Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики
Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики
Роль математики в развитии функциональной грамотности человека велика. Умение решать задачи прикладного характера помогает человеку быстро социализироваться и способствует проявлению себя в разных сферах жизнедеятельности. Поэтому особое внимание на уроках математики нужно уделять на рассмотрения задач, развивающие математическую грамотность учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики»
Развитие функциональной грамотности учащихся
на уроках математики
Последние годы мы часто говорим о функциональной грамотности учащихся. Под функциональной грамотностью, мы понимаем, умение человека вступать в отношения с внешней средой и способность максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. И, конечно же, не последнюю роль при такой адаптации играет математическая грамотность человека, ведь решение практико-ориентированных и нестандартных задач способствует логическому мышлению учащихся, тренирует способности рождать идеи, находить новые решения, развивает воображение и гибкость ума. Все эти качества помогают быстро приспосабливаться ко многим новшествам и жизненным ситуациям.
Практическую реализацию развития математической грамотности можно осуществлять решая на уроках, задачи прикладного характера, интегрированные задания (математика+экономика, математика+ география, математика+физика, математика+химия и.т.д), проводя онлайн-тестирования, вводя элективные курсы, направленные на совершенствование прикладных математических умений.
В нашей школе, в целях развития функциональной грамотности учащихся, мы ввели некоторые изменения на наши дополнительные курсы. Мы разработали элективный курс: «Проценты в применении» для учащихся 5-6 классов, и учитывая специфику нашего лицея (НУО «Экономический лицей»), продолжением в старшем звене должен стать курс «Математическое моделирование экономических процессов».
Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в жизни, и знание его облегчает социализацию каждого человека. Так как понимание процентов и умение производить процентные расчёты, необходимы всем; прикладное значение этой темы так велико, что затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Изучение курса начинается с повторения понятия дроби и процент, затем рассматриваются задачи из разных областей жизни ( такие как рассчитать прибыль на внесенную сумму вкладчика, годовая ставка, сроки хранения, кредитование ипотечного займа, налог, зарплата, пенсионный фонд, расчет семейного бюджета, расчет концентрации в смеси и другие), вырабатывается алгоритм решения, определяется математический аппарат, расчетные работы производятся в Excel и 1-С бухгалтерия, а демонстрация итогов работы на формате Power Point. Некоторые задания, рассматриваемые нами по ходу курса, направленные на развитие математической грамотности, предлагаем вашему вниманию.
Задача1. В первом квартале литр молока стоил 220тг. Во втором квартале цена на молоко повысилась на 20%, а в третьем еще на 50%. Сколько стал стоить литр молока?
Задача2. Выполните начисление заработной платы учителя, учитывая следующие факторы:
Оклад – 60 000тг за 18 часов, кл. руководство – 15%, проверка тетрадей – 3%
подоходный налог – 10%, профсоюз – 1% с начисляемой зарплаты. Сумма, не облагаемая налогом – 15 000тг. Зарплата к выдаче - ? тг.
Задача3. Квартирная плата повысилась на 20%. За прошлый месяц заплачен 12000тг. Сколько надо заплатить за текущий месяц?
Задача4. Средняя продолжительность жизни у мужчин, не страдающих пагубными привычками, составляет 60 лет, а у женщин - 66,6 года. При злоупотреблении алкоголем продолжительность жизни у мужчин снижается до 46 лет, а у женщин - до 48 лет. На сколько процентов сокращается жизнь мужчин (женщин), если злоупотреблять алкоголем?
Задача5. Какой депозит выгоден?
Банк А
Банк В
Название депозита
Максимум
Выгодный
Срок хранения
3 года
5 лет
Ставка вознаграждения
12%
15%
Минимальный взнос
100 000тг
200 000 тг
Задача 6. Нужно обменять 2000$ в тенге (и наоборот купить 2000$), учитывая курс доллара. Где выгодно?
Банк А
Банк В
Покупка
Продажа
Покупка
Продажа
332,4
333,5
332,8
333,7
Задача 7. В 6а классе обучаются 20 человек, а в 6б – 25. Первую четверть окончили без двоек в 6а – 19 учеников, а 6б - 24 ученика. В каком классе выше результаты успеваемости?
Задача8. Заполните таблицу:
Старая цена (в тг.)
Повышение цены (понижение цены)
Новая цена (в тг)
В процентах
В тенге
8 000
5 %
11 000
10 %
20 000
15 %
45 000
20 %
32 000
25 %
Задача9. На этикетке в магазине зачеркнута цена 60000тг, и написана уцененная цена 45000 тг. При этом продавец утверждает, что скидка составляет -30%. Прав ли он?
Задача10. Основываясь на график, определите рождаемость и смертность с 2000-2010г.г. Который из этих показателей выше в данный период?