Изучение адаптации учащихся 5-х классов к средней школе
Изучение адаптации учащихся 5-х классов к средней школе
«Изучение адаптации учащихся 5-х классов к средней
школе в процессе дифференциации и индивидуализации
учебно-воспитательного процесса и её влияние на
развитие личности».
Автор:
Пономаренко
Юлия Викторовна
•Особую актуальность приобретает работа учителя с учениками, оканчивающими начальную школу. Это связанно с тем, что на рубеже 4 и 5-х классов школьников ожидает резкая смена социальной ситуации обучения. Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Однако для определения возможных путей и средств решения проблем «переходного периода» необходимо определить, какие психологические новообразования младшего школьника – будущего пятиклассника обеспечивает успешную адаптацию к системе обучения в среднем звене, создавая также и перспективы дальнейшего личностного развития.
•
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изучение адаптации учащихся 5-х классов к средней школе »
«Изучение адаптации учащихся 5-х классов к среднейшколе в процессе дифференциации и индивидуализацииучебно-воспитательного процесса и её влияние наразвитие личности».Автор:ПономаренкоЮлия Викторовна
Актуальность
Особую актуальность приобретает работа учителя с учениками, оканчивающими начальную школу. Это связанно с тем, что на рубеже 4 и 5-х классов школьников ожидает резкая смена социальной ситуации обучения.
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Однако для определения возможных путей и средств решения проблем «переходного периода» необходимо определить, какие психологические новообразования младшего школьника – будущего пятиклассника обеспечивает успешную адаптацию к системе обучения в среднем звене, создавая также и перспективы дальнейшего личностного развития.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-м классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:
• учитывать психологические особенности 10–11-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;
• анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
Условия:
Для успешной адаптации учащихся к средней школе необходимо, чтобы сопровождающие этот процесс учителя:
1) стимулировали у детей потребность в самопознании
2) учитывали возрастные психологический особенности личности
3) активизировали психические процессы: память, внимание, мышление в процессе обучения
4) воспитывали учащихся на принципах социально-нравственного общения.
Для того чтобы адаптационный период протекал у учащихся эффективно, можно предусмотреть следующие этапы его организации:
1. Разработка педагогами и психологом школы программы адаптации учащихся.
2. Принятие каждым классным руководителем идеи адаптационного периода и осознание его смысла, необходимости подготовки.
3. Составление классным руководителем программы адаптационного периода с учетом возможностей учителей и детей на основе базовой программы.
4. Создание директором школы, его заместителями организационных условий, обеспечивающих адаптационный период для детей (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.п.).
5. Привлечение других специалистов (учителей физкультуры, руководителей театральных кружков) для помощи ученикам в их адаптации к средней школе.
Перед началом учебного года классным руководителем совместно с психологом разрабатывается программа адаптационного периода для детей, которая затем реализуется в работе с ними в течение первой недели обучения в школе.
Очень важно с первых минут в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Так как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то ряд заданий целесообразно предложить в форме драматизации и творческой дискуссии-поиска. На этом этапе целесообразно партнерское участие основных преподавателей-предметников и классного руководителя, которые на равных с ребятами рассказывали бы о себе, своей жизни, своих увлечениях.
Мероприятия, проводимые классным руководителем по обеспечению нетравматического перехода учеников 4-го класса в 5-й:
• Проведение родительских собраний в 5-х классах по вопросам адаптации в среднем звене.
• Наблюдение за учащимися 5-х классов во время и вне учебных занятий.
• Выделение «группы риска» среди учащихся 5-х классов
• В рамках воспитательной работы нужно предусмотреть введение института шефства старшеклассников над учащимися младших классов, создание разновозрастных общественных организаций, введение в школьную жизнь традиций, формирующих у учащихся ощущение единого коллектива и т.п.
• При организации воспитательной работы использовать возможности включения пятиклассников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований.
• Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе, давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.
Психологической службой в рамках преемственности было проведено исследование уровня адаптации учащихся при переходе из младшего звена в среднее. Так как в основе адаптации лежит школьная тревожность (что вызвано увеличением количества уроков, сменой учителей-предметников и т.д.), то основное внимание в исследовании было уделено изучению уровня школьной тревожности с целью выявления дезадаптированных учащихся и оказанию помощи в их адаптации.
Результаты проведённых диагностических мероприятий показали, что
14, 3% школьников с повышенной школьной тревожностью
4% школьников с высоким уровнем тревожности
Кроме того у школьников присутствуют ситуативные страхи:
страх несоответствовать ожиданиям окружающих (тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок) – 32%;
страх самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, связанных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей) – 46 %;
проблемы и страхи в отношениях с учителями (общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе) – 53%;
страх ситуации проверки знаний (негативные эмоциональные переживания ситуаций, связанных с проверкой знаний, достижений, умений) – 64%.
Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5 классах является снижение интереса к учению и успеваемости;
появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
Все это наблюдается там, где переход со ступени
начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива.
Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками.
Необходимо:
- иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;
- наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4-й класс) и первого этапа обучения в основной школе (5 классы);
- знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.
Психолого-педагогические особенности переходного
этапа в развитии и образовании ребенка
(10 - 12 лет)
10 - 12-летний возраст, пограничный между детством и отрочеством, в этот период необходимо избежать совпадения двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного периода(возрастной кризис), а другой - с ошибками в организации обучения
особенности учащихся 5 классов, в связи с началом этапа полового
созревания изменения происходят в познавательной сфере
младшего подростка:
замедляется темп его деятельности,
на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени.
дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.
Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к
снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.
Учитель должен знать, что все эти особенности объективны и
они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на
учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы
и формы взаимодействия.
В организации процесса обучения следует адаптировать учащихся
При переходе к кабинетной системе обучения.
В сегодняшней школе изменение форм обучения происходит
"рывком": вместо одного учителя начальной школы, который
один строил с каждым ребенком и его семьей
разносторонние отношения, появляется много предметников,
отношения которых с учеником и его родителями становятся
ситуативны и касаются в основном вопросов успешности и
поведения на уроках. Вместо одного своего кабинета
появляется кабинетная система, распространяется
явление "беспризорности" (неприкаянности) детей в школьном
здании.
Есть немало житейских обстоятельств, также объясняющих падение
успеваемости и интереса к учебе на переходе из начальной в основную
школу. Дело, прежде всего, в том, что учитель начальной школы,
выпустив своих детей в основную школу, отчетливо видит, как вырос
каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для
дальнейшего роста, т.е. оценивает его оптимистично. Принимая новый
класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из более
старших классов и видит своих новых учеников маленькими
несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не
Слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы
взаимодействия со старшими школьниками на подростка, а они по
многим своим психологическим особенностям еще младшие
школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них
способами обучения.
Говоря о психологических особенностях школьника 10 - 12 лет,
необходимо кратко остановиться на тех возрастных особенностях, которые
в лучшем случае игнорируются при построении образовательной среды для
5 -х классов, а в худшем - служат почвой для возникновения
конфликтов между учителями и учениками.
"Чувство взрослости", не подкрепленное еще реальной
ответственностью, - вот особая форма самосознания, возникающая в
переходный период и определяющая основные отношения младших подростков
с миром.
"Чувство взрослости" появляется в потребности равноправия,
уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного
отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями,
неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты
подросткового кризиса. Если школа не предлагает ученикам средств
реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым
невыгодным образом - уверенности подростка в учительской
несправедливости и необъективности.
Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего
будущего.
Результат действия становится второстепенным, на первый план
выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель
контролирует только качество "продуктов" учебной работы школьников
и не находит места для оценки детского творчества, инициативы,
самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою
актуальность и привлекательность.
Правила адаптации учащихся 5 – х классов:
Урок остается основной, но не единственной формой организации учебного процесса учащихся в 5 классах.
На уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания
в соответствии с уровнем обученности.
Важно использовать другие формы организации обучения:
- экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умений
наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы;
- игру (дидактическую и ролевую), необходимую для развития умения действовать в
соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий и др.;
- диспуты (дискуссии) с целью развития умений дискутировать, отстаивать свое мнение,
приводить аргументы;
практические работы, как необходимое условие развития умений планировать свою
деятельность, ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические
сведения в практической деятельности;
- мини-лекции с целью формирования умений концентрировать внимание, воспринимать со
слуха достаточно длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью
изложения учебного материала и др.
Опыт работы многих образовательных
учреждений дает основания говорить о
возможных путях успешного решения
педагогических задач на этапе адаптации
детей к работе в новых образовательных условиях при:
Разновозрастном сотрудничестве, как педагогическом условии обеспечения перехода из начальной в основную школу.
Письменной дискуссии, как средстве работы со своей и чужой точками зрения.
Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников, как необходимом условии индивидуализации процесса обучения.
Взаимодействии учителей начального и
основного образования в адаптационный период 5- х классов.
Результаты тестирования школьников
ПАМЯТКА - РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ,РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ
1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
2 Уделять особое внимание организации учебного процесса:
готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных
принадлежностей, порядок на парте);
правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.
Сделать нормой единые дисциплинарные требования:
начинать урок со звонком; готовиться к уроку на перемене;
прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа; отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.
урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.
домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению.
Помнитеправило: домашняя работа должна приносить чувство
удовлетворения ученику, стимулировать успех.
Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен организовываться с частой сменой видов деятельности, включать физминутку.
На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.
Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
Особое внимание на всех уроках уделять развитию навыков работы с текстом.
Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися.
Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний ( найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей),
Контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе.
Ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.
Помните:
Задача учителя - знать затруднения в усвоении учебного материа ла и своевременно прийти на помощь.
Не забывайте:
«Ученик и учитель - союзники.
Обучение должно быть бесконфликтным».
Учитесь учить не уча!
Перспективы
1. Разработка технологии психологического сопровождения учащихся в период адаптации в новых условиях.
2. Разработка методического пособия «Методика и технология мониторинга изучения адаптации учащихся 5-х классов к средней школе».
3. Отслеживание динамики адаптации с помощью комплексного психолого-педагогического обследования школьников.