ПРОГРАММА внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Решение нестандартных задач»
ПРОГРАММА внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Решение нестандартных задач»
Программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Решение нестандартных задач», составлена на основе:
Программы внеурочной деятельности для начальной и средней школы. 3-6 классы. Информатика. Математика. М.Цветкова, О.Богомолова; Бином. Лаборатория знаний,2013г.
методического пособия «Проектирование программы внеурочной деятельности. Развитие интеллектуальных умений учащихся 5-6 классов» автор: Мухаметзянова Ф.С.
Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации,
письма Министерства образования РФ от 02.04.2002 № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в образовательных учреждениях, исполнения учебно-воспитательного плана работы МАОУ СОШ №3 на 2012/2013 учебный год
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Решение нестандартных задач» »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №86
имени контр-адмирала И.И Вереникина
г.Ульяновск.
«Рассмотрено»
На заседании ШМО учителей
математики и информатики
Протокол № __от «___» ______2014г
РуководительМО______/И.А.Бурина/
«Согласовано»
Заместитель директора по НМР
МБОУ СОШ № 86
_____________/ В.Г.Мылова /
«____ » _______________2014 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ № 86
_____________/ Л.А.Голышева /
Приказ№__от«___» ______2014г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
научно-познавательного направления
«Решение нестандартных задач»
Возраст учащихся:11-13 лет
Программу составила :
учитель матемаматики
1 квалификационной категории
Никишина Ольга Геннадьевна
Ульяновск,2014
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по научно-познавательномунаправлению «Решение нестандартных задач»,составлена на основе:
Программы внеурочной деятельности для начальной и средней школы. 3-6 классы. Информатика. Математика. М.Цветкова, О.Богомолова; Бином. Лаборатория знаний,2013г.
методического пособия «Проектирование программы внеурочной деятельности. Развитие интеллектуальных умений учащихся 5-6 классов» автор: Мухаметзянова Ф.С.
Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, письма Министерства образования РФ от 02.04.2002 № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в образовательных учреждениях, исполнения учебно-воспитательного плана работы МАОУ СОШ №3 на 2012/2013 учебный год
Внеурочная деятельность «Решение нестандартных задач» предназначена для внеурочной работы и рассчитана для обучающихся 5-6-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение такого курса способствует самоопределению обучающихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности.
Курс рассчитан на 72 часа.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Работа с учащимися во внеурочное время направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса внеурочной деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение математических знаний и умений; овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей; освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития математических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к естественно-математической культуре, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Программа ориентирована на обучение детей 11–13 лет и составлена с учётом их возрастных особенностей. При организации учебного процесса надо обращать внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Дети легко откликаются на необычные, захватывающие уроки и внеклассные дела, но быстрая переключаемость внимания не даёт им возможность сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако если учитель будет создавать нестандартные ситуации, ребята будут заниматься с удовольствием и длительное время.
В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.
Соответственно действующему учебному плану программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 5-6 классах: базовый уровень обучения в объеме 36 часов, в неделю – 1 час или 72 часа -2 ч в неделю
В том числе для проведения:
• исследовательской деятельности – 5 учебных часов.
С учетом уровневой специфики 5-6 классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения. Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании курса:
– технологии обучения на основе решения задач;
- технологии активных методов обучения;
– технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей;
– технологии проблемного обучения.
Содержание курса
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы, анализ, комбинаторику ,теорию множеств и логику.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умениярешать учебную задачу творчески.
Основной акцент делается на решение задач. Рассматриваются:
- типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад;
- логические задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно;
- геометрические задачи со спичками, на разрезание и перекраивание не рассматриваются в курсе математики 5-6 классов, хотя они часто встречаются в олимпиадных заданиях, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.
В процессе проведения данного курса внеурочной деятельности ставятся следующие цели:
- знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;
- практика решения олимпиадных заданий.
Содержание курса
Арифметика 16 часов
Геометрия 8 часов
Логика 20 часов.
Алгебра 4 часов.
Анализ 9 часов.
Теория множеств 5 часов.
Комбинаторика 10 часов.
Результаты изучения курса
Изучение математики в5- 6 классе основной школы дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
умение точно, грамотно и ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
креативность мышления, находчивость, активность при решении математических задач;
умениеконтролировать процесс и результат учебной математической деятельности;способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
в метапредметном направлении
первоначальное представление об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования процессов;
умение находить в различных источниках информацию;
умениеиспользовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (схемы, таблицы) для интерпретации и иллюстрации;
умение самостоятельноставить цели, выбирать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
распознание математической задачи в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни;
умение составлять алгебраические модели реальных ситуаций.
в предметном направлении:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, иметь представление о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях, об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; иметь представление о достоверных, невозможных и случайных событиях, о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах;
умение работать с математическим текстом; выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями; решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки школьников в системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» к «межпредметным результатам». Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса математики.
Для естественно-математического образования приоритетным можно считать: развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания.
На ступени основной школы задачи учебных занятий определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Обучающиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач: формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными математическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.
Реализация программы курса обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности:
• создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
• формирование умения использовать различные языки математики, свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства, интегрирования в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной, информации;
• создание условия для плодотворного участия в работе в группе; развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, материалами.
Большую значимость образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника-гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Программа предусматривает следующие варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: наглядные пособия для курса математики, модели геометрических тел, таблицы, чертёжные принадлежности и инструменты; для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются: компьютер, сканер, интерактивная доска, презентации, проекты учащихся и учителей; программно-педагогические средства, а также рабочая программа, справочная литература, учебники ,разноуровневые тесты, тексты самостоятельных и контрольных работ, задания для проектной деятельности.
Календарно тематическое планирование.
№/п
Тема
Содержание
Количество часов
1
Арифметика
Методы устного счёта.
1
2
Признаки делимости.
1
3-4
Числовые ребусы.
2
5-6
Делимость и остатки.
2
7-8
Последняя цифра степени.
2
9-10-11
Проценты.
3
12
Десятичная система счисления.
1
13-14
Числовые неравенства и оценки.
2
15-16
Арифметические конструкции.
2
17-18
Геометрия
Задачи на разрезание, перекладывание и построение фигур
2
19-20
Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением
2
21-22
Задачи на построение с идеей симметрии
2
23-24
Неравенство треугольника
2
25-26-27
Логика
Логические таблицы
3
28-29
Переливания.
2
30-31
Взвешивания.
2
32-33
Популярные и классические логические задачи.
2
34-35-36
Принцип Дирихле:
1)Принцип переполнения;
2)Доказательство от противного;
3)конструирование «ящиков».
3
37-38
Раскраски:
1) шахматная доска;
2) замощения
2
39-40-41
Игры:
1)игры-шутки;
2)выигрышные позиции;
3)симметрия и конструирование действий противника
3
42-43-44
Чётность:
1)делимость на 2;
2)чередования;
3)парность.
3
45-46-47-48
Алгебра.
Разность квадратов:
1)устный счёт;
2)задачи на экстремум.
4
49-50-51
Анализ
Задачи на совместную работу.
3
52-53-54
Разные задачи на движение
3
55-56-57
Суммирование последовательностей:
1)арифметическая прогрессия;
2)геометрическая прогрессия со знаменателем 2 и 1/2
3
58-59-60
Теория множеств
Булевы операции на множествах.
3
61-62
Формула включений и исключений
2
63-64-65
Комбинаторика
Правило произведения и суммы
3
66-67-68
Факториал
3
69-70
Правило дополнения.
2
71-72
Правило краткого подсчёта.
2
Информационно-методическое обеспечение
Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Дрозина В.В.,Дильман В.Л. Механизм творчества решения нестандартных задач.-Москва.:Бином.лаборатория знаний ,2008.
• 1С: Репетитор. Математика (КиМ) (CD).
• АЛГЕБРА не для отличников (НИИ экономики авиационной промышленности) (CD).
• 1С: Математика. 5–11 классы. Практикум (2 CD).
• Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября»: http://mat.1september.ru.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
• Министерство образования и науки РФ. – Режим доступа : http://www.mon.gov.ru/
Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». – Режим доступа : http://www.informika.ru/
• Тестирование on-line: 5–11 классы. – Режим доступа : http://www.kokch.kts.ru/cdo/
• Путеводитель «В мире науки» для школьников. – Режим доступа : http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
• Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. – Режим доступа : http://mega.km.ru/
• Сайт энциклопедий. – Режим доступа : http://www.encyclopedia.ru/
ШарыгинИ.Ф. ,Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия». Москва, Дрофа,2012.
В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике» Глобус, Москва,2008 .
М.И. Башмаков «Математика в кармане «Кенгуру».Москва, Дрофа.2011.