Рабочая программа по математике 8 класс по учебнику Ю.Н. Макарычева, Л.С. Атанасяна
Рабочая программа по математике 8 класс по учебнику Ю.Н. Макарычева, Л.С. Атанасяна
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта, соответствует базовому уровню обучения учащихся 8 класса. На изучение алгебры отводится 3 часа, на изучение геометрии - 2 часа. Составлена на основе программ для общеобразовательных учреждений 7-9 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 8 класс по учебнику Ю.Н. Макарычева, Л.С. Атанасяна »
МБОУ Душатинская средняя общеобразовательная школа
Суражского района Брянской области
Рассмотрено на заседании МО
Протокол №______
от "_____" __________2014 г.
"Согласовано"
Заместитель директора школы по УВР_____________Романченко Н.В _____________________________
"Утверждаю"
Директор школы ___________ Л.И.Коваленко
Приказ №______ от "_____"__________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ В 8 КЛАССЕ
Уровень обучения: базовый
Учитель: Медведько С.В.
2014 -2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для основной общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089);
примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236);
примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21);
примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 36-40);
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цель изучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия— один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В подкурсе геометрии 8 класса изучаются наиболее важные виды четырехугольников -параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; даётся представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией; расширяются и углубляются полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; выводятся формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказывается одна из главных теорем геометрии — теорему Пифагора; вводится понятие подобных треугольников; рассматриваются признаки подобия треугольников и их применения; делается первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии; расширяются сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучаются новые факты, связанные с окружностью; знакомятся обучающиеся с четырьмя замечательными точками треугольника; знакомятся обучающиеся с выполнением действий над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.
В подкурсе алгебры 8 класса вырабатывается умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; систематизируются сведения о рациональных числах и даётся представление об иррациональных числах, расширяется тем самым понятие о числе; вырабатывается умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни; вырабатываются умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач; знакомятся учащиеся с применением неравенств для оценки значений выражений, вырабатывается умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; вырабатывается умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, формируются начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел алгебра
Глава 1. Рациональные дроби (23 часов)
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у =и её график.
Цель: выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с обучающимися преобразования целых выражений.
Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание.
При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.
Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции у =.
Глава 2.Квадратные корни (19 часов)
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = , её свойства и график.
Цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные обучающимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.
При введении понятия корня полезно ознакомить обучающихся с нахождением корней с помощью калькулятора.
Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество =, которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида , . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.
Продолжается работа по развитию функциональных представлений обучающихся. Рассматриваются функция у=, её свойства и график. При изучении функции у=, показывается ее взаимосвязь с функцией у = х2, где х ≥ 0.
Глава 3. Квадратные уравнения (21 час)
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Цель: выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.
Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.
Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.
Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.
Глава 4. Неравенства (20 часа)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Цель: ознакомить обучающихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной Погрешности и точности приближения, относительной погрешности.Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.
В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление обучающихся с понятиями пересечения и объединения множеств.
При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах b, ах b, остановившись специально на случае, когда а
В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.
Глава 5. Степень с целым показателем. Элементы статистики(11 часов)
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.
Цель: выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.
Учащиеся получают начальные представления об организации статистических исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности. Приводятся примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Обучающимся предлагаются задания на нахождение по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах. Известные обучающимся способы наглядного представления статистических данных с помощью столбчатых и круговых диаграмм расширяются за счет введения таких понятий, как полигон и гистограмма.
6.Повторение (8 часов)Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 8 класса.
Раздел геометрия
Вводное повторении (2часа)
Глава 5.Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Глава 6.Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Глава7. Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава 8. Окружность (16 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Повторение. Решение задач. (4 часа)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 8 классе
В ходе преподавания математики в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса математики 8 класса обучающиеся должны:
знать/понимать1
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Арифметика
уметь
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
Алгебра
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=), строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
понимания статистических утверждений.
Геометрия
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б. Суворова.— М.: Просвещение, 2005—2008.
Уроки алгебры в 8 классе: кн. для учителя / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. — М.: Просвещение, 2005— 2008.
Алгебра: дидакт. материалы для 8 кл. / Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова. — М.: Просвещение, 2007—2008.
Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение,2001 -2007г.
Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2010.
Зив Б.Г. .Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. -М.: Просвещение, 2003 — 2008
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.,составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
Алгебра: дидакт. материалы для 8 кл. / Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2007—2008.
Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение,2001 -2007г.
Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2009.
Тематическое планирование по алгебре в 8 классе (102 ч)
№
п/п
Тема урока в
поурочном планировании
Предполагаемые результаты обучения
Тип урока, контроль знаний учащихся
Коли-
чество
часов
Повторение
Домашнее задание
Дата Фак- тически
ГЛАВА I. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДРОБИ
23
§1. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДРОБИ И ИХ СВОЙСТВА.
Знать основное свойство дроби, рациональные, целые, дробные выражения; правильно употреблять термины «выражение», «тождественное преобразование», понимать формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, привести к общему знаменателю, сократить дробь.
Уметь осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выполнять действия сложения и вычитания с алгебраическими дробями, сокращать дробь, выполнять разложение многочлена на множители применением формул сокращенного умножения, выполнять преобразование рациональных выражений.
Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по решению задач.
1
Под запись
12
Контрольная работа №1«Сложение и вычитание рациональных дробей»
Уметь применять изученную теорию при упрощении рациональных выражений, содержащих действия сложения и вычитания; сокращать дроби.
Урок контроля, оценки знаний учащихся.
1
§3. ПРОИЗВЕДЕНИЕ И ЧАСТНОЕ ДРОБЕЙ.
Знатьи понимать формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, привести к общему знаменателю, сократить дробь, свойства обратной пропорциональности.
Уметь осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выполнять действия умножения и деления с алгебраическими дробями, возводить дробь в степень, выполнять преобразование рациональных выражений; правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции), строить график обратной пропорциональности, находить значения функции y=k/x по графику, по формуле.
11
13
14
Умножение дробей. Возведение дроби в степень Решение упражнений по теме «Умножение дробей»
Усвоение изученного материала в процессе решения задач.
2
Упрощение дробей №129
1.п5,№110, №111 2.№117, №122,№127 (а,в)
15
16
Деление дробей.
Деление дробей. Формулы сокращённого умножения.
Усвоение изученного материала в процессе решения задач. Применение зна- ний и умений на практике
2
Действия с дробями №144 Текстовые задачи №145
1.п.6,№133, №136 2.№137(бвж) №140(б) №146(б)
17
18
19
Преобразование рациональных выражений.
Преобразование рациональных выражений.Тождества. Преобразование рациональных выражений. Решение текстовых задач.
Уроки практикумы. Проверочная С/Р.
Применение зна- ний и умений на практике
3
Построение графиков функций №174 Решение текстовых задач
квадратные уравнения по формуле, решать неполные квадратные уравнения, решать квадратные уравнения с помощью теоремы, обратной теореме Виета, использовать теорему Виета для нахождения коэффициентов и свободного члена квадратного уравнения; решать текстовые задачи с помощью квадратных уравнений.
11
43
Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.
Урок лекция с необходимым минимумом задач.
1
Преобразование выражений №532
1.П.21,№517
№524
44
45
46
Решение квадратных уравнений по формуле. Выде- ление квадрата двучлена
Решение квадратных уравнений по формуле.
Решение квадратных урав- нений по формуле, где D = к2 –ас
Комбинированный урок Уроки – практикумы по решению заданий.
Решение задач с помощью квадратных уравнений. Задачи на движение
Решение задач с помощью квадратных уравнений. Задачи на работу
Уроки – практикумы по решению задач.
3
Упрощение выраже- ний №577 Сокращение дробей №576
1.П.23,№560 №563 2.П.23,№567 №662 3.№656(б-д) задача по за пись
50
51
Теорема Виета.
Теорема Виета. Обратная теорема Виета
Комбинированный урок Урок – практикум по решению заданий
2
Решение текстовых задач №597-599
1.П.24,№581 №584,№587 2.П.24,№590 №598,№687
52
Обобщающий урок по теме «Квадратные уравнения»
Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по решению задач.
1
П. 21 – 24
Под запись
53
Контрольная работа №5«Квадратные уравнения»
Применение изученного материала по решению квадратных уравнений при выполнении письменной работы.
Урок контроля, оценки знаний учащихся.
1
§10. ДРОБНЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ.
Знать какие уравнения называются дробно-рациональными, какие бывают способы решения уравнений, понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь решать дробно-рациональные уравнения, решать уравнения графическим способом, решать текстовые задачи с помощью дробно-рациональных уравнений.
10
54
55
56
57
Рациональные уравнения и дробно-рациональные уравнения
Решение дробно-рациональных уравнений.
Решение дробно-рациональных уравнений. Теорема Виета. Решение дробно-рациональных уравнений. Самостоятельная работа
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Уроки – практикумы по решению заданий
4
Упрощение выраже-ний №615, №613 Графики функций №614
Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений.
Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений. Задачи на работу
Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений. Задачи на движение
Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений. Самостоятельная работа
Комбинированный урок. Уроки – практикумы по решению задач
4
Преобразование выражений №636, №637
1.П.26,№618 №620,№636 (а) 2.№628, №697(а) 3.№632, №697(б) 4.Под запись
62
Обобщающий урок по теме «Дробные рациональ- ные уравнения»
Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по решению задач.
1
Из сборника для провед. экзамена
63
Контрольная работа №6«Дробные рациональные уравнения»
Уметь применять приобретен ные знания, умения и навыки при выполнении письменного контрольного задания.
Урок контроля, оценки знаний учащихся.
1
ГЛАВА IV. НЕРАВЕНСТВА
20
§11. ЧИСЛОВЫЕ НЕРАВЕНСТВА И ИХ СВОЙСТВА.
Знать определение числового неравенства с одной переменной, что называется решением неравенства с одной переменной, что значит решить неравенство, свойства числовых неравенств, понимать формулировку задачи «решить неравенство», определение абсолютной и относительной погрешности
Уметь записывать и читать числовые промежутки, изображать их на числовой прямой, решать линейные неравенства с одной переменной, решать системы неравенств с одной перемен- ной, находить абсолютную и относительную погрешность приближения
9
64
Числовые неравенства.
Изучение нового материала.
1
Сокращение дробей №744
П.28,№729, №732(а), №745(б)
65 66
Свойства числовых неравенств. Решение упражнений по теме « Свойства числовых неравенств»
Решение упражнений по теме «Числовые неравенст- ва и их свойства»
Комбинированный урок
1
П.28 -31
№930,№931
71
Обобщающий урок по теме «Числовые неравенства и их свойства»
Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по решению задач.
1
П.28 -31
Под запись
72
Контрольная работа №7 «Свойства числовых неравенств»
Урок контроля, оценки знаний учащихся.
1
§12. НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ И ИХ СИСТЕМЫ.
11
73
Пересечение и объединение множеств
Знать , что называют пересе- чением(объединением) мно- жеств, определение числового неравенства с одной переменной, что называется решением неравенства с одной переменной, что значит решить неравенство, свойства числовых неравенств, понимать формулировку задачи «решить неравенство».
Уметь записывать и читать числовые промежутки, изображать их на числовой прямой, решать линейные неравенства с одной переменной, решать системы неравенств с одной переменной.
Урок изучения но- вого материала
1
№810
1.П.32,№801 №805(б), №810
74
Числовые промежутки. Пересечение и объединение промежутков
Урок приобретения новых знаний, умений и навыков. Закрепление изученного
1
Упрощение выраже- ний №829
1.П.33,№814 №816(б,в), №825(б,г),
75
76
77 78
Неравенства с одной переменной Свойства равносильности неравенств при решении неравенств.
Решение неравенств, содер- жащих дроби Решение неравенств с одной переменной
Решение упражнений по теме «Неравенства с одной переменной и их системы»
Урок– практикум
1
№954(а-в), №958(а,б)
83
Контрольная работа №8«Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной»
Уметь применять свойства неравенства при решении неравенств и их систем.
Урок контроля, оценки знаний учащихся.
1
ГЛАВА V. СТЕПЕНЬ С ЦЕЛЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ. ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИСТИКИ
11
§13. СТЕПЕНЬ С ЦЕЛЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ И ЕЕ СВОЙСТВА.
Знать определение степени с целым и целым отрицательным показателем; свойства степени с целым показателями.
Уметь выполнять действия со степенями с натуральным и целым показателями; записывать числа в стандартном виде, записывать приближенные значения чисел, выполнять
действия над приближенными значениями.
7
84
85
Определение степени с целым отрицательным показателем. Решение упражнений по теме «Степень с целым от- рицательным показателем»
Урок приобретения новых знаний, умений и навыков. Закрепление изученного
Обобщающий урок по теме «Степень с целым показате- лем»
Урок обобщения и систематизации знаний
1
Под запись
90
Контрольная работа №8«Степень с целым показа-телем»
Урок контроля, оценки знаний учащихся
1
§14.ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИСТИКИ
4
91
92
Сбор и группировка ста- тистических данных. Виды группировки статисти ческих данных
Знать понятия перестановки, размещения, сочетания, формулы для подсчёта их числа
Уметь определять, о каком виде комбинаций идёт речь в задаче, решать эти задачи
Урок приобретения новых знаний, умений и навыков. Закрепление изученного
2
№1040, №1041
1.П.40, №1032, №1040 2.№1094, №1041
93
94
Наглядное представление статистической информа- ции. Построение диаграмм и графиков статистических данных
Урок приобретения новых знаний, умений и навыков. Закрепление изученного
2
Доказательство тождеств №1057
1.П41№1043 №1045 2.№1055, №1059
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
8
95
Квадратные уравнения.
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 8 класса).
Комбинированный урок.
1
96
Дробные рациональные уравнения.
Урок учебный практикум. Задачи повышенной трудности.
1
97
98
Неравенства и системы неравенств.
Комбинированный урок.
2
99
Степень с целым показателем.
Комбинированный урок.
1
100
101
Контрольная работа №10Итоговая работа.
Урок контроля, оценки знаний учащихся.
2
102
Итоговое занятие.
Урок «занима-тельных задач».
1
Тематическое планирование по геометрии в 8 классе (68 ч)
№ п/п
Название темы
Предполагаемые результаты обучения
Кол- во часов
Тип урока
Повторение
Домашнее
задание
Дата
Факти чески
Вводное повторение (2 ч)
1/1
Повторение тео- рии за курс 7 класса. Решение задач
уметь решать основные типы задач курса геометрии 7 класса
1
Урок повторе ния и обобще ния знаний
Дидакт. материалы
2/2
Повторение тео- рии за курс 7 класса
уметь решать основные типы задач курса геометрии 7 класса
1
Урок повторе ния и обобще ния знаний
Дидакт. материалы
Четырёхугольники (14 ч)
1/3
Многоугольники
знать, какая фигура называется многоуг-ком, его элементы, какой многоугольник называется
выпуклым, определение и элементы четырёх- угольника; уметь выводить формулу суммы углов выпук-
лого n – угольника, находить периметр
многоугольника, использовать данные правила при решении задач
1
Лекция
признаки равен- ства треуголь- ников
П.39 - 41, № 363, №364, №365 (в,г)
2/4
Параллелограмм
знать определение параллелограмма, его свойства; уметь доказывать свойства параллелограмма и применять их при решении задач
1
Ознакомление с новым материалом
Параллельные прямые; св-ва и признаки парал- лельных прямых
П.42,вопросы 6-8 (стр. 114), №372(в), №371
3/5
Свойства парал- лелограмма
знать определение параллелограмма, его свойства; уметь доказывать свойства параллелограмма и применять их при решении задач
1
Закрепление изученного
Свойства параллелограмма
П.42, №375, №376
4/6
Признаки параллелограмма
знать определение параллелограмма, его свойства и признаки; уметь доказывать свойства и признаки паралле- лограмма и применять их при решении задач
1
Ознакомление с новым материалом
св-ва и признаки парал- лельных прямых
П.42,43, вопросы 6-9, №380, №383
5/7
Решение задач по теме «Признаки параллелограмма
1
Применение знаний и умений
П.42,43, вопросы 6-9, №429, №430
6/8
Трапеция
знать, что такое трапеция, как называются стороны трапеции, какая трапеция называется равнобед- ренной, прямоугольной; уметь решать задачи, используя определение трапеции
1
Комбиниро- ванный урок
свойства и признаки
параллелограмма
П.44, вопросы 10-11, №388(б), №389(а)
7/9
Задачи на построение
знать алгоритм решения задач на построение циркулем и линейкой; уметь решать простейшие задачи на построение
1
Комбиниро- ванный урок
Задачи на построе- ние из курса 7 класса
Стр. 95, №393(а,б)
8/10
Прямоугольник
знать определение прямоугольника и его свойства ; уметь доказывать особое свойство прямоуголь- ника, применять свойства прямоугольника при решении задач
1
Комбиниро- ванный урок
Параллелограмм и его свойства
П.45, №401(б), №413(А)
9/11
Ромб
знать определение и свойства ромба; уметь доказывать особое свойство ромба и применять его при решении задач
1
Комбиниро- ванный урок
Параллелограмм, прямоугольник
Вопрос 14, №405(б), №407,№408(а)
10/12
Квадрат
знать определение квадрата и все его свойства ; уметь решать задачи, в которых рассматрива- ются параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат
1
Комбиниро- ванный урок
Параллелограмм, прямоугольник, ромб и их свойства
П.45-46, вопро- сы 12-15, №409, №411
11/13
Осевая и цент- ральная симмет- рии
знать определения точек и фигур, симметрич- ных относительно прямой и точки; уметь строить симметричные точки и распозна- вать фигуры, обладающие осевой и централь- ной симметрией
1
Ознакомление с новым материалом
П.47, вопр. 16-20, №419, №421
12/14
Решение задач по теме «Четырёх- угольники»
закрепить изученный материал по теме «Четырёхугольники»; подготовиться к контрольной работе
1
Применение знаний и умений
П.39-47, вопр. 1-20, №425
13/15
Обобщающий урок по теме «Четырёхуголь- ники»
1
Применение знаний и умений
№426, №428
14/16
К/р №1. «Четы- рёхугольники»
проверить знания и умения учащихся по данной теме
1
Проверка и коррекция знаний и умений.
Площади фигур (14 ч)
1/17
Площадь многоугольника
знать понятие площади многоугольника, свойства площадей, единицы измерения пло- щадей; уметь решать задачи с понятием площади, на- ходить площадь квадрата
1
Лекция
Анализ к/р
П. 48,49, №448, №449(б), №450(б)
2/18
Решение задач по теме «Пло- щадь прямоуголь- ника»
знать основные свойства площадей, формулу для вычисления площади квадрата и прямоу- гольника, единицы измерения площадей уметь решать задачи на нахождение площади квадрата и прямоугольника
1
Комбиниро- ванный урок
Свойства площадей
П.48-50, №452(б,г), №454(б), №455
3/19
Площадь парал- лелограмма
знать, как находится площадь параллелог- рама; уметь доказывать теорему о площади паралле- лограмма, решать задачи,связанные с пло- щадью параллелограмма
1
Ознакомление с новым материалом
Теорема о площа- ди прямоугольника
П. 51, №459(в), №462, №465
4/20
Площадь треугольника
знать формулировку и доказательство теоремы о площади треугольника, следствия из неё; уметь применять знания при решении задач
1
Комбиниро- ванный урок
П.52, вопр.5(стр.113) №468(б,в), №471(б), №474
5/21
Площадь треугольника. Формула Герона
знать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу, теорему о площади треугольника, следствия из неё; уметь применять эти теоремы при решении задач
1
Применение знаний и умений
П. 52, №479(а), №469
6/22
Площадь трапеции
знать теорему о площади трапеции; уметь применять её при решении задач
1
Ознакомление с новым материалом
Площадь ромба, треугольника
П. 53, №480(б), №518(а)
7/23
Решение задач по теме «Площади фигур»
знать формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника, трапеции, ромба; уметь применять изученные формулы при решении задач
1
Применение знаний и умений
П. 51-53, вопр. 1-7, №470, №472
8/24
Решение задач по теме «Площади фигур». Самосто- ятельная работа
1
Применение знаний и умений
П. 51-53, вопр. 1-7, №464(в), №466
9/25
Теорема Пифагора
знать теорему Пифагора; уметь её доказывать и применять при решении задач
знать формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника, трапеции, ромба, теорему Пифагора и теорему, обратную ей; уметь применять изученные формулы и теоре- мы при решении задач
1
Применение знаний и умений
Вопр. 1-10,№492, №490(б,в)
13/29
Обобщающий урок по теме «Площадь»
1
Применение знаний и умений
Вопр. 1-10,№496, №491(б)
14/30
К/р №2. «Площа- ди фигур»
проверить знания и умения учащихся по данной теме
1
Проверка и коррекция знаний и умений
Подобные треугольники (19 ч)
1/31
Пропорциональ- ные отрезки. Определение подобных треу- гольников
знать какие отрезки называются пропорцио- нальными, свойства пропорций, определение подобных треугольников, какие стороны назы- ваются сходственными, что такое коэффициент подобия; уметь определять, подобны ли треугольники, доказывать теорему об отношении площадей подобных треугольников, применять её при решении задач
1
Ознакомление с новым материалом
Признаки равен- ства треугольников
П.56-58, №547, №549
2/32
Определение подобных треу- гольников
1
Закрепление изученного
П.56-58, вопр. 1-4, №546, №543
3/33
Первый признак подобия треуголь ников
знать формулировку и доказательство первого признака подобия треугольников; уметь применять его при решении задач
1
Ознакомление с новым материалом
Определение про- порциональных отрезков; теорема об отношении пло- щадей 2-х подоб- ных треугольников
П.59, №551(б), №553(б) №557(б), инд.№558
4/34
Второй признак подобия треуголь ников
знать формулировку и доказательство второго признака подобия треугольников; уметь применять его при решении задач
1
Комбиниро- ванный урок
П.59,60, №559, №613(б)
5/35
Третий признак подобия треуголь ников
знать формулировку и доказательство трёх признаков подобия треугольников; уметь применять их при решении задач
1
Закрепление изученного
Признаки подобия треугольников
П.59-61,вопр.5-7, №560, №510
6/36
Решение задач по теме «Подобные треугольники»
знать три признака подобия треугольников;
уметь применять их при решении задач
1
Применение знаний и умений
П.59-61,вопр.5-7, №563(б), №554
7/37
Обобщающий урок по теме «Подобные треугольники»
знать формулировку и доказательство трёх признаков подобия треугольников;
уметь применять их при решении задач, подготовиться к контрольной работе
1
Применение знаний и умений
П.59-61,вопр.5-7, №552(б,в), по карточк.
8/38
К/р №3. «Подоб- ные треугольни- ки»
проверить знания и умения учащихся по данной теме
1
Проверка и коррекция знаний и умений
9/39
Средняя линия треугольника
знать определение средней линии треугольни- ка; уметь доказывать теорему о средней линии треугольника, применять её при решении задач
1
Ознакомление с новым материалом
Признаки подобия треугольников
П.62 , №565, №566, инд.№568(б)
10/40
Решение задач по теме «Средняя ли ния треугольника
знать определение средней линии треугольни- ка, свойство медиан треугольника; уметь доказывать теорему о средней линии треугольника, применять эту теорему и свойст- во медиан при решении задач
1
Закрепление изученного
П.62, вопр.8,9, №616, №617
11/41
Пропорциональ- ные отрезки в прямоугольном треугольнике
знать теорему о подобии прямоугольных треу- гольников (задача 2) , следствие из неё; уметь применять знания при решении задач
1
Комбиниро- ванный урок
Средняя линия треугольника
П.63, вопр.10,11, №572(б,г,д)
№574(б)
12/42
Решение задач по теме «Пропорцио нальные отрезки в прямоугольном треугольнике»
знать о свойстве высоты прямоугольного треу- гольника, проведённой из вершины прямого угла, какой отрезок называется средним про- порциональным; уметь доказывать задачу 2 и следствия из неё, применять знания при решении задач
1
Применение знаний и умений
Теорема Пифагора
П.63, вопр.10,11, №576
13/43
Задачи на пост- роение. Метод подобия.
знать, в чём заключается метод подобия; уметь выполнять задачи на построение, исполь- зуя этот метод
1
Комбиниро- ванный урок
Алгоритм решения задач на построе- ние, решение простейших задач на построение
П.64(а), вопр.12, №587
14/44
Задачи на пост- роение
знать, в чём заключается метод подобия при решении задач на построение; уметь выполнять задачи по делению отрезка на пропорциональные части
1
Практикум
Теорема Фалеса
П.64, вопр.12, №585(в), №589
15/45
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоуголь- ного треуг-ка
знать определение синуса, косинуса, тангенса острого угла в прямоугольном треугольнике, основное тригонометрическое тождество; уметь использовать эти определения при ре- шении задач
Значения синуса, косинуса и тан- генса для углов 300, 450, 600
знать определение синуса, косинуса, тангенса острого угла в прямоугольном треугольнике, их значения для углов в 300, 450, 600, основное тригонометрическое тождество; уметь использовать эти определения при ре- шении задач, пользоваться таблицами Брадиса
1
Закрепление изученного
П.66,вопр.15 – 17, №595, №598
17/47
Соотношения между сторонами и углами прямоу- гольного треу- гольника
знать определение синуса, косинуса, тангенса острого угла в прямоугольном треугольнике, их значения для углов в 300, 450, 600, основное тригонометрическое тождество; уметь использовать эти определения при ре- шении задач, пользоваться таблицами Брадиса
1
Закрепление изученного
Определение sin, cos, tg острого угла в прямоугольном треугольнике
П.66 – 67,вопр.15-18, №596, инд. №602
18/48
Решение задач по теме «Подобные треугольники»
знать основные определения и теоремы темы «Подобие треугольников»;
уметь применять их при решении задач, подготовиться к контрольной работе
1
Применение знаний и умений
П.66 – 67,вопр.15-18, №603, задания по карточкам
19/49
К/р №4. «Подоб- ные треугольни- ки»
проверить знания и умения учащихся по данной теме
1
Проверка и коррекция знаний и умений
Окружность (16ч)
1/50
Взаимное распо- ложение прямой и окружности
знать возможные случаи взаимного располо- жжения прямой и окружности; уметь применять знания при решении задач
1
Лекция
Определение ок- ружности, круга, радиуса, диаметра, хорды
П.68,вопр.1 – 3, №631(б,в), №633
2/51
Касательная к окружности
знать определение касательной, свойство и признак касательной, свойство отрезков касса- тельных, проведённых из одной точки; уметь их доказывать и применять при решении задач
1
Ознакомление с новым материалом
Определение ок- ружности, круга, радиуса, диаметра, хорды
П.68,69,вопр.1 – 7, №634, №638, инд. №640
3/52
Решение задач по теме «Касатель- ная к окружности
знать, каким может быть взаимное расположе- ние прямой и окружности, свойство и признак касательной, свойство отрезков касательных, проведённых из одной точки; уметь их доказывать и применять при решении задач
1
Закрепление изученного
П.68,69,вопр.1 – 7, №636, №637
4/53
Градусная мера дуги окружности
знать, какой угол называется центральным, как определяется градусная мера дуги окружности, какая дуга называется полуокружностью; уметь использовать эти определения при решении задач
1
Комбиниро- ванный урок
Определение ок- ружности, круга, радиуса, диаметра, хорды, секущей, касательной
П.70,71, вопр.8 – 10, №650(в), №651(б)
5/54
Теорема о впи- санном угле
знать, какой угол называется вписанным, теорему о вписанном угле, следствия из этой теоремы; уметь доказывать теорему о вписанном угле, применять её при решении задач
1
Ознакомление с новым материалом
П.70,71, вопр.8 – 13, №657, №660
6/55
Решение задач по теме «Теорема о
вписанном угле»
знать, какой угол называется вписанным, какой центральным, формулировку и док-во теоремы о вписанном угле, следствия из неё; уметь применять знания при решении задач
1
Закрепление изученного
П.70,71, вопр.8 – 14, №667, №666(б), инд. №671(б)
7/56
Центральные и вписанные углы
знать определения центрального и вписанного углов, формулировку и доказательство теоремы о вписанном угле, теоремы о произведении отрезков двух пересекающихся хорд окруж-ти;
уметь применять знания при решении задач
1
Комбиниро- ванный урок
П.70,71, вопр.8 – 14, №662, №663
8/57
Свойства биссект- рисы угла
знать определения биссектрисы угла и треуголь ника, формулировку и доказательство теоремы о биссектрисе угла, обратной ей теоремы и следствия из неё; уметь применять знания при решении задач
1
Комбиниро- ванный урок
Определение биссектрисы угла и биссектрисы треугольника
П.72, №676(б), №678
9/58
Свойства сере- динного перпен- дикуляра к отрез- ку
знать определение серединного перпендику- ляра, формулировку и доказательство теоремы о серединном перпендикуляре к отрезку, следствие из неё;
уметь применять знания при решении задач
1
Закрепление изученного
П.72,вопр.15 – 19, №681, №684, №686(решение в учебнике)
10/59
Теорема о пере- сечении высот треугольника
знать определение высоты треугольника, фор- мулировку и доказательство теоремы о пере- сечении высот треугольника; уметь применять знания при решении задач
1
Ознакомление с новым материалом
П.72,73,вопр.15 – 20 , №688, №720
11/60
Вписанная окружность
знать, какая окружность называется вписанной в многоугольник, формулировку и доказатель- ство теоремы об окружности, вписанной в треугольник, свойства вписанного четырёх- угольника; уметь применять теорему и свойства при реше- нии задач
1
Ознакомление с новым материалом
Свойство касатель- ной к окружности, 4 замечательные точки окружности, свойство отрезков касательных, про- ведённых из одной точки
П.74(до замечания 2) №690, №701(2), №692(инд.)
12/61
Решение задач по теме «Вписан- ная окружность»
1
Закрепление изученного
П.74, №699, №693
13/62
Описанная окружность
знать, какая окружность называется описанной около многоугольника, формулировку и дока- зательство теоремы об окружности, описанной около треугольника, свойство вписанного четырёхугольника; уметь применять теорему и свойство при решении задач
1
Ознакомление с новым материалом
П.74,75,вопр.21-25, №703, №702(б)
14/63
Решение задач по теме «Описанная окружность»
1
Закрепление изученного
П.74,75,вопр.21-26, №711(б), №708(б)
15/64
Решение задач по теме «Окруж- ность»
знать теоретический материал по теме «Окружность», подготавливать учащихся к вы- полнению контрольной работы; уметь применять знания при решении задач
1
Применение знаний и умений
П.68 – 75,вопр. 1 – 26, №693(б), №701(з)
16/65
К/р №4. «Окружность»
проверить знания и умения учащихся по данной теме
1
Проверка и коррекция знаний и умений
Повторить стр. 98 – 110, №
Повторение. Решение задач ( 3 ч)
1 /66
Решение задач по теме « Четырёх- угольники»
знать следующий теоретический материал: параллелограмм его св-ва и признаки; трапе-ция; прямоуг-к, ромб, квадрат, их св-ва; уметь решать задачи по теме
1
Применение знаний и умений
Повторить стр. 98 – 110, №
2/67
Решение задач по теме « Четырёх- угольники»
1
Применение знаний и умений
Повторить стр. 117 – 131, №
3/68
Решение задач по теме « Площадь»
знать следующий теоретический материал: площади прямоугольника, параллелограмма треуг-ка, трапеции; теорема Пифагора; уметь решать задачи по теме
1
Применение знаний и умений
Повторить стр. 138 – 158, №
1 Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.