Представленная программа элективного курса предполагает решение дополнительных задач, многие из которых понадобятся как при подготовке к экзаменам, в частности ЕГЭ, так и при учебе в высших учебных заведениях. Предлагаются к рассмотрению следующие вопросы курса математики, выходящие за рамки школьной программы: рациональные и иррациональные задачи с параметрами; применение производной при анализе и решении задач с параметрами; уравнения и неравенства на ограниченном множестве; обратные тригонометрические функции; применение графического метода при решении задач с параметрами и др.
Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
расширение и углубление курса математики;
формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
формирование навыка работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов;
развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, рассчитана на 35 часов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Представленная программа элективного курса предполагает решение дополнительных задач, многие из которых понадобятся как при подготовке к экзаменам, в частности ЕГЭ, так и при учебе в высших учебных заведениях. Предлагаются к рассмотрению следующие вопросы курса математики, выходящие за рамки школьной программы: рациональные и иррациональные задачи с параметрами; применение производной при анализе и решении задач с параметрами; уравнения и неравенства на ограниченном множестве; обратные тригонометрические функции; применение графического метода при решении задач с параметрами и др.
Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
Цель курса -создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
расширение и углубление курса математики;
формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
формирование навыка работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов;
развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, рассчитана на 35 часов
Для оценки учебных достижений обучающихся используется:
- текущий контроль в виде проверочных работ;
- тематический контроль в виде самостоятельных работ;
- итоговый контроль в виде контрольных работ.
Предполагаемые результаты.
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
освоить основные приемы решения задач;
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Содержание курса
Начальные сведения для решений уравнений и неравенств (5 часов)
Аксиомы действительных чисел. Различные формы записи действительных чисел. Признаки делимости. Делимость по модулю. Треугольник Паскаля. Множества. Комбинаторика. Метод математической индукции. Бином Ньютона. Теорема Безу. Схема Горнера. Теорема Виета.
Основная цель – сформировать у учащихся навык разложения многочлена степени выше второй на множители, нахождение корней многочлена, применять теорему Безу и ее следствия для нахождения корней уравнений выше второй, а также упрощения рациональных выражений многочлена.
Решение задач с практическим содержанием.(12часов)
Сюжетные задачи. Таблицы и графики. Задачи принятия решений. Задачи на составление уравнений.
Планиметрия(12часов)
Геометрия на клетчатой бумаге. Геометрия треугольника. Площадь. Вписанные и описанные углы.
Особое внимание следует уделить умениям учащихся правильно выполнять чертёж согласно условию задачи глы.
Основные вопросы стереометрии( 6 часов)
Прямые и плоскости в пространстве: угол между прямой и плоскостью; угол между плоскостями;
расстояние между прямыми и плоскостями; угол и расстояние между скрещивающимися прямыми.
Особое внимание следует уделить умениям учащихся правильно выполнять чертёж согласно условию задачи, а также «узнать» на пространственном чертеже плоские фигуры с тем, чтобы свести решение задачи к пошаговому применению свойств плоских фигур.
В разделе «Итоговое повторение» предполагается провести заключительную контрольную работу по материалам и в форме ЕГЭ, содержащую задания, аналогичные демонстрационному варианту (предполагается использование электронных средств обучения)
Учебно-тематический план
№п/п
Наименование разделов
Всего часов
Кол-во
с/р
Кол-во
к/р
1
Начальные сведения для решения уравнений и неравенств
5
1
2
Решение задач с практическим содержанием
12
1
3
Планиметрия.
12
1
4
Основные вопросы стереометрии
6
1
Всего
35
2
2
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Тема урока
Кол-во часов
По плану
По факту
1. Начальные сведения для решения уравнений и неравенств ( 5часов)
1
Действительные числа
1
02.09
2
Множества
1
09.09
3
Алгебраические многочлены
1
16.09
4
Решение простейших уравнений и неравенств
1
23.09
5
Самостоятельная работа
1
30.09
2. Решение задач с практическим содержанием (12 часов)
6
Сюжетные задачи
1
07.10
7
Сюжетные задачи
1
14.10
8
Таблицы и графики
1
21.10
9
Диаграммы
1
28.10
10
Задачи на проценты
1
11.11
11
Задачи на проценты
1
18.11
12
Задачи на движение
1
25.11
13
Задачи на движение
1
02.12
14
Задачи на работу
1
09.12
15
Задачи на сплавы, смеси, концентрацию
1
16.12
16
Итоговая контрольная работа №1 за 1 полугодие
1
23.12
17
Анализ контрольной работы
1
3. Планиметрия (12 часов)
18
Геометрия на клетчатой бумаге
1
19
Геометрия на клетчатой бумаге
1
20
Геометрия треугольника
1
21
Геометрия треугольника
1
22
Геометрия треугольника
1
23
Площадь
1
24
Площадь
1
25
Площадь
1
26
Площадь
1
27
Вписанные и описанные углы
1
28
Вписанные и описанные углы
1
29
Самостоятельная работа
1
Основные вопросы стереометрии (6 часов)
30
Угол между прямой и плоскостью
1
31
Угол между плоскостями
1
32
Расстояние между прямыми и плоскостями
1
33
Угол и расстояние между скрещивающимися прямыми
1
34
Контрольная работа №2
1
35
Анализ контрольной работы
1
Изучение каждой темы заканчивается проверочной работой, которая может быть составлена на основе материалов разнообразных сборников, различных вариантов ЕГЭ, открытого банка заданий в Интернете.
Организация работы на занятиях должна несколько отличаться от работы на уроке: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, и, тем самым, самостоятельно добиваться результата.
Итоги работы элективного курса подводятся по результатам учебной деятельности (посетил не менее 80% занятий по этому курсу и выполнил 80% заданий проверочных работ).
Учебно-методический комплект:
Учебники:
№ п/п
Автор
Название, класс
Год издательства
Издательство
1
С.М.Никольский
Алгебра и начала математического анализа. 10класс
2014
Просвещение
2
ПВ. Семенов
Алгебра и начала анализа
2007
Мнемозина
Л.С.Атанасян
Геометрия, 10-11
2010
Просвещение
Методические пособия для учителя:
№ п/п
Автор
Название, класс
Год издательства
Издательство
2
С.Н. Олехник, М.К. Потапов, П.И. Пасиченко
Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения
2003
ДРОФА
3
ПВ. Семенов
Уравнения и неравенства
2008
МЦНМО
4
П.Ф.Севрюков, А.Н.Смоляков
Тригонометрические уравнения и неравенства и методика их решения