РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ 7 КЛАСС ПО ФГОС
Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ 7 КЛАСС ПО ФГОС
Пояснительная записка
Статус документа.
Настоящая рабочая программа по алгебре для 7 класса составлена на основании следующих нормативных правовых документов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010г.
2.Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Новопогорелоская СОШ
3.Сборник рабочих программ по алгебре для 7-9 классов. Н.Г.Миндюк., М., «Просвещение».,2016г.
Рабочая программа расчитана на учебник Ю. Н. Макарычев «Алгебра 7»., М., «Просвещение»., 2015г.
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
Программа призвана содействовать формированию культурного человека, умеющего мыслить, понимающего идеологию математического моделирования реальных процессов, владеющего математическим языком, как языком, организующим деятельность, умеющего самостоятельно добывать информацию и пользоваться ею на практике, владеющего литературной речью и умеющего в случае необходимости построить ее по законам математической речи.
В программе определена последовательность изучения материала в рамках стандарта для старшей школы и пути формирования знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а так же развития учащихся.
Из основных содержательно-методических линий школьного курса алгебры приоритетной в программе является функционально-графическая линия.
Цели и задачи изучения курса алгебры в 7 классе.
Цели:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В основе обучения математики лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета математика.
Предметная компетенция. Здесь под предметной компетенцией понимается осведомленность школьников о системе основных математических представлений и овладение ими основными предметными умениями. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: о математическом языке как средстве выражения математических законов, закономерностей и т.д.; о математическом моделировании как одном из важных методов познания мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: создавать простейшие математические модели, работать с ними и интерпретировать полученные результаты; приобретать и систематизировать знания о способах решения математических задач, а также применять эти знания и умения для решения многих жизненных задач.
Коммуникативная компетенция. Здесь под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и четко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая ее критическому анализу. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая ее при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.).
Организационная компетенция. Здесь под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать ее на составные части, на которых будет основываться процесс ее решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.
Общекультурная компетенция. Здесь под общекультурной компетенцией понимается осведомленность школьников о математике как элементе общечеловеческой культуры, ее месте в системе других наук, а также ее роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: об уровне развития математики на разных исторических этапах; о высокой практической значимости математики с точки зрения создания и развития материальной культуры человечества, а также о важной роли математики с точки зрения формировании таких значимых черт личности, как независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели и др.
Задачи:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе алгебры 7 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и статистика. Наряду с этим в содержание включены дополнительные темы под рубрикой «Для тех, кто хочет знать больше», что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии и служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка и владения определенными навыками, а так же способствует созданию общекультурного гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий
Линия «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать характер многих реальных зависимостей, производить простейшие расчеты. При изучении вероятности и статистики обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формирования понимания роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления..
Курс алгебры 7 класса характеризуется повышением теоретического обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану школы для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования на изучение алгебры в 7 классе отводится 105 часов из расчета 3 часа в неделю (35 учебных недели).В том числе контрольных работ - 10 (включая итоговую контрольную работу). В связи с праздничными днями (23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая) количество часов уплотнено до 99 часов.
Содержание учебного предмета
Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для возрастного периода; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.
Тема | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Элементы содержания |
Фаза запуска |
|
|
|
Повторение | 6 | 1 |
|
Фаза постановки и решения системы учебных задач |
|
|
|
Глава 1. Выражения. Тождества. Уравнения. | 18 | 2 | Числовые выражения, выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики. Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной. Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений. Нахождение значений числовых и буквенных выражений дает возможность повторить с учащимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры. В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки неравенств, дается понятие о двойных неравенствах. При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами. Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия учащимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах = bпри различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у учащихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе. Изучение темы завершается ознакомлением учащихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях. |
Глава 2. Функции | 11 | 1 | Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график. Основная цель — ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида. Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке учащихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у учащихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу. Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у = kх, где и k ≠ 0, как зависит от значенийk иb взаимное расположение графиков двух функций видау = kх + b. Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры. |
Глава 3. Степень с натуральным показателем | 11 | 1 | Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3и их графики. Основная цель — выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями. В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики б класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление нахождении значений степени с помощью калькулятора. Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем. На примере доказательства свойств степени учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений, содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий. Рассмотрение функций у = х2, у = х3позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание учащихся на особенности графика функции у = х2: график проходит через начало координат, ось Оуявляется его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости. Умение строить графики функций у = х2и у = х3используется для ознакомления учащихся с графическим способом решения уравнений. |
Глава 4. Многочлены | 17 | 2 | Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители. Основная цель — выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители. Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями. Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы. Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями. В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества. |
Глава 5. Формулы сокращенного умножения | 18 | 1 | Формулы (а + b)2 = а2 ± 2аb + b2, (а ± b)3= а3 ± За2b + Заb2 ± b3, (а ± b) (а2 + аb + b2) = а3 ±b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений. Основная цель — выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители. В данной теме продолжается работа по формированию у учащихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b) (а + b) = а2 - b2, (а ± b)2 = а2 ± 2аb + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево». Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3± За2b + Заb2 ± b3, а3 ± b3 = (а ± b) (а2 + аb + b2). Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование. В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач. |
Глава 6. Системы линейных уравнений | 12 | 1 | Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений. Основная цель — ознакомить учащихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач. Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений. Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах. Формируется умение строить график уравненияа + bу = с, где а ≠ 0 или b≠ 0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов дает возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
|
Рефлексивная фаза (итоговое повторение, демонстрация личных достижений) |
|
|
|
Итоговое повторение | 6 | 1 |
|
Общее кол-во часов | 99 | 10 |
|
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса (УУД)
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: Личностные результаты освоения образовательной программы:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа на примере содержания текстовых задач;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
8) первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
9) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
10) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении арифметических задач;
11) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
12) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
13) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
14) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через участие во внеклассной работе;
15) развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера через выполнение творческих работ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) первоначальное представление об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники;
13) развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
14) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
15) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
16) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
17) понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
18) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
19) способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера
Предметные результаты освоения образовательной программы:
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развитие способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
умение выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач;
правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;
сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;
владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
находить числовые значения буквенных выражений;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ:
В результате изучения алгебры ученик должен
знать/понимать*
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
* Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.
уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения степени с натуральным показателем; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
Уравнения и неравенства
уметь
решать простейшие уравнения и неравенства, и их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построения и исследования простейших математических моделей;
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
решать простейшие задачи;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера.
Перечень учебно-методической литературы и материально-технического обеспечения
Для учащихся:
1. Макарычев, Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2013.
2. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев,Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2006.
3. Алгебра: Дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова.- М.: Просвещение, 2013.
Для учителя:
1. Макарычев, Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2013.
2. Изучение алгебры в 7—9 классах: пособие для учителей / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова..— М.: Просвещение, 2011.
3. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2006.
4. Алгебра: Дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова.- М.: Просвещение, 2013.
5. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
6.Элементы статистики и теории вероятностей авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под редакцией С.А. Теляковского. М., Просвещение 2009 г.
Учебник соответствует требованиям стандарта по курсу алгебры. Отличительными особенностями учебника являются рациональное сочетание четкости и доступности изложения, приоритетность функционально-графической линии, наличие большого числа примеров с подробными решениями.
Календарно-тематическое планирование
Предмет | Класс | Вариант |
|
|
|
|
|
|
|
|
Алгебра | 7 | Алгебра-7 Ю.Н.Макарычев М.,Просвещение 2015г. |
|
|
|
| Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и РК ГОС |
| ||
Раздел | Описание раздела | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Программное и учебнометодическое обеспечение (материалы, пособия) | Домашнее задание и подробности урока для учеников | Предметно-информационная составляющая (знать, понимать) | Деятельностно-коммуникативная составляющая (общеучебные и предметные умения) | Ценностно-ориентационная составляющая | Педагогические условия и средства реализации ГОСа |
Повторение | Повторение и обобщение материала 6 класса | Повторение темы «Обыкновенные дроби» | 1 | Сложение, вычитание, умножение, деление обыкновенных дробей и смешанных чисел | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участникам. | текущий |
|
| Повторение темы «Положительные и отрицательные числа » | 1 | Сложение, вычитание, умножение, деление положительных и отрицательных чисел | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Обоснование суждений при использовании алгоритма действий. | текущий |
|
| Повторение темы «Отношения и пропорции» | 1 | Пропорция, члены пропорции, свойство пропорции | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| Знать: | Уметь: | 1)Применять алгоритм при выполнении задания. | самопроверка |
|
| Повторение темы «Уравнения» | 1 | Линейное уравнение с одним неизвестным | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
|
| Уметь: решать уравнения по правилу переноса слагаемого из одной части уравнения в другую; решать уравнения по правилу деления обеих частей на одно число по условию задачи записывать краткую запись, вводить переменную, составлять уравнение по условию и решать записанное уравнение | 1)Обоснование суждений при использовании алгоритма действий. | текущий, взаимопроверка |
|
| |||||||||
|
| |||||||||
|
| |||||||||
|
| |||||||||
|
| |||||||||
|
| |||||||||
|
| |||||||||
|
| |||||||||
|
| |||||||||
|
| |||||||||
|
| |||||||||
|
| |||||||||
|
| Повторение темы «Координаты на плоскости» | 1 | Система координат на плоскости, начало координат, координатная плоскость, оси координат, ось абсцисс, ось ординат, координата точки | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | Уметь: с помощью чертежных инструментов строить перпендикулярные и параллельные прямые; строить систему координат и отмечать на ней указанные точки; | 1)Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участникам. | текущий |
|
| Контрольная работа№1 | 1 | Проверка ЗУН | Индивидуальные тесты |
|
|
|
| Входящая диагностика |
0 |
| Числовые выражения | 1 | Числовые выражения, значение числового выражения | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Оценивание необходимости применения изученного материала в практической деятельности. | текущий |
|
| Выражения с переменными. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения | 1 | Выражения с переменными, значение выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Оценивание необходимости применения изученного материала в практической деятельности. | текущий |
|
| Сравнение значений выражений. Равенство буквенных выражений | 1 | Алгебраические выражения. | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Оценивание необходимости применения изученного материала в практической деятельности | внешний |
|
| Свойства действий над числами | 1 | Числовые выражения. Свойства действий над числами. | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Обоснование суждений при использовании алгоритма действий | текущий, взаимопроверка |
|
| Тождество. Доказательство тождеств. Тождественные преобразования выражений. | 5 | Понятия тождества , тождественно равных выражений | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1) Составлять алгоритмические предписания по изучаемой теме | текущий |
|
| Контрольная работа№2 | 1 | Проверка ЗУН учащихся | Индивидуальные задания по вариантам |
|
|
|
| Контроль знаний учащихся |
|
| Уравнение с одной переменной. Корень уравнения | 1 | Уравнение с одной переменной, корень уравнения. Число корней уравнения | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Оценивание необходимости применения изученного материала в практической деятельности | текущий, взаимопроверка |
|
| Линейное уравнение с одной переменной | 2 | Понятие линейного уравнения с одной переменной | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1) Составлять алгоритмические предписания по изучаемой теме |
|
|
| Решение задач с помощью уравнений | 4 | Составление математической модели для решения задачь с помощью уравнений. | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Преобразовывать выражения. 2)Аргументировать подходы к выполнению заданий. | текущий, взаимопроверка |
|
| Контрольная работа№3 | 1 | Контроль ЗУН учащихся по данной теме | Индивидуальные тестовые задания |
|
|
|
| Контроль знаний учащихся |
|
| Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции | 2 | Функция, её аргумент, значение функции. Область определения и область значения функции. | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Оценивание необходимости применения изученного материала в практической деятельности | текущий, взаимопроверка |
|
| Вычисление значений функции по формуле | 2 | Функции заданные с помощью формул. | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Отыскание связи между условием задания и изученным теоретическим материалом. | текущий |
|
| График функции | 2 | Определение графика функции. Чтение графиков | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Преобразовывать выражения. 2)Аргументировать подходы к выполнению заданий. | текущий |
|
| Прямая пропорциональность и ее график | 2 | Определение прямой пропорциональности, коэффициента пропорциональности. График прямой пропорциональности | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Аргументировать подходы к выполнению заданий. | взаимопроверка |
|
| Линейная функция, ее график | 5 | Определение линейной функции. График линейной функции. | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Установление причинно- следственных связей по условию задачи | текущий |
|
| Контрольная работа№4 | 1 | Итоговый контроль ЗУН учащихся | Индивидуальные задания по вариантам |
|
|
|
| Итоговый контроль |
|
| Определение степени с натуральным показателем | 2 | Определение степени с натуральным показателем. | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Обобщение и систематизация полученных знаний. | вводный |
|
| Умножение и деление степеней | 2 | Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями. Степень с нулевым показателем | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Обоснование суждений при использовании алгоритма действий. | текущий, взаимопроверка |
|
| Возведение в степень произведения и степени | 6 | Возведение в степень произведения и степени. Упрощение выражений, содержащих степени. | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Самостоятельная работа с источниками информации. | вводный |
|
| Контрольная работа№5 | 1 | Проверка ЗУН учащихся | Индивидуальные тесты |
|
|
|
| Итоговый контроль |
Одночлены | Дать понятие одночлена. Рассмотреть произведение одночленов и возведение одночлена в степень. Рассмотреть функции у=х/2 и у=х/3 и их свойства | Одночлен и его стандартный вид | 1 | Одночлен, его стандартный вид, степень одночлена | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Использование математической символики. | вводный |
|
| Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | 3 | Умножение одночленов, возведение одночлена в степень. Представление выражения в виде квадрата или куба одночлена, если это возможно. | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Обобщение и систематизация полученных знаний. | вводный |
|
| Функции y=x2 и y=x3 и их графики | 3 | Функции вида у = х², у =х³, их график и свойства. Подготовка к контрольной работе | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Применять свойства при выполнении задания | текущий |
|
| Контрольная работа№ 6 | 1 | Проверка ЗУН учащихся по данной главе | Индивидуальные задания по вариантам |
|
|
|
| Итоговый контроль |
Сумма и разность многочленов | Дать понятие многочлена. Рассмотреть сумму и разность многочленов | Многочлен и его стандартный вид. | 1 | Многочлен, его стандартный вид. Степень многочлена. | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Применять изучаемые свойства при выполнении заданий. | текущий |
|
| Сложение и вычитание многочленов | 3 | Представление многочлена в виде суммы или разности многочленов. Сумма и разность многочленов. | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Обоснование суждений при использовании алгоритма действий | текущий, взаимопроверкаЦель: определить уровень первичного усвоения учебного материала, актуализация знаний теоретического материала внешний |
|
| Умножение одночлена на многочлен | 3 | Умножение одночлена на многочлен. Решение уравнений. Упрощение выражений. | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Применять алгоритм при выполнении задания. | вводный, самопроверка |
|
| Вынесение общего множителя за скобку | 3 | Вынесение общего множителя за скобку, решение задач, уравнений, требующих разложения многочлена на множители с помощью вынесения общего множителя за скобку. | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Применять изучаемые свойства при выполнении заданий. | текущий |
|
| Умножение многочлена на многочлен | 4 | Применение алгоритма умножения многочлена на многочлен для решения различных задач. | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участникам. | взаимопроверка |
|
| Разложение многочлена на множители способом группировки | 4 | Разложения многочлена на многочлен способом группировки. Подготовка к контрольной работе | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1).Развитие абстрактного мышления. | вводный |
|
| Контрольная работа №7 | 1 | Проверка ЗУН учащихся | Индивидуальные задания по вариантам |
|
|
|
| Итоговый контроль |
Квадрат суммы и квадрат разности | Выучить формулы квадрата суммы и квадрата разности | Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений | 4 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. Куб суммы и куб разности двух выражений | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Обоснование суждений при использовании алгоритма действий. | текущий, взаимопроверка |
|
| Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 2 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Применять алгоритмы при | самопроверка |
Разность квадратов иразность кубов | Рассмотреть формулы разложения разности квадратов на множители, разложение на множители суммы и разности кубов | Умножение разности двух выражений на их сумму | 2 | Формулы : | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Применять алгоритмы при | самопроверка |
|
| Разложение разности квадратов на множители | 2 | Умножение разности двух выражений и их суммы | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Аргументирование этапов рассуждений. | вводный |
|
| Разложение на множители суммы и разности кубов | 2 | Разложение на множители суммы и разности кубов. Подготовка к контрольной работе | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| Иметь представление о формулах | уметь: | 1)Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участникам. | текущий |
Преобразование целого выражения | Научиться преобразовывать целые выражения | Преобразование целого выражения в многочлен | 4 | Представление целого выражения в виде многочлена | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1).Развитие абстрактного мышления. | текущий |
|
| Применение различных способов для разложения многочлена на множители | 4 | Применение формул сокращенного умножения, вынесения общего множителя, метода группировки, комбинированных методов для разложения многочлена на множители | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| уметь: | уметь: | 1).Развитие абстрактного мышления. | текущий |
|
| Контрольная работа №8 | 1 | Проверка ЗУН учащихся | Индивидуальные тестовые задания |
|
|
|
| Итоговый контроль |
Линейные уравнения с двумя переменными и их системы | Рассмотреть линейные уравнения с двумя переменными и их системы | Линейное уравнение с двумя переменными. | 1 | Определение линейного уравнения с двумя переменными и его решения | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Обоснование суждений при использовании алгоритма действий | самопроверка |
|
| График линейного уравнения с двумя переменными | 2 | График уравнения с двумя переменными. График линейного уравнения | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Применять изучаемые свойства при выполнении заданий. | текущий |
|
| Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | Системы линейных уравнений с двумя неизвестными, решаемые способом сложения. | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участникам. | внешний |
Решение систем линейных уравнений | Рассмотреть различные способы решения систем линейных уравнений | Способ подстановки | 3 | Системы линейных уравнений с двумя неизвестными, решаемые способом подстановки. | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Обоснование суждений при использовании алгоритма действий | вводный |
|
| Способ сложения | 3 | Системы линейных уравнений с двумя неизвестными, решаемые способом сложения. | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| знать: | уметь: | 1)Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участникам. | внешний |
|
| Решение задач с помощью систем уравнений | 3 | Текстовые задачи с различным содержанием, решаемые с помощью составления систем уравнений. | Учебник, дидактический материал, тематические тесты |
| понимать: | уметь: | 1)Применять изучаемые свойства при выполнении заданий. | текущий |
|
| Контрольная работа №9 | 1 | Проверка ЗУН учащихся | Индивидуальный тестовый материал |
|
|
|
| Итоговый контроль |
Итоговое повторение | Повторить и обобщить материал, изученный в курсе математики 7 класса | Повторение темы «Преобразование целых выражений» | 1 | Уравнения, текстовые задачи тождества, где необходимо применение преобразований целого выражения | Дидактические материалы, тесты |
| знать: | уметь: | 1)Обоснование суждений при использовании алгоритма действий | текущий, взаимопроверка |
|
| Повторение темы «Системы линейных уравнений» | 1 | Различные задачи, решаемые с помощью систем уравнений. | Дидактические материалы, тесты |
| знать: | уметь: | 1)Применять алгоритм при выполнении задания. | внешний |
|
| Средние результаты измерений. Статистические характеристики: размах, мода, медиана | 2 | Различные примеры статических данных. | Дидактические материалы, тесты |
| знать: | уметь: вычислять средние значения результатов измерений, использовать статические характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях, составлять простейшие таблицы с использованием статических данных | 1)Обоснование суждений при использовании алгоритма действий | текущий |
|
| Итоговая контрольная работа №10 | 2 | Проверка ЗУН учащихся | Индивидуальные тестовые задания |
|
|
|
| Итоговый контроль |
object(ArrayObject)#867 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(57) "Рабочая программа 5 класс(Фгос) " ["seo_title"] => string(34) "rabochaia-proghramma-5-klass-fghos" ["file_id"] => string(6) "175977" ["category_seo"] => string(10) "matematika" ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee" ["date"] => string(10) "1424346658" } }
object(ArrayObject)#889 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(66) "Рабочая программа по алгебре 7 класс" ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_proghramma_po_alghiebrie_7_klass" ["file_id"] => string(6) "447349" ["category_seo"] => string(10) "matematika" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1514571782" } }
object(ArrayObject)#867 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(79) "Рабочая программа по алгебре 7-9 класс, ФГОС " ["seo_title"] => string(49) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-7-9-klass-fgos" ["file_id"] => string(6) "236020" ["category_seo"] => string(10) "matematika" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1443946048" } }
object(ArrayObject)#889 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(72) "Рабочая программа по геометрии 7-9, ФГОС " ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-ghieomietrii-7-9-fgos" ["file_id"] => string(6) "236026" ["category_seo"] => string(10) "matematika" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1443948469" } }
object(ArrayObject)#867 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(65) "Рабочая программа. Алгебра. 7 класс. " ["seo_title"] => string(38) "rabochaia-proghramma-alghiebra-7-klass" ["file_id"] => string(6) "121215" ["category_seo"] => string(10) "matematika" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1413905975" } }
Пожалуйста, введите ваш Email.
Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт