Факультатив «Решение олимпиадных задач по математике» является одной из важных составляющих активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике. У каждого ребёнка есть способности и таланты, надо в это верить, и развивать их.
Данная программа рассчитана на первую четверть учебного года для учащихся 7 классов, проявляющих интерес к математике, дает возможность учащимся углубленного изучения основного курса математики путем рассмотрения задач, требующих нестандартного подхода в решении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Решение олимпиадных задач по математике»
МБОУ «Бестужеская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Утверждено:
Зам. директора по УВР: Директор МБОУ «Бестужевская СОШ»
Честнейшиной Н. М. _______________ Щукина Н. А ____________________
«31» августа 2017 года «31» августа 2017года
Рабочая программа факультативного курса «Решение олимпиадных задач по математике»
8 класс
Учитель: Илатовская Ирина
Анатольевна
высшая квалификационная категория
с. Бестужево
2017 год
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона от 26. 12.2012г. 3273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- Примерной программы по предмету
- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 6.10.2009 №373
Основной особенностью современного развития системы математического образования является ориентация на широкую дифференциацию обучения математике, позволяющую решить две задачи. С одной стороны - обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой - сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, выявить и развить их математические способности, ориентировать на профессии, связанные с математикой, подготовить к обучению в ВУЗе. Практическая полезность дисциплины «математика» обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира.
Факультативные занятия реализуют требования государственных стандартов по математике, значительно углубляет их, дополняет разнообразием задач по различным темам. Содержание программы разработано на основе обязательного минимума содержания общеобразовательной программы основного общего образования по математике для учащихся 6-9 классов. В содержании программы вошли вопросы необязательные для изучения на уроках алгебры в 6-9 классах. В курсе большое внимание уделяется решению логических, олимпиадных задач.
Факультатив «Решение олимпиадных задач по математике» является одной из важных составляющих активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике. У каждого ребёнка есть способности и таланты, надо в это верить, и развивать их.
Данная программа рассчитана на первую четверть учебного года для учащихся 7 классов, проявляющих интерес к математике, дает возможность учащимся углубленного изучения основного курса математики путем рассмотрения задач, требующих нестандартного подхода в решении.
Тип курса – предметно-ориентированный, является дополнением к изучению учебного предмета «Математика».
Формы проведения занятий: проблемный диалог, лекции, практикумы.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.
Методы организации и осуществления деятельности учащихся: методы словесной передачи информации и слухового восприятия материала: беседа, лекция, сообщение ученика; методы наглядной передачи информации: иллюстрация, наблюдение; методы передачи информации с помощью практической деятельности: решение задач, конспектирование, составление таблиц, схем. А так же индуктивные и дедуктивные, анализ, обобщение, систематизация, проблемные, и поисковые методы.
Цель курса - создании условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей. Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней. Предоставление ученику возможности реализовать свой интерес к математике и свои способности к решению нестандартных задач.
обучение учащихся приёмам решения нестандартных, олимпиадных задач.
развивать математическое мышление, логику и сообразительность, интуицию, пространственное воображение;
развивать вычислительные умения до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатика);
развивать познавательную и творческую активность учащихся;
познакомить учащихся с различными методами решения арифметических и логических задач;
готовить учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах.
класс
Количество часов в неделю
Количество учебных недель
Количество часов в год
8
1
8
8
УМК:
Григорьева Г. И. Подготовка школьников к олимпиадам по математике 7-9 классы. М. : Глобус 2009
Звавич Л. И., Кузнецова Л. В., Суворова С. Б. Дидактический материал по алгебре 8 класс. М.: Просвещение 2013
Фарков А. В. Внеклассная работа по математике М.: Айрис-пресс 2007
Фарков А. В. Математические олимпиады в школе М. : Айрис-пресс 2010
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении нестандартных за- дач.
Метапредметные:
1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
2) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
4) умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения познавательных задач;
5) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
6) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме;
7) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
8)умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
Предметные:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.);
3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
5) знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
3. Содержание учебного предмета.
Курс разбит на 6 разделов:
1. Простая арифметика. Отбрось лишнее. Считай по частям. Включение – исключение. Умножение сумм и разностей.
2. Уравнения и неравенства. Уравнения с модулем. Числовые неравенства.
3. Делимость и остатки. Признаки делимости. Чётность. Перебор по чётности. Действия с остатками. НОД и НОК.
4. Дроби, доли, средние. Сокращать или нет? Запись и значение дроби. Пересчёт в целые. Доля целого. Проценты.
5. Логика и перебор.
6. Геометрические задачи. Прямые и отрезки. Углы. Деление угла.
4. Календарно - Тематическое планирование.
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
1
Вычисления. Задачи на вычисление. Задачи на степень.
1
2
Уравнения. Задачи, решаемые уравнением, системой уравнений.