Дифференцированный подход к оцениванию работы с математическим текстом
Дифференцированный подход к оцениванию работы с математическим текстом
В текущем 2014-2015 учебном году, в связи с тем что наша школа является пилотной в плане внедрения Федерального государственного образовательного стандарта в основной школе, я выбрала тему самообразования "Оценка достижений метапредметных результатов по ФГОС в основной школе". Знакомясь с нормативными документами, стандартом и литературой по ФГОС в основной школе, а также наблюдая за учащимися на своих уроках, я выявила такую проблему, что у учащихся не сформирована читательская грамотность математических текстов.
А необходимость формирования читательской грамотности математических текстов остро была осознана мной после провала Российских школьников - выпускников основной школы в международном исследовании PISA (42-е место по читательской грамотности среди 65 стран мира).
В Федеральном государственном образовательном стандарте 2011 года в разделе "Познавательные метапредметные результаты обучения" наряду с другими умениями, выделено умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, которое немыслимо без осознанной работы с математическим текстом.
Особенность математических текстов отличается абстрактностью, символикой, графикой, лаконичностью, логичностью, свёрнутостью.
Не надо забывать, что учебники математики для начальной школы, как правило, содержат лишь упражнения и задания и не содержат теоретических текстов.
Поэтому можно утверждать, что учащиеся 5-х классов только начинают учиться читать математический текст, знакомятся с его разновидностями и особенностями.
В примерной основной образовательной программе умения работать с текстом представлены в следующих группах:
поиск информации и понимание прочитанного;
преобразование и интерпретация информации;
оценка информации.
На основе этой программы Московским центром качества образования разработан кодификатор "Познавательные метапредметные результаты обучения" для оценки метапредметных результатов в 5-6 классах.
Среди умений по преобразованию и интерпретации информации я выбрала умение - преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую, используя формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные), которое наиболее отвечает особенностям математических текстов.
Я подобрала типы заданий для оценки этого умения с учётом рекомендаций Галины Сергеевны Ковалёвой: задания группировала вокруг меры освоения материала и относила к определённому уровню.
Различаются три уровня освоения знаний: базовый, повышенный и высокий. В соответствии с этими уровнями я выделила 3 умения, входящие в состав умения преобразовывать информацию:
Сопоставление разных форм представления результатов,
Дополнение информации в одной форме с помощью её представления в другой форме,
Представление информации в новой форме.
К каждому из умений яподобрала типы заданий, которые рассмотрены ниже в моей работе.
Таким образом,
новизна и актуальность моей работы состоит в необходимости внедрять в работу по ФГОС новые методы и формы, компоненты и элементы инновационных технологий позволяют дифференцированно подходить к умению работать с математическим текстом.
Цель моей работы состоит в следующем:
помочь учащимся 5 - 6 классов сформировать читательскую грамотность математических текстов.
Задачи:
1. Формировать
2. Развивать умение
3. Воспитывать интерес к оцениванию умений различать три уровня освоения знаний: базовый, повышенный и высокий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход к оцениванию работы с математическим текстом »
Дифференцированный подходк оцениванию уменийработы с текстом
Учителя математики: Адова Е.И.
МКОУ «СОШ п.Керамкомбинат»
Цельмоей работы состоит в следующем:помочь учащимся 5 - 6 классов сформировать читательскую грамотностьматематическихтекстов.
Задачи:
1. Формировать умение у учащихся основной школы создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
2. Развивать умение преобразовывать информацию из однойзнаковойсистемы в другую, используя формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные), которое наиболее отвечает особенностям математических текстов;
3. Воспитывать интерес к оцениванию умений различать три уровня освоения знаний: базовый, повышенный и высокий.
Необходимость формирования
Провал российских школьников ‒ выпускников основной школы ‒ в международном исследовании РISА в 2009 году
( 42-е место по читательской грамотности среди 65 стран мира )
«Метапредметные результаты: Стандартизированные
материалы для промежуточной аттестации: 5 класс»
Пособие для учителя Г. С. Ковалёва и др.; под ред.
Г. С. Ковалёвой, Е. Л. Рутковской. ‒ М.; СПб.: Просвещение, 2014
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте 2011г.:
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
МАТЕМАТИКА: особенности текстов
Абстрактность;
Символика, графика;
Лаконичность;
Логичность;
Свернутость
Не надо забывать, что учебники математики для начальной школы, как правило, содержат лишь упражнения и задания
и не содержат теоретических текстов.
Поэтому можно утверждать, что учащиеся 5-х классов только начинают учиться читать математический текст, знакомятся
с его разновидностями и особенностями.
РАБОТА С ТЕКСТОМ В ПООП
1) поиск информации и понимание прочитанного;
2) преобразование и интерпретация информации;
3) оценка информации.
03.02Преобразование и интерпретация информации
03.02.01 Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания слов
03.02.02 Преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую, используя формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные)
03.02.03 Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы; выводить заключение о намерении автора
03.02.04 Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции. Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме
03.02.05 Использовать информацию из текста при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач
Принципы построения заданий
(по материалам Г.С. Ковалевой)
Задания должны группироваться вокругмеры освоенияили способа действия с изученным материалом.
Должны быть определеныуровни выполнения заданийи критерии отнесения того или иного выполнения к определенному уровню
(уровни должны быть заданы таким образом, чтобы можно было отличить два типа динамики учебных достижений: выполнение более сложного задания в пределах одного и того же уровня и перехода с одного уровня на другой)
Уровневый подход
Уровни усвоения знаний
Первый уровень: в оспроизведение и запоминание (связано с непосредственным воспроизведением содержания изученного материала различной сложности)
Второй уровень: п рименение знаний в знакомой ситуации по образцу (выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщаемого алгоритма, схемы)
Третий уровень : применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески (предполагает применение в качестве ориентира какой-либо обобщенной идеи, методологических знаний и др.)
Уровни сформированности способов действий
Первый уровень : следование образцу, правилу, алгоритму без необходимости понимать, почему надо действовать именно так.
Второй уровень : действие с пониманием оснований того способа, который необходим для решения задачи
Третий уровень преобразование освоенного способа действия применительно к новому контексту
Состав уменияПреобразовывать информацию
Сопоставление разных форм представления результатов
Дополнение информации в одной форме с помощью её представления в другой форме
Представление информации в новой форме
I. Сопоставление разных форм представления результатов
Тип задания
Примеры задач
Установление соответствия между текстом, графиком, диаграммой, таблицей, схемой, символом (и наоборот)
1. Выберите диаграмму, рисунок, схему, символ, таблицу, соответствующую тексту задачи;
2. Соотнесите стрелками соответствие
ЗАДАЧА 1. Базовый уровень.
Стороны квадратов, составляющих фигуры, равны 1 см. Укажите фигуры с площадью 10 см 2
а)
б)
г)
в)
ЗАДАЧА 2. Базовый уровень. Установите соответствие.
Каждой фигуре поставьте в соответствие дробь, показывающую закрашенную часть фигуры.
II. Дополнение информации в одной форме с помощью её представления в другой форме
Достраивание диаграмм из графиков и таблиц (и наоборот)
а) Занесите в таблицу данные, используя график или диаграмму;
б) Постройте график или диаграмму, используя данные из таблицы
ВАНЯ ОЛЯ ТАНЯ КОЛЯ САША
Задача 3.Повышенный уровень. 2 балла. Рассмотрите график и запишите рост каждого ученика в см. Постройте столбчатую диаграмму роста учеников. Закончите предложение:
Выше Тани - …… Ниже Тани - ……..
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
Правильно построена столбчатая диаграмма и верно закончены предложения.
2
Правильно построена столбчатая диаграмма
Или
1
Другие случаи, не соответствующие указанным критериям.
Верно закончены предложения.
0
II. Дополнение информации в одной форме с помощью её представления в другой форме
Дополнение диаграммы, таблицы на основе текста
Постройте диаграмму, используя данные из таблицы
Задача4.Базовый уровень. 1 балл.
В шестых классах был проведён опрос 50-ти учащихся о том, какой сайт в Интернете они считают лучшим. Назвать можно было только один сайт. В таблице приведены названные шестиклассниками сайты и процент учащихся, назвавших каждый из них.
Повышенный уровень. В шестых классах был проведён опрос о
том, какой сайт в Интернете они считают лучшим.
Назвать можно было только один сайт.
В таблице приведены названные шестиклассниками сайты и
количество учащихся назвавший каждый из них.
Вычислите процент учащихся, назвавший каждый сайт.
Верно выбран вид диаграммы. Построение выполнено правильно.
2
Допущены незначительные ошибки при построении
1
Другие случаи, не соответствующие указанным критериям
0
III. Представление информации в новой форме
Перевод в текст данных из схем, диаграмм, графиков
На основе схемы придумайте задачу и решите её
Задача 5.Высокий уровень. На рисунках а-б изображены схемы движения. Для каждого рисунка придумайте, кто участвует в движении, и составьте условие задачи. Решите эту задачу.
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
Обе задачи составлены верно.
3
Одна задача составлена верно, в условии другой допущена незначительная ошибка.
2
Одна задача составлена верно.
1
Другие случаи, не соответствуют указанным критериям