МБОУ Ленинская СОШ
Графический способ решения систем уравнений. 9 класс
составила: учитель математики Ярушко Маргарита Алексеевна
Цели урока:
повторить определения уравнения, графика уравнения; обобщить графический способ решения систем уравнений; формировать умения решать системы уравнений графическим способом. развитие логического мышления, культуры графического построения, памяти.
Повторение
1.
Построение графика линейной функции.
y = ах + b
х – любое действительное число
х
у
х 1
у 1
х 2
у 2
Актуализация. Повторение алгоритма построения графика линейной функции.
0 – I u III ч. k 3. Составить таблицу значений функции." width="640"
Повторение
2.
Построение графика функции обратной пропорциональности.
у = k/x
1.
х – любое
действительное число,
кроме нуля
2.
Определить, в каких
четвертях находится
график функции.
Актуализация. Повторение алгоритма построения графика функции обратной пропорциональности.
k 0 – I u III ч.
k
3.
Составить таблицу
значений функции.
0 – I u III ч. k Актуализация. Повторение. Алгоритм построения графика функции. Составить таблицу значений функции. 3. 6" width="640"
Повторение
3.
Построение графика функции
1.
х – любое действительное число.
2.
Определить, в каких
четвертях находится
график функции.
k 0 – I u III ч.
k
Актуализация. Повторение. Алгоритм построения графика функции.
Составить
таблицу значений
функции.
3.
6
Повторение
4.
Построение окружности.
r – радиус окружности.
(x 0 ; у 0 ) – координаты
центра окружности.
5.
Повторение
Построение графика функции у = ах 2 + bх +с.
1.
х – любое действительное число.
Определить направление ветвей параболы.
2.
Актуализация. Повторение алгоритма построения графика квадратичной функции.
7
5.
Повторение
Построение графика функции у = ах 2 + bх +с.
Найти координаты вершины параболы
(т; п).
3.
Актуализация. Повторение алгоритма построения графика квадратичной функции.
Провести ось
симметрии.
4.
О (т;п)
7
Повторение
5.
Построение графика функции у = ах 2 + bх +с.
Определить точки пересечения графика
функции с осью О х , т.е. найти нули
функции.
5.
Актуализация. Повторение алгоритма построения графика квадратичной функции.
(х 1 ;0)
(х 2 ;0)
Повторение
5.
Построение графика функции у = ах 2 + bх +с.
Составить таблицу значений функции
с учетом оси симметрии параболы.
6.
х
у
х 1
у 1
х 2
у 2
х 3
у 3
х 4
у 4
Актуализация. Повторение алгоритма построения графика квадратичной функции.
Задание 1.
Решить графически систему уравнений.
1.
Составим таблицы значений функций.
2.
х
у
-3
-2
9
-1
4
0
1
0
1
2
1
3
4
9
3.
Построим графики
функций в одной
системе координат.
х
у
0
-3
3
-3
Задание 1.
х
-3
у
9
-2
4
-1
1
0
0
1
2
1
4
3
9
В
х
0
у
-3
3
-3
А
Ответ: ( -1; 1); (3; 9)
Задание 2.
Решить графически систему уравнений.
1.
Составим таблицы значений функций.
2.
х
у
-8
-4
-1
-2
-2
-1
-4
-8
1
2
8
4
4
8
2
1
3.
Построим графики
функций в одной
системе координат.
х
у
0
-3
-3
0
Задание 2.
х
у
-8
-4
-1
-2
-2
-1
-4
-8
1
8
2
4
4
8
2
1
х
у
0
-3
-3
0
Ответ: решений нет
Задание 3.
Решить графически систему уравнений.
х
0
у
3
3
-3
х
у
-4
0,5
-2
1
-1
1
2
-2
2
4
-1
-0,5
Подробно
0 3. Найдём координаты вершины параболы М ( 2; -1) 4. Дополнительные точки: х у 0 3 1 2 0 3 -1 0 4 5 3 8" width="640"
х – любое действительное число.
1.
2.
Графиком функции является парабола, ветви
которой направлены вверх. a 0
3.
Найдём координаты вершины параболы
М ( 2; -1)
4.
Дополнительные точки:
х
у
0
3
1
2
0
3
-1
0
4
5
3
8
М
Ответ: ( 2; -1)
Самостоятельно.
Решить графически систему уравнений.
Проверка (2)
Ответ: ( -3; 4); (3; 4);
(-1; 4,9); (1; 4,9)
После выполнения учащимися задания – визуальная проверка.
19
Самостоятельно.
Решить графически систему уравнений.
Проверка (2)
Ответ: решений нет
После выполнения учащимися задания – визуальная проверка.
20
Самостоятельно.
Решить графически систему уравнений.
Проверка (2)
Ответ: (2; 4)
После выполнения учащимися задания – визуальная проверка.
21
Тест
Выберите правильный ответ
1. Какая функция является линейной
1) у=х/\2+3; 2) у= 2х + 3; 3) у= 3/х; 4) у= -х/\3
2.Выразить у через х. 2у – 4х/\ 2=3
Ответы:
1)у=4х/\2 +3; 2) у=2х/\2 +3; 3)у=2х/\2+1,5; 4) у= -2 х/\2 +1,5
3.Найти координаты центра окружности (х-5)/\2 + (х-1)/\2=9
Ответы:
(-5;-1); 2) (1;5); 3) (5;1); 4) (-1; 5). 4.Найти нули функции у=х/\2-3х
Ответы: 0 и -3; 2) 0 и 3; 3) 0; 4) 3
5.Напишите уравнение окружности с центром в точке К(2;-5)
Ответы: 1. (х+2)/\2 +(у-5)/\2=9;
2. (х-2)/\2 +(у-5)/\2=9;
3. (х-2)/\2 +(у+5)/\2=9;
4. (х+2)/\2 +(у+5)/\2 =9
Подведение итогов урока.
Мы сегодня заглянули в прекрасный мир графиков уравнений и функций, применили эти графики для решения систем уравнений. На уроке вы решили много систем устно и письменно. Какие преимущества и недостатки вы увидели в графическом способе решения систем уравнений с двумя переменными? (ответы учащихся)