Программа внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике. Данная программа является частью естественно-научного и интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(название учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
«Занимательная математика»
для «5» класса основной ступени обучения
(начальной, основной)
базового, углубленного, профильного уровня
(нужное подчеркнуть)
на 2015- 2016 учебный год
ФИО
разработчика программы Родителева Виктория Владимировна
2015 г.
Раздел 1. Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса соответствует основным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Минобнауки России №1897 от 17.12.2010г.(с изменениями и дополнениями);
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ "Гимназия №4" г.Брянска;
программы развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А. Криволапова. –М: Просвещение,2012.-47с.- (Работаем по новым стандартам).
Цель данной программы: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, формирование компетентности в сфере познавательной деятельности, создание условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки.
Основными задачами курса являются:
в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике. Данная программа является частью естественно-научного и интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Раздел 2. Общая характеристика курса.
В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по математике учащихся. Это обусловлено повышением интереса у большинства учащихся к школьному курсу математики. Важность массовой внеурочной работы по математике обусловлена тем, что общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Внеурочная работа по математике – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
На кружковой работе намного больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, ведь внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника и родителей, стремится к их удовлетворению, требует индивидуального подхода в обучении. Внеурочная работа рассматривается, как средство развития интереса к предмету «математика», повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников. Во внеурочной деятельности, в том числе и по математике, формируются знания, которые человек умеет применить на практике. Это не заученная научная информация, в учебнике, а знания, «пропущенные» через личностный опыт ученика.
Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объёма информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы различных учебных дисциплин.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.
Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Раздел 3. Место учебного предмете в учебном плане
Программа внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 5 классов,0,5 часа в неделю.Всего 17 часов.
Раздел 4. Требования к результатам (личностным, метапредметным и предметным) освоения курса.
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли , понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о её значимости для развития цивилизации;
инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Познавательные УУД:
использовать математического содержания - символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий;
читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации учебного предмета.
Коммуникативные УУД :
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументировано, c использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
принимать участие в определении общей цели и путей е достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Раздел 5. Содержание тем учебного предмета.
Тема раздела
Тема занятия
Количество
часов
1
Занимательная арифметика
1. Числа - великаны и числа- малютки. Ребусы и шарады
Раздел 6. Календарно-тематическое планирование курса
с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.
Календарно-тематическое планирование.
Количество часов:
за год - 17
за триместры: I - 5; II - 6; III - 6.
Название раздела (темы) и их основное содержание (темы уроков), дополнительное содержание.
Количество
часов
Основные виды деятельности
Виды контроля
Планируемые результаты
Примерные даты
Фактические даты
Примечание
личностные
метапредметные
предметные
Занимательная математика
2
01.09-30.09
Числа - великаны и числа- малютки. Ребусы и шарады
Групповая - обсуждение и выведение понятия «числа- великаны и числа- карлики».
Индивидуальная.
Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества
Регулятивные — определяют цель учебной деятельности, ищут средства её осуществления.
Познавательные - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные-умеют организовывать учебное взаимодействие в группе
Читают и записывают числа, разгадывают ребусы и шарады
Приёмы быстрого счёта.
Групповая - обсуждение и выведение правила умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99. умножение и деление на 25,75,50,125., 111,1111
Индивидуальная.
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы учебной деятельности; понимают личностный смысл учения; оценивают свою учебную деятельность
Регулятивные - работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства. Познавательные- передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Коммуникативные - умеют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя ее,
Применяют правило быстрого счета на конкретных примерах
Занимательная геометрия
2
01.10-31.10
Задачи на разрезание на клетчатой бумаге.
Групповая - рассмотреть различные способы построения линии разреза фигур.
Самостоятельная работа
Проявляют познавательный интерес к изучению предмета, оценивают свою учебную деятельность, применяют правила делового сотрудничества
Регулятивные -определяю цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, ищут средства её осуществления.
Познавательные - преобразовывают модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область
Коммуникативные - умеют организовывать учебное взаимодействие в группе, строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками
Разрезают квадрат, состоящий из 16 клеток, на две равные части, прямоугольника 3х4 на две равные части, различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на две равные части.
Задачи со спичками.
Групповая - обсуждение и нахождение решений в задачах со спичками.
Групповая
Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; понимают причины успеха в своей учебной деятельности
Регулятивные — определяют цель учебной деятельности, ищут средства её осуществления.
Познавательные - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные-умеют организовывать учебное взаимодействие в группе
Групповая – решают математические шарады
Занимательные задачи
5
01.11-31.01
Магические квадраты.
Фронтальная - объяснение приемов работы
Индивидуальная
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы своей учебной деятельности; понимают личностный смысл учения
Регулятивные - работают по составленному плану, используют дополнительные источники информации (справочная литература, средства ИКТ). Познавательные - преобразовывают модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область
Коммуникативные - умеют слушать других, принять другую точку зрения, изменить свою точку зрения
Отгадывают и составляют магических квадратов
Математические фокусы.
Фронтальная - объяснение приемов работы
Индивидуальная
Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, дают адекватную оценку своей
учебной деятельности
Регулятивные - составляют план выполнения заданий совместно с учителем.
Познавательные - записывают выводы . Коммуникативные - умеют уважительно относиться к позиции другого, пытаются договориться
Рассматривают примеры математическиз фокусов, пытаются разгодать их правила составления, придумывают свои фокусы.
Математические ребусы и софизмы.
Фронтальная - устные вычисления и объяснение приемов работы
Индивидуальная
Вырабатывают в противоречивых ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта
Регулятивные - в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки. Познавательные –
делают предположение об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные- умеют при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её
Выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества
Регулятивные- обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.
Познавательные — сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников (справочники, Интернет). Коммуникативные - умеют понимать точку зрения другого, слушать друг друга.
Решают шуточные задачи в форме загадок.
Старинные задачи.
Фронтальная
Индивидуальная.
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют познавательный интерес к изучению предмета; дают адекватную оценку своей учебной деятельности
Регулятивные - составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные - делают предположение об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи. Коммуникативные - умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций
Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.
Логические задачи
5
01.02-15.04
Круги Эйлера.
Фронтальная -
построение кругов Эйлера
Индивидуальная
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы своей учебной деятельности; понимают личностный смысл учения
Регулятивные - определяют цель учебной деятельности, ищут средства её осуществления. Познавательные - передают содержание в сжатом виде.
Коммуникативные -умеют высказывать свою точку зрения и её обосновать, приводя аргументы
Решение задач с использованием кругов Эйлера..
Простейшие графы. Переправы и разъезды.
Фронтальная – введение понятия «графы», «простейшие графы»
Индивидуальная
Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; понимают причины успеха в своей учебной деятельности
Регулятивные - работают по составленному плану. Познавательные - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.
Коммуникативные - умеют слушать других, принять другую точку зрения, изменить свою точку зрения
Решение простейших задач на графы
Задачи на переливания и взвешивания
Фронтальная – формировать умение составлять таблицы, познакомить с некоторыми законами логики, научить использовать их при решении задач.
Индивидуальная
Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения, выражают положительное отношение к процессу познания, оценивают свою учебную деятельность
Регулятивные - определяют цель учебной деятельности, ищут средства её осуществления. Познавательные - передают содержание в сжатом виде.
Коммуникативные -умеют высказывать свою точку зрения и её обосновать, приводя аргументы
Решение задач на определение фальшивых монет или предметов разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без гирь, решают задачи на переливание.
Дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения познавательных задач
Познавательные — передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде Коммуникативные — умеют критично относиться к своему мнению , умеют принимать точку зрения другого
Самостоятельно выбирают способ представления информации
16.04-15.05
Итоговое занятие
1
16.05-31.05
Математическая викторина.
Групповая
Групповая
Дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения познавательных задач
Регулятивные - определяют цель учебной деятельности, ищут средства её осуществления.
Познавательные — передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде Коммуникативные — умеют критично относиться к своему мнению , умеют принимать точку зрения другого
Формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.
Выбор тем и выполнение проектных работ. Обучение использованию литературы и других источников информации по предмету. Самостоятельное (сопровождающееся консультациями учителя), подробное изучение отдельных вопросов математики, не относящихся напрямую к школьной программе, или углубленное изучение отдельных вопросов школьной программы по математике. Приобретение умения устно и письменно излагать изученный материал, наглядно представлять результаты работы, отвечать на вопросы по изученной теме.Примерные темы проектов:
Системы счисления.
Математика и искусство.
Математика и музыка.
Софизмы.
Четыре действия математики.
Древние меры длины.
Возникновение чисел.
Счёты.
Старинные русские меры.
Раздел 7. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
- названия больших чисел;
- приёмы быстрого счёта;
- методы решения логических задач;
- свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
- понятие графа;
- понятие софизма.
уметь:
- читать и записывать большие числа;
- пользоваться приёмами быстрого счёта;
- решать текстовые задачи на взвешивание, на переливание;
- составлять план решения задач;
- использовать различные приёмы при решении логических задач;
- решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;