РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету математические представления 1- б класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету математические представления 1- б класс
Математические знания, умения, навыки, включённые в содержание общественного опыта, которым овладевает ребёнок с умеренной умственной отсталостью, являются одной из самых сложных областей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету математические представления 1- б класс»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_________Ю.Е. Модина
«____» _____ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету математические представления
1- б класс
Учитель: Терещенко Екатерина Константиновна
г. Клин – 2016
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена на основании Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Программа предназначена для обучающихся 1 класса с умеренной степенью умственной отсталости и составлена с нагрузкой 2 часа в неделю, что составляет 66 часов в год.
Учебно-методический комплекс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 ч. Ч.1. / Т.В. Алышева. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
Математические знания, умения, навыки, включенные в содержание общественного опыта, которым овладевает ребёнок с умеренной умственной отсталостью, являются одной из самых сложных областей. Они носят отвлеченный характер, и оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. Под математическим развитием понимается количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребенка, происходящие под влиянием специально организованного обучения, обеспечивающие овладение математическим содержанием, умениями использовать его в различных ситуациях.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Цели и задачи курса вытекают из особенностей развития обучающихся.
Цели и задачи учебного предмета.
Для детей данной категории является важным овладение элементарными математическими представлениями, поскольку в повседневной жизни ребенок встречается с ситуациями, которые требуют применение математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну). Знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определять количество предметов во множестве и т.п., требуется в различных видах деятельности.
В соответствии с назначением основной целью учебного предмета является социально – бытовая адаптация учащихся с умеренной умственной отсталостью.
Исходя из цели, в процессе изучения учебного предмета решаются следующие задачи:
Уточнение уровня сформированности ЭМП, изученных на первом году обучения;
определение потенциальных возможностей развития ЭМП;
формирование положительного эмоционального отношения к урокам по развитию ЭМП;
формирование умения адекватно использовать предметы в соответствии с их функциональным назначением;
формирование и закрепление социально-бытовых навыков, связанных с ЭМП;
привлечение внимания к свойствам и отношениям окружающих предметов.
Виды и формы контроля. Система контроля хода и качества усвоения содержания данного предмета включает следующие виды: текущий контроль и итоговый контроль
(проводятся в форме тестовых заданий).
Виды активных методов и форм обучения.
В процессе обучения используются различные виды деятельности: игровая (сюжетно - ролевая, дидактическая), изобразительную (лепка, рисование, аппликация).
Методы – совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию, действия по образцу, по словесной инструкции, словесные, наглядные, практические, игровые.
Приемы – приемы наложения и приложения, обводки; воспроизведение величины, формы с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе тактильного и зрительного обследования; предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции формы, величины, количества предметов; соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями; обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего использования в математической деятельности.
2. Планируемые результаты
На фоне положительных эмоциональных реакций на действия с предметами и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, предполагаются формирование следующих знаний иумений:
осуществление действий с множествами на дочисловом и элементарном числовом уровне в пределах 3;
выделение от 1 до 3 предметов из множества;
выбор соответствующего количества предметов без пересчета и с пересчетом с использованием приемов наложения и приложения;
выделение признаков цвета, формы (треугольник, квадрат, круг), величины (большой, маленький) в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу и словесной инструкции;
выделение одного, двух, трех - предметов из множества и группировка множества предметов больше пяти без пересчета;
узнавание цифр 1,2, 3 и соотнесение ее с количеством предметов;
написание цифр 1, 2, 3 различными способами;
обучение действиям с калькулятором: включение и выключение калькулятора; работа с клавишами 1,2,3 проведение «уничтожения» цифры;
осуществление выбора геометрических фигур и объединение их в группы по цвету, форме, величине;
перемещение предметов в пространстве с помощью взрослого, по словесной инструкции, самостоятельно.
3. Содержание учебного предмета
Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3. Определение места числа (от 0 до 3) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2, 3 из двух слагаемых.
Представления о величине.
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте.
Представление о форме.
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).
Пространственные представления.
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года.
4. Тематическое планирование
№ п/п
Название тематического раздела
Кол-во часов
Определение предметов по заданным параметрам
28
Работа с геометрическим материалом
6
Число и цифра 1
14
Число и цифра 2
12
Число и цифра 3
6
ИТОГО:
66
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Домашнее задание
Дата проведения по плану
Дата фактическая
1 четверть – 17 часов
Определение предметов по заданным параметрам – 12 часа
Понятия «один - много».
01.09
Выделение из группы одного предмета, отличного от данных по цвету.
06.09
Выделение из группы одного предмета, отличного от данных по форме.
08.09
Упражнение в сравнении предметов по количеству, используя термины «один - много».
13.09
Понятия «большой - маленький».
15.09
Упражнение в распознавании предметов по признакам «большой - маленький».
20.09
Сравнение предметов, понятия «больше – меньше»
22.09
Упражнение в сравнении предметов, используя термины «больше – меньше».
27.09
Понятия «одинаковые», «равные».
29.09
Сравнение предметов по величине.
04.10
Понятия «высокий» - «низкий».
06.10
Упражнение в использовании терминов «высокий» - «низкий».
11.10
Работа с геометрическим материалом – 1 час
Геометрический материал. Круг.
13.10
Определение предметов по заданным параметрам – 4 часа
Сравнение групп предметов с использованием терминов «много», «мало».
18.10
Сравнение групп предметов с использованием терминов «больше» - «меньше».
20.10
Понятия «широкий - узкий».
25.10
Понятия «длинный – короткий».
27.10
2 четверть- 15 часов
Определение предметов по заданным параметрам – 3 часа
Упражнение в сравнении предметов по длине.
08.11
Понятия «длиннее – короче».
10.11
Упражнение в сравнении предметов по длине.
15.11
Работа с геометрическим материалом – 1 час
Геометрический материал. Квадрат.
17.11
Определение предметов по заданным параметрам – 1 час
Выделение одного предмета по заданному признаку.
22.11
Число и цифра 1 – 5 часов
Число и цифра 1.
24.11
Узнавание цифры 1.
29.11
Изображение одного предмета.
01.12
Соотнесение числа 1 и количества предметов.
06.12
Порядковое числительное «первый».
08.12
Работа с геометрическим материалом – 1 час
Сортировка геометрических фигур.
13.12
Число и цифра 1 – 1 час
Письмо цифры 1.
15.12
Определение предметов по заданным параметрам – 3 часа
Понятия «тяжёлый – лёгкий».
20.12
Упражнение в использовании терминов «тяжёлый – лёгкий».
22.12
Сравнение предметов. Термины «тяжелее – легче».
27.12
3 четверть – 20 часов
Число и цифра 1 – 2 часа
Упражнение в распознавании цифры 1.
10.01
Соотнесение числа и цифры 1.
12.01
Определение предметов по заданным параметрам – 4 часа
Сравнение предметов по количеству, «одинаково».
17.01
Сравнение предметов по количеству, «поровну».
19.01
Сравнение предметов по количеству, «больше».
24.01
Сравнение предметов по количеству, «меньше».
26.01
Работа с геометрическим материалом – 2 часа
Геометрический материал. Треугольник.
31.01
Сортировка геометрических фигур.
02.02
Число и цифра 1 – 2 часа
Письмо цифры 1 на доске.
07.02
Упражнение в письме цифры 1 на доске.
09.02
Определение предметов по заданным параметрам – 1 час
Выделение из группы одного предмета, отличного по цвету от данных.
14.02
Число и цифра 1 – 4 часа
Письмо цифры 1 на листе бумаги.
16.02
Упражнение в письме цифры 1 на листе бумаги.
28.02
Схема тела человека. Соотнесение числа 1 с частями тела.
02.03
Соотнесение числа 1 с частями тела.
07.03
Число и цифра 2 – 5 часов
Число и цифра 2.
09.03
Узнавание цифры 2.
14.03
Получение числа 2.
16.03
Состав числа 2.
21.03
Сравнение чисел.
23.03
4 четверть – 14 часов
Число и цифра 2 – 7 часов
Письмо цифры 2.
06.04
Упражнение в письме цифры 2.
11.04
Соотнесение числа 2 с частями тела.
13.04
Сравнение чисел.
18.04
Соотнесение числа с количеством предметов.
20.04
Числительное «второй».
25.04
Упражнение в использовании числительных «первый, второй».