Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре в 7 классе, УМК Ю. Н. Макарычев»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В направлении личностного развития:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
В метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.
В предметном направлении:
предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
В результате изучения алгебры обучающийся должен:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
формулы сокращенного умножения;
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; сокращать алгебраические дроби;
решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами, строить графики линейных функций и функции у=х2;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений и систем;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
В результате изучения элементов логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей обучающийся должен:
уметь
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
Содержание учебного материала
( 3 часа в неделю)
1. Выражения, тождества, уравнения 22 ч
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.
Нахождение значений числовых и буквенных выражений дает возможность повторить с учащимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.
В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки и дается понятие о двойных неравенствах.
При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том, же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.
Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия учащимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах = bпри различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у учащихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.
Изучение темы завершается ознакомлением учащихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическими, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
2. Функции 11 ч
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.
Основная цель- ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке учащихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у учащихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.
Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у = kх, где k0, как зависит от значений kи bвзаимное расположение графиков двух функций вида у = kх + b
Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.
3. Степень с натуральным показателем 11 ч
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3и их графики.
Основная цель— выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора. Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем. На примере доказательства свойств аm • аn = аm+n , аm : аn =аm-nгде mn, (аm)п = аmn, (аb)п = аnbnучащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений, содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.
Рассмотрение функций у = х2, у = х3позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание учащихся на особенности графика функции у = х2:график проходит через начало координат, ось ОУявляется его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.
Умение строить графики функций у = х2и у = х3используется для ознакомления учащихся с графическим способом решения уравнений.
4. Многочлены 17 ч
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Основная цель— выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.
Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами - сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.
Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.
В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.
5. Формулы сокращенного умножения 19 ч
Формулы (а ± b)2= а2 ± 2аb + b2, (а ± b)3= а3 ± 3а2Ь + Заb2 ± b3, (а ± b) (а2аb + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.
Основная цель— выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В данной теме продолжается работа по формированию у учащихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b) (а + b) = а2 - Ь2, (а ± b)2= а2 + 2аb + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».
Наряду с указанными рассматриваются также формулы (a ± b)3 = а3 ± За2b + Заb2 ± b3, а3 ± b3 = (а + b) (а2аb + b2). Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.
6. Системы линейных уравнений 16 ч
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Основная цель - ознакомить учащихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.
Формируется умение строить график уравнения а + bу = с, где а 0 или Ь 0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов дает возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
7.Повторение 9 ч
Календарно-тематическое планирование
(105 уроков, 3 ч в неделю)
№ п/п
Наименование раздела, тема урока
Кол-во часов
Дата
план
факт
Выражения, тождества, уравнения, 22ч
1.
Числовые выражения
1
02.09.
2.
Числовые выражения
1
02.09.
3.
Выражения с переменными
1
06.09.
4.
Выражения с переменными
1
09.09.
5.
Сравнение значений выражений
1
09.09.
6.
Сравнение значений выражений
1
13.09.
7.
Свойства действий над числами
1
16.09.
8.
Тождества. Тождественные преобразования выражений
1
16.09.
9.
Контрольная работа №1 по теме «Числовые выражения. Выражения с переменными»
1
20.09.
10.
Уравнение и его корни
1
23.09.
11.
Линейное уравнение с одной переменной
1
23.09.
12.
Линейное уравнение с одной переменной
1
27.09.
13.
Линейное уравнение с одной переменной
1
30.09.
14.
Решение задач с помощью уравнений
1
30.09.
15.
Решение задач с помощью уравнений
1
04.10.
16.
Решение задач с помощью уравнений
1
07.10.
17.
Среднее арифметическое, размах, мода
1
07.10.
18.
Среднее арифметическое, размах, мода
1
11.10.
19.
Медиана как статистическая характеристика
1
14.10.
20.
Решение задач по теме «Статистические характеристики»
1
14.10.
21.
Решение задач по теме «Статистические характеристики»
1
18.10.
22.
Контрольная работа №2 «Статистические характеристики»
1
21.10.
Функции, 11 ч.
23.
Что такое функция
1
21.10.
24.
Вычисление значений функции по формуле
1
25.10.
25.
График функции
1
08.11.
26.
График функции
1
11.11.
27.
График функции
1
11.11.
28.
Прямая пропорциональность и её график
1
15.11.
29.
Прямая пропорциональность и её график
1
18.11.
30
Линейная функция и её график
1
18.11.
31
Линейная функция и её график
1
22.11.
32
Линейная функция и её график
1
25.11.
33.
Контрольная работа №3 по теме «Функции»
1
25.11.
Степень с натуральным показателем, 11 ч.
34.
Определение степени с натуральным показателем
1
29.11.
35.
Умножение и деление степеней
1
02.12.
36.
Умножение и деление степеней
1
02.12.
37.
Возведение в степень произведения и степени
1
09.12.
38.
Возведение в степень произведения и степени
1
09.12.
39.
Одночлен и его стандартный вид
1
13.12.
40.
Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень
1
16.12.
41.
Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень
1
16.12.
42.
Функции y=x^2 и y=x^3 и их графики
1
20.12.
43.
Функции y=x^2 и y=x^3 и их графики
1
23.12.
44.
Контрольная работа №4 по теме «Степень с натуральным показателем»
1
23.12.
Многочлены, 17 ч.
45.
Многочлен и его стандартный вид
1
27.12.
46.
Сложение и вычитание многочленов
1
10.01.
47.
Сложение и вычитание многочленов
1
13.01.
48.
Умножение одночлена на многочлен
1
13.01.
49.
Умножение одночлена на многочлен
1
17.01.
50.
Умножение одночлена на многочлен
1
20.01.
51.
Вынесение общего множителя за скобки
1
20.01.
52.
Вынесение общего множителя за скобки
1
24.01.
53.
Вынесение общего множителя за скобки
1
27.01.
54.
Контрольная работа №5 по теме«Многочлены. Произведение одночлена на многочлен»
1
27.01.
55.
Умножение многочлена на многочлен
1
31.01.
56.
Умножение многочлена на многочлен
1
03.02.
57.
Умножение многочлена на многочлен
1
03.02.
58.
Разложение многочлена на множители способом группировки
1
07.02.
59.
Разложение многочлена на множители способом группировки
1
10.02.
60.
Разложение многочлена на множители способом группировки
1
10.02.
61.
Контрольная работа №6 по теме «Произведение многочленов»
1
14.02.
Формулы сокращенного умножения, 19 ч.
62.
Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений
1
17.02.
63.
Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений
1
17.02.
64.
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности
1
21.02.
65.
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности
1
24.02.
66.
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности
1
24.02.
67.
Умножение разности двух выражений на их сумму
1
03.03.
68.
Умножение разности двух выражений на их сумму
1
03.03.
69.
Разложение разности квадратов на множители
1
07.03.
70.
Разложение разности квадратов на множители
1
10.03.
71.
Разложение на множители суммы и разности кубов
1
10.03.
72.
Разложение на множители суммы и разности кубов
1
14.03.
73.
Контрольная работа №7 по теме «Формулы сокращенного умножения»
1
17.03.
74.
Преобразование целого выражения в многочлен
1
17.03.
75.
Преобразование целого выражения в многочлен
1
21.03.
76.
Применение различных способов для разложения на множители
1
04.04.
77.
Применение различных способов для разложения на множители
1
07.04.
78.
Применение преобразований целых выражений
1
07.04.
79.
Применение преобразований целых выражений
1
11.04.
80.
Контрольная работа №8 по теме «Преобразование целых выражений»
1
14.04.
Системы линейных уравнений, 16 ч.
81.
Линейное уравнение с двумя переменными
1
14.04.
82.
График линейного уравнения с двумя переменными
1
18.04.
83.
График линейного уравнения с двумя переменными
1
21.04.
84.
Системы линейных уравнений с двумя переменными
1
21.04.
85.
Системы линейных уравнений с двумя переменными
1
25.04.
86.
Способ подстановки
1
28.04.
87.
Способ подстановки
1
28.04.
88.
Способ подстановки
1
02.05.
89.
Способ сложения
1
05.05.
90.
Способ сложения
1
05.05.
91.
Способ сложения
1
09.05.
92.
Решение задач с помощью систем уравнений
1
12.05.
93.
Решение задач с помощью систем уравнений
1
12.05.
94.
Решение задач с помощью систем уравнений
1
16.05.
95.
Решение систем уравнений различными способами
1
19.05.
96.
Контрольная работа №9 по теме «Решение систем линейных уравнений»