Обобщающий урок по теме:
«Арифметические действия с натуральными числами».
Цели урока: систематизировать и обобщить знания, умения и навыки при выполнении арифметических действий с натуральными числами; проверить уровень усвоения знаний и умений; формировать умения применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию; воспитывать активность, интерес к математике.
Планируемые результаты:
в направлении личностного развития:
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач, уравнений;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
• умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в в повседневной жизни;
в предметном направлении
• умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Тип урока: обобщающий
Оборудование: материалы для рефлексии, индивидуальные карточки
Оборудование и материалы: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, экран, текст на бумажном носителе.
Ход урока
Организационный момент.
Доброе утро ребята и гости. Посмотрите в окно. Снег, легкий морозец.
Все это говорит о приходе зимы.
Ребята, какой зимний праздник самый веселый, долгожданный?
Новый Год – самый веселый и яркий праздник, его любят и взрослые, и дети, и каждый отмечает его по–своему. Одни встречают Новый Год дома, другие выезжают на природу в зимний лес, а я предлагаю вам отправиться сегодня в незабываемое новогоднее путешествие, в круиз по новогодней планете и познакомиться с тем, как встречают Новый год в других странах.
И мы отправляемся в путь. (Звучит стук колес, гудки паровоза, крики, шум вокзала)
Друзья, мы садимся в поезд, в мягкий вагон новогоднего экспресса и отправляемся в путешествие по новогодней планете.
2. Актуализация знаний. (Звучит польская музыка, песня – несколько аккордов.)
И первая остановка – Польша.(слайд) ФЛАГ
Польша в новогодние праздники превращается в настоящий балаган, день и ночь проходят карнавалы, дети расписывают красками лица, а улицы украшают огромными шарами, которые лопают в полночь. Но самое любимое развлечение - игра в снежки.
Учитель: Вот и мы с вами тоже поиграем в снежки.
Игра «Снежный ком». Вы бросаете снежок своим одноклассникам, и задаете теоретический вопрос по изученным темам. Тот, кто поймал снежок отвечает на ваш вопрос и кидают снежок другому, тоже задав вопрос.
Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать на уроке?
Путешествуя, мы повторим тему «Арифметические действия с натуральными числами». (слайд с темой) Как вы думаете, какие знания нам сегодня понадобятся, чтобы работать по этой теме?
ЦЕЛЬ УРОКА
Закрепить навыки арифметических действий с натуральными числами
Систематизировать знания и применять при решении задач алгебраическим способом.
Сегодня, у нас вместо тетрадей будет новогодняя снежинка, запишите число, классная работа.
Молодцы, ребята. Повторив теоретические сведения мы продолжаем наше путешествие. (Звучат стук колес, гудки.)
Мы прибыли в Италию. (Звучит итальянская музыка)
В новогоднюю ночь в Италии выбрасывают из окон старые вещи: стулья, лампы, ведра – существует такая примета, чем больше выбросишь старых вещей в окно, тем больше богатства принесет Новый год. Мы тоже будем наводить порядок в наших примерах и исправим ошибки. Работаем все вместе устно.
Задание: Найди ошибку в примерах
Ответ: (задания появляются на слайде последовательно)
3. Работа по теме урока
Знаете ли вы, ребята, чем примечательна Англия? Нет? Тогда едим туда.(звук поезда)
Ребята, а вы любите собирать пазлы? Решив примеры, мы узнаем, об изобретении англичан.
Если пример решен верно и ответ совпадет, то часть пазла откроется.
25 ·8·17= 3400
(13 ·50)·6= 3900
69 ·27 + 31·27=2700
39·25=975
8517 : 17=501
198· 4=792
Учитель: Что у нас получилось?
Ученики: У нас получилась новогодняя открытка.
Учитель: И это не случайно. Новогодние поздравления и открытки придумали англичане. Один англичанин попросил своего приятеля нарисовать поздравительную открытку. Отпечатал тысячу экземпляров. Друзья разослали поздравления своим друзьям и знакомым, но друзей оказалось меньше, чем тысяча. Тогда оставшиеся открытки пошли в продажу. Обычай посылать новогодние открытки быстро завоевал весь мир.
И вы, ребята, не забудьте поздравить своих близких и знакомых.
Учитель: А мы продолжаем наше путешествие. (стук колес) Следующая страна- Франция.(слайд)
Франция считается родиной конфетти. С каким словом созвучно слово конфетти?
Ученик: конфета
На карнавалах во Франции в начале прошлого века было принято бросать друг в друга маленькие конфетки.
Ребята, мы сейчас все вместе решим задачу про конфетки. Работаем письменно. Кто желает к доске сделать краткую запись?
Один человек у доски с объяснением, все в тетрадях.
Задача:
В мешке у Санта Клауса находятся конфеты трёх видов: шоколадные, ириски и леденцы. Санта Клаус знает, что шоколадные конфеты составляют 3 части всего мешка, ириски 1 часть, а леденцы 2 части. Всего у него 9 кг конфет. Сколько грамм шоколадных конфет находится в мешке у Санта Клауса?
(Разобрать и решить задачу у доски)
4. Физминутка.
Прокатились по Европе, а сейчас отправимся в жаркую, экзотическую Африку..
В АФРИКЕ, жители деревень собираются на ритуальные пляски, гонки на четвереньках с яйцом во рту.
А вообще, жители Южной Африки верят, что если в Новый год вам удается искупаться или хотя бы окунуть ладони в воду, все ваши грехи смываются, и год вы начнете счастливым. Именно поэтому во многих африканских странах существуют традиции поголовного купания от малышей до стариков.
Давайте тоже с вами искупнемся. Все встаем. Закрываем глазки и представляем, что мы на _______ море.
Сейчас представили что мы лежим и загораем на пляже, а затем побежали, побежали и прыгаем в воду и плывем……..
5. Работа с уравнением.
Пора отправляться дальше. Мы пересаживаемся в самолет и летим в Японию. (Звучит шум самолета, японская музыка.)
И вот мы уже в Японии. Япония – загадочная и непостижимая страна.
31 декабря японцы затевают генеральную уборку, а с боем часов в 12 часов ночи ложатся спать, чтобы встать пораньше и встретить новый год с первыми лучами восходящего солнца.
Я предлагаю решить уравнение это уравнение необычное, если вы решите его правильно, то вы получите магическое японское число.
( х + 30) : 6 = 23
Число 108 выбрано не случайно. В Новогоднюю ночь колокола буддийских храмов отбивают 108 ударов. Японцы считают, что с каждым ударом человек очищается от пороков. Так что будем считать, что мы с вами избавились от пороков, по-японски.
А сейчас отправляемся с вами в Чехию.
В этой стране Санта Клаус провел небольшую статистическую обработку писем, которые он получил от детей, и выяснил, что большинство детей хотят получить в подарок. Давайте посмотрим, как на диаграмме распределились их желания. Мы сейчас с вами решим задачу, которую можно встретить на государственной итоговой аттестации.
Глядя на диаграмму ответьте на вопрос, что же хотят дети меньше всего? Больше всего?
Хорошо встретить Новый Год в гостях, а дома все – таки лучше, мы возвращаемся домой, в Россию.(Звучит бубенцы). Российский дед мороз уже готов отправиться сам со своими помощниками по всем городам России. Он уже как вы понимаете, готовит подарки и для вас.
До встречи Нового года осталось совсем немного, и мы возвращаемся
в наше любимое село Криулино Красноуфимского района, но нужно поторопиться, ведь до встречи Нового года осталось совсем немного. (Звучит бубенцы).
И мы с вами сейчас еще должны успеть поиграем. Оказывается Дед Морозы в разных странах называются по-разному, Давайте узнаем, как их называют. У меня на доске 6 различных стран: Италия, Франция, Чехия, Польша, Япония и Англия. Ваша задача найти имя дед Мороза каждой страны. Для этого мы разделились на группы, каждой группе раздаю шифр и задания, которые зашифрованы. Соберите слово.
Приложение 1
Как только вы получите имя Деда Мороза подходите к столу, ищите соответствующее имя Вашего Деда Мороза и прикрепляете на доске его под той страной, где он живет.
Приложение 2
6. Итог урока.
Давайте вспомним:
- С какими числами мы работали сегодня на уроке?
- Какие действия с натуральными числами мы повторили?
- Какой способ решения задачи использовали на уроке?
7. Домашнее задание.
- Составить и решить новогодние задачи на SVT (движение) и на ЦСК (торговлю).
8. Рефлексия «Ёлочка знаний»
Вы сегодня активно работали. Вы – просто молодцы! Вы порадовали меня сегодня своими ответами, я довольна вашей работой. И конечно вас ждет подарок от Деда Мороза.
Урок подошел к концу. Но главный атрибут Нового года в России – елка, и, к сожалению, она осталась, не наряжена. Если вам понравилась наша работа на уроке, уходя, повесьте игрушку на елку, исходя из обозначения цвета:
Красный - урок очень интересный. Мне все понравилось. Было просто здорово!!!
Желтый – мне урок понравился, но я не со всеми заданиями смог (смогла) справиться!!
Зеленый – урок был скучный. Я ничего не понял!
(СЛАЙД)
Ребята, я поздравляю вас с наступающим Новым годом. Желаю здоровья, успешной учебы и праздничного настроения. Ну и я конечно тоже сегодня повешаю свою игрушку на елку.
Литература
Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс. Учебник. Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. и др. (2014, 224с.)
Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс. Задачник. Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. (2013, 95с.)
Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс. Тетрадь-тренажер. Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В., Минаева С.С. и др. (2014, 128с.)
Задачи на смекалку. 5-6 классы. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. (2010, 95с. )
Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой. 5-6 классы. Минаева С.С. (2014, 128с.)
Математика. 5 класс. Тематические тесты. Тренажёр. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. (2013, 80с.)
Математика. 5 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. Донец Л.П. (2012, 96с.)
Математика. 5 класс. Теория, методика, практика преподавания по новым стандартам. Киселева Н.В. и др. (2013)
Приложение 1.
Группа 1
ШИФР:
м | з | д | о | у | й | л | е | х | а | и | ю | к | ш | ф |
360 | 2 | 1200 | 17 | 101 | 20 | 260 | 14 | 11 | 9 | 600 | 512 | 583 | 30 | 36 |
Решить примеры :
25·12·4 =
84 : 6 =
240·5 =
30·12 =
15·10·4 =
11·53 =
2020 : 20 =
65·4 =
32 =
52 + 5 =
Ответ:
Группа 2
Ь | е | у | а | о | ш | п | я | т | н | ы | с | э | р | л |
30 | 14 | 313 | 53 | 583 | 12 | 1200 | 24 | 3 | 600 | 11 | 36 | 101 | 260 | 9 |
Решить примеры :
25·12·4 =
84 : 6 =
30·12 =
15·10·4 =
11·53 =
2020 : 20 =
32 =
52 + 5 =
Ответ:
Группа 3
б | ю | ф | д | е | ж | а | т | г | у | н | к | л |
1200 | 36 | 140 | 19 | 360 | 375 | 14 | 583 | 22 | 69 | 600 | 91 | 9 |
Решить примеры :
25·12·4 =
84 : 6 =
240·5 =
(355+245)·2=
30·12 =
15·10·4 =
98 : 7 =
11·53 =
1414 : 101 =
32 =
385 - 52 =
Ответ:
Группа 4
Е | а | х | ж | в | д | п | о | ф | ш | т | р | с |
17 | 14 | 11 | 30 | 1 | 915 | 1200 | 9 | 24 | 360 | 42 | 583 | 76400 |
Решить примеры :
25·12·4 =
84 : 6 =
240·5 =
98 : 7 =
30·12 =
1414 : 101 =
11·53 =
32 =
52 + 5 =
305·3 =
0·26 + 17 =
50·(2·764) =
7·6
22 - 3 =
3·12 – 25 =
Ответ:
Группа 5
с | й | щ | н | в | з | о | а | я | и | к | т | л |
1200 | 30 | 27 | 915 | 14 | 65 | 9 | 1 | 360 | 17 | 76400 | 583 | 426 |
Решить примеры :
25·12·4 =
84 : 6 =
30·12 =
11·53 =
32 =
52 + 5 =
305·3 =
0·26 + 17 =
50·(2·764) =
15·5 – 66 =
71·6
22 - 3 =
1410 : 47 =
Ответ:
Группа 6
о | ц | и | в | в | з | н | г | ь | д | с | а | я |
1200 | 75 | 600 | 208 | 60 | 360 | 28 | 15 | 3600 | 14 | 101 | 30 | 29 |
Решить примеры :
25·12·4 =
84 : 6 =
30·12 =
15·10·4 =
2020 : 20 =
52 + 5 =
1092 : 39
Ответ:
Приложение 2
ЧЕХИЯ |
ФРАНЦИЯ |
ИТАЛИЯ |
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ |
ПОЛЬША |
ЯПОНИЯ |