Просмотр содержимого документа
«Решение тригонометрических неравенств»
ТЕМА УРОКА: Решение простейших тригонометрических неравенств
Цель урока: показать алгоритм решения тригонометрических неравенств с использованием единичной окружности.
Задачи урока:
Образовательные – обеспечить повторение и систематизацию материала темы; создать условия контроля усвоения знаний и умений;
Развивающие – способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выявления главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти;
Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, мобильности, умения общаться, общей культуры.
Знания и навыки учащихся: - знать алгоритм решения тригонометрических неравенств;
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, карточки с заданиями самостоятельной работы.
ХОД УРОКА: 1. Организационный момент (1 мин)
Девизом урока предлагаю слова Сухомлинского: « Сегодня – мы учимся вместе: я, ваш учитель и вы мои ученики. Но в будущем ученик должен превзойти учителя, иначе в науке не будет прогресса».
2. Разминка. Диктант «Верно - неверно»
3. Повторение
Для каждого варианта - задания на слайде, продолжите каждую запись. Время выполнения 3 мин.
Давайте выполним взаимопроверку этой нашей работы, используя таблицу ответов на доске.
4. Актуализация знаний учащихся(8 мин) Сегодня на уроке мы должны усвоить понятие тригонометрического неравенства и овладеть навыками решения таких неравенств. – Давайте вначале вспомним, что такое единичная окружность, радианная мера угла и как связан угол поворота точки на единичной окружности с радианной мерой угла. (работа с презентацией)
Единичная окружность — это окружность с радиусом 1 и центром в начале координат.
Угол, который образован положительным направлением оси OX и лучом OA, называется углом поворота. Важно запомнить, где находятся углы 0 ; 90 ; 180 ; 270 ; 360 .
Если A перемещается против часовой стрелки, получаются положительные углы.
Если A перемещается по часовой стрелке, получаются отрицательные углы.
сos t – это абсцисса точки единичной окружности, sin t – ордината точки единичной окружности, t – угол поворота с координатами (1;0). 5 . Объяснение нового материала (17 мин) Сегодня мы познакомимся с простейшими тригонометрическими неравенствами. Определение. Простейшими тригонометрическими неравенствами называют неравенства вида:
Как решить такие неравенств нам расскажут ребята (представление проектов учащимися с примерами). Определения и примеры учащиеся записывают в тетради.
В ходе выступления учащиеся объясняют решение неравенства, учитель дополняет рисунки на доске. Алгоритм решения простейших тригонометрических неравенств дается после выступления учащихся. Все этапы решения неравенства учащиеся видят на экране. Это способствует зрительному запоминанию алгоритма решения данной задачи.
Алгоритм решения тригонометрических неравенств с помощью единичной окружности: 1. На оси, соответствующей заданной тригонометрической функции, отметить данное числовое значение этой функции. 2. Провести через отмеченную точку прямую, пересекающую единичную окружность. 3. Выделить точки пересечения прямой и окружности с учетом строгого или нестрогого знака неравенства. 4. Выделить дугу окружности, на которой расположены решения неравенства. 5. Определить значения углов в начальной и конечной точках дуги окружности. 6. Записать решение неравенства с учетом периодичности заданной тригонометрической функции. Для решения неравенств с тангенсом и котангенсом полезно понятие о линии тангенсов и котангенсов. Таковыми являются прямые x = 1 и y = 1 соответственно, касающиеся тригонометрической окружности. 6. Практическая часть (12 мин) Для отработки и закрепления теоретических знаний выполним небольшие задания. Каждый учащийся получает карточки с заданиями. Решив неравенства, нужно выбрать ответ и записать его номер.
7. Рефлексия деятельности на уроке - Какая цель стояла перед нами? - Назовите тему урока - Получилось воспользоваться известным алгоритмом - Проанализируйте свою работу на уроке.
8. Домашнее задание (2 мин)
Решите неравенство:
sin 3x
tg x - 1
cos 2x -
cos (x + )
sin x -
cos (3x - )
cos 2x
tg x -
9. Итог урока (2 мин)
Предлагаю закончить урок словами Я.А.Коменского: “ Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию ”.