Рабочая программа по геометрии для 7 класса в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по геометрии для 7 класса в соответствии с ФГОС.
В работе представлены пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по геометрии для 7 класса. Программа направлена на изучение предмета по учебнику Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов и др., "Геометрия 7-9", издательство "Просвещение", г. Москва, 2016 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии для 7 класса в соответствии с ФГОС.»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена основе федерального образовательного стандарта нового поколения, Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г. и «Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы», - М.Просвещение, 2011. Составитель Т. А. Бурмистрова.
Рабочая программа опирается на УМК:
- Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов и др., "Геометрия 7-9", издательство "Просвещение", г. Москва, 2014 г;
А так же основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Тематический план по геометрии разработан на основе рабочей программы основного общего образования, федерального компонента госстандарта основного общего образования по математике и учебника геометрии Л.С. Атанасяна.
Основные цели курса:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Задачи обучения:
-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
-изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);
-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;
-научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;
-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала.
Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач, систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников.
Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе.
Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Описание места учебного предмета в базисном плане
Учебное содержание реализуется в рамках учебного плана школы для 7 класса в количестве 2 недельных часов для образовательных учреждений РФ, программа рассчитана на 70 учебных часов. Плановых контрольных работ – 6.
В программе приводится распределение учебного времени между разделами курса, представленное в виде тематического планирования, согласно учебнику «Геометрия 7-9» автор- Л.С. Атанасян
Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся: после изучения наиболее значимых тем программы, в конце учебной четверти.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификаций на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родо-видовых связей;
умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирования учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентностей);
8)первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представления об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства утверждений;
овладения навыками устных и письменных инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Данной программой предусмотрено, чтобы в процессе изучения учащиеся овладеют системой математических знаний и умений:
-знать, сколько прямых можно провести через две точки, сколько общих точек могут иметь две прямые, какая фигура наз. отрезком, лучом, углом.
-уметь обозначать точки, отрезки, лучи, прямые и углы на рис., изображать отрезки, лучи, прямые и углы, возможные случаи взаимного расположения точек, отрезков, лучей и прямых.
-знать, какие геом.фигуры наз. равными, что наз. серединой отрезка, биссектрисой угла, единицы измерения отрезков и углов, виды углов.
-уметь сравнивать отрезки и углы, находить градусные меры углов с помощью транспортира.
-знать определение и свойства смежных, вертикальных углов, перпендикулярных прямых.
-уметь строить смежные, вертикальные углы, находить их на рис., решать задачи.
-знать определение треугольника и его элементов, равных треугольников, перпендикуляра, медианы, биссектрисы, высоты треугольника, равнобедренного равностороннего треугольников, формулировки 1,2,3признаков равенства треугольников.
-уметь доказывать 1,2,3 признаки равенства треугольников, теорему о свойствах равнобедренного треугольника, использовать их при решении задач.
-знать определение окружности и её элементов.
-уметь выполнять простейшие построения с помощью циркуля и линейки, применять их при решении задач.
-знать определение параллельных прямых, накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, формулировки признаков параллельности прямых, аксиому параллельных прямых, следствия из неё.
-уметь показать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых, свойства параллельных прямых и использовать их при решении задач.
-знать определение внешнего угла, остроугольного, тупоугольного, прямоугольного треугольников,
-уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствия, теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из неё, т. о неравенстве треугольника, применять их при решении задач.
-уметь доказывать свойства и признаки прямоугольных треугольников, применять их при решении задач.
-знать, что наз. наклонной, расстоянием от точки до прямой и расстоянием между параллельными прямыми.
-уметь доказывать свойство перпендикуляра, решать задачи на построение треугольника по трем элементам.
Содержание обучения
Основное содержание (70 часов)
Содержание курса геометрии 7 класса включает следующие тематические блоки:
№
Название темы
Кол-во
часов
Контрольных
работ
1
Начальные геометрические сведения
12
1
2
Треугольники
21
1
3
Параллельные прямые
10
1
4
Соотношения между сторонами и углами треугольника
20
2
5
Повторение
6
0
6
Итоговая контрольная работа
1
1
Итого часов
70
6
1. Начальные геометрические сведения, 12 часов
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель - систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
2. Треугольники, 21 час
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач на построение с помощью циркуля и линейки.
3. Параллельные прямые, 10 часов
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель - ввести одно из важнейших понятий понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника,20 часов
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель - рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
5. Повторение, 7часов
Раздел
Учебн. курса,
кол-во часов
Элементы содержания
Характеристика деятельности учащихся
УУД
Формы контроля
7 класс (68 часов)
Начальные геометрические сведения (12 ч)
Прямая, отрезок, луч, угол. Сравнение и измерение отрезков и углов. Перпендикулярные прямые.
умение строить простейшие геометрические фигуры и знание их свойств; владение понятием равенства фигур.
владеть понятиями, связанными с начальными геометрическими сведениями, распознавать на чертежах, - различать их взаимное расположение;
распознавать равные геометрические фигуры, пользоваться различными единицами измерения и инструментами для измерения.
Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Задачи на построение.
владение понятием теорема; умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; умение решать задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
распознавать виды треугольника по его элементам, различать аксиомы, теоремы и следствия, доказывать теоремы, решать задачи на применение признаком равенства треугольников
владение понятием параллельных прямых; знание аксиом и аксиоматическом методе в геометрии, аксиому параллельных прямых.
находить накрест лежащие, односторонние и соответственные углы при пересечении двух прямых секущей;
формулировать и доказывать свойства и признаки параллельных прямых, решать задачи на применение признаков и свойств параллельности двух прямых, формулировать аксиомы параллельных прямых и их следствия
Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 ч)
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника. Прямоугольные треугольники. Задачи на построение.
определение внешнего угла, остроугольного, тупоугольного, прямоугольного треугольников,
умение доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствия, теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из неё применять их при решении задач.
формулировать и доказывать о сумме углов треугольника, соотношения между сторонами и углами треугольника, неравенства треугольника, свойства прямоугольных треугольника, признаки равенства прямоугольных треугольников, решать задачи на доказательство и вычисления по выше перечисленным темам, способам построения треугольников по трем элементам
овладение системой понятий, символикой, использовать графические представления для решения геометрических задач;
умения применять изученные понятия, свойства фигур при решении задач из различных разделов курса
выполнять построение различных геометрических фигур; находить нужную информацию в справочных материалах, моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата геометрии; описания зависимости между геометрическими величинами
итоговая контрольная работа
Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класса по учебной программе ФГОС ООО
№
Дата планируемая.
Дата фактическая.
Кол-во. часов.
Наименование разделов, тем
Примечание.
I Начальные геометрические сведения (12 ч)
1
3.09
1
Вводный урок
2
9.09
1
Прямая и отрезок
3
11.09
1
Луч и угол
4
16.09
1
Сравнение отрезков и углов
5
18.09
1
Измерение отрезков
6
20.09
1
Решение задач по теме «Измерение отрезков»
7
25.09
1
Измерение углов
8
27.09
1
Смежные и вертикальные углы
9
2.10
1
Перпендикулярные прямые
10
4.10
1
Решение задач по теме «Углы»
11
9.10
1
Решение задач
12
11.10
1
КР №1 «Начальные геометрические сведения»
II Треугольники (21 ч)
13
16.10
1
Понятие треугольника
14
19.10
1
Первый признак равенства треугольников
15
23.10
1
Решение задач на применение первого признака равенства треугольников
16-17
25.10
6.11
2
Медианы, высоты и биссектрисы треугольника
18
8.11
1
Равнобедренный треугольник и его свойства
19
13.11
1
Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»
20
15.11
1
Второй признак равенства треугольников
21
20.11
1
Решение задач на применение второго признака равенства треугольников
22
22.11
1
Третий признак равенства треугольников
23
27.11
1
Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников
24
29.11
1
Решение задач на применение признаков равенства треугольников
25
4.12
1
Окружность
26
6.12
1
Построение циркулем и линейкой
27-28
11.12
13.12
2
Примеры задач на построение
29-30
18.12
20.12
2
Задачи на построение
31-32
25.12
27.12
2
Решение задач
33
15.01
1
КР №2 «Треугольники»
III Параллельные прямые (10ч)
34-35
17.01
22.01
2
Признаки параллельности двух прямых
36
24.01
1
Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых»
37-38
29.01
31.01
2
Аксиома параллельных прямых
39-40
5.02
7.02
2
Свойства параллельных прямых
41
12.02
1
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
42
14.02
1
Решение задач
43
19.02
1
КР №3 «Параллельные прямые»
IV Соотношения между сторонами и углами треугольника (20ч)
44-45
21.02
26.02
2
Сумма углов треугольника
46
28.02
1
Решение задач по теме «Сумма углов треугольника»
47-48
5.03
7.03
2
Соотношения между сторонами и углами треугольника
49-50
12.03
14.03
2
Неравенство треугольника
51-52
19.03
21.03
2
Решение задач
53
26.03
1
КР №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
54
28.03
1
Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства
55
9.04
1
Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника
56
11.04
1
Признаки равенства прямоугольных треугольников
57
16.04
1
Решение задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников
58
18.04
1
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми
59-60
23.04
25.04
2
Построение треугольника по трем элементам
61-62
30.04
2.05
2
Решение задач
63
7.05
1
КР №5 «Построение треугольника по трем элементам»
64-67
14.05
16.05
21.05
23.05
4
V Уроки повторения
68
28.05
1
Итоговая контрольная работа
68
Итого часов
Литература для учителя
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии 7 кл., М.: ВАКО, 2010.
А.В. Фарков Тесты по геометрии к учебнику Л.С.Атоносяна и др. «Геометрия 7-9 классы», М.: Экзамен, 2014.
Н.Ф. Гаврилова, Контрольно-измерительные материалы «Геометрия 7 класс», М.: ВАКО, 2012
Учебник Л.С. Атанасяна «Геометрия 7-9». «Просвещение», М., 2014.