Просмотр содержимого документа
«Комбинаторные задачи»
КОМБИНАТОРНЫЕзадачи
УМК: А.Г. Мерзляк и др.
5 класс
Определение
Комбинаторикой называют область математики, изучающую вопросы о числе различных вариантов наборов (удовлетворяющих тем или иным условиям), которые можно составить из данных элементов.
Т.е. – это наука, которая занимается решением задач на перебор всех возможных вариантов
Определение
Комбинаторными задачами называются такие задачи, решая которые приходится составлять различные комбинации из конечного числа элементов и подсчитывать количество таких комбинаций.
Способы решениякомбинаторных задач
Перебор вариантов
Дерево возможных вариантов
По правилу умножения (в 9 классе)
Чтобы процесс перебора возможных вариантов был удобным и наглядным, делают это таблицей или схемой.
Способы решения ( перебор вариантов и дерево возможных вариантов ) применяют тогда, когда элементов перебора немного.
Например
На завтрак Вова может выбратьплюшку, бутерброд, пряникиликекс, а запить их он можеткофе, сокомиликефиром.
Из скольких вариантов завтрака Вова может выбирать?
Решение
Ответ: 12 вар.
Например
Из цифр2,4и7надо составитьтрёхзначное число, в котором ни одна цифра не может повторятся более двух раз.
Составим дерево решений (дерево возможных вариантов) –этосхема, графически отражающая условие задачи и ходрассуждений.
Решение
2
4 7 2 4 7 2 4 7
24
22
27
224
227
242
272
244
274
277
247
Ответ: всего 8 чисел
Задача.Одноклассницы Оля, Валя и Катя дежурят по школе. Сколькими способами классный руководитель может расставить девочек по одной на каждом из трёх этажей школы?
Решение.
составим схему – дерево возможных вариантов (см. стр. 161)
Или просто переберём: ОВК;ОКВ; ВОК;ВКО; КОВ;КВО
Ответ:6 вариантов
Задача.При встрече 4 приятеля обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий?
Решение. Назовём приятелей А; В; С и D .
Составим схему
А
В
D
С
Ответ: 6 вариантов
Задача.Запишите все двузначные числа, в записи которых используются только цифры 1; 2 и 3(цифры могут повторятся)
Решение . Двузначное число (цифры могут повторятся)
Задача.Сколько двузначных чисел, все цифры которых различны, можно составить из цифр 0; 1 и 2?
Решение . Двузначное число (цифры не могут повторятся)
Первая цифра 1 2
Вторая цифра 0 2 0 1
Варианты числа: 10; 12; 20; 21
Ответ: 4 числа
Задача.Запишите все 3-хзначные числа, в записи которых используются только цифры 3; 4 и 6 (цифры не могут повторятся)
Решение . трёхзначное число (цифры не могут повторятся)
Первая цифра 3 4 6
Вторая цифра 4 6 3 6 3 4
Третья цифра 6 4 6 3 4 3
Назовите числа:
Ответ: 6 чисел
Задача.У ослика Иа-Иа есть 3 надувных шарика: красный, зелёный и жёлтый. Он хочет подарить по одному шарику своим друзьям: Винни-Пуху, Пятачку и Кролику. Сколько есть вариантов и Иа-Иа?
шарики
друзья
Винни-Пух
красный
красный
Пятачок
зелёный
Кролик
зелёный
жёлтый
зелёный
жёлтый
жёлтый
жёлтый
жёлтый
зелёный
красный
красный
красный
зелёный
зелёный
жёлтый
красный
Решение.
Ответ: 6 вариантов
Задача.В футбольном турнире участвовали команды5 «А», 5 «Б» и 5 «В» классов. Сколько существует способов распределения 1-го и 2-го мест среди этих команд?
Решение.
Команды 5 «А» 5 «Б» 5 «В»
1 место + - -
2 место - + -
2 место - - +
Значит: если 5 «А» займёт 1 место, то - 2 варианта
Аналогично, если 5 «Б» займёт 1 место, то - 2 варианта
если 5 «В» займёт 1 место, то ещё - 2 варианта
Ответ: 6 спос.
Решить самостоятельно
Задача. Запишите все 3-хзначные числа, в записи которых используются только цифры 4; 7 и 0 (цифры не могут повторятся)
Ответ: ??? чисел
Решить самостоятельно
Задача. Сколько различных трёхзначных чисел можно составить из цифр (цифры могут повторяться):