Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы являлись:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Письмо Минобразования Ростовской области от 08.08.2014г. №24/411-4851/м о примерной структуре рабочей программы
«Примерная программа основного общего образования по математике 5-6 класса» составитель Т.А. Бурмистрова, Просвещение,2010
Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения в структуры Государственного образовательного стандарта».
Областной стандарт от 14.11.2013 г. № 26-РС «Об образовании в Ростовской области».
Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.10.2012г.№ 189 «Об утверждении СанПиНа» 2.4.2.2821 –10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении»;
Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление правительства Ростовской области от 06.03. 2014г. № 158 «О внесении изменений в Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596».
Приказ Минобразования России от 5.03.2014 г. № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 9.03.2004 г. № 1312« Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования России от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010г. № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»
Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные приказом Минобразования России от 5.03.2014 г. № 1089»
Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования России от 9.03.2004 г. № 1312.
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».
.
Приказ Минобрнауки России от 9.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Устав образовательного учреждения.
Документы, обеспечивающие правовую основу организации работы кабинета математики:
Трудовой кодекс законов Российской Федерации от 30.12.2001года №197- ФЗ.
Постановление Минтруда Российской Федерации «Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда».
Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда Минтруда РФ
Письмо Минобразования Российской Федерации от 12.07.2000 г. № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях»
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года №390 « О противопожарном режиме».
Рабочая программа учебного курса по математике в 6-м классе составлена для УМК Виленкина Н.Я., Жохова В.И., Чеснокова А.С., Шварцбурда С.И. «Математика 6» (М.: Мнемозина, 2012), позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Общая характеристика курса математики
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В курсе математики 6-го класса продолжается развитие понятия числа. Продолжается работа над развитием вычислительных навыков. Формируются понятия «общий делитель» и «общее кратное», необходимые для полного усвоения основного свойства дроби. Вводятся арифметические действия над положительными и отрицательными числами, что позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одним неизвестным. Продолжается обучение решению текстовых задач. Совершенствуются и обогащаются геометрические знания. Приобретаются навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Отводятся часы для решения комбинаторных задач. На этом этапе формируются на интуитивном уровне начальные вероятностные представления, осваивается словарь. Решаются задачи путем систематического перебора возможных вариантов.
В результате изучения курса математики в 6 классе учащиеся должны
знать/понимать:
существо понятия алгоритма;
как используются математические формулы и уравнения при решении математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
уметь:
выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления с рациональными числами, возводить рациональное число в квадрат, в куб;
переходить от одной записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов;
находить значение числовых выражений;
решать задачи на проценты с помощью пропорций; применять прямо и обратно пропорциональные величины при решении практических задач; решать задачи на масштаб;
распознавать и изображать перпендикулярные прямые с помощью линейки и угольника; определять координаты точки на координатной плоскости, отмечать точки по заданным координатам;
решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью уравнений, включая задачи, связанные с дробями и процентами.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для решения несложных практических задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приёмов;
интерпретации результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
3.Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 171 учебных часов (5 часов в неделю) в соответствии с образовательной программой основного общего образования МБОУ СШ № 21 и расписанием учебных занятий на 2015-2016 учебный год.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет
4.Содержание учебного предмета
Повторение курса математики 5 класса
Основная цель – повторить основные темы курса математики 5 класса
Делимость чисел
Делители и кратные. Признаки делимости на 10, на 5 и на 2, на 9 и на 3. Простые составные числа. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Взаимно простые числа. Основная цель раздела – завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действия с обыкновенными дробями. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач. Основная цель раздела – выработать прочные навыки преобразования дробей, сравнения, сложения и вычитания дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей Умножение и деление обыкновенных дробей. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его дроби. Основные задачи на дроби. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Дробные выражения. Основная цель раздела – выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби. Отношения и пропорции Пропорции. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорций. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар. Основная цель раздела – сформировать понятия пропорции; прямой и обратной пропорциональности величин. Положительные и отрицательные числа Положительные и отрицательные числа. Координаты на прямой. Изображение чисел на прямой. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Изменение величин. Целые числа. Изображение чисел на прямой. Основная цель раздела – расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание. Основная цель раздела – выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений. Основная цель раздела – выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами. Решение уравнений Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений. Основная цель раздела – подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений. Координаты на плоскости Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм. Основная цель раздела – ознакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости. Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей Столбчатые диаграммы. Графики. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Решение комбинаторных задач. Комбинаторное правило умножения. Эксперименты со случайными исходами. Основная цель раздела – ознакомить учащихся с элементами статистики, комбинаторики и теории вероятностей. Итоговое повторение. Решение задач Основная цель раздела – повторить основные темы курса математики 6 класса |
5.Тематическое планирование № темы | Название темы | Количество часов | 1. | Повторение | 7 | 2. | Делимость чисел | 16 | 3. | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 27 | 4. | Умножение и деление обыкновенных дробей | 31 | 5. | Отношения и пропорции | 16 | 6. | Положительные и отрицательные числа | 11 | 7. | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 10 | 8. | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 12 | 9. | Решение уравнений | 16 | 10. | Координаты на плоскости | 7 | 11. | Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 8 | 12. | Итоговое повторение курса 6 класса | 10 | итого | 171 | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – 29-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2012. Дидактические материалы по математике для 6 класса / А.С.Чесноков, К.И. Нешков – М: Классикс Стиль, 2011. Математические диктанты. 6 класс: Пособие для учителей и учащихся к учебнику: Математика / Н.Я. Виленкин и др. / В.И. Жохов – М.: ООО « Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2011. Компьютер, проектор и экран Презентации к урокам «Арифметические действия с десятичными дробями» «Делимость чисел» «НОД и НОК двух и более чисел» «Сокращение дробей» «Приведение дробей к общему знаменателю» «Действия с дробями с разными знаменателями» «Сложение и вычитание смешанных чисел» «Нахождение дроби от числа» «Деление дробей и смешанных чисел» «Нахождение числа по его дроби» «Дробные выражения» «Отношения» | «Пропорции» «Масштаб» «Длина окружности и площадь круга» «Координаты точки» «Положительные и отрицательные числа» «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» «Подобные слагаемые» «Координатная плоскость» «Построение диаграмм и графиков» «Решение комбинаторных задач» | http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика») http://www.legion.ru– сайт издательства «Легион» http://www.intellectcentre.ru– сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://www.proshkolu.ru/club/maths/file2/322771/ - Интернет портал PROШколу.ru Результаты освоения курса математики в 6 классе и система их оценки. |
в разделе «Делимость чисел»
-знать признаки делимости
-уметь разложить число на множители;
-находить наименьшее общее кратное и наибольший общий делитель;
в разделе «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
-уметь преобразовывать дроби;
-уметь складывать и вычитать дроби;
в разделе «Умножение и деление обыкновенных дробей»
-выработать прочные навыки арифметических действий с дробями;
-решать основные задачи на дроби;
в разделе «Отношения и пропорции»
-уметь решать задачи с помощью пропорций;
-различать прямую и обратную пропорциональности;
в разделе «Положительные и отрицательные числа»
-уметь располагать положительные и отрицательные числа на координатной прямой;
-усвоить понятие модуля;
в разделе «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
-уметь складывать и вычитать положительные и отрицательные числа;
в разделе «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»
-уметь умножать и делить положительные и отрицательные числа;
в разделе «Решение уравнений»
-уметь использовать действия с положительными и отрицательными числами при решении уравнений;
в разделе «Координаты на плоскости»
-уметь строить параллельные и перпендикулярные прямые;
-уметь находить точку по ее координатам;
в разделе «Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей»
- уметь извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; составлять таблицы, строить диаграммы;
- уметь решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов.
Формы контроля:
текущий - проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.
Текущий контроль проводится после изучения значимых тем с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала и по окончании четверти.
Содержание текущего контроля определяется учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.
Итоговый контроль- освоение образовательной программы по математике сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся в 6-х классах, проводимой в форме определенной учебным планом МБОУ СШ № 21, и в порядке, установленном школой- письменная контрольная работа.
График контрольных работ
-
| Контрольная работа № 1 по теме «разложение на множители» | 1.10 |
-
| Контрольная работа № 2 по теме «сравнение. Сложение и вычитание дробей» | 29.10 |
-
| Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 16.11 |
-
| Контрольная работа № 4 по теме «Умножение дробей» | 30.11 |
-
| Контрольная работа № 5 по теме «Деление дробей» | 11.12 |
-
| Контрольная работа № 6 по теме «Дробные выражения» | 12.01 |
-
| Контрольная работа №7 по теме «Отношения и пропорции» | 20.01 |
-
| Контрольная работа №8 по теме «Масштаб. Окружность и круг » | 3.02 |
-
| Контрольная работа №9 по теме «отрицательные числа» | 18.02 |
-
| Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание отрицательных чисел» | 9.03 |
-
| Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление отрицательных чисел» | 1.04 |
-
| Контрольная работа №12 по теме «коэффициент. Подобные слагаемые» | 15.04 |
-
| Контрольная работа №13 по теме «Решение уравнений» | 25.04 |
-
| Контрольная работа №14 по теме «Координаты на плоскости» | 5.05 |
-
| Итоговая контрольная работа № 15 | 24.05 |
Критерии оценивания письменных работ по математике.
Оценка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или недопонимания учебного материала)
Оценка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти работы не являлись специальным объектом проверки).
Оценка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащихся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Оценка «2» ставится, если:
Допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по проверяемой теме в полной мере.
.
Критерии оценивания устных ответов.
Ответ оценивается «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренной программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретическое положение конкретными примерами;
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя;
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается «4», если
он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением в теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Контрольно-измерительные материалы.
Контрольная работа №1
Контрольная работа №2
Контрольная работа №3
Контрольная работа №4
Контрольная работа №5
Контрольная работа №6
Контрольная работа №7
Контрольная работа №8
Контрольная работа №9
Контрольная работа №10
Контрольная работа №11
Контрольная работа №12
Контрольная работа №13
Контрольная работа №14
Примерная форма промежуточной аттестации - итоговая контрольная работа.
Согласовано Протокол заседания Методического совета МБОУ СШ №21 от___________ 2015 года №_________ ______________ ________________ подпись руководителя МС Ф.И.О. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________________Ф.И.О. подпись __________________2015 год дата |