«Средняя общеобразовательная школа № 40 с углублённым изучением математики имени В.М.Барбазюка» города Оренбурга
Составитель: учитель математики Каткова О.Н.
Данный элективный курс нацелен на организацию предпрофильной подготовки учащихся по математике и предназначен для тех, кто не любит действовать по указке. При изучении школьного курса алгебры очень много времени тратится на то, чтобы усвоить правила преобразования выражений с переменными: многочленов, алгебраических дробей, иррациональных выражений, тригонометрических и многих других. Однако очень мало говорится о том, зачем нужны эти правила. Остаётся ещё очень много открытых вопросов: зачем уметь доказывать тождества и неравенства, зачем уметь приводить выражение к тому или иному виду, зачем уметь упрощать выражения. Найти ответ на все эти вопросы поможет данный элективный курс. Кроме того, учащиеся смогут больше узнать о разновидностях и методах решения всех этих задач: разобраться во многих вопросах, связанных с использованием основных понятий теории тождественных преобразований.
Рабочая программа элективного курса по математике для 8 класса написана на основе:
Достижение целей осуществляется за счёт: включения тождественных преобразований в контекст деятельности по решению задач на: нахождение значения выражения, исследования свойств выражения, сравнение нескольких выражений; формирования у учащихся знаний о методах и приёмах рения этих задач, способах контроля правильности их решения.
Основное содержание элективного курса по математике в 8 классе разработано в соответствии с обязательным минимумом, представленным в Федеральном компоненте образовательного стандарта 2004 г., и с учетом авторской программы М.В. Шабанова, О.Л. Безумова, С.Н. Котова «Тождественные преобразования выражений» для 8-9 класса.
В календарно-тематическом планировании сквозные разделы сформулированы и систематизированы в соответствии с авторской программой.
Элективный курс «Тождественные преобразования выражений» в 8 классе включён в часть учебного плана МОАУ «СОШ № 40», формируемую участниками образовательных отношений, на изучение курса отводится 35 часов,1 час в неделю.
Понятие числового множества и его характеристического свойства. Способы задания и способы изображения числовых множеств. Объединение множеств. Отношения равенства и включения числовых множеств.
Выражение с переменными и связанные с ним числовые множества (ОДЗ, множество значений выражения). Понятие тождественного равенства выражений на множестве. Методы доказательства и опровержения тождественного равенства. Виды тождественных преобразований и условия их применимости.
Доказательство тождеств. Доказательство тождественного равенства целых, дробных, дробно-рациональных и иррациональных выражений разными методами.
Упрощение выражений. Сравнимость выражений по простоте. Стандартная форма выражений различных видов. Понятие приближённого точного и вычисление значение выражения. Упрощение выражений на множестве.
Приведение многочленов к указанному виду. Понятие многочлена с одной переменной. Стандартный вид многочлена. Разложение многочлена на множители. Понятие приводимости. Корни многочлена, теоремы о корнях. Схема Горнера.
Композиция выражений. Понятие композиции выражений. Структура и роль метода замены переменной в решении вычислительных задач. Условия применимости и неприменимости метода замены переменной.
Отношение «больше» («меньше», «равно») на множестве действительных чисел. Свойства числовых неравенств. Доказательство числовых неравенств по определению. Доказательство неравенств с использованием их свойств. Опорные неравенства. Метод сведения к опорному неравенству.
Понятие тождественного равенства и неравенства выражений с одной переменной на множестве. Задачи на доказательство справедливости тождественного равенства и неравенства, на нахождение множества (области) тождественного равенства, неравенства выражений. Оценки выражений и их виды. Методы решения задач: по определению сведение к опорному, использование свойств неравенств.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г..N 273-ФЗ;
2. Авторская программа М.В. Шабанова, О.Л. Безумова, С.Н. Котова «Тождественные преобразования выражений 8-9 класс».
5. Календарно-тематическое планирование |
№ п/п | Тема урока | Сроки | Реализация содержания (дидактические единицы) | Вводимые понятия | Основные виды деятельности | ЦОР, ЭОР, оборудование |
По плану | Факт |
1. Числовые множества (3) |
1.1 | Понятие числового множества и его характеристического свойства. | | | Понятие числового множества и его характеристического свойства. Способы задания и способы изображения числовых множеств. | Числовое множество. Способы задания числовых множеств. Круги Эйлера. Отношение. | Построение множества точек на координатной прямой. Построение числовых множеств. | http://catalog.iot.ru/ Образовательные ресурсы сети Интернет для общего (среднего) образования |
2.2 | Способы задания и изображения числовых множеств. Объединение множеств. | | | Способы задания и способы изображения числовых множеств. Объединение множеств. | Объединение. Пересечение. Содержание. | Числовые промежутки Способы задания и изображения числовых множеств | http://lit.1september.ru/index.php |
3.3 | Отношения равенства и включения числовых множеств | | | Отношения равенства и включения числовых множеств. | Равенство. Включение. Пустое множество. | Общие свойства неравенств | http://catalog.iot.ru/ Образовательные ресурсы сети Интернет для общего (среднего) образования |
2. Тождественное равенство выражений с переменными (5) |
4.1 | Выражение с переменными и связанные с ним числовые множества (ОДЗ, множество значений выражения). | | | Выражение с переменными и связанные с ним числовые множества (ОДЗ, множество значений выражения). | Область допустимых значений. Область определения функции. Множество значений. | Решение линейных неравенств. Числовые промежутки | http://lit.1september.ru/index.php |
5.2 | Понятие тождественного равенства выражений на множестве. | | | Понятие тождественного равенства выражений на множестве. | Тождество. Тождественное равенство. | Доказательство линейных неравенств. Алгебраические приёмы | http://catalog.iot.ru/ Образовательные ресурсы сети Интернет для общего (среднего) образования |
6.3 | Методы доказательства и опровержения тождественного равенства. | | | Методы доказательства и опровержения тождественного равенства. | Метод от противного. Математическая индукция. | Тождественные преобразования | http://lit.1september.ru/index.php |
7.4 | Виды тождественных преобразований и условия их применимости | | | Виды тождественных преобразований и условия их применимости | Тожественное преобразование. | Целые уравнения | http://lit.1september.ru/index.php |
8.5 | Виды тождественных преобразований и условия их применимости | | | Виды тождественных преобразований и условия их применимости | Нетождественное преобразование. | Целые уравнения | http://lit.1september.ru/index.php |
3. Применение тождественных преобразований к решению задач на вычисление значений выражения (14) |
9.1 | Доказательство тождеств. | | | Доказательство тождеств. | Доказательство | Решение задач с помощью линейных уравнений | http://catalog.iot.ru/ Образовательные ресурсы сети Интернет для общего (среднего) образования |
10.2 | Док-во тождественного равенства целых, дробно-рациональных и иррациональных выражений разными методами. | | | Доказательство тождественного равенства целых, дробных, дробно-рациональных и иррациональных выражений разными методами. | Рациональность. Иррациональность. | Решение задач с помощью линейных уравнений | http://lit.1september.ru/index.php |
11.3 | Упрощение выражений. | | | Упрощение выражений. | Упрощение. | Подобные члены многочлена. Упрощение выражений | http://www.km-school.ru/ Виртуальная школа Кирилла и Мефодия |
12.4 | Сравнимость выражений по простоте. Стандартная форма выражений различных видов. | | | Сравнимость выражений по простоте. Стандартная форма выражений различных видов. | Стандартный вид. | Подобные члены многочлена. Упрощение выражений | http://catalog.iot.ru/ Образовательные ресурсы сети Интернет для общего (среднего) образования |
13.5 | Понятие приближенного вычисления значения выражения. | | | Понятие приближённого точного и вычисление значение выражения. | Приближенно равно. Тождественно равно. Равно. | Подобные члены многочлена. Упрощение выражений | http://lit.1september.ru/index.php |
14.6 | Упрощение выражений на множестве. | | | Упрощение выражений на множестве. | | Подобные члены многочлена. Упрощение выражений | http://lit.1september.ru/index.php |
15.7 | Приведение многочленов к указанному виду. | | | Приведение многочленов к указанному виду. | Приведенный многочлен. | Умножение одночлена на многочлен | http://lit.1september.ru/index.php |
16.8 | Понятие многочлена с одной переменной. Стандартный вид многочлена. | | | Понятие многочлена с одной переменной. Стандартный вид многочлена. | Стандартный вид многочлена | Умножение одночлена на многочлен | http://catalog.iot.ru/ Образовательные ресурсы сети Интернет для общего (среднего) образования |
17.9 | Разложение многочлена на множители | | | Разложение многочлена на множители. | Разложить на множители. | Умножение одночлена на многочлен | http://www.km-school.ru/ Виртуальная школа Кирилла и Мефодия |
18.10 | Понятие приводимости | | | Понятие приводимости. | Приводимость | Приведение многочленов к стандартному виду. | http://lit.1september.ru/index.php |
19.11 | Корни многочлена, теоремы о корнях. Схема Горнера. | | | Корни многочлена, теоремы о корнях. Схема Горнера. | Корень. Решение. | Решение уравнений. | http://www.km-school.ru/ Виртуальная школа Кирилла и Мефодия |
20.12 | Композиция выражений. Понятие композиции выражений. | | | Композиция выражений. Понятие композиции выражений. | Композиция. | Умножение многочлена на многочлен Правило умножения | http://www.km-school.ru/ Виртуальная школа Кирилла и Мефодия |
21.13 | Структура и роль метода замены переменной в решении вычислительных задач. | | | Структура и роль метода замены переменной в решении вычислительных задач. | Метод замены переменных | Умножение многочлена на многочлен Правило умножения | http://lit.1september.ru/index.php |
22.14 | Условия применимости и неприменимости метода замены переменной | | | Условия применимости и неприменимости метода замены переменной | Метод замены переменных | Умножение многочлена на многочлен Правило умножения | http://lit.1september.ru/index.php |
4. Числовые неравенства и их свойства (4) |
23.1 | Отношение «больше» («меньше», «равно») на множестве действительных чисел. Свойства числовых неравенств. | | | Отношение «больше» («меньше», «равно») на множестве действительных чисел. Свойства числовых неравенств. | Больше. Меньше. | Решение линейных неравенств. Числовые промежутки | http://catalog.iot.ru/ Образовательные ресурсы сети Интернет для общего (среднего) образования |
24.2 | Отношение «больше» («меньше», «равно») на множестве действительных чисел. Свойства числовых неравенств. | | | Отношение «больше» («меньше», «равно») на множестве действительных чисел. Свойства числовых неравенств. | Равно. | Решение линейных неравенств. Числовые промежутки | http://lit.1september.ru/index.php |
25.3 | Доказательство числовых неравенств по определению, с использованием их свойств. | | | Доказательство числовых неравенств по определению. Доказательство неравенств с использованием их свойств. | Числовое неравенство. | Практическое применение свойств неравенств | http://lit.1september.ru/index.php |
26.4 | Опорные неравенства. Метод сведения к опорному неравенству | | | Опорные неравенства. Метод сведения к опорному неравенству. | Опорные неравенства. Метод сведения к опорному неравенству | Оценка выражений | http://lit.1september.ru/index.php |
5. Тождественное неравенство выражений (9) |
27.1 | Понятие тождественного равенства и неравенства выражений с одной переменной на множестве. | | | Понятие тождественного равенства и неравенства выражений с одной переменной на множестве. | Тождественное равенство | Решение линейных неравенств | http://catalog.iot.ru/ Образовательные ресурсы сети Интернет для общего (среднего) образования |
28.2 | Задачи на доказательство справедливости тождественного равенства и неравенства, на нахождение множества (области) тождественного равенства, неравенства выражений. | | | Задачи на доказательство справедливости тождественного равенства и неравенства, на нахождение множества (области) тождественного равенства, неравенства выражений. | Область тождественного равенства | Решение задач с помощью линейных неравенств | http://lit.1september.ru/index.php |
29.3 | Задачи на доказательство справедливости тождественного равенства и неравенства, на нахождение множества (области) тождественного равенства, неравенства выражений. | | | Задачи на доказательство справедливости тождественного равенства и неравенства, на нахождение множества (области) тождественного равенства, неравенства выражений. | Область тождественного неравенства | Доказательство линейных неравенств с радикалами | http://www.km-school.ru/ Виртуальная школа Кирилла и Мефодия |
30.4 | Оценки выражений и их виды. | | | Оценки выражений и их виды. | Оценка | Составление системы неравенств по условию задачи | http://lit.1september.ru/index.php |
31.5 | Методы решения задач: по определению, сведение к опорному, использование свойств неравенств. | | | Методы решения задач: по определению сведение к опорному, использование свойств неравенств | Методы решения задач: по определению сведение к опорному | Решение задач | http://lit.1september.ru/index.php |
32.6 | Методы решения задач: по определению, сведение к опорному, использование свойств неравенств. | | | Методы решения задач: по определению сведение к опорному, использование свойств неравенств | Методы решения задач: с использованием свойств неравенств | Решение задач | http://lit.1september.ru/index.php |
33.7 | Методы решения задач: по определению, сведение к опорному, использование свойств неравенств. | | | Методы решения задач: по определению сведение к опорному, использование свойств неравенств | Решение задач с помощью опорного построения | Решение задач | http://www.km-school.ru/ Виртуальная школа Кирилла и Мефодия |
34.8 | Итоговая контрольная работа/защита учебных проектов | | | Методы решения задач: по определению сведение к опорному, использование свойств неравенств | Обобщение полученных знаний | Что означают слова «с точностью до…» Относительная точность | http://lit.1september.ru/index.php |
35.9 | Итоговая контрольная работа/защита учебных проектов | | | Методы решения задач: по определению сведение к опорному, использование свойств неравенств | Обобщение полученных знаний | Что означают слова «с точностью до…» Относительная точность | |
1. Найдите все корни многочлена Ps(x) = 2х5 + 6х4 - 10х3 - 30х2 + 8х + 24
2. Проверьте правильность решения представленной ниже задачи, пользуясь следующими указаниями.
1) Назовите тождественные преобразования, представленные в п. 1 решения.
2) Укажите, на каком множестве тождественно равны выражения, связанные каждым преобразованием.
4) Подчеркните самое простое выражение из всех, связанных тождественными преобразованиями.
5) Запишите в тетради исправленное решение задачи.