Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Решение нестандартных задач" 7 класс»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением технологического профиля"
МО "Мирнинский район"
МАОУ "СОШ №8"
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________________________
Бахрунова З.С.
Приказ №456
от «31» августа 2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________________
Гурова И.Р.
Приказ №456
от «31» августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Мухаметчина Е.К.
Приказ №456
от «31» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Решение нестандартных задач»
для обучающихся 7 «А», 7 «Б» классов
г. Мирный 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Решение нестандартных задач» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897, (с изменениями от 29 декабря 2014 № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и программы формирования универсальных учебных действий;
Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) в МБОУ «СОШ №8 с углубленным изучением технологического профиля».
Цель: обучение решению нестандартных задач по математике.
Задачи:
- обучить учащихся решению нестандартных задач;
- привить учащимся привычку к самостоятельному творческому труду;
- выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью.
В соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ №8 курс «Решение нестандартных задач» изучается в 7-классе по 1 часу в неделю, в год 34 ч.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Учащийся научится:
Метод подсчета. Признаки делимости на 9 и 11. Числовые ребусы. Делимость и остатки. Остатки квадратов. Проценты. Десятичная система счисления. Неравенства в арифметике. Недесятичные системы счисления.
Задачи на перекладывание и построение фигур. Задачи на построение с идеей симметрии. Неравенство треугольника. Против большего угла лежит большая сторона. Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением.
Логические таблицы. Взвешивания. Популярные и классические логические задачи
Алгоритм Евклида вычисления НОД. Решение уравнений в целых и натуральных числах. Метод полной индукции. Рациональные и иррациональные числа. Сравнения по модулю. Операции сложения и умножения на множестве вычетов. Малая теорема Ферма и теорема Вильсона.
Неравенство треугольника. Свойства треугольника, параллелограмма, трапеции. Подобные фигуры. Площадь треугольника и многоугольников. Окружность. Движение и гомотетия.
Принцип Дирихле. Раскраски. Инварианты. Игры. Четность. Взвешивания.
Разность квадратов: задачи на экстремум. Алгебраические тождества: треугольник Паскаля. Методы решения алгебраических уравнений. Методы решения систем алгебраических уравнений.
Идея непрерывности при решении задач на существование. Суммирование последовательностей. Рекуррентный способ задания последовательности. Числа Фибоначи.
Соответствие. Булевы операции на множествах. Формула включений и исключений. Мощность множества: счетные множества и континуум.
Правило произведения. Размещения и сочетания. Бином Ньютона и треугольник Паскаля. Правило дополнения. Правило кратного подсчета.
планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Познавательные УУД:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты:
формирование представлений о статистических данных закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях;
развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Содержание учебного курса
7 класс
Арифметика. Метод подсчета. Признаки делимости на 9и 11. Числовые ребусы. Делимость и остатки. Остатки квадратов. Проценты. Десятичная система счисления. Неравенства в арифметике. Недесятичные системы счисления.
Геометрия. Задачи на перекладывание и построение фигур. Задачи на построение с идеей симметрии. Неравенство треугольника. Против большего угла лежит большая сторона. Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением.
Логика. Логические таблицы. Взвешивания. Популярные и классические логические задачи. Принцип Дирихле. Раскраски. Игры. Четность.
Алгебра. Разность квадратов. Квадрат суммы. Выделение полного квадрата. Разложение многочленов на множители.
Анализ. Разные задачи на движение. Суммирование последовательностей. Задачи на совместную работу.
Теория множеств. Булевы операции на множествах. Формула включений и исключений.
Комбинаторика. Правило произведения. Выборки с повторением и без. Правило дополнения. Правило кратного подсчета. Размещения и сочетания.
Графы. Четность и сумма ребер. Эйлеровые графы. Ориентированные графы.
Комбинаторная геометрия.
Тематическое планирование
7 «А», 7 «Б» классы
№
п/п
Наименование разделов
Количество часов
Дата по плану
Дата по факту
Арифметика (8ч)
1
Метод подсчета.
1
5.09
2
Признаки делимости на 9и 11.
1
12.09
3
Числовые ребусы.
1
19.09
4
Делимость и остатки.
1
26.09
5
Остатки квадратов.
1
3.10
6
Проценты.
1
10.10
7
Десятичная система счисления.
1
17.10
8
Неравенства в арифметике.
1
24.10
Геометрия (5ч)
9
Задачи на перекладывание и построение фигур.
1
7.11
10
Задачи на построение с идеей симметрии.
1
14.11
11
Неравенство треугольника.
1
21.11
12
Против большего угла лежит большая сторона.
1
28.11
13
Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением.