Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 3 классе»
Как помочь детям полюбить математику
Предлагаю читателям материалы для классной и внеклассной работы по математике занимательного характера и занимательной формы. Каждый преподаватель сам решит, в каком классе их можно использовать. Хочется лишь отметить, что подобные «занимательные» вопросы, задания и даже целые уроки желательно предлагать для решения и проводить как можно раньше, чтобы у одних учащихся пробудить, а у кого-то закрепить желание заниматься математикой.
Опыт показывает, что учащимся третьих и даже вторых классов вполне по силам рассказать (написать) «математическую» сказку, где действующими лицами становятся цифры, знаки, фигуры. Хорошо, если эти сказки будут записаны в специальных книжечках и выставлены на стенде. Причем выставлены не только лучшие работы, а все, чтобы каждая сказка была прочитана и обсуждена учащимися.
Четвероклассники уже могут готовить небольшие сообщения на темы «Можно ли прожить без математики», «Как люди научились считать», «Из истории цифр», «Как возникла математика». Помощь в подготовке этих сообщений детям могут оказать родители и школьные библиотекари.
Расскажу, как организовать специальные «занимательные» занятия.
«Математический чай»
Предварительно преподаватель (старшеклассники, родители ) печет печенье в виде квадратов, прямоугольников, треугольников, ромбов, кругов, колец, полукругов'.
Перед игрой дети знакомятся с ее условиями: надо решить ( индивидуально или группами, но не более пяти человек в группе) задачи, за правильное решение которых положено печенье (учитель называет его виды: квадрат, круг и т.д.); выигрывает тот (или та группа), кто набрал не только большее количество изделий, но и сумел в конце правильно назвать геометрическую форму каждого полученного печенья. В конце игры (урока, после урока) можно организовать чаепитие с «математическим» печеньем.
Задания для игры
1. У щенят и утят 42 ноги и 12 голов. Сколько щенят и утят?
6. Ученику дали задание начертить треугольник со сторонами 12 см, 17 см и 29 см. Сможет ли он это сделать?
Математический КВН
Может быть проведен в 3-4 классах.
Организуются две-три команды, ведущий — учитель. Каждое задание оценивается по пятибалльной системе.
1. Приветствие(готовится заранее). В нем команда рассказывает о себе, о названии своей команды, своем видении роли математики в жизни.
2. Разминка.Во время разминки команды поочередно отвечают на вопросы, на обдумывание ответа (решение задачи) дается по 30 с или 1 мин:
а) Сколько концов у палки? А у двух с половиной палок? (О т в е т: 6.)
б) Если у стола отпилить один угол, то сколько углов останется? (Отве5.)
в) Чем кончается всё? (Ответ: буквой ё.)
г) Чем кончается ночь и день! (Ответ: мягким знаком.)
д) В комнате горело 7 свечей. Проходил человек и погасил 2 свечи. Сколько свечей осталось? (Ответ: две, остальные сгорели.)
е) Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоит 13 судаков? (Ответ: 13 рублей.)
ж) Летела стая гусей. Один гусь сел на пруд. Сколько гусей осталось? (Ответ: один гусь, остальные улетели.)
з) У семерых братьев — по одной сестрице. Сколько всего сестер? (Ответ: одна.)
3. Составление математических примеров из заранее вырезанных из картона цифр и знаков. Задание выполняется и на скорость, и на правильность.
4. Сочинение математической истории на заданную тему с определенными словами. Задание выполняется на время.
5. Вспомнить, как можно больше пословиц (фильмов, мультфильмов, названий сказок и др.), где встречаются числа и цифры. Задание выполняется на время.
6. По одному из вызванных членов каждой команды, прыгая на одной ноге, читают наизусть таблицу умножения (на любое заданное число). Выигрывает тот, кто не собьется.
7. Решение одинаковых для обеих команд примеров. Задание на время.
8. Конкурс капитанов.
Капитаны загадывают друг другу загадки (количество определяется заранее), в которых есть цифры или числа. Среди прочих могут быть и такие:
Пять братцев в одном домике живут. (Варежка и рука.)
Четыре крыла, а не бабочка, крыльями машет, а ни с места.
(Ветряная мельница.)
Растет дуб, у него двенадцать суков, пятьдесят две ветки, на каждой
ветке по семь листьев.
(Год, 12 месяцев, 52 недели, 7 дней.)
Сам не видит, а другим указывает; нем и глух, а счет знает.
(Километровый столб.)
Сто один брат, и все в один ряд вместе связаны стоят. Что это такое?
(Забор, изгородь.)
Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук.)
Один ствол, много ветвей, а на ветках .много гостей. (Дерево.)
На четырех ногах стою, ходить вовсе не могу. (Стол, стулья.)
На два пальца меня надевают и что нужно мной разрезают. (Ножницы.)
Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке зна-
ет толк, покупайте, мухи, шелк. (Паук.)
У двух матерей по пять сыновей. (Пальцы.)
Четыре брата по улицам бродят, один другого не обгоняет, один от
другого не отстает.
(Колеса автомашины.)
Пять братьев годами равные, ростом разные. (Пальцы.)
Три брата по одной дороге бегут. Один — впереди, а два позади и никак
переднего догнать не могут.
(Колеса трехколесного велосипеда.)
Один говорит, двое глядят, да двое слушают. (Язык, глаза, уши.)
После подведения итогов награждается команда-победительница, дети исполняют «математическую» песенку или читают стихотворение. (Хорошо, если учитель музыки или родители помогут сочинить «математический» гимн и разучить его с детьми.)
Муха
Погляди, честной народ, -
Вышла муха из ворот.
В небе, в поле, у реки -
Всюду ждут его враги.
Ищет муху стрекоза, -
Золотистые глаза.
Из-под камня ящерица
Пестрая таращится.
Ловит птичка мухоловка,
Белолобая головка.
Караулит паучок,
Сеть повесив на сучок.
Жаба, прячась под листком,
В мух стреляет языком.
А вопрос у нас таков:
Сколько лап у всех врагов?
(М. Шварц)
Семеро козлят
Как у нашей козочки
Семеро козлят.
Всех козлята радуют,
Только Ваню злят.
Даже козье молоко
Ванечке не мило,
Виновата бабушка —
Сосчитать просила:
Сколько у козляток
Рожек и копыт?
Ванечка не может,
Потому сердит.
Очень трудно мальчику
Долго быть сердитым.
Сосчитай для Ванечки
Рожки и копыта.
(М. Шварц)
Тележка с орешками
На лошадке пони
Едет мальчик Джонни,
Он везет в тележке
Сладкие орешки.
Половину для Мальвины,
У Мальвины
Именины!
А другая половина
Для приятелей
Мальвины:
Три орешка для Тортиллы,
Два орешка — Буратино
И один орешек — пони.
Сколько вез орешков Джонни?
(М. Шварц)
Математический утренник
1. Ведущий предлагает образовать две команды. Участникам по очереди задают вопросы; если член команды не может ответить, то за него отвечают другой и т.д., если вся команда не дает ответ, то вопрос переходит к другой команде. За каждый правильный ответ — 1 балл.
а) Сколько яблок можно съесть натощак? (Ответ: одно.)
б) Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидели по 3 кошки, у каждой кошки было по 3 котенка. Сколько ног было на мельнице? (Ответ: 2 ноги, так как у кошек не ноги, а лапы.)
в) Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 3 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (Ответ: 5 птиц.)
г) Первый Назар шел на базар, второй Назар — с базара. Какой Назар купил товар, какой — шел без товара?
д) У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок да пес Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Ответ: одна внучка Маша.)
е) Как разделить яблоко между пятью девочками, чтобы у каждой было 1 яблоко да еще одно осталось бы в корзине? (Ответ: дать одной девочке яблоко в корзине.)
2. Играют две команды. Всем членам команд прикрепляются таблички с номерами от 1 до 9. В пяти-шести шагах от команд стоят стулья: по два для каждой команды. Ведущий читает выражение, например: 11 + 16. Играющие должны быстро подсчитать результат и те из них, у кого табличка с цифрами результата, должны быстро сесть на стулья (в нашем примере — 27). Кто быстрее выполнит действие и займет стулья — тот получает 1 балл.
Примеров должно быть такое количество и таких, чтобы каждый из команды участвовал в игре несколько раз.
3. Игра «Сосчитай орехи».
Ведущий берет большую стеклянную банку, наполняет ее орехами, закрывает и ставит на стол. Рядом висит плакат:
Эти орехи получит тот, кто наиболее точно определит их количество.
Ответы сдавать в письменном виде.
Не забудьте указать свою фамилию!
На столе около банки лежит бумага и карандаш (ручка).
В конце утренника ведущий считает орехи и отдает их тому, кто угадал их количество. Если таких детей несколько, то орехи делятся.
Вместо орехов можно положить в банку жевательную резинку, конфеты, мелкие игрушки, шарики и т.п.
4. Игра «Не собьюсь!»
Ведущий вызывает одного ученика и задает ему вопрос: «До какого числа ты можешь считать?». Играющий отвечает. На что ведущий говорит: «Нам так много не надо. Лучше сосчитай вслух до 30, но с одним условием: число 3 и все числа, которые делятся на 3 и в которых есть цифра 3 ты называть не будешь, а будешь вместо них говорить «Не собьюсь!»
Выигрывает тот, кто без ошибок доберется до 30. Так можно играть с любыми числами.
В конце утренника самые активные участники получают призы.
Загадки-шутки
1. Какими нотами можно измерить пространство? (Ответ: ми-ля-ми.)
2. На что похожа половина яблока? (Ответ: на другую половину.)
3. Какой месяц короче всех? (Ответ: май, в этом слове всего 3 буквы.)
Эти задачи можно задавать и по-другому: например, назвать слова, в которых 5 (7, 30 и т.д.) одинаковых букв.
Математические олимпиады
В олимпиадах участвуют только желающие.
Перед классным туром ученики выполняют работы дома (одна-две недели). После того как работы будут сданы, учитель показывает верные решения (ответы), объявляет фамилии победителей. В первом классном туре участвуют только те, кто верно решил больше половины домашних заданий.
Домашние задания:
1. Расшифруй пример на сложение: АБ + А = БВВ (Ответ: А-9, Б-1, В-0)
2. 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (Ответ: 2 см.)
3. Из города А в город В самолет летит
I ч 20 мин. А из города В в город А всего 80 мин. Чем объяснить такую разницу? (Ответ: 1 ч 20 мин = 80 мин.)
4. Колесо имеет 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (Ответ: 10.)
5. Имеются песочные часы на 3 мин и 7 мин. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 мин. Как это сделать с помощью этих часов? (Ответ: часы должны начать работать одновременно. Когда песок в трехминутных часах истечет, положить яйцо в кипящую воду. Оставшееся время работы семиминутных часов и будет равняться 4 мин.)
6. Напишите число 100 с помощью пяти единиц и знаков действий. (Ответ: 111 - 11 = 100.)
7. Сколько квадратов на чертеже? (Ответ: 5.)
8. Нарисуйте фигуру, не отрывая кончика карандаша от бумаги и не проводя один и тот же участок дважды. (Ответ: см. рис.)
9. Врач прописал Кате 3 таблетки, указав, что принимать каждую надо через 20 мин. На какое время хватит этих таблеток? (Ответ: 40 мин.)
Задания второго классного тура (проводится после уроков).
1. Пассажир такси ехал за город. Навстречу ему прошли 5 грузовиков и 3 легковые машины. Сколько всего машин шло за город? (Ответ: одна.)
2. Ты да я, да мы с тобой. Сколько всего нас? (Ответ: двое.)
3. Если курица стоит на одной ноге, то масса ее 2 кг. Какова будет масса курицы,
если она будет стоять на двух ногах? (Ответ: 2 кг.)
4. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Ответ: четверо.)
5. На столе — 4 яблока. Одно яблоко разрезали пополам. Сколько на столе яблок? (Ответ: четыре.)
6. У какой фигуры нет начала и конца? (Ответ: у кол ьца.)
7. Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый из людей? (Ответ: 3 часа.)
8. На столе стояли 3 стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов на столе? (Ответ: 3.)
9. В комнате зажгли свечи, потом одну погасили. Сколько свечей осталось? (Ответ: одна, две другие сгорели.)
10. Летели гуси: 2 впереди, 1 сзади, 1 впереди. Сколько всего гусей? (Ответ: 3.)
11. На прямой поставили 4 точки. Сколько всего получилось отрезков, концами которых являются эти точки? (Ответ: 6 отрезков.)
Эти задания можно предлагать не только на уроках (всегда можно найти две-четыре минуты), но и помещать на «математическом» стенде, в уголке «занимательных» задач.
1. Какие цифры скрыты:
XXX-XX = 1 (Ответ: 100-99= 1.)
2. Мальчик написал на листе бумаги число 86 и говорит другому: «Не производя никаких записей, увеличь это число на 12 и покажи мне ответ». Как это сделать? (Ответ: перевернуть лист: 98.)
3. Применяя знаки арифметических действий, запишите:
— число 1 тремя двойками;
— число 2 тремя двойками;
— число 2 четырьмя двойками;
— число 3 тремя двойками;
— число 3 четырьмя двойками;
— число 5 четырьмя двойками;
— число 100 пятью единицами.
(Ответ:
2 – 2 : 2 = 1
2 – 2 : 2 = 2
2 : 2 + 2 : 2 = 2
2 + 2 : 2 = 3
2 2 2 : 2 = 3
2 2 + 2 : 2 = 5
111 -11 = 100.)
4. а) Когда произведение двух чисел равно множимому?
б) Когда частное равно делимому?
в) Каким действием можно заменить умножение какого-либо числа на 7?
г) Произведение в 14 раз больше множимого. Чему равен множитель?
д) Частное в 17 раз меньше делимого. Чему равен делитель? (О т в е т ы: а) множитель равен 1; б) делитель равен 1; в) сложением; г) 14; д) 17.)
5. На грядке сидели 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (Ответ: 1, остальные улетели.)
6. Что легче: килограмм ваты или килограмм железа? (Ответ: одинаково.)
7. Что тяжелее: 1 кг рублевых монет или полкилограмма двухрублевых? (Ответ: 1 кг рублевых монет.)
8. 2 сына и 2 отца съели 3 яйца. По сколько яиц съел каждый? (Ответ: по одному, так как это были — внук, отец и дед.)
9. На столе лежали конфеты. Две матери, две дочери да бабушка с внучкой взяли по 1 конфете. Конфет не стало. Сколько же было конфет? (Ответ: 3, так как это были внучка, дочь, бабушка.)
10. Сосчитайте, но только быстро, сколько пальцев на двух руках? Сколько пальцев на 10 руках? (Ответ: 10 и 50.)
11. Какой отрезок длиннее?
(Ответ: отрезки одинаковые.)
12. Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл каждый? (Ответ: 4 часа.)
13. Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал 15 км за 1 час. С какой скоростью бежала каждая лошадь? (Ответ: 15 км/час.)
14. Три курицы за 3 дня дают 3 яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней? (Ответ: 48 яиц.)
15. Коля, Вася и Боря играли в шахматы. Каждый из них сыграл всего 2 партии. Сколько всего было сыграно партий? (Ответ: 3.)
16. На сковороде помещаются 2 кусочка хлеба. На поджаривание кусочка с одной стороны требуется 1 минута. Как поджарить за 3 минуты 3 куска хлеба с обеих сторон? (Ответ: обозначим кусочки соответственно 1-й, 2-й, 3-й. В течение первой минуты поджарим 1-й и 2-й кусочки с одной стороны. В течение второй минуты поджарим со второй стороны 1-й кусочек, снимем его и на его место положим 3-й кусочек. В оставшуюся минуту поджарим со второй стороны 2-й и 3-й кусочки.)
17. Саша отдыхал в городском лагере с 15 июля по 7 августа включительно. Сколько дней был Саша на отдыхе? (В июле 31 день.) (Ответ: 24 дня.)
18. Петя сказал друзьям: «Позавчера мне было 9 лет, а в будущем году мне исполнится 12 лет. Какого числа родился Петя? (Ответ: 31 декабря.)
19. Турист проходит 6 км за 1 час. Сколько метров он проходит за 1 минуту? (Ответ: скорость туриста 100 м в минуту.)
20. Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее — груша или персик? (Ответ: груша.)
21. Внимательно посмотрите, как построен каждый ряд чисел. Продолжите каждый ряд так, чтобы в нем было по 12 чисел.