Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 6 класс к учебнику Н.Я Виленкин»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская средняя общеобразовательная школа»
Вурнарского района Чувашской Республики
Планирование по математике
6 класс
Учитель математики:
Андреева Сюзанна Олеговна
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 6 класса разработана на основе:
примерной программы основного общего образования по математике, программы курса математики для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений автора В.И. Жохова (2010 года)
Цели программы:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
развитие логического мышления, пространственного воображения;
воспитание средствами математики культуры личности;
понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития;
обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений.
Основные задачи:
обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
выявить и развить математические и творческие способности;
Место предмета в учебном плане:
Рабочая программа рассчитана на 175 часов (из расчета 5 часов в неделю, 35 учебных недель). Из них контрольных работ 15 часов, в т.ч. 1 час отведен на годовую промежуточную аттестацию в форме контрольной работы.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 03-93 ИН/13-03 от 23.09.2003 «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержании математического образования основной школы» введено в планирование знакомство с темами раздела «Элементы статистики и теории вероятности» отдельным разделом в количестве 4-х часов.
В авторской программе на изучение раздела «Делимость чисел» отводиться 20 часов, но так как многие учащиеся данную тему усваивают хорошо, то в начале учебного года 3 часа отводится для повторения материала изученного в 5 классе.
Текущий контроль проводится в форме контрольных работ. Тексты контрольных работ взяты из книги: Дидактические материалы по математике: 6 класс: практикум / А.С. Чесноков, К.И. Нешков. – 6-е изд. – М.: Академкнига/ Учебник, 2014. – 160с.
Содержание программы
Повторение (3 часа).
Обыкновенные дроби. Действия с десятичными дробями. Решение уравнений.
Знать:
правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей;
правила сложения, вычитания, обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, смешанных чисел;
определение уравнения, корней уравнения;
правила перевода десятичной дроби в проценты и процентов в десятичную дробь;
Уметь:
складывать, вычитать, умножать и делить десятичные дроби;
складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковым знаменателем, смешанные числа.
Решать уравнения;
переводить проценты в десятичную дробь и десятичную дробь в проценты;
Глава I. Делимость чисел (17 часов).
Делители и кратные. Признаки делимости на10, на 5и на 2.Признаки делимости на 9 и на 3. Простые и составные числа. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное. Контрольная работа № 1 по теме: «Делимость чисел».
Основная цель — завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
В данной теме завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание должно быть уделено знакомству с понятиями «делитель» и «кратное», которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знаменателю. Упражнения полезно выполнять с опорой на таблицу умножения — прямым подбором.
Определенное внимание уделяется знакомству с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел. При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило.
Учащиеся должны уметь разложить число на множители. Например, они должны понимать, что 36 = 6· 6 = 4· 9 = 2 ·18 и т. п. Умения разложить число на простые множители не обязательно добиваться от всех учащихся.
Глава II. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 часа).
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание дробей, смешанных чисел. Решение текстовых задач.
Основная цель — выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей. При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа.
Контрольная работа № 2 по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями».
Контрольная работа № 3 по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Глава III. Умножение и деление обыкновенных дробей (31 час).
Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Деление. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения. Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби. В этой теме завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями.
Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби.
Контрольная работа № 4 по теме: «Умножение обыкновенных дробей».
Контрольная работа № 5 по теме: «Деление обыкновенных дробей».
Контрольная работа № 6 по теме: «Деление дробей и нахождение значений дробных выражений».
Глава IV. Отношения и пропорции. (18 часов).
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель — сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты. Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач.
В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.
Контрольная работа № 7 по теме «Отношения и пропорции».
Контрольная работа № 8 по теме «Масштаб. Окружность и круг».
Глава V. Положительные и отрицательные числа (13 часов).
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки.
Основная цель — расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой. В дальнейшем она будет служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел. Специальное внимание должно быть уделено усвоению вводимого здесь понятия модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем и для овладения алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Контрольная работа № 9 по теме «Положительные и отрицательные числа».
Глава VI . Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 часов).
Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание.
Основная цель — выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек координатной прямой. При изучении данной темы отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.
Контрольная работа № 10 по теме « Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Глава VII. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 часов).
Умножение. Деление. Рациональные числа. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Свойства действий с рациональными числами.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений. При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить (если это возможно) числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую дробь обращается данная обыкновенная дробь — в десятичную или периодическую. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как
Контрольная работа № 11 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел».
Глава VIII. Решение уравнений (15 часов).
Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель — подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений. Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одной переменной.
Контрольная работа № 12 по теме «Раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых».
Контрольная работа № 13 по теме «Решение уравнений».
Основная цель — познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и чертежного треугольника, не требуя воспроизведения точных определений.
Основным результатом знакомства учащихся с координатной плоскостью должны стать знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости. Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
Контрольная работа № 14 по теме «Координаты на плоскости».
Элементы статистики и теории вероятности (4 часа)
Решение комбинаторных задач перебором данных. Вероятность случайных событий. Решение комбинаторных задач (числовые ребусы, логические задачи).
Итоговое повторение курса (16 часов).
Повторение и систематизация знаний полученных в течение учебного года.
Годовая промежуточная аттестация – контрольная работа №15.
Требования к математической подготовке учащихся 6 класса
В результате изучения математики ученик 6 класса должен понимать и знать:
как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
Уметь:
Правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, рациональное, положительное, десятичная дробь; переходить от одной формы записи чисел к другой.
Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;
Выполнять арифметические действия с рациональными числами; сочетать при вычислениях устные и письменные приёмы, применять калькулятор;
Решать основные задачи на дроби и проценты;
Правильно понимать формулировку «разложить на множители»;
Осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
Понимать, что уравнения – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики;
Система координат на плоскости, начало координат, координатная плоскость, оси координат, ось абсцисс, ось ординат, координата точки
10.6
Координатная плоскость
закрепление изученного
10.7
Координатная плоскость
применение знаний
10.8
Столбчатые диаграммы
изучение нового материала
Столбчатые и круговые диаграммы
10.9
Столбчатые диаграммы
закрепление изученного
10.10
Графики
изучение нового материала
Графики
10.11
Графики
закрепление изученного
10.12
Графики. Подготовка к контрольной работе.
обобщение и систематизация знаний
10.13
Контрольная работа №14
контроль знаний и умений
11
Элементы статистики и теории вероятности – 4 часа
11.1
Решение комбинаторных задач перебором данных
изучение нового материала
Перебор возможных вариантов, правило умножения в комбинаторике
11.2
Дерево возможных вариантов
применение знаний
11.3
Вероятность случайных событий.
изучение нового материала
Эксперименты со случайным исходом, частота и вероятность случайного события
11.4
Решение комбинаторных задач (числовые ребусы, логические задачи)
комбинированный
12
Итоговое повторение – 16 часов
12.1
Обыкновенные дроби
повторение изученного
Доли, обыкновенные дроби, новый знаменатель, дополнительный множитель, общий знаменатель, наименьший общий знаменатель
12.2
Обыкновенные дроби
повторение изученного
12.3
Обыкновенные дроби
повторение изученного
12.4
Рациональные числа
повторение изученного
Рациональные числа, запись рациональных чисел, периодическая дробь
12.5
Рациональные числа
повторение изученного
12.6
Годовая промежуточная аттестация (контрольная работа №15)
контроль знаний и умений
12.7
Решение уравнений
повторение изученного
Линейное уравнение с одним неизвестным
12.8
Решение уравнений
повторение изученного
12.9
Решение уравнений
повторение изученного
12.10
Решение уравнений
повторение изученного
12.11
Решение задач с помощью уравнений
повторение изученного
12.12
Отношения и пропорции
повторение изученного
Отношение двух чисел, деление десятичных и обыкновенных дробей, пропорции
12.13
Координаты на плоскости
повторение изученного
Система координат на плоскости, начало координат, координатная плоскость, оси координат, ось абсцисс, ось ординат, координата точки
12.14
Координаты на плоскости
повторение изученного
12.15
Длина окружности и площадь круга.
повторение изученного
Окружность, радиус, диаметр, длина окружности
12.16
Длина окружности и площадь круга.
повторение изученного
Окружность, радиус, диаметр, длина окружности
Используемый учебно-методический комплект:
Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 29-е изд., стер.- М.: Мнемозина, 2011. – 288 с.
Дидактические материалы по математике: 6 класс: практикум / А.С. Чесноков, К.И. Нешков. – 6-е изд. – М.: Академкнига/ Учебник, 2014. – 160с.
Дополнительная литература:
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Математика 6 класс»/ И.Л.Гусева, С.А.Пушкин, Н.В.Рыбаков – М.: «Интеллект-Центр», 2009 г.
Математика 5 -6 класс. Тесты для промежуточной аттестации/ Под ред. Ф.Ф.Лысенко, Л.С.Ольховой, С.Ю.Кулабухова – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2009 г.
Преподавание математики в 5 – 6 классах: Методические рекомендации для учителя к учебнику Н.Я Виленкина, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Вербум-М, 2011. – 176 с.