Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для 4 класса (УМК "Перспектива")»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЭДУАРДА ДМИТРИЕВИЧА ПОТАПОВА»
Рассмотрено на заседании
методического совета
протокол №
от 2016 г.
Утверждено
Приказ № от 2016 г.
Директор МБОУ СОШ № 18
имени Э.Д. Потапова
____________________________
Бобкова Е.В.
____________________________
Тимошкина И.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ 4 КЛАССА
на 2016-2019 учебный год
Мичуринск 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель:
- формирование у учащихся основ умения учиться;
- развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
- создание возможностей для математической подготовки каждого ребёнка на высоком уровне.
Задачи:
- формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
- приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания, его преобразования и применения;
- духовно-нравственное развитие личности, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
- реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся;
- создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
К концу 4 класса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к изучению математики;
- умение признавать собственные ошибки;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
Предметные
Учащиеся научатся:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000;
- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины, площади, массы, времени;
- выполнять арифметические действия с величинами;
- письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
- решать текстовые задачи в 2-3 действия;
- распознавать изображения геометрических фигур и называть их;
- решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью способов контроля результата;
- адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
- сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
- планировать маршрут движения, время, затраты.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку;
- задавать вопросы с целью получения нужной информации;
- учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
- распределять обязанности при работе в группе.
В основе рабочей программы и тематического планирования лежит:
Программа по математике Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой из учебно-методического комплекта «Перспектива» для 4 класса. – М.: Просвещение, 2011 г.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта второго поколения среднего образования. Образовательная область «Начальная школа».
Количество проверочных работ:
№
п/п
Вид работы
I
II
III
IV
За год
1.
Контрольная работа
3
2
4
3
12
2.
Математический диктант
1
-
1
2
4
3.
Самостоятельная работа
-
1
-
1
2
СОДЕРЖАНИЕ
Авторы: Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова
4 класс (140 ч.)
Числа от 100 до 1000 (16 ч.)
Повторение изученного в 3 классе. Счёт сотнями, десятками и единицами в пределах 1000. Приёмы сложения трёхзначных чисел. Приёмы вычитания трёхзначных чисел. Умножение чисел в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Умножение трёхзначного числа на однозначное. Деление чисел в пределах 1000. Деление трёхзначного числа на однозначное. Числовые выражения. Симметрия фигур. Объединение и пересечение фигур. Диагональ многоугольника. Группировка слагаемых. Округление слагаемых.
Приёмы рациональных вычислений (20 ч.)
Умножение чисел на 10 и на 100. Окружность и круг. Умножение двузначного числа на круглые десятки. Скорость, время, расстояние. Решение составных задач на исключение одной из величин. Умножение двузначного числа на двузначное (письменные вычисления). Решение составных задач в 2-5 действий. Виды треугольников. Деление круглых чисел на 10 и на 100. Деление числа на произведение. Цилиндр. Решение составных задач на нахождение неизвестного по двум суммам.
Числа от 100 до 1000 (15 ч.)
Деление круглых чисел на круглые десятки. Деление на двузначное число (письменные вычисления). Урок самоконтроля и повторения.
Числа, которые больше тысячи. Нумерация. (13 ч.)
Тысяча. Счёт тысячами. Десяток тысяч. Счёт десятками тысяч. Миллион. Сотня тысяч. Счёт сотнями тысяч. Виды углов. Разряды и классы чисел. Конус. Миллиметр. Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (12 ч.)
Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Центнер и тонна. Доли и дроби. Секунда. Сложение и вычитание величин.
Умножение и деление (28 ч.)
Умножение многозначных чисел на однозначное (письменные вычисления). Умножение и деление на 10, 100, 1000, 10000, 1000000. Нахождение дроби от числа. Умножение на круглые десятки, сотни, тысячи. Таблица единиц длины. Задачи на встречное движение. Таблица единиц массы. Задачи на движение в противоположных направлениях. Умножение на двузначное число. Задачи на движение в одном направлении. Время. Единицы времени.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (32 ч.)
Умножение величины на число. Таблицы единиц времени. Деление многозначного числа на однозначное. Шар. Нахождение числа по его дроби. Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на круглые десятки, сотни, тысячи. Задачи на движение по реке. Деление многозначного числа на двузначное. Деление величины на число. Деление величины на величину. Ар и гектар. Таблица единиц площади. Умножение многозначного числа на трёхзначное. Деление многозначного числа на трёхзначное число. Деление многозначного числа с остатком. Приём округления делителя. Особые случаи умножения и деления многозначных чисел.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема, кол-во часов
Планируемые результаты обучения
Возможные виды деятельности
Освоение предметных
знаний
Универсальные учебные действия
(УУД)
Числа от 100 до 1000
(16 ч.)
Счёт сотнями, десятками и единицами в пределах 1000. Числовые выражения. Диагональ многоугольника. Приёмы сложения и вычитания, основанные на знании нумерации способов образования числа.
П.: правильность выполнения арифметических действий; исследовать фигуру, выявлять свойства её элементов.
Л.: принятие образа «хорошего ученика».
К.: контролировать действия партнёра, налаживать межличностные отношения.
Повторять основной материал, изученный в 3 классе: нумерацию, действия с многозначными числами.
Выполнять задания поискового и творческого характера.
Прогнозировать результат вычисления, выполнять оценку и прикидку арифметических действий.
Приёмы рациональных вычислений
(20 ч.)
Группировка слагаемых. Округление слагаемых. Умножение чисел на 10 и на 100. Умножение числа на произведение. Окружность и круг. Среднее арифметическое. Умножение двузначного числа на круглые десятки. Скорость. Время. Расстояние. Умножение двузначного числа на двузначное (письменные вычисления).
Р.: использовать свойства арифметических действий, приёмы группировки и округления слагаемых для рационализации вычислений.
П.: сравнивать разные способы вычислений, находить наиболее удобный.
Л. :личностная ответственность за свои поступки; соблюдение правил здоровьесберегающего поведения.
К.: уметь устанавливать контакт, контролировать действия партнёра.
Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.
Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу.
Решать вычислительные примеры, текстовые задачи.
Числа от 100 до 1000
(15 ч.)
Деление круглых чисел на круглые десятки. Деление на двузначное число (письменные вычисления). Урок самоконтроля и повторения.
Р.: применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
П.: определять разные способы вычисления, обосновывать своё мнение.
Л.: проявлять интерес к изучению темы; желание решать проблему.
К.: формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.
Моделировать ситуации, требующие умения считать сотнями.
Образовывать числа в пределах 1000.
Прогнозировать результат вычисления.
Называть круглые сотни при счёте, знать их последовательность.
Выполнять задания творческого и поискового характера.
Выполнять письменные приёмы деления на круглые числа.
Числа, которые больше тысячи. Нумерация.
(13 ч.)
Тысяча. Счёт тысячами. Десяток тысяч. Счёт десятками тысяч. Миллион. Сотня тысяч. Счёт сотнями тысяч. Виды углов. Разряды и классы чисел. Конус. Миллиметр. Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.
Р.: выполнять учебное задание; взаимопроверку, взаимооценку и корректировку учебного задания.
П.: определять способ решения составной задачи; определять количество сотен, десятков, единиц в числе и обосновывать своё мнение.
Л.: проявлять интерес к изучению темы; желание решать проблему.
К.: формулировать собственное мнение и позицию.
Выполнять счёттысячами, десятками тысяч, сотнями, сотнями тысяч.
Обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера.
Работать в группе, совместно оценивать результат работы.
Выбирать наиболее рациональный способ решения текстовой задачи.
Планировать решение задачи.
Числа, которые больше тысячи.
Сложение и вычитание.
(12 ч.)
Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Центнер и тонна. Доли и дроби. Секунда. Сложение и вычитание величин.
Р.: выполнять учебное задание, используя удобный способ вычисления; выполнять взаимопроверку, взаимооценку.
П.: раскрывать значение понятия «письменное сложение и вычитание», определять порядок письменного сложения и вычитания.
Л.: проявлять интерес к изучению темы, осознание собственных достижений.
К.: комментировать действия письменного вычисления сложения и вычитания.
Выполнять письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 1000.
Выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, используя знания таблицы сложения.
Прогнозировать результат вычисления.
Использовать различные способы проверки правильности вычисления.
Умножение и деление.
(28 ч.)
Умножение многозначных чисел на однозначное (письменные вычисления). Умножение и деление на 10, 100, 1000, 10000, 1000000. Нахождение дроби от числа. Умножение на круглые десятки, сотни, тысячи. Таблица единиц длины. Задачи на встречное движение. Таблица единиц массы. Задачи на движение в противоположных направлениях. Умножение на двузначное число. Задачи на движение в одном направлении. Время. Единицы времени.
Р.: применять установленные правила в планировании способа решения; использовать алгоритм решения какой-либо задачи, оценивать.
П.: определять разные способы вычисления, обосновывать своё мнение; определять способ решения составной задачи.
Л.: принятие образа «хорошего ученика», осознание собственных достижений, желание решать проблему.
К.: формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; формулировать собственное мнение и позицию.
Находить и использовать нужную информацию, пользуясь данными таблицы, схемы, диаграммы.
Моделировать и решать задачи в 3 действия.
Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания.
Представлять различные способы рассуждения.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Составлять задачи по таблице, диаграмме, рисунку и решать их.
Дополнять условие задачи недостающим вопросом, числовыми данными.
Числа, которые больше тысячи. Умножение и деление.
(32 ч.)
Умножение величины на число. Таблица единиц времени. Деление многозначного числа на однозначное. Шар. Нахождение числа по его дроби. Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на десятки, сотни, тысячи. Задачи на движение по реке. Деление многозначных чисел на двузначное. Деление величины на число. Деление величины на величину. Ар и гектар. Таблица единиц площади. Умножение многозначного числа на трёхзначное. Деление многозначного числа на трёхзначное число. Деление многозначного числа с остатком. Приём округления делителя. Особые случаи умножения и деления многозначных чисел
Р.: выполнять учебное задание, используя удобный способ вычисления; выполнять взаимопроверку.
П.: выполнять деление многозначного числа на круглые десятки, сотни, тысячи, используя правило деления числа на произведение; моделировать и решать задачи на движение по реке.
Л.: проявлять интерес к изучению темы, желание решить проблему, осознание собственных достижений.
К.: формулировать понятные высказывания, адекватно использовать речевые средства; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.
Использовать различные приёмы проверки правильности выполнения действий.
Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.
Заменять крупные единицы площади мелкими и наоборот.
Выполнять письменно умножение многозначного сила на трёхзначное.
Выполнять в пределах миллиона письменное деление многозначного числа с остатком.
Использовать приём округления делителя для подбора цифры частного при делении многозначных чисел в пределах миллиона.
Выполнять письменно деление величины на число и на величину.
Информационные источники для учителя:
Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова. Математика. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. Москва. Просвещение. 2015 г.
Сборник рабочих программ «Перспектива». (1-4 классы). Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение. 2015 г.
Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова. Методическое пособие по математике. 4 класс. М.: Просвещение, 2015 г.
Информационные источники для учащихся:
Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова. Математика. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. Москва. Просвещение. 2015 г.
Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова. Рабочая тетрадь по математике. 4 класс. В 2-х частях. Москва. Просвещение. 2015 г.