kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультатива по математике в 5 класс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»









Пояснительная записка




Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Наряду с решением основной задачи изучение математики на занятиях факультатива предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Решение этих задач отражено в программе факультативногокурса “ Занимательная математика ”

Большая роль при изучении математики 5 класса отводится решению текстовых задач, работе с натуральными числами и десятичными дробями, геометрическому материалу. Исходя из этого, на занятиях рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики, рассматриваются задачи на разрезание.

Особое внимание в работе уделяется подготовке детей к участию в олимпиадах, в математической игре-конкурсе “Кенгуру”. Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике вводится данный курс «Занимательная математика», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм. В детстве ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них есть способности и таланты, надо в это верить, и развивать их. Девизом всех занятий могут служить слова: « Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. » (Э. Кант).

Рабочая программа курса «Занимательная математика» разработана на основе следующих нормативных документов:

Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);

Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993;

письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»; Фундаментального ядра содержания общего образования;

Основной образовательной программы ОУ.

    • программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;; программы развития и формирования универсальных учебных действий.

Цели изучения курса «Занимательная математика»:


Создать условия для развития интереса учащихся к математике.

  • Реализация деятельностного подхода (способствовать развитию умений и навыков поиска, анализа и использования знаний).

  • Расширение кругозора школьников

  • Развитие логического, алгоритмического и творческого мышления.

  • Выработка навыков устной монологической речи.

  • Создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности.

  • систематизация и углубление знаний по математике;;

создание условий для формирования и развития практических умений учащихся решать

нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;;

  • повышение математической культуры ученика.


Задачи курса

  • сформировать представление о методах и способах решения арифметических задач;

  • развить комбинаторные способности учащихся;

  • научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;

  • воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;

  • оказать конкретную помощь обучающимся в решении олимпиадных задач;;

  • способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.

  • - показать широту применения математики в жизни.



Общая характеристика факультативного курса «Занимательная математика»


Программа курса «Занимательная математика» для учащихся 5 классов является расширением предмета «Математика».

Основополагающими принципами построения курса «Занимательная математика» являются: научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.

В рамках предмета «Занимательная математика» не рассматривается ни один из разделов данной программы, что позволяет заинтересовать обучающихся для изучения материала курса.


Описание места факультативного курса «Занимательная математика» в учебном плане


Курс «Занимательная математика» рассчитан на 1 час в неделю в 5 классе, всего 34 часа. Возраст учащихся: 11 лет.


Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы-1год.

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления. Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.



Так как разделы программы не связаны между собой, то учащиеся имеют возможность подключаться к занятиям на любом этапе. Домашнее задание не предусматривается. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В основе курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;

учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;

обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Эрудита», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Методы и приемы, используемые при изучении курса:

  • Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.

  • Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.

  • Иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.

  • Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.

Дидактические игры, содержание которых способствует развитию мыслительных операций, освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета и т.д. Игру считают одной из движущих сил учебного процесса, как создающую условия, при которых дети испытывают радость познания. Увлеченные игрой, дети проявляют сообразительность, с большей самостоятельностью преодолевают трудности, психологические барьеры. Игра вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает без особого труда приобретать знания, умения, навыки. Дидактическая игра при правильном ее построении является не только формой усвоения знаний, но и способствует общему развитию ребенка, формированию его способностей. Причем это не только дидактические игры, но и логические. В логических играх путем построения цепочки несложных умозаключений можно предугадать необходимый результат, ответ. С их помощью школьники знакомятся с применением законов и правил логики. Использование вышеперечисленных методов в непринужденной обстановке создает атмосферу большой заинтересованности в работе.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Занимательная математика»


Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность математики заключается в том, что математические знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и используются при их изучении.


4 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

1) в личностном направлении:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

2) в метапредметном направлении:

  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

3) в предметном направлении:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;

  • умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

  • умение применять аппарат уравнений для решения задач из различных разделов курса;

  • овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;

  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;

  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять

систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  • умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.


Содержание курса «Занимательная математика»


включает в себя теоретический, исторический материал, задачи на смекалку, различные логические и дидактические игры, математические фокусы, ребусы, загадки и т.д. Такие виды заданий, которые вызывают неизменный интерес детей.


Числа и вычисления ( 7 ч.).

Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Магические квадраты.

Геометрические фигуры ( 5 ч.)

Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.

Ребусы. Кроссворды ( 3 ч.)

Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.

Логические задачи ( 4 ч.)

Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле.

Решение задач ( 9 ч.)

Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение.

Задачи на бассейны. Старинные задачи. Задачи на переливания, дележи, переправы при затруднительных обстоятельствах. Задачи на взвешивание. Задачи на разрезание. Текстовые задачи

(задачи, решаемые с конца)

Основы теории вероятностей (2 ч.)

Прикладная математика. (3 ч.) Содержание: расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; изготовление воздушного змея; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты.

Творческий вечер «занимательная математика» (1ч)

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

В приведенном ниже тематическом плане представлено содержание тем факультативного курса «Занимательная математика» и характеристика деятельности учащегося в рамках данной темы. Тематическое планирование ориентировано на расширение общеобразовательного курса математики. Материал курса позволяет сформировать основные современные представления о прикладной математике, максимально раскрыть межпредметные и метапредметные возможности информатики. Факультативный курс призван раскрыть межпредметные связи математики с информатикой, с изобразительным искусством, черчением, мировой художественной культурой, историей, биологией, технологией.

Тема раздела


Кол-во

Характеристика основных видов


часов

деятельности учащихся





Числа и вычисления


7





1

Греческая и римская нумерация.


1

Описывать свойства натурального





ряда. Читать и записывать


2

Индийская и арабская система


1



натуральные числа , сравнивать и

исчисления





упорядочивать их.



3

Древнерусская система исчисления


1




Выполнять вычисления с





4

Правила и приемы быстрого счета


1



натуральными числами.


5

Конкурс «Кто быстрее сосчитает».


1

Формулировать свойства


6

Магические квадраты


1

арифметических действий


7

Заключительное занятие


1







«Путешествие в страну чисел».









Геометрические фигуры




5



8

Треугольник, задачи с


1

Распознавать

на

чертежах,


треугольниками



рисунках и моделях геометрические

9

Четырехугольники. Геометрические


1

фигуры,

конфигурации фигур


головоломки



(плоские и пространственные).





Приводить примеры аналогов гео-

10

Знакомство с пространственными


1


фигурами



метрических фигур в окружающем

11

Решение задач на площадь и объемы


1

мире.

Изображать

геометрические


пространственных фигур.



фигуры и их конфигурации от руки и


Конструирование фигур.



с

использованием

чертежных





инструментов.

Изображать





геометрические фигуры на клетчатой

12

Заключительное занятие


1


бумаге.


Изготавливать

«Занимательная математика»






пространственные фигуры из развер-









ток. Вычислять объемы куба и





прямоугольного

параллелепипеда,





используя формулы объема куба и





объема


прямоугольного


















параллелепипеда.

Выражать

одни








единицы

измерения

объема

через








другие. Находить в окружающем








мире плоские

и

пространственные








симметричные фигуры.






Ребусы. Кроссворды


3









13

Знакомство с принципами


1

строить логическую цепочку




составления ребусов





рассуждений, переформулировать


14

Знакомство

с

кроссвордами.


1

условие,

извлекать необходимую



Составление и решение кроссвордов.



информацию, моделировать условие

15

Конкурс на лучший ребус и


1

с помощью схем, рисунков





кроссворд.

















Логические задачи


4









16

Знакомство с числовыми мозаиками.


1

критически оценивать полученный


Составление и решение числовых



ответ, осуществлять самоконтроль.


мозаик.






Анализировать и осмысливать текст

17

Решение и составление задач со



1

задачи,


переформулировать


спичками.






условие,

извлекать

необходимую


Головоломки со спичками.



информацию, моделировать условие

18

Знакомство с принципом Дирихле.



1

с

помощью


схем,

рисунков,


Решение задач на принцип Дирихле



реальных

предметов;;

строить





логическую цепочку

рассуждений;;

19

Заключительное занятие



1


«Математический КВН»



Решать задачи на проценты и дроби








(в том числе задачи из реальной


Решение задач




9






практики),

используя


при








необходимости



калькулятор.

20

Решение занимательных задач.



1




Проводить



несложные


Решение шутливых задач












исследования,


связанные

со

21

Задачи от противного




1





свойствами

дробных


чисел,

22,23

Задачи на движение. Задачи на



2



опираясь

на


числовые

экспе-


бассейны.






рименты


(в томчисле с

24

Задачи на переливания, дележи.



1



использованием


калькулятора,

25

Старинные задачи.




1

компьютера).


Выражать

одни








единицы измерения величины в дру-

26

Текстовые задачи (задачи, решаемые



1


гих

единицах

(метры

в


с конца)













километрах, минуты в часах и т.

27

Задачи на





1





п.).










переправы при затруднительных















Использовать знания о зависимостях



обстоятельствах











между величинами (скорость, время,









расстояние;; работа, производи-



28

Задачи на взвешивание, на



1

тельность, время и т. п.) при




разрезание.






решении текстовых задач




29,30

Основы теории вероятностей



2

Приводить примеры случайных










событий, достоверных и











невозможных событий. Сравнивать









шансы наступления событий;; строить








речевые конструкции с












использованием словосочетаний









более вероятно, маловероятно и др.









Выполнять перебор всех возможных








вариантов для пересчета объектов









или комбинаций, выделять комби-









нации, отвечающие заданным










условиям










Прикладная математика



3























9


31

расчёт семейного бюджета с

1

Извлекать информацию из таблиц и


использованием компьютера,


диаграмм, выполнять вычисления по


задачи «одним росчерком»


табличным данным, сравнивать




величины, находить наибольшие и

32

вырезание из бумаги, изготовление

1

наименьшие значения и др.


воздушного змея


Выполнять сбор информации в

33

азбука Морзе, математические

1

несложных случаях, представлять


фокусы, кулинарные рецепты.


информацию в виде таблиц и




диаграмм, в том числе с помощью




компьютерных программ.




Изображать геометрические фигуры




на клетчатой бумаге. Измерять с




помощью инструментов и сравнивать




длины отрезков и величины углов.




Строить отрезки заданной длины с




помощью линейки и циркуля и углы




заданной величины с помощью




транспортира. Моделировать




геометрические объекты, используя




бумагу, пластилин, проволоку и др.




Изображать равные фигуры,




симметричные фигуры

34

Вечер «Занимательная математика»

1



итого

34








Список литературы

для учителя:

  1. Бабенко Е.Б. и др. Школьный интеллектуальный марафон. - Москва: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999

  2. Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков – Москва: Просвещение, 1971.

  3. Братусь Т.А. и др. Все задачи «Кенгуру». Санкт-Петербург: 2008.

  4. Васильев Н.Б. и др. Заочные математические олимпиады. Москва: Наука, 1981

  5. Гнеденко Б.В. Элементарное введение в теорию вероятности М.: Наука, 1976

  6. Мостеллер К.В. 50 занимательных вероятностных задач с решениями М.: Наука, 1975

  7. Лоповок Л.М. 1000 проблемных задач по математике, Москва: Просвещение, 1995

  8. Матвеев Н. Принцесса науки , Москва: Молодая гвардия, 1979

9. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка , Москва: Учпедгиз, 1961 10. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка, Москва: Просвещение, 1984

11. Подашов А.П. Вопросы внеклассной работы по математике в школе, Москва: Учпедгиз, 1962 12. Перельман И.В. Живая математика М.: Наука, 1974г.

13. Рывкин П.М.Справочник по математике, М.: Высшая школа, 1975 14. Савельев Л.Я. Комбинаторика и вероятность М.: Наука 1975 15. Фальке Л.Я. Час занимательной математики, Ставрополь: Сервисшкола, 2005

16. Халилов У.М., Насибуллина Д.Х. Месячник математики в школе , Уфа: БИУУ, 1992 17. Цехов М.М., Насибуллина Д.Х. Сюрприз? Да, сюрприз!, Уфа: БИПКРО, 1994

  1. Я иду на урок математики 5 класс. Книга для учителя. М.: Изд. «Первое сентября»,2000 г


для ученика:

  1. Братусь Т.А. и др. Все задачи «Кенгуру», Санкт-Петербург, 2008

  2. Ф.Ф. Лысенко Готовься к математическим соревнованиям, Ростов-на-Дону 2001 г.

  3. Пономарев С.А. и др. Сборник упражнений по математике для 4-5 классов, Москва:

Просвещение, 1971 4. Шевкин А.В. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов, Москва: Русское слово, 2001

Планируемый результат - проведение и успешное участие в математических соревнованиях.



.




















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа

Автор: Глазкова Татьяна Викторовна

Дата: 13.08.2020

Номер свидетельства: 555688

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Рабочая программа по русскому языку в 5 классе с УУД "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-s-uud"
    ["file_id"] => string(6) "244478"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445948532"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка "Рабочая программа по обучению грамоте""
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaiarazrabotkarabochaiaproghrammapoobuchieniiughramotie"
    ["file_id"] => string(6) "309141"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458746142"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по литературному чтению  УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "143159"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418467482"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ   ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ  ПРОГРАММЕ "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-rabochiei-programmy-k-dopolnitiel-noi-obshchieobrazovatiel-noi-obshchierazvivaiushchiei-programmie"
    ["file_id"] => string(6) "238779"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444653524"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Рабочая программа по физической культуре для 10-11 классов "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-10-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "189675"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427008325"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства