Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Практикум по математике"»
Рабочая программа
«Практикум по математике»
Составила:
Самохина Н.А
Учитель высшей кв.категории
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Практикум по математике» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Данный курс систематизирует содержание учебных предметов Алгебра и Геометрия и служит подготовительной базой для учащихся 8 класса при подготовке к государственной итоговой аттестации. Характерной особенностью данного учебного курса является систематизация, обобщение, расширение и углубление знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков по основным темам курса математики.
Курс предполагает теоретические и практические занятия. Особое внимание будет уделено изучению критериев оценивания, оформлению решения и записи ответа в каждой задаче.
Цель программы: формирование у учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу основного общего образования необходимой для успешной сдачи экзамена.
Задачи программы:
систематизировать знания и умения, необходимые для применения в практической деятельности, а также для продолжения образования, проверяемые в ходе проведения ОГЭ;
формировать устойчивые навыки в решении задач базового уровня, обеспечить целенаправленную подготовку учеников к итоговой аттестации;
совершенствовать умение выполнять задания на заданную тему, отработка вычислительных навыков;
проводить систематическую коррекционную работу с учащимися с низким уровнем способностей к усвоению учебного материала;
рассмотреть основные типы задач, входящих в первую и во вторую часть КИМов ОГЭ для учащихся, желающих подготовиться более тщательно к экзамену.
На занятиях учащиеся учатся ясно мыслить и четко высказывать мысли, работать по различным алгоритмам, использовать математический язык для краткой и лаконичной записи рассуждений, творческому мышлению, умению применять теоретические знания по математике в различных жизненных ситуациях,работать с информацией .
Место учебного курса «Практикум по математике»
Рабочая программа состоит из 4 блоков. Вычисления и преобразования-10ч,Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств-8ч,Функции-8ч, Геометрия-8ч.
Программа ориентирована на повторение содержательно-методических линий учебного предмета «Математики» за 5-8 класс: алгебраические выражения, функции, уравнения и неравенства, основные темы геометрии.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей классов.
Так как большая часть учащихся нуждается в занятиях с целью устранения трудностей в изучении математики, также имеются учащиеся, которым необходимы занятия, так как некоторые учащиеся потенциально могут показать высокие результаты на ОГЭ.
Информационный материал подобран с учётом особенностей класса, сочетается с активными формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень знаний и умений, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения;
- применять изученные алгоритмы для решения задач, уравнений, систем уравнений, неравенств, систем неравенств;
- уметь отличать экзаменационные задания различных типов и выполнять эти задания за определенное время: с кратким ответом (задания типа 1-20 базового уровня), с развернутым ответом (21-24 – повышенного уровня сложности, 25-26 высокого уровня сложности);
- выработать стратегию подготовки и сдачи ОГЭ в соответствии с целями, которые учащиеся ставят перед собой;
- уметь оценивать свою экзаменационную работу по следующим параметрам: общее число правильно решенных заданий, типы заданий и количество баллов за каждое задание, уровень сложности (базовый, повышенный).
Планируемые результаты
личностные:
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, проектно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
умение работать с математическим текстом (извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры;
умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
строить графики функций (линейной, квадратичной и дробно-рациональной),устанавливать соответствие между графиками функций и формулами.
умение пользоваться математическими формулами и находить производные из формул;
умение решать линейные и квадратные уравнения, системы уравнений; применять полученные умения для решения задач
В ходе занятий курса используются следующие методы, приёмы и формы работы:
лекции учителя с различными видами заданий;
составление обобщающих таблиц и опорных схем;
самостоятельная работа учащихся;
самостоятельный отбор материала;
работа в группах;
работа с пакетами КИМов.
Учебно-тематический план
№/п
Тема раздела
Кол-во часов
1
Вычисления и преобразования.
10
2
Уравнения и неравенства. Системы.
8
3
Функции.
8
4
Геометрия.
8
ИТОГО
34
Содержание материала
Вычисления и преобразования. Действия с натуральными числами. Действия с десятичными дробями. Процент. Нахождение процента от числа. Положительные и отрицательные числа. Арифметические действия с ними. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми и разными знаменателями. Смешанные числа. Умножение и деление обыкновенных дробей. Степень с целым показателем. Преобразование алгебраических выражений.
Подсчет по формулам. Числовая прямая. Решение простейших текстовых задач.
Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств.Линейные, квадратные, рациональные уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств.
Функции.Диаграммы и графики. Чтение графиков, изображающих изменение некоторой величины в зависимости от времени, температуры, скорости движения и т.п. Построение графиков функций, заданной формулой. Функции, графики, свойства.
Установление соответствия между графиками и функциями
Геометрия. Задачи на клетчатой бумаге. Вычисление элементов прямоугольного четырёхугольника. Площади фигур на плоскости. Прикладные задачи геометрии
Учебно-методическое обеспечение программы.
1..Сайты
-www.alleхlarin.ru
https://oge.sdamgia.ru/
2.Сборник ОГЭ. Математика Комплекс материалов для подготовки учащихся. 2018
А.В Семенов и др.
3.Учебник авторы С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин.
4. Геометрия 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений. Л.С Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: «Просвещение», 2017.
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Оборудование
Виды учебной деятельности
Формы контроля
1 Блок. Вычисления и преобразования (10 часов)
1-3
Арифметические действия.
3
Распечатки заданий
из Открытого банка заданий http://www.fipi.ru, сдам ОГЭ
Вычисление значений числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; работа с формулами (учебно – тренировочные задания –базового уровня).
7-8
Числовая прямая
2
Комплекс материалов для подготовки учащихся к ОГЭ
Нахождение числа на прямой, нахождение верных или неверных утверждений. (учебно – тренировочные задания –базового уровня).
9-10
Решение простейших текстовых, практико-ориентированных задач.
2
Распечатки заданий
c портала www.alleхlarin.ru
http://www.fipi.ru, сдам ОГЭ
Решение задач на проценты, смеси и сплавы, движение, работу, простейшие практико-ориентированные задачи (учебно – тренировочные задания -повышенного уровня).
Тест
2 Блок Уравнения и неравенства (8 часов)
1-3
Уравнения.
3
Распечатки заданий
c портала www.alleхlarin.ru
Повторение способов решения рациональных, иррациональных уравнений, уравнений с модулем (учебно –тренировочные задания –базовый уровень.).
4-5
Неравенства.
2
Учебно-методические пособия
Решение линейных неравенств.
6-8
Системы уравнений и неравенств.
3
Распечатки заданий
из Открытого банка заданий http://www.fipi.ru, сдам ОГЭ
Решение систем уравнений, и неравенств (учебно – тренировочные задания).
Тест
3 Блок. Функции (8 часов)
1-3
Диаграммы и графики.
3
Распечатки заданий
c портала www.alleхlarin.ru
Чтение графиков, изображающих изменение некоторой величина в зависимости от времени, температуры, скорости движения и т.п. ( учебно – тренировочные задания).
4-8
Функции, графики, свойства.
Установление соответствия между графиками
и функциями
5
Распечатки заданий
из Открытого банка заданий http://www.fipi.ru, сдам ОГЭ
Построение графиков изученных функций по графику, определять свойства функции ( учебно – тренировочные задания – базового и повышенного уровня).
Тест
4 Блок. Геометрия (8 часов)
1
Задачи на клетчатой бумаге.
1
Учебно-методические пособия
Нахождение расстояний (сборник ОГЭ).
2-3
Вычисление элементов прямоугольного четырёхугольника.
2
Тесты из Открытого банка заданий www.fipi.ru, сдам ОГЭ
Решение прямоугольного четырёхугольника. Вычисление элементов прямоугольного четырёхугольника, его углов, сторон (учебно – тренировочные задания).
4-6
Площади фигур на плоскости.
3
Тесты из Открытого банка заданий www.fipi.ru, сдам ОГЭ