г. Липецк – 2014 г.
Рабочая программа по геометрии разработана на основе примерной программы основного общего образования по геометрии, авторской программы Г.М. Кузнецовой, Н.Г. Миндюк для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев в соответствии с образовательной программой МБОУ СОШ №70, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся. Программа соответствует стандарту среднего общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума образования по геометрии 8 класса.
Изменения в примерную программу не внесены.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ N 70 г. Липецка. Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (из расчёта 2 часа в неделю).
В приложении 1 к рабочей программе «Календарно – тематический план» конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков; основные виды контроля, измерители.
Эффективная учебная деятельность учащихся на занятиях, построена на типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий:
Промежуточная аттестация учащихся по итогам учебного года проводится в соответствии с локальным актом учреждения.
Оценочные и методические материалы по предмету представлены в Приложении №2 к рабочей программе.
Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники.
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Требование к уровню подготовки учащихся | Вид контроля. Измерители |
План | Факт |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. |
Повторение (2 часа) |
1 | | | Начальные геометрические сведения. Треугольники | 1 | Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 7 класса). | Теоретический опрос по конспекту 7 класса, устный опрос, самостоятельная работа |
2 | | | Параллельные прямые. Соотношение между сторонами и углами треугольника | 1 | Теоретический опрос по конспекту 7 класса, устный опрос, математический диктант |
Глава 5. Четырехугольники (13 часов) |
3 | | | Многоугольники | 1 | Знать: определение многоугольника, формулу суммы углов выпуклого многоугольника. Уметь: распознавать на чертежах многоугольники и выпуклые многоугольники, используя определение, применять формулу суммы углов выпуклого многоугольника при нахождении элементов много-угольника | |
4 | | | Параллелограмм | 2 | Знать: определение параллелограмма и его свойства, формулировки свойств и признаков параллелограмма. Уметь: распознавать на чертежах среди четырехугольников, доказывать, что данный четырехугольник является параллелограммом, выполнять чертежи по условию задачи, находить углы и стороны параллелограмма, используя свойства углов и сторон | Теоретический опрос §39-41, устный опрос, самостоятельная работа |
5 | | | Теоретический опрос §42, устный опрос, проверочная работа |
6 | | | Трапеция | 2 | Знать: определение трапеции, свойства равнобедренной трапеции. Уметь: распознавать трапецию, ее элементы, виды на чертежах, находить углы и стороны равнобедренной трапеции, используя ее свойства | Теоретический опрос §43, устный опрос, математический диктант |
7 | | | Теоретический опрос §44, устный опрос, самостоятельная работа |
8 | | | Прямоугольник | 1 | Знать: определение прямоугольника, его элементы, свойства и признаки. Уметь: распознавать на чертежах, находить стороны, используя свойства углов и диагоналей | Творческая работа |
9 | | | Ромб | 1 | Знать: определение ромба, квадрата как частных видов параллелограмма. Уметь: распознавать и изображать ромб, квадрат, находить стороны и углы, используя свойства | Теоретический опрос §45, устный опрос, проверочная работа |
10 | | | Квадрат | 1 | |
11 | | | Прямоугольник. Ромб. Квадрат | 1 | Знать: определение, свойства и признаки прямоугольника, ромба, квадрата. Уметь: выполнять чертеж по условию задачи, применять признаки при решении задач, находить стороны квадрата, если известны части сторон, используя свойства прямоугольного треугольника | Теоретический опрос §46-47, устный опрос, самостоятельная работа |
12 | | | Подготовка к контрольной работе | 1 | Уметь: применять все изученные формулы и теоремы при решении задач. | Опрос по теоретическому материалу §39-47 |
13 | | | Контрольная работа № 1 по теме: «Четырехугольники» | 1 | Уметь: предвидеть возможные последствия своих действий, обобщать и систематизировать знания по задачам повышенной сложности, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности. | Индивидуальное решение контрольных заданий |
14 | | | Теоретический зачет по теме: «Четырехугольники» | 1 | Уметь: демонстрировать теоретические и практические знания по теме, привести примеры, подобрать аргументы, сформулировать выводы. | Теоретический зачет, тест |
15 | | | Анализ контрольной работы | 1 | Уметь: объяснить характер своей ошибки, решить подобное задание и придумать свой вариант задания на данную ошибку. | Устный опрос, работа над ошибками |
Глава 6. Площадь (13 часов) |
16 | | | Площадь многоугольника | 2 | Знать: представление о способе измерения площади многоугольника, свойства площадей. Уметь: вычислять площадь квадрата | |
17 | | | Теоретический опрос §48-50, устный опрос, математический диктант |
18 | | | Площади параллелограмма | 1 | Знать: формулу вычисления площади параллелограмма Уметь: выводить формулу площади параллелограмма и находить площадь параллелограмма, используя формулу | Творческая работа |
19 | | | Площадь треугольника | 1 | Знать: формулу площади треугольника, формулировку теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Уметь: доказывать теорему о площади треугольника, вычислять площадь треугольника, используя формулу, доказывать теорему и применять ее для решения задач | Теоретический опрос §51, устный опрос, самостоятельная работа |
20 | | | Площадь трапеции | 1 | Знать: формулировку теоремы о площади трапеции и этапы ее доказательства. Уметь: находить площадь трапеции, используя формулу | Теоретический опрос §52, устный опрос, проверочная работа |
21 | | | Площади фигур | 2 | Знать и уметь: применять формулы площадей при решении задач, выводить формулы площадей параллелограмма, трапеции, треугольника Уметь: решать задачи на вычисление площадей. | Теоретический опрос §53, устный опрос, математический диктант |
22 | | | |
23 | | | Теорема Пифагора | 2 | Знать: формулировки теоремы Пифагора и ей обратной. Уметь: находить стороны треугольника, используя теорему Пифагора, доказывать и применять при решении задач теорему, обратную теореме Пифагора, выполнять чертеж по условию задачи, находить элементы треугольника, используя теорему Пифагора, определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора | |
24 | | | Теоретический опрос §54-55, устный опрос, самостоятельная работа |
25 | | | Подготовка к контрольной работе | 1 | Уметь: применять все изученные формулы и теоремы при решении задач. | Опрос по теоретическому материалу §48-55 |
26 | | | Контрольная работа № 2 по теме: «Площади плоских фигур» | 1 | Уметь: предвидеть возможные последствия своих действий, обобщать и систематизировать знания по задачам повышенной сложности, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности. | Индивидуальное решение контрольных заданий |
27 | | | Теоретический зачет по теме: «Площадь плоских фигур» | 1 | Уметь: демонстрировать теоретические и практические знания по теме, привести примеры, подобрать аргументы, сформулировать выводы. | Теоретический зачет, тест |
28 | | | Анализ контрольной работы | 1 | Уметь: объяснить характер своей ошибки, решить подобное задание и придумать свой вариант задания на данную ошибку. | Устный опрос, работа над ошибками |
Глава 7. Подобные треугольники (17 часов) |
29 | | | Определение подобных треугольников | 1 | Знать: формулировку теоремы об отношении площадей подобных треугольников, формулировку первого признака подобия треугольников, основные этапы его доказательства, формулировки второго и третьего признаков подобия треугольников. Уметь: находить отношения площадей, составлять уравнения, исходя из условия задачи, доказывать и применять при решении задач первый признак подобия треугольников, выполнять чертеж по условию задачи, проводить доказательства признаков, применять их при решении задач, доказывать подобия треугольников и находить элементы треугольника, используя признаки подобия | |
30 | | | Признаки подобия треугольников | 4 | Теоретический опрос §56-58, устный опрос, математический диктант |
31 | | | Творческая работа |
32 | | | Теоретический опрос §59-60, устный опрос, самостоятельная работа |
33 | | | Теоретический опрос §61, устный опрос, проверочная работа |
34 | | | Подготовка к контрольной работе | 1 | Уметь: применять все изученные формулы и теоремы при решении задач. | Опрос по теоретическому материалу §56-61 |
35 | | | Контрольная работа № 3 по теме: «Подобие треугольников» | 1 | Уметь: предвидеть возможные последствия своих действий, обобщать и систематизировать знания по задачам повышенной сложности, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности. | Индивидуальное решение контрольных заданий |
36 | | | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 3 | Знать: формулировку теоремы о средней линии треугольника, формулировку свойства медиан треугольника, понятие среднего пропорционального, свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла, теоремы о пропорциональности отрезков в прямоугольном треугольнике, как находить расстояние до недоступной точки. Уметь: проводить доказательство теоремы о средней линии треугольника, находить среднюю линию треугольника, находить элементы треугольника, используя свойство медианы, находить элементы прямоугольного треугольника, используя свойство высоты, использовать теоремы при решении задач, использовать подобие треугольников в измерительных работах на местности, описывать реальные ситуации на языке геометрии, строить биссектрису, высоту, медиану треугольника; угол, равный данному; прямую, параллельную данной. | |
37 | | | Теоретический опрос §62-63, устный опрос, математический диктант |
38 | | | Теоретический опрос §64-65, устный опрос, самостоятельная работа |
39 | | | Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 3 | Знать: понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника; основное тригонометрическое тождество, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45º, 60º, 90º, соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Уметь: находить значения одной из тригонометрических функций по значению другой, определять значения синуса, косинуса, тангенса по заданному значению углов, решать прямоугольные треугольники, используя определение синуса, косинуса, тангенса острого угла, выполнять чертеж по условию задачи, решать геометрические задачи с использованием тригонометрии. Знать и уметь: применять теорию подобия треугольников, соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника при решении задач. | Творческая работа |
40 | | | Теоретический опрос §66, устный опрос, математический диктант |
41 | | | Теоретический опрос §67, устный опрос, самостоятельная работа |
42 | | | Подготовка к контрольной работе | 1 | Уметь: применять все изученные формулы и теоремы при решении задач. | Опрос по теоретическому материалу §62-67 |
43 | | | Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | 1 | Уметь: предвидеть возможные последствия своих действий, обобщать и систематизировать знания по задачам повышенной сложности, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности. | Индивидуальное решение контрольных заданий |
44 | | | Теоретический зачет по темам: «Подобие треугольников» «Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | 1 | Уметь: демонстрировать теоретические и практические знания по теме, привести примеры, подобрать аргументы, сформулировать выводы. | Теоретический зачет, тест |
45 | | | Анализ контрольной работы | 1 | Уметь: объяснить характер своей ошибки, решить подобное задание и придумать свой вариант задания на данную ошибку. | Устный опрос, работа над ошибками |
Глава 8. Окружность (13 часов) |
46 | | | Касательная к окружности | 2 | Знать: случаи взаимного расположения прямой и окружности, понятие касательной, точек касания, свойство касательной и ее признак, свойства отрезков касательных, проведенных из одной точки. Уметь: определять взаимное расположение прямой и окружности, выполнять чертеж по условию задачи, доказывать теорему о свойстве касательной и ей обратную, проводить касательную к окружности, находить радиус окружности, проведенной в точку касания, по касательной и наоборот | |
47 | | | Теоретический опрос §68-69, устный опрос, математический диктант |
48 | | | Центральные и вписанные углы | 3 | Знать: понятие градусной меры дуги окружности, понятие центрального угла, определение вписанного угла, теорему о вписанном угле и следствия из нее, формулировки определений вписанного и центрального углов, теоремы об отрезках пересекающихся хорд. Уметь: решать простейшие задачи на вычисление градусной меры дуги окружности, распознавать на чертежах вписанные углы, находить величину вписанного угла, находить величину центрального и вписанного угла. Знать: формулировку теоремы о свойстве равно удаленности каждой точки биссектрисы угла и этапы ее доказательства, понятие серединного перпендикуляра, формулировку теоремы о серединном перпендикуляре. Уметь: находить элементы треугольника, используя свойство биссектрисы; доказывать и применять теорему для решения задач на нахождение элементов треугольника | Творческая работа |
49 | | | Теоретический опрос §70, устный опрос, проверочная работа |
50 | | | Теоретический опрос §71, устный опрос, самостоятельная работа |
51 | | | Четыре замечательные точки треугольник | 2 | Знать: четыре замечательные точки треугольника, формулировку теоремы о пересечении высот треугольника. Уметь: находить элементы треугольника | Творческая работа |
52 | | | Теоретический опрос §72-73, устный опрос, самостоятельная работа |
53 | | | Вписанная и описанная окружность | 2 | Знать: понятие вписанной окружности, теорему об окружности, вписанной в треугольник, теорему о свойстве описанного четырехугольника и этапы ее доказательства. Уметь: распознавать на чертежах вписанные окружности, находить элементы треугольника, используя свойства вписанной окружности, применять свойство описанного четырехугольника при решении задач, выполнять чертеж по условию задачи, проводить доказательство теоремы и применять ее при решении задач, различать на чертежах описанные окружности. | |
54 | | | Теоретический опрос §74-75, устный опрос, математический диктант |
55 | | | Подготовка к контрольной работе | 1 | Уметь: применять все изученные формулы и теоремы при решении задач. | Опрос по теоретическому материалу §68-75 |
56 | | | Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность» | 1 | Уметь: предвидеть возможные последствия своих действий, обобщать и систематизировать знания по задачам повышенной сложности, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности. | Индивидуальное решение контрольных заданий |
57 | | | Теоретический зачет по теме: «Окружность» | 1 | Уметь: демонстрировать теоретические и практические знания по теме, привести примеры, подобрать аргументы, сформулировать выводы. | Теоретический зачет, тест |
58 | | | Анализ контрольной работы | 1 | Уметь: объяснить характер своей ошибки, решить подобное задание и придумать свой вариант задания на данную ошибку. | Устный опрос, работа над ошибками |
Итоговое повторение (5 часов) |
59 | | | Четырехугольники. Площадь | 1 | Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 8 класса). | Теоретический опрос §39-55, устный опрос, самостоятельная работа |
60 | | | Подобные треугольники. Окружность | 1 | Теоретический опрос §56-75, устный опрос, математический диктант |
61 | | | Подготовка к контрольной работе | 1 | Уметь: применять все изученные формулы и теоремы при решении задач. | Опрос по теоретическому материалу 8 класса |
62 | | | Промежуточная аттестация | 1 | Уметь: предвидеть возможные последствия своих действий, обобщать и систематизировать знания по задачам повышенной сложности, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности. | Индивидуальное решение контрольных заданий |
63 | | | Анализ контрольной работы | 1 | Уметь: объяснить характер своей ошибки, решить подобное задание и придумать свой вариант задания на данную ошибку. | Устный опрос, работа над ошибками |
64-70 | | | Резерв | 7 | | |