Рабочая программа по математике для 3 класса "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по математике для 3 класса "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по математике предназначена для работы с учащимися 3-го класса в МОБУ СОШ с.Рятамак и составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ с.Рятамак, на основе учебного плана МОБУ СОШ с. Рятамак на 2017-2018учебный год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для 3 класса "Начальная школа 21 века"»
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике предназначена для работы с учащимися 3-го класса в МОБУ СОШ с.Рятамак.
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ с.Рятамак,
на основе учебного плана МОБУ СОШ с. Рятамак на 2016-2017 учебный год.(принят решением педагогического совета протокол № 11
от 29.08.2016г.)
Согласно учебному плану на изучение курса «Математика» в 3 классе отводится 136 часов, 4 часа в неделю. Срок реализации программы-1 год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Основу данного курса составляют пять содержательных линий: элементы арифметики; величины и из измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.
ЗАДАЧИ
Созданиеблагоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.
Обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.
ЦЕЛЬ
математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Раздел 1.Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами обучающихся являются:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению;
способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
умение использовать получаемую математическую подготовку как в учебной деятельности, так и при решении практических задач;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
способность к самоорганизованности;
готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснования;
овладение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
владение основными методами познания окружающего мира;
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
планирование, контроль и оценка уч. действий;
выполнение учебных действий в разных формах;
создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
понимание причины неуспешной уч. деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
адекватное оценивание результатов своей деятельности;
активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умение работать в информационной среде.
Предметными результатами обучающихся являются:
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
умение работать в информационном поле.
Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса.
К концу обучения в третьем классе обучающиеся должны:
называть:
единицы длины, массы, вместимости, времени, скорости, площади;
различать:
знаки ;
прямую и отрезок.
сравнивать:
трехзначные числа;
воспроизводить по памяти:
соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм;
между компонентами и результатами арифметических действий
(суммой и слагаемыми, произведением и множителями и др.);
между известными и неизвестными величинами при решении
арифметических задач;
решать учебные и практические задачи:
выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное и на двузначное число в случаях, когда результат действия не
превышает 1000;
решать арифметические текстовые задачи в 3 действия (в различных комбинациях);
применять правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
применять зависимости между величинами (скоростью, путем и временем прямолинейного равномерного движения; ценой, количеством и стоимостью товара) при решении разнообразных математических задач.
Раздел 2.Содержание учебного курса.
Элементы арифметики (103 ч):
Тысяча(42 ч)
Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000. Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.
Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков .
Сложение и вычитание в пределах 1000. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Сочетательное свойство сложения и умножения. Упрощение выражений (освобождение выражений от
«лишних» скобок).
Порядок выполнения действий в выражениях, записанных
без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени;
б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.
Числовые равенства и неравенства.
Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.
Решение составных арифметических задач в три действия.
Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000 ( 35 ч )
Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения).
Умножение и деление на 10, 100.
Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двух- и трехзначного числа на однозначное число.
Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.
Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000 (26 ч)
Умножение вида 23 • 40.
Умножение и деление на двузначное число.
Величины. (11 ч )
Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.
Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм.
Вычисление длины ломаной.
Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношения: 1 кг = 1000 г.
Вместимость и ее единица литр. Обозначение: л.
Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = 100 лет, 1 год = 12 месяцев.
Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.
Решение арифметических задач, содержащие разнообразные зависимости между величинами.
Практические работы. Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки.
Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды.
Алгебраическая пропедевтика (2ч)
Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв.
Логические понятия (2ч)
Примеры верных и неверных высказываний.
Геометрические понятия (18ч)
Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной.
Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.
Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.
Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.
Практические работы. Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.
Основные виды учебной деятельности :
моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов;
обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем;
прогнозировать результаты вычисления, решения задачи;
пошаговый контроль правильности и полноты выполнения арифметического действия, построения геометрической фигуры;
поиск, обнаружение и устранение ошибок логического и арифметического характера;
поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Содержание курса математики направлено прежде всего:
на интеллектуальное развитие младших школьников;
овладение важнейшими элементами учебной деятельности, формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей.
Особой ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, баз данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название раздела
Количество часов
Теория
Практические работы
Самостоятельные работы
Контрольные работы
1
Элементы арифметики
103ч
86ч
-
10ч
7ч
2
Величины и их измерение
11ч
9ч
1ч
1ч
1 ч
3
Геометрические фигуры
18ч
11ч
4ч
1ч
1 ч
4
Алгебраическая пропедевтика
2ч
2ч
-
-
-
5
Логические понятия
2ч
2ч
-
-
-
Итого
136ч
110ч
5ч
14ч
9ч
Тематический план
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов.
Дата по плану
Дата по факту
Примечания
1.
Числа от 100 до 1000. Название и запись «круглых» сотен
1
2.09
2.
Числа от 100 до 1000. Таблица разрядов трёхзначных чисел
1
5.09
3.
Числа от 100 до 1000. Запись и чтение трёхзначных чисел.
1
6.09
4.
Сравнение чисел. Знаки «». Арифметический диктант.
1
7.09
5.
Сравнение чисел. Неравенства.
1
9.09
6.
Сравнение чисел. Решение задач. Самостоятельная работа.
1
13.09
7.
Километр, миллиметр.
1
14.09
8.
Километр, миллиметр. Измерение длины отрезков в разных единицах.
1
16.09
9.
Километр, миллиметр. Сравнение величин.
1
19.09
10.
Входная контрольная работа №1
1
20.09
11.
Работа над ошибками. Километр, миллиметр. Решение задач с величинами.
Нахождение однозначного частного. Выражения со скобками.
1
22.03
104
Решение задач на нахождение однозначного частного.
1
24.03
105
Деление с остатком.
1
3.04
106
Деление с остатком вида 6:12.
1
4.04
107
Деление с остатком. Решение задач с величинами.
1
5.04
108
Самостоятельная работа. «Деление с остатком». Решение задач.
1
7.04
109
Деление на однозначное число. Решение задач разных видов.
1
10.04
110
Деление на однозначное число. Выражения со скобками.
1
11.04
111
Деление на однозначное число. Решение задач.
1
12.04
112
Закрепление навыков деления на однозначное число.
1
14.04
113
Деление на однозначное число. Решение задач на построение геометрических фигур.
1
17.04
114
Контрольная работа №8 по теме «Деление на однозначное число»
1
18.04
115
Работа над ошибками. Деление на однозначное число. Решение задач.
1
19.04
116
Умножение вида 23∙40. Решение задач.
1
21.04
117
Умножение вида 23∙40. Выражения со скобками.
1
24.04
118
Умножение вида 23∙40. Задачи с величинами «цена, кол-во, стоимость».
1
25.04
119
Самостоятельная работа. «Умножение вида 23∙40». Закрепление вычислительных навыков.
1
26.04
120
Умножение на двузначное число.
1
28.04
121
Умножение на двузначное число. Выражения со скобками.
1
2.05
122
Закрепление навыков умножения на двузначное число.
1
3.05
123
Совершенствование вычислительных навыков и навыков решения задач.
1
5.05
124
Самостоятельная работа. «Умножение на двузначное число». Решение задач на построение геометрических фигур.
4
8.05
125
Умножение на двузначное число. Решение задач разных видов.
1
10.05
126
Итоговая контрольная работа №9
1
12.05
127
Работа над ошибками. Деление на двузначное число. Единицы времени.
1
15.05
128
Деление на двузначное число. Решение задач на нахождение площади прямоугольника.
1
16.05
129
Деление на двузначное число. Решение задач на нахождение периметра прямоугольника.
1
17.05
130
Проверочная работа по теме «Деление на двузначное число. Решение задач.»
1
19.05
131
Деление на двузначное число. Повторение изученного.
1
22.05
132
Решение задач на построение геометрических фигур.
1
23.05
133
Решение задач на нахождение периметра и площади фигуры.
1
24.05
134
Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000»
1
26.05
135
Повторение по теме «Умножение и деление в пределах 1000»
1
29.05
136
Повторение изученного за год. Решение задач разных видов.
1
30.05
Входная контрольная работа №1
Вариант 1
Вычисли:
38-19= 7* 8= 54+ 37=
81:9= 72- 46= 6*4=
40+ 25= 36:4= 100-63=
3*4= 29+29= 48: 6=
2. Реши задачу.
Вокруг школы ученики посадили 16 кустов жасмина, шиповника в 4 раза меньше, чем жасмина, а сирени столько, сколько жасмина и шиповника вместе. Сколько кустов сирени посадили ученики вокруг школы?
3.Начерти отрезок 6 см, а другой в 2 раза меньше. На сколько см первый отрезок длиннее второго?
4.Периметр квадрата 16 см. Какова его сторона?
Вариант 2
Вычисли:
57- 28= 9*6= 35+35=
64: 8= 100-72= 5*7=
50+39= 27: 3= 83-56=
8*4= 52+38= 42:6=
2. Реши задачу.
Школьники помогали убирать урожай. На огороде работало 6 учеников, в поле в 4 раза больше, чем на огороде, а в саду столько, сколько в поле и на огороде вместе. Сколько учеников работало в саду?
3.Начерти отрезок 4 см, а другой в 2 раза больше. На сколько см первый отрезок короче второго?
4.Площадь прямоугольника 16 кв.см. Длина одной стороны 8 см.Какова длина его второй стороны?
Масса ящика — 2 кг, а яблоки, которые находятся в нём, в 6 раз тяжелее. Какова масса ящика вместе с яблоками?
Рассмотри чертёж. Вычисли длину ломаной.
В D
А
C
6*. Сколько раз по 2 мм содержится в 1 см
Вариант 2
1. Запиши цифрами: число семьсот ; число, следую- щее за числом семьсот, ; число, предшествующее
числу семьсот,
2. Вычисли:
204 + 589 = 270 + 648 = 435 + 565 = (399+299)+1=
721 - 458 = 802 - 359 = 900-107= 163+58+119=
3. Закончи записи:
8 см = мм 72 мм = см мм
1 кг = г 45 м = дм
4.Реши задачу
Масса бочки — 8 кг, а огурцы, которые находятся в ней, в 7 раз тяжелее. Какова масса бочки вместе с огурцами?
5.Рассмотри чертёж. Вычисли длину ломаной.
Сколько раз по 5 мм содержится в 1 см?
Контрольная работа №5по теме
"Порядок выполнения действий в сложных числовых выражениях"
Вариант 1
1. Найди значение выражений:
72-20 + 4= 17-4: 2+10 =
24:6-4= 6 +(18-14) • 2 =
2.Отметь знаком + верные равенства и неравенства: 5-2 + 48 = 59 □ 6-39 □ 8
3*. Вставь такие знаки действий, чтобы получилось верное равенство:
3 □3 □3=3
Вариант 2
1. Найди значение выражений:
91-50 + 6= 23- 18: 3 + 36 =
32:4-9= 8+ (24-16)-3 =
2. Отметь знаком / верные равенства и неравенства: 6-5-20 = 10 □ 18 81 □
49 : 7
3*. Вставь такие знаки действий, чтобы получилось верное равенство:
5 □5 □5=5
Итоговая контрольная работа №4 за 2 четверть (за 1 полугодие)
Вариант 1.
1.Реши задачу:
В столовой израсходовали 18 кг риса, а гречневой крупы в 2 раза меньше, чем риса. Пшена израсходовали столько, сколько риса и гречневой крупы вместе. Сколько кг пшена израсходовано?
2. Вычисли:
360+80+9= 800-9•7= 364-217= 276+98=
74-(48:8)= 350+81:9= 629+235= 938-52=
3. Постройпрямоугольник, длина которого 8 см, а ширина в 4 раза меньше.
Найди периметр и площадь прямоугольника.
4.Вставь числа, чтобы запись была верной:
2м …м 4 дм…см = 46 см …м 9дм
5*Запишидва числа, произведение и частное которых равны.
Вариант 2.
1.Реши задачу:
В парке посадили 7 кустов сирени, шиповника в 2 раза больше, чем сирени, а акации на 9 кустов меньше, чем сирени и шиповника вместе. Сколько посадили кустов акации?
2. Вычисли:
240+70+5= 600-6•7= 472-186= 234+72=
56-(32:8)= 270+49:7= 827+219= 746-81=
3. Построй прямоугольник, длина которого 7 см, ширина на 4см меньше.
Найди периметр и площадь прямоугольника.
4.Вставь числа, чтобы запись была верной:
2см …см 56 дм = … м 6дм 3дм …см
5*На сколько увеличится число 13, если цифры в записи числа переставить местами?
Контрольная работа №6
по теме " Умножение на однозначное число"
Вариант 1
Вычисли двумя способами:
(6 + 8) •5= (7 + 4) • 9 =
Вычисли устно: 3•10 100•5 20•4 2•300
В магазин привезли 7 ящиков яблок по 15 кг в каждом и виноград. Винограда привезли в 3 раза больше, чем яблок. Сколько килограммов винограда привезли в магазин?
. Выполни умножение:
218•3 = 154•6 =
106 • 7 = 230 • 4 =
5*. Реши неравенство: х
Вариант 2
1. Вычисли двумя способами:
(3 + 9) •4= (8 + 5) •7=
2. Вычисли устно:
5•10 40•2
100•9 3 • 300
3. В палатку привезли 3 коробки конфет по 19 кг в каж-
дой и пряники. Пряников привезли в 4 раза больше, чем конфет. Сколько килограммов пряников привезли в палатку?
4. Выполни умножение:
317•2 = 109•6 =
168•5 = 320•3 =
5*. Реши неравенство: 4 а.
\
Итоговая работа №7 за 3 четверть
Вариант 1
Вычисли:
189 • 4 = 150•3= 50:10=
305 • 3 = 210•4= 300:100=
2. Заполни пропуски.
1год = мес.
3 ч = мин
2сут. = ч
1 мин 10 с = с
3. Саша раздаёт 30 конфет поровну четырём своим друзьям. Какое наибольшее число конфет получит каждый Сашин друг? Сколько конфет останется у Саши?
4*. Реши неравенство: 9 а+4
Вариант 2
1. Вычисли:
562 • 3 = 180•5= 70:10=
209 • 4 = 120•4= 800:100=
2. Заполни пропуски.
век = лет
ч = мин
нед. = сут.
2 мин 5 с = с
3. У Оли 42 рубля. Какое наибольшее число тетрадей по 8 рублей она может купить на эти деньги? Сколько руб лей останется у Оли после покупки?
4*. Реши неравенство: у•2+1 8
4 четверть
Контрольная работа №8
по теме " Умножение и деление многозначных чисел"
Вариант 1
1. Вычисли:
846:2 = 15•20 = 231•3= 623:7=
112:4 = 46•30 = 417 •2= 380:8=
2. Найди значение выражения:
60 + 240:6 - 4=
3.Реши задачу:
В парке 167 берёз, осин на 19 меньше, а клёнов – в 4 раза меньше, чем осин. Сколько растёт в парке осин?
Вариант 2
1. Вычисли:
125 : 5 = 14•30 = 156•3= 152 : 4=
891: 9 = 26•80 = 372 •2= 380 :5=
2. Найди значение выражения:
280-100 •6 +5=
3.Реши задачу:
Для столовой купили 156 кг картофеля, моркови в 3 раза меньше, а свёклы на 52 кг больше, чем моркови. Сколько кг моркови купили для столовой?
Итоговая контрольная работа №9 за 4 четверть
Вариант 1
1. Вычисли устно:
30 • 20 900 : 30
10 -90 80 : 40
4 • 200 150 : 10
2. Найди:
произведение 18 и 23, 27 и 24; частное 516 и 43, 986 и 29.
В магазине продали 4 ящика яблок по 58 кг в каждом. После этого осталось продать ещё 644 кг. Сколько всего килограммов яблок было в магазине?
На чертеже изображены две стороны АВ и ВК прямоугольника АВКМ. Дострой этот прямоугольник. Найди площадь и периметр данного прямоугольника.
5.* За 1 ч Маша собрала 7 грибов. Верно ли, что за 2 ч Маша соберёт 14 грибов? Объясни свой ответ. Ответ:____________________________
Вариант 2
1. Вычисли устно:
30 • 30 600 : 20
10 •70 90 : 30
2 • 300 250 : 10
2. Найди:
произведение 19 и 38, 23 и 32; частное 874 и 23, 779 и 41.
3. В кулинарию поступило 7 коробок печенья по 9 кг в каждой и 108 кг конфет. Сколько всего килограммов сладостей поступило в кулинарию?
На чертеже изображены две стороны СМ и МР квадрата СМРВ. Дострой этот квадрат. Найди периметр и площадь данного квадрата.
5*. За 1 час Коля поймал 8 окуней. Верно ли, что за 3 часа Коля поймает 24 окуня? Объясни свой ответ.