Просмотр содержимого документа
«Краеведение на уроках математики»
Текущий учебный год объявлен годом инноваций и творчества. Ожидается, чтобы каждый предоставил в этом году хотя бы одну инновационную идею.
Краеведение на уроках математики
Инновационный проект
учителя математики
МОБУ СОШ №1
г. Белорецка
Леваниной О.Н.
Цель инновационнойдеятельности
Качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой
Цель данного инновационного проекта
Формирование целостных знаний учащихся с использованием краеведческого материала в процессе изучения математики
Задачи инновационного проекта
развивать эстетическое и патриотическое отношение к природе родного края
воспитывать уважение и любовь к культурному наследию родного края
формировать исследовательские умения и творческое (нешаблонное) мышление у детей на уроках математики
научить учащихся ориентироваться в потоке получаемой информации
Инновационная технология предполагает организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической.
Актуальность данной работысостоит в том, что она соответствует потребностям общества, школы, социальному заказу и тенденциям общественного развития, региональной и федеральной образовательной политике
Методы и средства, используемые в данном проекте, соответствуют дидактике и возрастным
закономерностям среднего школьного возраста
Межпредметная интеграция с использованием краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность, вызывает у детей интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имени, к названию географических объектов, к культуре проживающих рядом народов и т.д. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, повышает его эффективность.
Работая над краеведческим материалом и используя его на уроках важно придерживаться определенных принципов:
- систематичность
- доступность
- наглядность
- разнообразие материала
- связь материала в учебной и воспитательной работе
- взаимосвязь местного и общего исторического, географического и литературного материала
На начальном этапе данной работы перед учениками была поставлена цель: собрать краеведческий материал, связанный с математическими данными (например: длину рек Башкирии, площадь заповедников РБ, высоту важнейших вершин республики и т.д.)
Используя собранный материал про животных тайги Белорецкого района, был разработан и проведён пробный урок «Натуральные числа»
Рефлексия данной работы за прошедший 2009-2010 учебный год показала, что такие темы, как: «Масштаб», «Площадь», «Единицы измерения» и другие, были усвоены учащимися намного лучше
Краеведение в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются
три важных в образовании цели –
обучающая
развивающая
воспитательная
1. В процессе выработки навыков устного счёта использовали такие задания:
А. Определить протяженность Каповой пещеры в метрах, если её длина 2,7 км. Сколько надо будет сделать шагов, чтобы её пройти, если средний шаг ребёнка составляет 0,5 м.
Б. Пещера расположена в заповеднике Шульган-Таш, площадь которого равна 22531 га.
Определите её площадь в кв.км и кв.м.
225,31кв.км 225310000кв.м
2. При изучении раздела «Дроби»:
А. Протяжённость всех рек Башкирии в сумме приблизительно = 20000 км. Какую часть длина всех рек РБ составляет от экватора.
(20000 : 40000 =1/2)
Б. Длина реки Белой 1420 км. Какую часть она составляет от общей длины всех рек Башкирии.
(1420/20000 = 71/1000 = 0,071)
При составлении диаграмм
Высота гор:
г.Ямантау-1640м
г.Иремель-1582м
г.Курташтау-1019м
г.Малиновая-1297м
Вывод:
Данная методика направлена на обучение:
-Алгоритмическому мышлению во всех областях жизни
-Самостоятельной постановке задач
-Выбору эффективных инструментов
-Оцениванию качества собственной работы
-Умению работать с литературой и навыкам самообразования