Учатся работать с различными видами справочной литературы, разными источниками информации
Приобретают первичные навыки свертывания информации на этапе ее поиска, используют средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач
При защите проекта учатся строить свои речевые высказывания, соблюдать нормы этики и этикета
На этапе защиты проекта приобретают навыки экспертизы своей и чужой деятельности, учатся критериям оценки сильных и слабых сторон работы над проектом
На всех этапах они овладевают предметными и межпредметными понятиями ( тесная связь с историей, биологией, физикой, информатикой, изо и др. предметами
Слайды из проекта «Великая Пирамида-математическое чудо»
Молекула ДНК похожа на продольно закрученную веревочную лестницу, где боковые стороны составляются остатками сахара и фосфорной кислоты, а «ступеньки» образованы азотистыми основаниями.
«первое» чудо: средний угол причленения азотистых оснований 51 0 45’, а в пирамиде Хеопса угол наклона граней 51 0 51’
«второе» чудо: отношение диаметра молекулы ДНК (20 ангстрем) к длине шага спирали (34 ангстрема) равно 0,588. Если же мы разделим апофему грани пирамиды Хеопса(187м) на диагональ основания (329м), получим 0,568 – почти то же самое
«третье» чудо: угол возрастания спирали ДНК равен 26 0 , и угол наклона главной галереи в пирамиде Хеопса – тоже 26 0
Существует другая связь, значительно более глубокая, основанная на ограничениях и разрешениях, существующих в природе.
Почему близки или кратны углы в молекуле ДНК и в пирамиде Хеопса, в клине журавлей, сотах пчел и многом другом? Да по тому, что углы эти не случайны. Они энергетически выгодны. Они не дают раньше времени осыпаться куче песка или разваливаться той же пирамиде Хеопса. И позволяют пирамидам стоять, бросая вызов времени…
Учащийся 9 класса провел серьезные исследования параметров Великой пирамиды Хеопса. Выводы данного проекта дают формирование целостной, научной картины мира, связи цивилизаций, завораживают своей схожестью с объектами реального мира и, в частности, с современными данными биологии.
Проект «Бактерии, вирусы и математика»
Это исследовательская работа, где ученики 9 класса просмотрели и отобрали из огромного количества материала по биологии по данной теме информацию, тесно связанную с математикой, начиная от параметров бактерий и вирусов, заканчивая их геомерическими формами
• Большинство изученных вирусов имеют диаметр в пределах от
2*10 до 3* 10 м.Некоторые филовирусы имеют длину до 14*10 м, но их диаметр составляет лишь 8* 10 м.
• Большинство изученных вирусов имеют диаметр в пределах от 2*10 до 3* 10 м.Некоторые филовирусы имеют длину до 14*10 м, но их диаметр составляет лишь 8* 10 м.
• Большинство изученных вирусов имеют диаметр в пределах от 2*10 до 3* 10 м.Некоторые филовирусы имеют длину до 14*10 м, но их диаметр составляет лишь 8* 10 м.
-8
-7
-7
-8
Примеры структур вирионов: А. Вирус, не имеющий липидной оболочки (например,пикорнавирус). B. Оболочечный вирус (например, герпесвирус). Цифрами обозначены: (1) капсид, (2) геномная нуклеиновая кислота, (3) капсомер, (4) нуклеокапсид, (5) вирион, (6) липидная оболочка, (7) мембранные белки оболочки
Классифицируют четыре морфологических типакапсидоввирусов:
•Спиральный - эти капсиды состоят из одного типа капсомеров, уложенных по спирали вокруг центральной оси
(Вирус табачной мозаики)
•Спиральный - эти капсиды состоят из одного типа капсомеров, уложенных по спирали вокруг центральной оси (Вирус табачной мозаики)
•Спиральный - эти капсиды состоят из одного типа капсомеров, уложенных по спирали вокруг центральной оси (Вирус табачной мозаики)
Данная форма может быть представлена в
виде математического описания
n
функциональной зависимости F(x)=∑ n(y+k), где n- число копий белков, y и k –виды
белков. 1
• Большинство вирусов животных имеют икосаэдрическую или
почти шарообразную форму с икосаэдрической симметрией.
• Большинство вирусов животных имеют икосаэдрическую или почти шарообразную форму с икосаэдрической симметрией.
• Большинство вирусов животных имеют икосаэдрическую или почти шарообразную форму с икосаэдрической симметрией.
Минимальное необходимое число одинаковых капсомеров — 12, каждый капсомер состоит из пяти идентичных
n
субъединиц(т.е математически может быть представлено как F=∑5n,
min=12,n-максимальное число капсомеров ) 12
Продолговатыми называют икосаэдрические капсиды, вытянутые вдоль оси симметрии пятого порядка. Такая форма характерна для головок бактериофагов.
Может быть описана
в виде различной функциональной
зависимости(к примеру, прямой : F(x)=ny )
Форма комплексных капсидов ни чисто спиральная, ни чисто икосаэдрическая. Они могут нести дополнительные наружные структуры, такие как белковые хвосты или сложные наружные стенки.
СИММЕТРИЯ ВИРУСОВ
•Икосаэдрический тип - капсомеры, или белковые субъединицы вируса, образуют изометрический белковый чехол( к примеру, состоящий из 20 правильных треугольников).
•Спиральный тип- капсомеры, или субъединицы вируса, формируют спираль вокруг полой трубчатой сердцевины.
(Может быть описана формулой
F(x)= a*Ln(y/n) +e*b*ln(z/k), где a и b –коэффициенты
сторон спирали, e- экспанента к росту спирали,
Ln(y/n ) и Ln(z/k) – логарифмическая зависимость изменения спирали.)
•Комбинированный тип ( смешанный) - симметрия представлена разными вариантами. Частица бактериофага может имеет "головку" правильной геометрической формы и "хвост" со спиральной симметрией.
• встречаются вирусы с еще более сложным строением. Вирионы поксвирусов (вирусы группы оспы) не имеют правильного, типичного капсида: между сердцевиной и наружной оболочкой у них располагаются трубчатые и мембранные структуры.
z
( Можно представить в виде комбинированной прогрессии K= ∑(a/n+ b/n
1
+…+ ∑m/n)
Проект «Насекомые и математика»
Это долгосрочный проект, который учащиеся 4 класса начали 2 года назад и ежегодно дополняют новым материалом и выходят в этом году на защиту с презентацией с помощью ИКТ
ШМЕЛИНАЯ математика, или как насекомые решают «задачу коммивояжёра»
Во время поиска пищи шмелям приходится выбирать оптимальный маршрут
между цветками - иными словами, им необходимо решить математическую задачу,
которая порой требует помощи компьютера.
Золотое сечение в живой природе
В биологических исследованиях 70-90 гг. показано, что, начиная с вирусов и растений и кончая организмом человека, всюду выявляется золотая пропорция, характеризующая соразмерность и гармоничность их строения. Золотое сечение признано универсальным законом живых систем. Можно отметить два вида проявлений золотого сечения в живой природе: иррациональные отношения по Пифагору - 1.62 и целочисленные, дискретные - по Фибоначчи.
Для всего животного мира характерны симметрия форм и наличие парных органов, членение на три части тела (голова, грудь, брюшко), членение конечностей на 3 и 5 частей, а брюшка - на 3. Это является характерной чертой морфологии насекомых
У многих бабочек соотношение размеров грудной и брюшной части тела отвечает золотой пропорции. Сложив крылья, ночная бабочка образует правильный равносторонний треугольник. Но стоит развести крылья, и вы увидите тот же принцип членения тела на 2,3,5,8.
Вывод:
Включение проектной деятельности в образовательный процесс способствует получению качественно новых результатов образования и дает возможность эффективного мониторинга и становления этих результатов, а так же закладывает основу для положительных метапредметных результатов обучения