Цель: создание условий для развития логического мышления, а также создание условий для развития интереса учащихся к математике.
Задачи:
· Развитие умения применять в игре полученные знания.
· Развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти, оригинальности и гибкости мышления.
· Воспитание выдержки, терпения.
· Воспитание заинтересованности к математике.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, карточки-задания для команд.
Игру сопровождает компьютерная презентация.
Ход занятия
Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать вас!
Мой юный друг!
Сегодня ты пришел вот в этот класс,
Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть,
Умом своим на все взглянуть.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может быть,
Но будешь ты рабочим, а может и ученым
И будешь математику любить.
Сегодня мы с вами будем играть. А как называется игра, вы узнаете, если ответите на мои вопросы.
Она совсем как цифра 3. (З)
Первая буква алфавита. (А)
Эта буква широка и похожа на жука. (Ж)
Следующую букву мы узнаем без труда - очень горбится всегда. (Г)
А и Б сидели на трубе. А упала, Б пропала. Что осталось на трубе? (И)
Игра называется - Зажги салют! И на этой игре вам понадобится внимательность и наблюдательность, смекалка и сообразительность.
В игре участвуют две команды (представление команд). Каждая команда пройдет ряд станций. За каждый правильный ответ на вопрос и правильное решение задач будет выдаваться звезда. Звезды выдавать вам будет наблюдательная станция (представление жюри).
В конце игры в честь команды, набравшей наибольшее количество звезд, будет зажжен салют. Собирать звезды мы с вами будем, путешествуя по следующему маршруту:
Станция 1: "Угадай-ка"
Станция 2: "Соображай-ка"
Станция 3: "Внимательная"
Станция 4: "Сказочная"
Станция 5: "Игровая"
Станция "Угадай-ка"
"Величие человека - в его способности мыслить". Эти слова великого французского ученого Паскаля. Способность быстро соображать проверит станция "Угадай-ка".
1. Сравните числа, в которых цифры заменены звездочками:
а) **** и *****;
б) 32** и 31**.
2. Угадайте корни уравнения
а) x · x - 1 = 48
б) x · x - 1 = 15
3
Задание. Нужно переместить только одну спичку в выложенном спичками арифметическом примере «8+3-4=0» так, чтобы получилось верное равенство (можно менять и знаки, цифры).
Ответ: эта классическая математическая спичечная головоломка решается несколькими способами. Как вы уже догадались спички нужно перемещать так, чтобы получились другие цифры.
Первый способ. Из восьмерки перемещаем нижнюю левую спичку в середину нуля. Получается: 9+3-4=8.
Второй способ. От цифры 8 убираем правую верхнюю спичку и ставим ее на верх четверки. В итоге верное равенство: 6+3-9=0.
Третий способ. В цифре 4 переворациваем горизонтальную спичку вертикально и перемещаем ее в нижний левый угол четверки. И опять арифметическое выражение верно: 8+3-11=0.
Существуют и другие креативные способы решения этого примера по математике, например, с модификацией знака равно 0+3-4 ≠ 0, 8+3-4 > 0, но это уже нарушает условие.
За каждое правильное решение команда получает звезду.
Станция "Соображай-ка"
Народная мудрость гласит "Ум без догадки гроша не стоит". Итак, дерзайте.
1. Гласные буквы спрятались . Найдите спрятанные буквы и запишите слова.
1. МТМТК 2.МТР 3.ТНН 4.МНТ 5. ЗДЧ
Ответ: математика, метр, тонна, минута, задача.
2. Решите ребусы.
Числовые ребусы:
Условие. С помощью четырех спичек сложена форма бокала, внутри которого лежит вишня. Нужно передвинуть две спички так, чтобы вишня оказалась за пределами бокала. Разрешается менять положение бокала в пространстве, однако его форма должна оставаться неизменной.
Ответ. Решение этой достаточно известной логической задачи с 4 спичками основывается на том, что мы меняем положение бокала, переворачивая его. Самая левая спичка уходит вправо вниз, а горизонтальная – перемещается правее на половину своей длины.
Команды имеют возможность получить за каждое правильное решение команда получает звезду. Дополнительную звезду получает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Станция "Внимательная"
Сначала послушайте индусскую притчу.
Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмёт того, кто пройдёт по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольёт ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошёл один. Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил молоко". Ты слышал крики, выстрелы? - спросил его магараджа. - Ты видел, как тебя пугали?" "Нет, повелитель я смотрел на молоко".
Не слышать и не видеть ничего постороннего, - вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Теперь мы проверим, насколько внимательны представители наших команд. Сейчас для вас я прочитаю задачи, но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце.
За каждую решенную задачу присуждается звезды.
Задачи:
1.В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек?...
2. У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца?...
Станция "Сказочная"
На этой станции необходимо решить две задачи, одна из которых - ваше домашнее задание. Будьте внимательны. За каждую решенную задачу присуждается звезда.
1. У Карлсона есть ведро варенья, оно вмещает 7 л. У него есть два пустых ведерка - 4-литровое и 3-литровое. Помогите Карлсону отлить 1 л варенья к чаю в меньшее (3-литровое) ведерко, оставив 6 л в большом (7-литровом) ведре.
Решение задачи заполнить в таблице.
№
Действие
А (7 л)
Б (4 л)
В (3 л)
0
7
0
0
2
Станция "Игровая"
На этой станции представлены игры: "Не собьюсь!", "Кто больше", "Бой петухов", "Найди цифру", "Гонка за лидером" и "Счастливый случай". Каждая команда по ромашке выбирает себе по две игры. За каждую выигранную игру присуждается звезда.
"Кто больше"
Из слова "арифметика" команды должны составить как можно больше слов из букв данного. Примеры: ар, икра, фирма, ферма, фата, река, риф, миф, мера, еретик, мак, фара, тик, рифма, ерик, тара, мат, кит, метка, тема, кара, марка, крем, тир, метр
«цепочка» каждый участник берет карточку и выполняет действия
(5 * 4 - 20) * 17
27 * (2 * 5 - 10)
"Найди цифру".
На доске 2 плаката, на которых написаны числа от 1 до 21. Участники команды (по одному от каждой команды) решают примеры и находят ответы среди чисел.
Победившей команде - 1 звезда.
1
19
5
14
7
1
9
11
17
4
20
10
13
21
3
11
15
13
4
8
12
2
8
6
10
14
6
16
12
17
18
2
16
5
18
3
15
20
7
19
9
21
25-12=13
3*7=21
49/7=7
56/8+7=14
121/11=11
25-(13+7)=5
15-2*7 =1
13*13-166=3
2+2*2=6
12+128*0=12
"Гонка за лидером".
Командам задаются вопросы - четные вопросы первой команде, нечетные - второй (команде-лидеру - первой). Верный ответ - 1 звезда.
1. 7 Х 8 = ? ( 56 )
2. 9 Х 6 = ? ( 54 )
3. Чему равна треть суток? (8 часов)
4. Чему равна шестая часть суток? (4 часа)
5. 0 Х 112 =? (0)
6. На какое число невозможно деление? (на 0)
7. Как называются числа, которые складывают? (слагаемые)
8. Как называются числа, которые умножают? (множители)
9. Сколько месяцев в году содержат по 30 дней? (11, кроме февраля)
10. Сколько месяцев в году содержат по 31 день? (семь)
11. Фигура, имеющая 3 стороны, 3 вершины. (треугольник)
12. Прямоугольник с равными сторонами. (квадрат)
13. Как называется фигура, у которой 3 и более углов? (многоугольник)
14. Как называется сумма длин всех сторон многоугольника? (периметр)
15. Какое число делится на все числа без остатка? (0)
16. Чему равно произведение всех цифр? (0)
17. Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)
18. Двое играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый из них? (4)
19. В семье два отца и два сына. Сколько мужчин в семье? (3)
20. У родителей пять сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье? (6)
21. Наименьшее натуральное число? (1)
22. Наибольшее натуральное число? (не существует)
"Счастливый случай"
Команде выбравшей эту игру сразу присуждается звезда.
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья, обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь
Говорю я: до свиданья,