«Решение нестандартных задач. Подготовка к олимпиаде»
уровня основного общего образования,
обеспечивающая реализацию ФГОС
Составила: Темерова Лариса Анатольевна
2016 год
Планируемые результаты
В ходе изучения курса в основном сформируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований , корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает:
на овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
формирование умений формализации и структурирования информации, умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей- таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умение соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание курса
Форма реализации курса – кружок. Курс предполагает классно – урочную форму организации учебных занятий.
5 класс
Арифметика ( 11 ч.)
Методы устного счёта. Числовые ребусы. Делимость и остатки. Проценты. Десятичная система счисления. Числовые неравенства и оценки.
В данном разделе основными видами учебной деятельности являются слушание учителя, устный счёт, игровая деятельность, самостоятельная работа, разгадывание ребусов, выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
Геометрия ( 4ч.)
Задачи на разрезание, перекладывание и построение фигур. Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением.
В данном разделе основными видами учебной деятельности являются слушание учителя, самостоятельная работа, решение геометрических задач на разрезание и перекраивание.
Логика (13 ч.)
Логические таблицы. Переливание. Взвешивание. Популярные и классические логические задачи. Раскраски: шахматная раскраска, замощения. Игры: игры-шутки; выигрышные позиции; симметрия и копирование действий противника.
В данном разделе основными видами учебной деятельности являются слушание учителя, проверка наблюдательности, самостоятельная работа, решение логических задач, игровая деятельность.
Анализ ( 3ч.)
Разные задачи на движение.
В данном разделе основными видами учебной деятельности являются слушание учителя, решение текстовых задач, самостоятельная работа.
Комбинаторика ( 3ч.)
Факториал.
В данном разделе основными видами учебной деятельности являются слушание учителя, устный счёт, самостоятельная работа, выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
6 класс
Арифметика ( 5ч.)
Признаки делимости. Последняя цифра степени. Арифметические конструкции.
В данном разделе основными видами учебной деятельности являются слушание учителя, устный счёт, игровая деятельность, самостоятельная работа, разгадывание ребусов, выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
Геометрия ( 4ч.)
Задачи на построение с идеей симметрии. Неравенство треугольника.
В данном разделе основными видами учебной деятельности являются слушание учителя, самостоятельная работа, решение геометрических задач на построение.
Логика (5 ч.)
Принцип Дирхле: принцип переполнения и незаполнения; доказательства от противного; конструирование «ящиков». Чётность: делимость на 2; чередование; парность.
В данном разделе основными видами учебной деятельности являются слушание учителя, проверка наблюдательности, устный счёт, самостоятельная работа, решение логических задач.
Алгебра ( 3ч.)
Разность квадратов: устный счёт; задачи на экстремум.
В данном разделе основными видами учебной деятельности являются слушание учителя, проверка наблюдательности, самостоятельная работа, устный счёт.
Анализ (5ч.)
Задачи на совместную работу. Суммирование последовательностей: арифметическая прогрессия; геометрическая прогрессия со знаменателем 2 и ½.
В данном разделе основными видами учебной деятельности являются слушание учителя, решение текстовых задач, самостоятельная работа, проверка наблюдательности.
Теория множеств ( 5ч.)
Булевы операции на множествах. Формула включений и исключений.
В данном разделе основными видами учебной деятельности являются слушание учителя, устный счёт, самостоятельная работа, выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
Комбинаторика (7ч.)
Правило произведения и суммы. Правило дополнения. Правило кратного подсчёта.
В данном разделе основными видами учебной деятельности являются слушание учителя, устный счёт, самостоятельная работа, выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
Тематическое планирование
5 класс
N
п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Арифметика- 11 ч.
1
Методы устного счёта
1
2
Числовые ребусы
2
3
Делимость и остатки
2
4
Проценты
3
5
Десятичная система счисления
1
6
Числовые неравенства и оценки
2
Геометрия– 4ч.
7
Задачи на разрезание, перекладывание и построение фигур
2
8
Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением
2
Логика–13 ч.
9
Логические таблицы
3
10
Переливание
2
11
Взвешивание
2
12
Популярные и классические логические задачи
2
13
Раскраски: шахматная раскраска, замощения
2
14
Игры: игры-шутки; выигрышные позиции; симметрия и копирование действий противника
2
Анализ– 3ч.
15
Разные задачи на движение
3
Комбинаторика- 3ч.
16
Факториал
3
Тематическое планирование
6 класс
N
п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Арифметика- 5ч.
1
Признаки делимости
1
2
Последняя цифра степени
2
3
Арифметические конструкции
2
Геометрия– 4ч.
4
Задачи на построение с идеей симметрии
2
5
Неравенство треугольника
2
Логика–5 ч.
6
Принцип Дирхле: принцип переполнения и незаполнения; доказательства от противного; конструирование «ящиков»
3
7
Чётность: делимость на 2; чередование; парность
2
Алгебра – 3ч.
8
Разность квадратов: устный счёт; задачи на экстремум
3
Анализ– 5ч.
9
Задачи на совместную работу
2
10
Суммирование последовательностей: арифметическая прогрессия; геометрическая прогрессия со знаменателем 2 и 1/2
3
Теория множеств – 5ч.
11
Булевы операции на множествах
3
12
Формула включений и исключений
2
Комбинаторика- 7ч.
13
Правило произведения и суммы
3
14
Правило дополнения
2
15
Правило кратного подсчёта
2
Материально-техническое обеспечение
1. Авторские методики, разработки:
разработка тем программы;
описание отдельных занятий.
2.Учебно-иллюстративный материал:
слайды, презентации по темам;
набор геометрических фигур;
геометрический конструктор;
иллюстративный и дидактический материал по темам.