Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 6 класс. УМК Виленкин, Жохов, Чесноков»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике (Сборник нормативных документов. Математика М.: Дрофа, 2004), Программы для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Математика (составители: Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. М.: Дрофа, 2002) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Данная рабочая программа рассчитана на 175 учебных часов (5 часов в неделю), в том числе контрольных работ – 15.
Реализация программы осуществляется по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и других авторов. Работаю по учебнику этого автора давно. Учебник хороший, логично построен, отвечает всем современным требованиям. Яркий, красочный, много иллюстраций, причем все они поставлены как в помощь для решения определенной задачи, так и для показа исторических сведений. При этом очень хорошо прослеживается преемственность между начальной школой и средним звеном.
Весь материал изложен в доступной для детей форме. В начале учебника существует "навигационная карта", что позволяет ученикам самим быстро ориентироваться в строении учебника, находить необходимый материал для выполнения в классе или дома, для изучения исторических сведений, для развития мышления, для умения правильно говорить. Дети, увлеченные математикой, могут найти в учебнике исторические справки, ребусы, кроссворды, задачи на логику.
Есть много практических заданий, которые тесно связаны с жизнью, с реальными явлениями, а также много задач и упражнений развивающего характера, что очень удобно для проведения уроков по системе разноуровнего дифференцированного обучения. Есть разделение заданий на повторение, устный счет, домашние задания, подобраны хорошо и разнообразно.
Для качественного проведения уроков по данному учебнику имеются необходимые дидактические материалы. Все методические материалы, разработанные к данному учебнику, позволяют использовать его и в классах пропедевтического предпрофильного уровня.
Изучение математики в 6 классе направлено на реализацию целей и задач, сформулированных в Государственном стандарте общего образования по математике:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, ясность и точность мысли, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Курс математики 6 класса строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал излагается на интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с рациональными числами, продолжают получать представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составления уравнений, продолжают знакомиться с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Календарно-тематическое планирование
Четверть
Месяц
Неделя
№ урока
Дата проведения
Тема урока
Требования к уровню подготовки
Домашнее задание
Форма контроля
Информационно-коммуникативные средства
Корректировка
знать
уметь
1
Делители и кратные
Делители и кратные числа.
Признаки делимости на 2,3,5,10.
Простые и составные числа.
Разложение числа на простые множители.
Наибольший общий делитель. Намень
Наименьшее общее кратное.
Находить делители и кратные числа.
Находить наибольший общий делитель двух или трех чисел.
Находить наименьшее общее кратное двух или трех чисел
Раскладывать число на простые множители
мультимедиа презентация
2
Делители и кратные
3
Делители и кратные
с/р
4
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2
интернет-ресурс
5
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2
м/д
6
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2
мультимедиа презентация
7
Признаки делимости на 9 и на 3
8
Признаки делимости на 9 и на 3
видеоролик
9
Простые и составные числа
10
Простые и составные числа
тест
11
Разложение на простые множители
электронные учебники
12
Разложение на простые множители
13
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
с/р
мультимедиа презентация
14
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
15
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
м/д
видеоролик
16
Наименьшее общее кратное
17
Наименьшее общее кратное
с/р
18
Наименьшее общее кратное
интернет-ресурс
19
Наименьшее общее кратное
20
Контрольная работа №1 по теме «Делимость чисел»
к/р
21
Основное свойство дроби
Обыкновенные дроби.
Сократимая дробь.
Несократимая дробь.
Основное свойство дроби.
Сокращение дробей.
Сравнение дробей.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Сокращать дроби.
Приводить дроби к общему знаменателю.
Складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями.
Сравнивать дроби, упорядочивать наборы дробей.
22
Основное свойство дроби
м/д
23
Сокращение дробей
мультимедиа презентация
24
Сокращение дробей
25
Сокращение дробей
тест
26
Приведение дробей к общему знаменателю
27
Приведение дробей к общему знаменателю
интернет-ресурс
28
Приведение дробей к общему знаменателю
с/р
29
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
мультимедиа презентация
30
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
видеоролик
31
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
электронные учебники
32
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
с/р
33
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
34
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
мультимедиа презентация
35
Контрольная работа №2 по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
к/р
36
Сложение и вычитание смешанных чисел
Смешанное число
Правила выполнения арифметических действий со смешанными числами
Переводить смешанное число в неправильную дробь
Переводить неправильную дробь в смешанное число
Складывать и вычитать смешанные числа
Сравнивать смешанные числа
видеоролик
37
Сложение и вычитание смешанных чисел
интернет-ресурс
38
Сложение и вычитание смешанных чисел
м/д
39
Сложение и вычитание смешанных чисел
40
Сложение и вычитание смешанных чисел
с/р
мультимедиа презентация
41
Сложение и вычитание смешанных чисел
42
Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»
к/р
43
Умножение дробей
44
Умножение дробей
45
Умножение дробей
тест
видеоролик
46
Умножение дробей
47
Нахождение дроби от числа
48
Нахождение дроби от числа
интернет-ресурс
49
Нахождение дроби от числа
м/д
мультимедиа презентация
50
Нахождение дроби от числа
51
Нахождение дроби от числа
электронные учебники
52
Применение распределительного свойства умножения
мультимедиа презентация
53
Применение распределительного свойства умножения
с/р
54
Применение распределительного свойства умножения
55
Применение распределительного свойства умножения
видеоролик
56
Применение распределительного свойства умножения
57
Контрольная работа №4 по теме «Умножение дробей»
к/р
58
Взаимно обратные числа
Взаимно обратные числа.
Нахождение числа по его части.
Находить число обратное данному.
Выполнять деление обыкновенных дробей.
Находить число по его дроби.
Находить значения дробных выражений
мультимедиа презентация
59
Взаимно обратные числа
м/д
60
Деление
61
Деление
62
Деление
с/р
63
Деление
интернет-ресурс
64
Деление
65
Контрольная работа №5 по теме «Деление дробей»
к/р
66
Нахождение числа по его дроби
67
Нахождение числа по его дроби
мультимедиа презентация
68
Нахождение числа по его дроби
с/р
электронные учебники
69
Нахождение числа по его дроби
70
Нахождение числа по его дроби
видеоролик
71
Дробные выражения
м/д
72
Дробные выражения
73
Дробные выражения
74
Контрольная работа № 6 по теме «Дробные выражения»
75
Отношения
Отношения.
Пропорции.
Основное свойство пропорции.
Пропорциональные и обратно пропорциональные величины.
Составлять и решать пропорции
Решать задачи с помощью пропорций на прямую и обратную пропорциональные зависимости
мультимедиа презентация
76
Отношения
77
Отношения
тест
78
Отношения
электронные учебники
79
Отношения
80
Пропорции
81
Пропорции
тест
интернет-ресурс
82
Пропорции
83
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
видеоролик
84
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
м/д
мультимедиа презентация
85
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
86
Контрольная работа №7 по теме «Отношения и пропорции»
к/р
87
Масштаб
Масштаб
Окружность
Число
Длина окружности
Формула длины окружности
Шар и сфера
Формула объема шара, площади поверхности сферы
88
Масштаб
м/д
89
Длина окружности и площадь круга
иллюстрации на доске
90
Длина окружности и площадь круга
91
Шар
с/р
92
Шар
видеоролик
93
Контрольная работа №8 по темам «Масштаб. Длина окружности и площадь круга»
94
Координаты на прямой
положительные и отрицательные числа
координатная прямая
модуль числа
противоположные числа
изображать координатную прямую
распознавать точки с противоположными координатами
перемещать точки на прямой в указанном направлении
сравнивать числа
находить значение выражений, содержащих модули
определять изменение величины по ее начальному и конечному значениям
электронные учебники
95
Координаты на прямой
с/р
96
Координаты на прямой
97
Противоположные числа
интернет-ресурс
98
Противоположные числа
иллюстрации на доске
99
Модуль числа
с/р
100
Модуль числа
мультимедиа презентация
101
Сравнение чисел
102
Сравнение чисел
103
Сравнение чисел
104
Изменение величин
тест
105
Изменение величин
иллюстрации на доске
106
Контрольная работа №9 по теме «Координаты на прямой»
к/р
107
Сложение чисел с помощью координатной прямой
Правило сложения отрицательных чисел.
Правило сложения двух чисел с разными знаками.
Вычитание рациональных чисел
Сложение чисел с помощью координатной прямой.
Складывать числа с помощью координатной плоскости.
Складывать и вычитать рациональные числа.
мультимедиа презентация
108
Сложение чисел с помощью координатной прямой
м/д
видеоролик
109
Сложение отрицательных чисел
110
Сложение отрицательных чисел
м/д
111
Сложение чисел с разными знаками
интернет-ресурс
112
Сложение чисел с разными знаками
113
Сложение чисел с разными знаками
тест
мультимедиа презентация
114
Вычитание
115
Вычитание
электронные учебники
116
Вычитание
117
Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
к/р
118
Умножение
Понятие рациональных чисел.
Свойства действий с рациональными числами.
Применять свойства действий с рациональными числами для преобразования выражений
119
Умножение
120
Умножение
м/д
121
Деление
электронные учебники
122
Деление
123
Деление
124
Рациональные числа
м/д
мультимедиа презентация
125
Рациональные числа
126
Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»
к/р
127
Свойства действий с рациональными числами
Подобные слагаемые.
Коэффициент выражения.
Правила раскрытия скобок.
Раскрывать скобки.
Приводить подобные слагаемые
Применять свойства уравнения для нахождения его решения.
мультимедиа презентация
128
Свойства действий с рациональными числами
129
Свойства действий с рациональными числами
с/р
130
Раскрытие скобок
131
Раскрытие скобок
интернет-ресурс
132
Раскрытие скобок
с/р
133
Раскрытие скобок
мультимедиа презентация
134
Коэффициент
135
Коэффициент
видеоролик
136
Подобные слагаемые
м/д
137
Подобные слагаемые
138
Подобные слагаемые
139
Контрольная работа №12 по темам «Раскрытие скобок. Подобные слагаемые»
к/р
140
Решение уравнений
электронные учебники
141
Решение уравнений
142
Решение уравнений
тест
143
Решение уравнений
видеоролик
144
Контрольная работа №13 по теме «Решение уравнений»
к/р
145
Перпендикулярные прямые
Перпендикулярные прямые.
Параллельные прямые.
Координатная плоскость.
Координаты точки.
Столбчатая диаграмма.
График зависимости.
Изображать координатную плоскость.
Строить точку по заданным координатам.
Находить координаты изображенной в координатной плоскости точки.
Строить столбчатые диаграммы.
Находить значения величин по графикам зависимостей
146
Перпендикулярные прямые
147
Параллельные прямые
с/р
иллюстрации на доске
148
Параллельные прямые
мультимедиа презентация
149
Координатная плоскость
150
Координатная плоскость
иллюстрации на доске
151
Координатная плоскость
с/р
152
Столбчатые диаграммы
153
Столбчатые диаграммы
154
Графики
тест
155
Графики
156
Графики
интернет-ресурс
157
Контрольная работа №14 по теме «Координаты на плоскости»
к/р
158
Итоговое повторение. Наибольший общий делитель.
мультимедиа презентация
159
Итоговое повторение. Наименьшее общее кратное
160
Итоговое повторение. Сокращение дробей
м/д
интернет-ресурс
161
Итоговое повторение. Приведение дробей к общему знаменателю
162
Итоговое повторение. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
мультимедиа презентация
163
Итоговое повторение. Сложение и вычитание смешанных чисел
с/р
видеоролик
164
Итоговое повторение. Умножение дробей
165
Итоговое повторение. Деление
166
Итоговое повторение. Дробные выражения
167
Итоговое повторение. Пропорции
168
Итоговое повторение. Длина окружности и площадь круга
тест
мультимедиа презентация
169
Итоговое повторение. Сложение отрицательных чисел
170
Итоговое повторение. Сложение чисел с разными знаками
видеоролик
171
Итоговое повторение. Умножение
мультимедиа презентация
172
Итоговое повторение. Деление
173
Итоговое повторение. Решение уравнений
174
Итоговая контрольная работа №15
к/р
175
Итоговое занятие
Учебно-методическое обеспечение программы
Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2008./
Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике для 6 класса /А.С. Чесноков, К.И. Нешков. – М., 2007./
Совайленко В.К. Система обучения математике в 5-6 классах: методическое пособие для учителя / В.К. Совайленко. – М.: Просвещение, 2005./
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения курса математики в 6 классе учащиеся должны
знать/понимать:
существо понятия алгоритма;
как используются математические формулы и уравнения при решении математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
уметь:
выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления с рациональными числами, возводить рациональное число в квадрат, в куб;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов;
находить значение числовых выражений;
решать задачи на проценты с помощью пропорций; применять прямо и обратно пропорциональные величины при решении практических задач; решать задачи на масштаб;
распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые с помощью линейки и угольника; определять координаты точки на координатной плоскости, отмечать точки по заданным координатам;
решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью уравнений, включая задачи, связанные с дробями и процентами.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для решения несложных практических задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приемов;
для решения практических задач, связанных с нахождением объемов прямоугольного параллелепипеда и куба, длины окружности и площади круга;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Критерии оценивания достижений учащихся
Все контрольные работы составлены на трех уровнях:
1. Репродуктивном (уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания).
Задания этого уровня предполагают воспроизведение определения понятия, формулировки правила и др., т.е. применение знаний по образцу. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.
2. Конструктивном (уровень умений, готовности применять знания в измененной ситуации, где нужно узнать образец).
Задания этого уровня представлены задачами, при выполнении которых учащимся приходится использовать несколько алгоритмов, формул, анализировать возможные пути решения, отыскивать характерные признаки и связи познавательного объекта с другими, т.е. узнать образец.
Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил знания по образцу и в измененной ситуации.
3. Творческом (уровень «трансформации», овладения новыми способами действий на основе самостоятельного поиска).
При выполнении заданий этого уровня нужно установить необходимые связи между компонентами знаний, найти выход из нестандартной ситуации. Это значит: овладел знаниями на конструктивном уровне и научился переносить их в новые условия.
Такая контрольная работа включает в себя 4 задания.
Первое и второе задания предполагают прямое воспроизведение изученного материала, что позволяет говорить о сформированности у учащегося системы качеств знаний на репродуктивном (воспроизводящем) уровне. Конструктивному уровню соответствует выполнение третьего задания, при выполнении которого дети должны осуществить перенос имеющихся знаний в измененную ситуацию. При выполнении четвертого задания (творческий уровень) дети должны самостоятельно найти выход их нестандартной ситуации.
При верном выполнении всех заданий контрольной работы выставляется отметка «5». Если ученик успешно справился со всеми заданиями первой и второй частей работы (задания №№1, 2, 3), а к выполнению последней (задание № 4) не приступил или допустил ошибку в решении, выставляется оценка «4». За безошибочное выполнение всех заданий первой части работы (задания № 1, 2), даже при наличии ошибок в решениях заданий второй и третьей частей или отсутствия этих решений выставляется оценка «3». Любая из перечисленных отметок может быть выставлена при условии верного выполнения всех заданий первой части работы.
Школьникам, которые допускают ошибки при выполнении заданий первой части работы и не получают отметку «3», можно дать возможность после работы над ошибками вторично выполнить задания, аналогичные тем, где допущены ошибки. Для этого можно использовать соответствующие задания из другого варианта или аналогичные им. При таком подходе ученики более ответственно относятся к выполнению работы над ошибками, и она становится более целенаправленной.
Список литературы
Арутюнян Е.Б. Математические диктанты для 5-9 классов / Е.Б. Арутюнян. – М., 1995./
Депман Я.И. За страницами учебника математики: пособие для учащихся / Я.И. Депман, В.Я. Виленкин. – М.: Просвещение, 2005./
Клименченко Д.В. Задачи по математике для любознательных / Д.В Клименченко. – М.: Просвещение, 2007./
Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.
Нечаев М.П. Уроки по курсу «Математика – 6» - М., 2006.
Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы: 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся /авт.-сост. Н.В. Заболотнева. – Волгоград: Учитель, 2006./
Сафонова В.Ю. Задачи по математике для внеклассной работы в 5-6 классах /авт.-сост. В.Ю. Сафонова под ред. Д.Б. Фукса, А.Л.Гавронского. – М.: МИРОС, 1993./ Просвещение, 2005./