1. Организационное начало (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе на уроке: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоционально-положительной обстановки в классе. | Беседа | Приветствую учащихся, настраиваю на работу в команде (паре, группе) - Здравствуйте! Ребята, я надеюсь, что вы пришли на урок математики в хорошем настроении, будете помогать мне, а я вам, будем работать одной дружной командой, и у нас всё обязательно получится! | Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень готовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока). Отвечают на вопрос, рассуждают | Принимать и сохранять организационные задачи | Личностные: внутренняя готовность к выполнению нормативных требований учебно-исследовательской деятельности. |
2.Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний, формулирование учащимися темы и цели урока. | Диалог, подводящий к совместному с детьми формулированию темы урока и проблемного вопроса урока. |
Организую индивидуальное и фронтальное повторение определения правильной и неправильной дроби;умений: читать, записывать и изображать обыкновенные дроби на координатном луче Какую тему мы изучаем на уроках математики? -Какие дроби вы знаете? -Какие приобрели умения, навыки при изучении дробей? -Предлагаю вам проверить свои знания по этим вопросам. Упражнение на внимание (индуктор): -В течение 1 минуты постарайтесь запомнить все дроби, которые я вам покажу: (Слайд 2) ½; 1/3; ¼; 2/3; 3/2; ¾; 4/3; 5/4; 5/6; 1/12; 11/12; 12/12; 17/12 Назовите все дроби по памяти! -Предположите, какой будет следующий вопрос? |
Повторяют определение правильной и неправильной дроби, демонстрируют умения: читать, записывать и изображать обыкновенные дроби на координатном луче Обыкновенные дроби. -Правильные и неправильные дроби. Умеем: читать, записывать, изображать на координатном луче. (Слайд 1) 1 человек на доске записывает по памяти все дроби из предложенного ряда Учащиеся придумывают свои вопросы и задания с данными дробям, например: (Слайд 3) 1.Назовите числители дробей, знаменатели дробей. 2.Назовите правильные дроби, неправильные дроби. 3.Что показывает числитель дроби, знаменатель дроби? 4. Что означает дробь 2/3; 4/3; 12/12? Далее следуют ответы обучающихся на поставленные вопросы, т.е. идёт повторение изученного ранее материала | Извлекают необходимую информацию. Воспроизводят знания в устной и письменной формах. Умеют планировать свою деятельность. Формулировать выводы. |
Предметные: повторяют определение правильной и неправильной дроби, демонстрируют умения: читать, записывать и изображать обыкновенные дроби на координатном луче Анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания Регулятивные: закрепляют умения при работе с обыкновенными дробями, корректирую свои знания, исправляют ошибки Коммунткативные: концентрируют внимание Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения |
4. Создание проблемной ситуации | | | Организую обсуждение «Можно ли сравнить ….? Что для вас значит сравнить?» Подвожу к понятию сравнения дробей - Ребята, могли бы вы назвать из записанных дробей самую маленькую, самую большую; расставить дроби в порядке возрастания? | Построение логической цепи рассуждений и выдвижение гипотез и их обоснование Дети предполагают, и не зная этого материала, допускают ошибки (через ошибку к новым знаниям!) | | Предметные: выстраивают логическую цепь рассуждений и выдвигают гипотезы и их обосновывают Составляют план достижения цели и определяют средства Коммуникативные: отвечают на задаваемые вопросы в процессе обсуждения, сотрудничают в поиске и выборе информации Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение Регулятивные: участвуют в диалоге, при возникновении ситуации затруднения регулируют ход мысли |
5. Работа по теме урока/ Открытие нового знания. | | а) Комментированное письмо. б) Фронтальная проверка | Вернёмся к вопросу: как сравнить дроби; как расставить их в порядке возрастания? Что для этого необходимо сделать? -Отметим дроби на координатном луче. Кто желает выполнить задание на доске? -Где на координатном луче находится большая из дробей, меньшая из дробей? - Ребята, не всегда при сравнении дробей оказывается возможным выполнить построение на луче, значит, следует искать другие способы сравнения. Давайте попробуем самостоятельно сформулировать правила сравнения дробей. Для этого выполним ряд заданий и сделаем выводы по полученным результатам. Определитесь самостоятельно с формой работы (индивидуально, в паре, в группе). Самоконструкция, социоконструкция, социализация и афиширование: 1 задание: с помощью координатного луча сравните две дроби с одинаковыми знаменателями. Например, 1). 1/12 и 11/12 2). 3). Сделаем вывод: из двух дробей с одинаковыми……………….меньше та, у которой………………………………; и больше та, у которой………………………………… 2 задание: сравните две дроби с одинаковыми числителями. Например, 1). 5/6 и 5/4 2). 3). Сделаем вывод: из двух дробей с одинаковыми ……………………меньше та, у которой……………………………….;и больше та, у которой……………………………….... 3 задание: сравните правильную дробь с единицей и неправильную дробь с единицей. 1). 3). 2). 4). Сделаем вывод: правильная дробь всегда………………..единицы. Неправильная дробь…………………или………………….единице. 4 задание: сравните две дроби, одна из которых правильная, а другая - неправильная. Сделаем вывод:-правильная дробь всегда…………………неправильной. Разрыв и информационный запрос: Идёт сверка полученных правил с текстом учебника. Итак, какие правила сравнения обыкновенных дробей мы сформулировали? 1.Из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, у которой числитель меньше; и больше та, у которой числитель больше. 2.Из двух дробей с одинаковыми числителями меньше та, у которой знаменатель больше; и больше та, у которой знаменатель меньше. 3.Правильная дробь всегда меньшеединицы. Неправильная дробь больше или равна единице. 4.Правильная дробь всегда меньше неправильной. | -Отметить дроби на координатном луче. Один ученик выполняет задание на доске, остальные в выданных для урока листах-заготовках Учащиеся выполняют задание и вспоминают, что большая из дробей расположена на луче правее остальных. Ученики выполняют предложенные задания, сами выбирая дроби для сравнения из отмеченных на координатном луче Ученики вписывают вместо пропусков нужные слова в листах-заготовках Обучающиеся повторяют все четыре правила сравнения дробей. | Отработка навыков. | Предметные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат, сверяют выведенные правила с текстом учебника Регулятивные: работают по плану, сверяясь с целью. Вступают в диалог во время парной работы В ситуации затруднения регулируют свою деятельность Коммуникативные: излагают своё мнение, понимают позицию другого, корректируют своё мнение, организуют работу в паре, группе и учатся сотрудничать с учителем во время работы Личностные: аргументируют, оценивают свои и чужие ответы, вырабатывают уважительно-доброжелательное отношение к «непохожим» на себя |
7. Закрепление. | Выполнение заданий. | Работа по карточкам (в парах) б) Проверка работ. | Дифференцированная работа. Задания для самостоятельной работы на стр. 73 Уметь находить НОЗ. Сравнивать дроби с разными знаменателями. Вырабатывать доброжелательное отношение к мнению, не похожему на собственное; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулировать собственную деятельность посредством письменной речи. Формировать умения сверять полученные результаты с эталоном. Формировать умения оценивать полноту и правильность усвоения информации. Формировать умение ставить личные цели деятельности. Планировать свою работу, действовать по плану. Оценивать полученные результаты. Формировать умения по использованию знаний для сравнения дробей и оценки полученных результатов. Делать выводы, обобщения; осуществлять сравнение с заданным критерием. | Дифференцированная работа в парах | Отработка навыков. | Коммуникативные: Эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации. Выполняют действия в парной работе по алгоритму. Спрашивать чужое мнение и высказывать свое. Познавательные: - способность добывать новые знания, используя информацию, полученную на уроке; Регулятивные: -умение организовывать работу по алгоритму Познавательные: - способность обобщать знания и формулировать выводы, полученные в ходе различных мыслительных операций и способов действий |
8. Подведение итогов. Рефлексия. | . | | Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу? 1). Что узнали нового на уроке? 2). Какие испытывали трудности в работе? 3). Что удалось, что понравилось? 4). Удалось ли достичь цели урока? 5). Можно ли изучить математику, наблюдая, как это делает сосед? А теперь, ребята, заполните анкету (см. приложение) Всем спасибо за урок. | Отвечают на вопросы. | -умение формулировать выводы о достижении поставленных целей деятельности. | Коммуникативные: - умение формулировать собственное мнение и позицию в ходе выполнения задания; - умение обосновывать свою позицию, приводя аргументы. Регулятивные: -опыт оценивать работу на уроке совместно с учителем (самостоятельно). объектов, народных пословиц и поговорок. |