Просмотр содержимого документа
«Спецкурс по математике»
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МОиН РФ №1897 от 17.12.2010 г. (с изменениями);- Примерной основной образовательной программой основного общего образования;
- Основной образовательной программой основного общего образования МБВСОУ ВСОШ №6;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам (курсам) педагогов, реализующих федеральный государственный стандарт основного общего и среднего общего образования».
Общая характеристика спецкурса «Практикум по математике» соответствует учебному предмету математика.
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа».
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
- систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
- расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
- изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;
- развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
- знакомство с основными идеями и методами математического анализа
Алгебра и начало математического анализа, как содержательный компонент математического образования в основной школе, нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры и начало математического анализа является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для усвоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры начало математического анализа является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Спецкурс «Практикум по математике» расширяет возможности для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.
Цели спецкурса «Практикум по математике»:
отработка математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
индивидуальный подход к интеллектуальному развитию, формированию качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи спецкурса «Практикум по математике»:
- развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатика), осуществление функциональной подготовки школьников;
- усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач,
- изучение свойств и графиков элементарных функций, использование функционально-графических представлений для описания и анализа реальных зависимостей.
В ходе реализации спецкурса есть возможность индивидуальной и дифференцируемой работы с учащимися по темам на повторение:
отработка свойств арифметических корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни, корни п-ой степени;
отработка решения линейных, квадратных и рациональных уравнений, сводящихся к ним, систем двух линейных уравнений и несложных нелинейных систем;
решение линейных и квадратных неравенств с одной переменной;
решение текстовых задач алгебраическим методом, интерпретирование полученного результата, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
свойства изученных функций, построение их графиков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :
личностные:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;
- осознанный выбор будущей профессии и возможность реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общественных проблем;
метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной , учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и эстетических норм, норм информационной безопасности;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания новых познавательных задач и средств их достижения;
Предметные:
Выпускник научиться:
Элементы теории множеств и математической логики
Оперировать на базовом уровне понятиями:
конечное множество, элемент множества, подмножество, пересечение и объединение множеств, числовые множества на координатной прямой, отрезок, интервал;
оперировать на базовом уровне понятиями: утверждение, отрицание утверждения, истинные и ложные утверждения, причина, следствие, частный случай общего утверждения, контрпример;
находить пересечение и объединение двух множеств, представленных графически на числовой прямой;
строить на числовой прямой подмножество числового множества, заданное простейшими условиями;
распознавать ложные утверждения, ошибки в рассуждениях, в том числе с использованием контрпримеров.
на координатной прямой для описания реальных процессов и явлений;
проводить логические рассуждения в ситуациях повседневной жизни
Числа и выражения.Действительные числа.
оперировать на базовом уровне понятиями: целое число, делимость чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, рациональное число, приближённое значение числа,
часть, доля, отношение, процент, повышение и понижение на заданное число процентов, масштаб;
оперировать на базовом уровне понятиями: логарифм числа, тригонометрическая окружность, градусная мера угла, величина угла, заданного точкой на тригонометрической окружности, синус, косинус, тангенс и котангенс углов, имеющих произвольную величину;
выполнять арифметические действия с целыми и рациональными числами;
выполнять несложные преобразования числовых выражений, содержащих степени чисел, либо корни из чисел, либо логарифмы чисел;
сравнивать рациональные числа между собой;
оценивать и сравнивать с рациональными числами значения целых степеней чисел, корней натуральной степени из чисел, логарифмов чисел в простых случаях;
изображать точками на числовой прямой целые и рациональные числа;
изображать точками на числовой прямой целые степени чисел, корни натуральной степени из чисел, логарифмы чисел в простых случаях;
выполнять несложные преобразования целых и дробно-рациональных буквенных выражений;
выражать в простейших случаях из равенства одну переменную через другие;
вычислять в простых случаях значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
изображать схематически угол, величина которого выражена в градусах;
оценивать знаки синуса, косинуса, тангенса, котангенса конкретных углов.
соотносить реальные величины, характеристики объектов окружающего мира с их конкретными числовыми значениями;
использовать методы округления, приближения и прикидки при решении практических задач повседневной жизни
Уравнения и неравенства
Решать линейные уравнения и неравенства, квадратные уравнения;
решать логарифмические уравнения вида log a (bx + c) = d и простейшие неравенства вида log axd;
решать показательные уравнения, вида abx+c= d (где d можно представить в виде степени с основанием a) и простейшие неравенства вида axd (где d можно представить в виде степени с основанием a);.
приводить несколько примеров корней простейшего тригонометрического уравнения вида: sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a, где a – табличное значение соответствующей тригонометрической функции.
Функции
Оперировать на базовом уровне понятиями: зависимость величин, функция, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, график зависимости, график функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание на числовом промежутке, убывание на числовом промежутке, наибольшее и наименьшее значение функции на числовом промежутке, периодическая функция, период;
оперировать на базовом уровне понятиями: прямая и обратная пропорциональность линейная, квадратичная, логарифмическая и показательная функции, тригонометрические функции;
распознавать графики элементарных функций: прямой и обратной пропорциональности, линейной, квадратичной, логарифмической и показательной функций,
тригонометрических функций;
соотносить графики элементарных функций: прямой и обратной пропорциональности, линейной, квадратичной, логарифмической и показательной функций, тригонометрических функций с формулами, которыми они заданы;
определять по графику свойства функции (нули, промежутки знакопостоянства, промежутки монотонности, наибольшие и наименьшие значения и т.п.);
определять по графику свойства функции (нули, промежутки знакопостоянства, промежутки монотонности, наибольшие и наименьшие значения и т.п.);
определять по графикам свойства реальных процессов и зависимостей (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, промежутки знакопостоянства и т.п.);
Элементы математического анализа
-Оперировать на базовом уровне понятиями: производная функции в точке, касательная к графику функции, производная функции; определять значение производной функции в точке по изображению касательной к графику, проведенной в этой точке;
вычислять производные элементарных функций и их комбинаций;
решать несложные задачи на применение связи между промежутками монотонности и точками экстремума функции, с одной стороны, и промежутками знакопостоянства и нулями производной этой функции – с другой. пользуясь графиками, сравнивать скорости возрастания (роста, повышения, увеличения и т.п.) или скорости убывания (падения, снижения, уменьшения и т.п.) величин в реальных процессах;
соотносить графики реальных процессов и зависимостей с их описаниями, включающими характеристики скорости изменения (быстрый рост, плавное понижение и т.п.);
использовать графики реальных процессов для решения несложных прикладных задач, в том числе определяя по графику скорость хода процесса;
иметь представление о первообразной функции, определенном интеграле;
применять теорему Ньютона–Лейбница и ее следствия для решения задач.
Статистика и теория вероятностей, логика и комбинаторика
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
оценивать и сравнивать в простых случаях вероятности событий в реальной жизни;
читать, сопоставлять, сравнивать, интерпретировать в простых случаях реальные данные, представленные в виде таблиц, диаграмм, графиков
Содержание программы спецкурса соответствует основной рабочей программе по математике: алгебра и начала математического анализа, геометрия для 10 класса. Программа содержит материал, требующий повторения при подготовке к ЕГЭ в 12классе. За основу взят УМК С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин и др.
Учебным планом МБВСОУ ВСОШ №6 г. на изучение предмета «Математика: алгебра и начало математического анализа, геометрия» отводится 1 час в неделю, за год – 34 часа.
Спецкурс ориентирован на помощь ученику в освоении основной программы по математике 10 класса, при подготовке к ЕГЭ базового уровня. Спецкурс «Практикум по математике» предусматривает индивидуальный контроль и коррекцию знаний учащихся при освоении программы 10 класса по математике.
Для реализации данной программы используются методы:
- индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися;
- обучение учащихся по образцу(шаблону); - обучение в группе;
- обучение учащихся по индивидуальным траекториям подготовки к ЕГЭ(базовый уровень).
Программа составлена на 34 часов(1час в неделю), в соответствии с учебным планом школы.
Содержаниеучебного предмета «Практикум по математике».
Класс
10
Наименование
раздела, тем.
Кол – во часов
Содержательные единицы
Практическая часть
программы
1.Действительные числа
5
1.
Множество чисел. Свойства действительных чисел
1
Понятие действительного числа. Множества чисел. Свойства действительных чисел
Выполнение заданий вариантов ЕГЭ.
2-3
Признаки делимости на 2;3;4;5;9;10
2
Понятие четности, нечетности числа. Признаки делимости на 2;3;4;5;9;10
Тематические карточки-задания
4-5
Делимость целых чисел
2
Кратное, делитель. Законы математики
Задания из вариантов ЕГЭ
Рациональные уравнения инеравенства
6
6-7
Формула бинома Ньютона, суммы и разности степеней
2
Формула бинома Ньютона, суммы и разности степеней
Тематические карточки-задания
8-9
Деление многочлена с остатком
2
Деление многочлена с остатком
Тематические карточки-задания
10-11
Метод интервалов при решении неравенств
2
Метод интервалов при решении неравенств
Тематические карточки-задания
Корень степени п. Степень положительного числа
5
12
Арифметический корень
1
Корни чётной и нечётной степеней Арифметический корень
Тренировочные варианты ЕГЭ.
13-14
Свойства корней степени п
2
Свойства корней степени п
Тренировочные варианты ЕГЭ.
15-16
Свойства степени с рациональным показателем.
2
Свойства степени с рациональным показателем.
Тренировочные варианты ЕГЭ.
Логарифмы
5
17
Свойства логарифмов
1
Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени, переход к новому основанию. Десятичный инатуральный логарифмы.
Тренировочные варианты ЕГЭ.
18-19
Преобразование выражений с логарифмами из ЕГЭ
2
Преобразование выражений, содержащих логарифмы.
Тренировочные варианты ЕГЭ.
20-21
Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств
Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух аргументов. Синус и косинус двойного аргумента. Формулы половинного аргумента.
Выполнение заданий вариантов ЕГЭ
26-27
Формулы приведения
2
Формулы приведения. Правило формул приведения.
Выполнение заданий вариантов ЕГЭ
Тригонометрические уравнения и неравенства
7
28-29
Простейшие тригонометрические уравнения
2
Решение простейших тригонометрических уравнений
cosx= a ,sinx= a, tgx=a,
ctgx=a.
Карточки – задания.
30-31
Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений
2
Тригонометрические уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений.
Тематические задания, карточки.
32
Однородные уравнения
1
Однородные уравнения.
Тематические задания, карточки.
33-34
Простейшие тригонометрические неравенства
2
Простейшие тригонометрические неравенства
Тематические задания, карточки.
Тематическое планирование «Практикум по математике».
№ урока
Название раздела, тема урока
Кол – во часов
Домашнее задание
1.Действительные числа
5
1.
Множество чисел. Свойства действительных чисел
1
Выполнение заданий вариантов ЕГЭ.
2-3
Признаки делимости на 2;3;4;5;9;10
2
Тематические карточки-задания
4-5
Делимость целых чисел
2
Задания из вариантов ЕГЭ
Рациональные уравнения инеравенства
6
6-7
Формула бинома Ньютона, суммы и разности степеней
2
Тематические карточки-задания
8-9
Деление многочлена с остатком
2
Тематические карточки-задания
10-11
Метод интервалов при решении неравенств
2
Тематические карточки-задания
Корень степени п. Степень положительного числа
5
12
Арифметический корень
1
Тренировочные варианты ЕГЭ.
13-14
Свойства корней степени п
2
Тренировочные варианты ЕГЭ.
15-16
Свойства степени с рациональным показателем.
2
Тренировочные варианты ЕГЭ.
Логарифмы
5
17
Свойства логарифмов
1
Тренировочные варианты ЕГЭ.
18-19
Преобразование выражений с логарифмами из ЕГЭ
2
Тренировочные варианты ЕГЭ.
20-21
Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств
2
Тренировочные варианты ЕГЭ.
Тригонометрические формулы
6
22-23
Основные тригонометрические тождества
2
Выполнение заданий вариантов ЕГЭ
24-25
Формулы сложения
2
Выполнение заданий вариантов ЕГЭ
26-27
Формулы приведения
2
Выполнение заданий вариантов ЕГЭ
Тригонометрические уравнения и неравенства
7
28-29
Простейшие тригонометрические уравнения
2
Карточки – задания.
30-31
Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений
2
Тематические задания, карточки.
32
Однородные уравнения
1
Тематические задания, карточки.
33-34
Простейшие тригонометрические неравенства
2
Тематические задания, карточки.
Учебно – методический комплекс.
1. Сборник нормативных документов Математика Федеральный компонент государственного стандарта
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы «Примерные программы по математике» 3-е
издание, стереотипное Москва Дрофа 2009
2. С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс, учебник для общеобразовательных организаций Базовый и углублённый уровни Москва «Просвещение» 2018г.
3. М.К. Потапов, А.В. Шевкин. Дидактические материалы 10 класс, Москва «Просвещение» 2018г.
4. Ю.В. Шепелева Тематические тесты. Москва «Просвещение» 2018г.